Подборки14 мин.

Король не умер, да здравствует король: Лучшие фильмы про Элвиса Пресли

Все знают Элвиса Пресли, только его феномен до сих пор остается загадкой, и в самой его недолгой жизни больше вопросов, чем ответов. Почему именно его версии чужих песен (главным образом, черных авторов) стали хитами, а первое поколение зрителей при одном виде Короля впадало в религиозно-эротический экстаз? Зачем в течение стольких лет певец доверял личному менеджеру, хотя тот его буквально обкрадывал и подсадил на наркотики? И что же произошло на самом деле в день, когда Элвис умер? Десятилетия спустя все эти вопросы еще занимают кинематографистов, которые продолжают создавать свои версии жизни известного певца. Ко дню памяти бессмертного короля рок-н-ролла собрали 10 лучших фильмов про Элвиса Пресли, охватывающих разные грани его биографии.

А также предлагаем еще десятку художественных фильмов о певцах и певицах и подборку фильмов о Викторе Цое.

Элвис

Рейтинг: 7.2IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Биографии, Музыкальное
1979, 168 мин
США, 18+
Режиссер: Джон КарпентерГлавные роли: Курт Рассел, Шелли Уинтерс, Бинг Расселл, Роберт Грэй, Сизон Хабли, Пэт Хингл

Первый художественный фильм про Элвиса Пресли был снят буквально через два года после его смерти. Это история, основанная на реальных событиях: после десятилетнего затворничества Элвис готовится совершить возвращение на большую сцену, а перед самым концертом неизвестный пытается его отговорить по телефону — якобы во время выступления певца застрелят. По телевизору диктор в преддверии концерта задается ехидным вопросом: «Но нужен ли кому-то сегодня рок-н-ролл?». Пресли достает револьвер, стреляет в экран и отправляется «по волнам своей памяти» — как из простого парня с Юга он стал великим артистом. В итоге герой всё же решается выйти на сцену и спеть Blue Suede Shoes, и его возвращение оборачивается не гибелью, но триумфом!

После успеха хоррора «Хэллоуин» (1978) Джону Карпентеру предложили снять для телевидения масштабную биографию Элвиса Пресли. Карпентер в свою очередь хотел отдохнуть после слэшера и поработать с драматическими актерами. Но он не учел, что при работе с большой группой действовать необходимо быстро. И съемки для режиссера стали похожи на гонку, когда участники за месяц побывали в доброй сотне локаций, переезжая по несколько раз на дню. А в результате у выжатого как лимон Карпентера не оказалось прав даже на режиссерский монтаж картины и финальную озвучку. Он счел фильм своей творческой неудачей, несмотря на то, что картина собрала приличную кассу и даже была номинирована на «Золотой глобус». Также здесь Карпентер первый раз снял Курта Рассела, которому еще в 12 лет удалось сыграть в одном из фильмов с Элвисом Пресли («Это случилось на Всемирной выставке»). Позже актер снова вернется к образу Короля рок-н-ролла. Он сыграет двойника Элвиса в картине «3000 миль до Грейслэнда», а также самого Короля в картине «Форрест Гамп», где именно маленький Форрест подсказывает певцу идею знаменитой элвисовской «пляски бедер».

Элвис и я

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Биографии, Музыкальное
1988, 240
США, 18+
Режиссер: Ларри ПирсГлавные роли: Сьюзэн Уолтерс, Дэйл Мидкифф, Линда Миллер, Джон Сайфер, Билли Грин Буш, Энн Хейни

Автобиографическая книга бывшей супруги Элвиса вышла в 1985-м, а через три года была переработана в художественный фильм. На главные роли пригласили дебютантов в большом кино — Сьюзэн Уолтерс и Дэйла Мидкиффа. Их лица еще не примелькались зрителям, и артисты смогли при внешней несхожести очень органично воссоздать жизнь звездной пары. Фабула красивой истории проста и напоминает о сказке. Это фильм о принцессе Присцилле, которая отправляется в замок (Грейсленд) вслед за Королем рок-н-ролла. Но в конце, увы, не будет про «жили они долго и счастливо», ведь в какой-то момент Элвису и Присцилле суждено расстаться. Этот период тоже будет затронут в фильме, как и отсутствующая у Карпентера судьба «толстого» Элвиса в последние четыре года его жизни после разрыва с супругой.

