Кино бурлящих лет: Зарубежные фильмы 1960-х
В 1960-е стремительно менялось всё: музыка, мода, общественные отношения. Порой кино стремилось запечатлеть эту современность, и тогда возникали явления вроде французской «новой волны». Итальянцы, устав от неореализма, занимаются эстетизацией жанрового кино, создавая уникальные стилевые явления: джалло и спагетти-вестерны. А Голливуд только к концу десятилетия решился впустить в себя свежую кровь, начав выдавать совершенно новые хиты. Собрали для вас далеко не полный список шедевров зарубежного кино 1960-х годов. А если вы любите зарубежное кино, предлагаем вам посмотреть подборку лучших фильмов 2022 года, снятых за границей.
«Сладкая жизнь» стала ключевым фильмом в истории итальянского кино, показав, что новое десятилетие уже не будет продолжать отжившие традиции неореализма. Послевоенная Италия изменилась до неузнаваемости, Рим восстал из руин и теперь кипит своей богемной жизнью. И картина Феллини — одновременно слепок хаотичной реальности тех лет и внутренне выверенное произведение (гепталогия, подобная «Семи смертным грехам» Босха) с прологом, эпилогом и интермедиями. В 1960 году на фестивале в Каннах единогласным решением жюри «Сладкая жизнь» была удостоена «Золотой пальмовой ветви».
Над городом летят вертолеты. Один несет гигантскую статую Христа Спасителя, на борту соседнего ― журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни) и его фотограф Папараццо (Вальтер Сантессо). Главный герой — популярный автор бульварной хроники, который купается в лучах славы и богемных удовольствиях. Он ― порождение зародившейся в прошлом десятилетии и расцветшей сейчас пышным цветом поп-культуры Рима. Этой ночью Рубини познакомится со скучающей богатой светской львицей Маддаленой (Анук Эме), проведет с ней ночь, а под утро дома обнаружит свою невесту Эмму, наглотавшуюся таблеток. Он везет ее в больницу и клянется в вечной любви, а потом тайком звонит новой любовнице. На следующий день Марчелло едет в аэропорт на встречу с кинозвездой Сильвией (Анита Экберг) и ночь проводит уже с ней, гуляя по римским переулкам и купаясь в барочном фонтане Треви. Но несмотря на всю беспечность этой жизни, в глубине души Марчелло страшно разочарован и не оставляет мечту когда-нибудь стать серьезным писателем.
Следующий фильм Феллини и Мастроянни «Восемь с половиной» (1962) станет одной из самых причудливых и новаторских картин в богатых на эксперименты 1960-х. Это история кинорежиссера Гуидо, который испытывает творческий кризис и никак не может придумать, о чем же будет его следующая картина, хотя подготовка к съемкам уже вовсю кипит. Он мучительно пытается разобраться в женщинах, которые окружают или когда-то окружали его в жизни. Интересно, что продюсеры первоначально настаивали на том, чтобы главную роль в «Сладкой жизни» сыграл Пол Ньюман, но Феллини убедил их, что ему нужен именно Мастроянни. Вслед за «Сладкой жизнью» они создают наполненную причудливыми видениями и персонажами картину, существующую между сном, воспоминаниями о детстве и психоаналитическими образами автора. Фильм получил название от порядкового номера в фильмографии Феллини ― и это одновременно исповедь и концептуальный мюзикл. С одной стороны, он утверждает главенствующую роль автора-режиссера в картине, а с другой ― заигрывает с репутацией «скандального» художника, которым стал Феллини после кратковременного запрета «Сладкой жизни», якобы за аморальность.
Одри Хепберн с собранными в пучок волосами и длинным мундштуком в руке считается одним из самых запоминающихся образов американского кино первой половины десятилетия. Ее героиня ― эксцентричная прожигательница жизни из Нью-Йорка Холли Голайтли, которая убегает от назойливых ухажеров через окно, грезит ювелирными украшениями из бутика «Тиффани» и мечтает выйти замуж за богача, который будет ее содержать. Девушка намеренно не дает кличку безымянному коту, ведь еще не нашла своего места в жизни и «гуляет сама по себе», так же как он. Всё это она рассказывает своему новому соседу по квартире Полу, который начинает заботиться об этой легкомысленной девчонке, и постепенно они сближаются. Тут Холли с большим недовольством вдруг замечает, что влюбилась.
Когда драматург Джордж Аксельрод писал адаптацию романа Трумена Капоте «Завтрак у Тиффани», то видел в этой роли Мэрилин Монро, мечтая повторить успех десятилетней давности с «Зудом седьмого года». Но студия приглашать Монро отказалась ― в Paramount опасались работать с ней из-за возрастающих проблем с алкоголем и барбитуратами, которые сопровождались срывами съемок