В сентябре же этого, 2023, года в Венеции состоится премьера новой киноадаптации мемуаров, написанных миссис Пресли, — в постановке Софии Копполы. Режиссерка вспоминает, что автобиография Присциллы в молодости была одной из ее любимых книг, а пару лет назад София случайно снова наткнулась на нее, перечитала и вдохновилась на фильм. По задумке Копполы, все возрасты Присциллы должна сыграть одна актриса. Режиссерка выбрала на эту роль Кейли Спэни, для которой картина станет первой главной ролью. Что же касается Элвиса, Коппола была совершенно уверена, что подобрать похожего на Пресли человека будет невозможно. Но когда на кастинг пришел Джейкоб Элорди, она поняла, что тот обладает не меньшим романтическим магнетизмом, чем был у самого Короля. Присцилла Пресли, будучи исполнительным продюсером картины, посмотрела кастинг и с воодушевлением одобрила выбор актеров. Какой получилась сказка на этот раз — увидим уже осенью.

Это Элвис

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.6
Жанры: Документальное, Биографии, Музыкальное
1981, 144
США, 18+
Режиссер: Малкольм Лео, Эндрю СолтГлавные роли: Дэвид Скотт, Лоуренс Коллер, Ронда Лин, Дэбби Эдж, Фьюрри Льюис, Лиз Робинсон

Этот документальный фильм о том, как скучные старики пытались запрещать песни Элвиса Пресли, чтобы белый человек и его дети не «опустились до уровня негра». Но все-таки Элвису удалось сломать эти расистские убеждения. Фильм представляет очень подробное описание жизни Пресли, где создатели по-максимуму постарались отобразить события жизни короля рок-н-ролла от юности до зрелости. Картина была показана вне конкурса на Каннском фестивале, а в 2007 году была выпущена на DVD с ранее не вошедшими материалами. Вышла трехчасовая художественная версия о том, как простой работяга с любовью к музыке стал всемирно известным.

Картина сделана с типичным для докудрамы отстранением. Закадровый голос певца Рэла Доннера (тембром очень похожего на Пресли) комментирует, расширяет и поясняет события, пока условный Элвис причесывается перед зеркалом. В фильме показано четыре возраста короля и, соответственно, четыре раза меняются актеры. И то, как настоящий Элвис с кинохроники будет взаимодействовать с актерами, представляет собой отдельный сюжет фильма, благодаря изобретательной работе режиссеров с архивными кадрами.

«Будь ты черный или белый, старый или молодой, деревенщина или городской фрик, из Лондона, Мемфиса или Москвы — Элвис Пресли всегда будет королем рок-н-ролла!» ― Кудрявый хиппи делится своими соображениями, почему вместе с тысячами других людей он сегодня здесь, на бульваре Пресли в Мемфисе. Возле особняка Элвиса столпотворение: люди пришли проститься с легендой. Девушки падают в обморок от давки и переполняющего их горя, их увозят на скорой… Вся эта сцена ― действительно ли она выглядела так, а слова черноволосого юнца прозвучали тогда, в день смерти? Или же мы видим умелую инсценировку, как и в многих кадрах этой докудрамы?

Элвис ’56

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Документальное, Биографии, Музыкальное
1987, 61
США, 18+
Режиссер: Алан Рэймонд, Сьюзэн РэймондГлавные роли: Левон Хельм, Элвис Пресли, Стив Аллен, Милтон Берл, Билл Блэк, Хью Джарретт

«Ранние годы и стремительный взлет карьеры рок-н-рольной легенды!» — так гласит слоган документального фильма. Музыкант Левон Хелм (из группы Боба Дилана The Band) рассказывает о времени, когда появился рок-н-ролл и весь мир стал петь вслед за Элвисом Пресли That’s All Right, mama! («Всё в порядке, мама!»). Мы следуем за Элвисом по 1956-му, самому напряженному году его достижений. Он уже записал хит «Отель разбитых сердец» и готовится представить его на телевидении. В январе—феврале 1956 года Элвис четыре недели подряд появляется на шоу братьев Дорси. Продюсер теряющего популярность телешоу согласился включить в программу малоизвестного исполнителя потому, что его гонорар составлял всего тысячу долларов. Но, увидев фотографию музыканта, он произнес пророческую фразу: «Да это же Марлон Брандо с гитарой!», — имея в виду самого популярного молодого актера в Голливуде.

После шоу братьев Дорси Пресли появляется в шоу Милтона Берла, где исполняет хит черной певицы «Большой Мамы» Торнтон Hound Dog и впервые демонстрирует свой знаменитый танец от бедра. За это Элвису дали забавное прозвище Pelvis, что в переводе с английского означает «тазобедренный». Это выступление повергает телезрителей в шок, и на почту телеканала обрушивается поток негодования «неравнодушных граждан», который резюмирует репортер газеты «Дейли ньюс»: «В музыкальном отношении Элвис был ужасен, но зато так бодро вихлял бедрами! Его выступление было вульгарным, пропитанным намеками, место которым в борделе!». Выступление на следующем шоу у Стива Аллена оказывается под угрозой срыва, и тогда Элвиса одевают в смокинг с белыми перчатками, чтобы показать всем, что на самом деле он никакой не хулиган, а вполне приличный молодой человек. Песню он поет для настоящей ищейки — собаки породы бассет хаунд, одетой в точно такой же смокинг. А когда он все-таки решается вновь исполнить свой танец на шоу Эда Салливана, операторам строго-настрого запрещают снимать певца ниже пояса. Фильм содержит и много других редких кадров, фотографий и живых выступлений, снятых в тот прорывной год, когда Элвис стал не просто звездой, подающей надежду, а настоящим музыкальным явлением.

Элвис. Ранние годы

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Биографии, Музыкальное
2005, 165
США, Германия, 12+
Режиссер: Джеймс Стивен СэдвиджГлавные роли: Джонатан Риз Майерс, Роуз МакГоун, Рэнди Куэйд, Тим Гини, Антония Бернат, Джек Ноузуорти

В 2005-м телеканал CBS выпустил трехчасовой сериал о ранних годах жизни Элвиса Пресли вплоть до его триумфального возвращения на сцену в 1969 году. Казалось бы, что может прибавить новое поколение актеров к классическому уже образу Курта Рассела, который проделал колоссальную работу в картине Карпентера? На главную роль претендовали более 300 актеров, а досталась она Джонатану-Риз Майерсу. В результате он получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в телефильме. И это был действительно удачный выбор для роли молодого Элвиса, не считая даже внешней схожести: сочетание голоса и акцента, ухмылка и поднятие губ, поза и движения бедер ― идеальное попадание в образ.

В сериале Элвис показан таким, каким фанаты предпочитают его помнить, — вне творческих кризисов и зависимостей. Впрочем, ближе к кульминации проясняется, что «что-то идет не так» и у Короля есть небольшие проблемы. В основном, конечно, история эта о том, каким Пресли был молодым и наивным. Как он обожал свою музыку и свою мать и как сильно был предан своему менеджеру «Полковнику» Тому Паркеру (великолепная роль Рэнди Куэйда), а тот мешал Элвису развиваться в музыкальном и творческом плане с этим конвейерным контрактом на производство фильмов, где певец исполнял совершенно неинтересные и однотипные роли.

Между Богом и Элвисом

God is the Bigger Elvis
IMDb: 6.9
Жанры: Документальное, Короткий метр
2011, 36 мин
США, 18+
Режиссер: Ребекка КаммисаГлавные роли: Элвис Пресли, Долорес Харт

Это фильм о девушке, которая впервые на экране поцеловала Элвиса Пресли. В 1957 году актриса Долорес Харт прошла пробы в первый байопик Элвиса «Любить тебя», который рассказывал о начале творческого пути молодой звезды, с участием его родителей Вернона и Глэдис (когда мама умерла, певец больше никогда не пересматривал этот фильм). Через два года Долорес Харт снова снялась в картине с Элвисом Пресли — в «Кинг Креоле», где, по его собственному мнению, он сыграл свою лучшую роль.

Долорес Харт выросла в католической религиозной семье, но ее дед был киномехаником, и от него девочке передалась страсть к кино. Когда же она побывала по другую сторону экрана, то на пике карьеры внезапно объявила об уходе из кинематографа. Долорес стала римско-католической монахиней, сестрой в бенедиктинском аббатстве. В 2012 году документальная короткая картина «Между Богом и Элвисом» была номинирована на «Оскар», и Долорес Харт прошлась по ковровой дорожке впервые с 1959 года. Она прибыла на церемонию с миссией распространить информацию о редкой неврологический болезни, которой страдают множество людей по всему миру, в том числе и она сама. А через год после выхода фильма Долорес напишет автобиографическую книгу о том, как вместо экранного романа с героем Элвиса Пресли решила посвятить свою жизнь служению Господу. И поняла, что все-таки Бог — лучше Короля.

Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».

Элвис Пресли. Во власти рока

Жанр: Документальное
2005, 45
Россия, 18+
Режиссер: Фуад ШабановГлавные роли: Николай Иванов

Российский документальный фильм Фуада Шабанова был показан в новогодние праздники в 2005-м к семидесятилетию музыканта. Он начинается с известия о смерти артиста, ошеломившего весь мир утром 16 августа 1977 года. В Грейсленде, как мы знаем, случилось столпотворение, по городу даже приспустили в трауре национальные флаги. Президент Джимми Картер выступил по телевизору с заявлением: «Смерть Элвиса Пресли лишила нашу страну частички самой себя. Он был уникален и незаменим. Его музыка и личность, сочетающие в себе стили белого кантри и черного ритм-н-блюза, навсегда изменили лицо американской поп-культуры». Он был для людей всего мира символом жизненной силы, мятежности и хорошего настроения своей страны. Страна не помнила такого национального траура по артисту почти полвека, со смерти знаменитого танцора и актера Рудольфа Валентино. Актера, при виде которого падали в обморок бабушки первых фанаток Элвиса. Рудольф не стал певцом, ведь кино преодолело эту немоту лишь спустя несколько лет после его смерти. По легенде, последние цветы на могилу Валентино принесли в год, когда Пресли записал свою первую песню. И день похорон каждого из них фанаты потребовали сделать днем национального траура.

Однако создателей отечественной картины скорее интересуют различные версии гибели кумира поколения рок-н-ролла. О них расскажет неподражаемый закадровый голос, знакомый миллионам телезрителей благодаря документальному сериалу «Криминальная Россия». На экране же визуальный салат, в котором кадры из выступлений Элвиса Пресли 1970 года и более старые съемки лихо перемешиваются с обесцвеченными фрагментами фильма Вима Вендерса «Токио-Га», где показан фестиваль двойников Элвиса. Всё это промазывается постановочными кадрами, снятыми наспех в каких-то московских квартирах или просто в городской больнице с плохими актерами в главных ролях. Главной интригой фильма и его лейтмотивом стали результаты вскрытия певца, которые многие годы утаивала его семья. В фильме рассматривается и легенда, согласно которой вместо Элвиса похоронили восковую фигуру, а сам он взял под мышку богословские книги (которыми всерьез увлекался) и уехал в аэропорт. Там он дал автограф случайно вычислившему его попутчику, а потом сел в самолет и улетел в отшельничество, где тихо изучал духовную литературу вплоть до настоящей смерти. Авторы передачи, похоже, верят в эту версию и пытаются убедить нас, что все-таки Элвису удалось вырваться из самоуничтожающего круговорота жизни, в которую втянул рок-идола шоу-бизнес, и избежать роковой расплаты за популярность, когда очередная музыкальная революция обязательно свергает королей с музыкального трона.

Элвис Пресли: Последние сутки

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Документальное
2005, 55
Великобритания, 18+
Режиссер: Майк ПаркинсонГлавные роли: Элвис Пресли

Фильм на канале «Россия» был словно рабочим тизером к картине, снятой в Великобритании к юбилею Короля. Она рассказывает о последнем дне жизни героя. Фильм снят в уже устоявшемся к тому времени жанре «рокьюментари». Авторы берут интервью у членов «мемфисской мафии», как называли близкое окружение семьи Элвиса. На съемках фильма Ларри Геллер, Джо Эспозито, Билли Смит, Ламар Файк, Джерри Шиллинг, Сонни Уэст впервые встречаются вместе после трагической смерти их друга и босса. Его телохранители, парикмахер, духовный наставник и остальные поочередно вспоминают его харизму, любовь, привычки в еде, одержимость наркотиками, сексом и рок-н-роллом. Они рассказывают свои версии, реконструируя события 16 августа 1977 года, когда Пресли окончательно «покинул здание». Большая часть вины за кончину Короля будет возложена на печально известного менеджера «Полковника» Тома Паркера, чья страсть к азартным играм заставляла его выжимать из Элвиса всё больше сил и денег. Но и сам Пресли в этих воспоминаниях наконец-то не идеализирован. Зрители увидят иного Короля: уставшего, раздражительного, с наркотической зависимостью. Жестко, но справедливо.

Элвис и Никсон

Elvis & Nixon
Рейтинг: 6.7IMDb: 6.4
Жанры: Комедии, Историческое
2016, 82 мин
США, 18+
Режиссер: Лиза ДжонсонГлавные роли: Кевин Спейси, Майкл Шеннон, Алекс Петтифер, Джонни Ноксвил, Колин Хэнкс, Эван Питерс

Однажды Пресли написал президенту Никсону письмо: «Я глубоко изучил злоупотребление наркотиками и коммунистические методы промывания мозгов, нахожусь прямо в центре всей этой индустрии и хочу приносить максимальную пользу стране». Президент, который едва знал, кто такой Элвис, совершенно не понял, зачем ему нужна эта встреча, но все-таки согласился принять певца в Овальном кабинете Белого дома.

Фото, где президент Ричард Никсон пожимает руку Элвису Пресли, стало самой часто запрашиваемой единицей в национальном архиве США. Однако стенограммы этой встречи не сохранилось, и дословно неизвестно, о чём именно они говорили. Единственный сотрудник, который стал свидетелем обмена мнениями между Элвисом и Никсоном в Овальном кабинете, — помощник президента Бад Крог. Позже он напишет заметки о встрече, где законспектирует основные пункты их разговора. Например, «Элвис сказал президенту, что он хочет помочь молодым людям прекратить употреблять наркотики». Сам Король к этому времени давно и плотно сидит на таблетках и пользуется услугами доктора Ника, который делает ему инъекции петидина. Что это было — наивный жест самоутверждения для угасающей карьеры или же отчаянная попытка Элвиса осознать зависимость и вырваться из наркотического плена?

Комедию о встрече президента и Короля, основанную на фотографическом факте, снял в 1997 году канадский режиссер Алан Аркуш. Почти через 20 лет на основе этого фильма вышел ремейк режиссерки Лизы Джонсон. Отсутствие стенограммы позволяет быть вольными в диалогах и выстроить характеры Элвиса и Никсона максимально свободно. Главные роли в новом фильме блистательно исполняют Майкл Шеннон и Кевин Спейси. Внешне они почти не похожи на прототипов, и это помогает им раскрыть персонажей, просто используя предметы и атрибуты. Пресли появился перед строгим президентом в расклешенном комбинезоне, с большой золотой пряжкой на ремне и в солнцезащитных очках. Он почти сразу нарушил все традиции и протокол, превращая разговор с Никсоном в фарс с распитием лимонада и поеданием шоколадных леденцов.

Сближение Короля и президента произойдет, когда Элвис представит ему подарок: кольт 45-го калибра из личной коллекции. А потом, к большому удивлению президента, обрушится с гневной тирадой на «Битлов», которые приехали сюда зарабатывать деньги, а потом уехали и посмели критиковать войну во Вьетнаме. Услышав такое, Леннон и Харрисон точно обиделись бы. Ведь еще совсем недавно они были большими гостями в Грейсленде и так прекрасно пообщались со своим кумиром. Вскоре карьеры Никсона и Пресли стремительно обрушатся, почти одновременно. Значок специального агента станет еще одним в коллекции почетных должностей Короля. Тем не менее эта встреча оказалась способной вылиться в блестящую постмодернистскую комедию.

Элвис

Рейтинг: 7.2IMDb: 7.3
Жанры: Биографии, Музыкальное, Драмы
2022, 159 мин
США, Австралия, 12+
Режиссер: Баз ЛурманГлавные роли: Остин Батлер, Том Хэнкс, Оливия ДеДжонг, Хелен Томсон, Ричард Роксбург, Келвин Харрисон мл.

Последняя на сегодняшний день попытка воплощения образа Элвиса Пресли находилась в разработке почти четверть века. Консультантом картины на первых этапах был Том Паркер, одиозный музыкальный менеджер, много лет работавший с Элвисом и получавший большую часть его прибыли, которую потом спускал в казино, где выступал его подопечный. Вспыхнувший после смерти Пресли конфликт менеджера с семьей артиста станет основой для сценария, написанного уже после смерти Полковника Паркера в 1997 году. Фактически это байопик скорее не об Элвисе Пресли, но о его директоре, прохиндее и великом комбинаторе, вместе с тем искренне любящем своего подопечного. Когда фильм наконец-то запустили в производство, режиссером стал Баз Лурман. Он пригласил на роли Элвиса и Паркера, соответственно, Остина Батлера и Тома Хэнкса. Во время съемок Хэнкс, который коллекционирует пишущие машинки, подарил одну Батлеру, а к машинке прилагалось письмо, написанное Элвису Полковником. Актеры переписывались некоторое время от лица своих персонажей, чтобы лучше вжиться в роли. Возможно, когда-то эта переписка будет опубликована.

Съемки также столкнулись с трудностями. На сей раз связанными с пандемией, когда сначала болели актеры, потом конфликтовали их расписания, а выход готового фильма в кинотеатрах задержался почти на год до снятия ковидных ограничений. Мировая премьера состоялась в 2022 году в Каннах, где зрители устроили фильму овацию на двенадцать минут. Позже Лурман сказал о возможном выпуске в прокат четырехчасовой версии фильма, где будут, в частности, вырезанные сцены встречи Никсона с Элвисом, а также рассказ о взаимоотношениях Пресли с его первой девушкой Дикси. Фильм ждал успех в прокате, сделавший его второй самой прибыльной музыкальной биографией после «Богемской рапсодии».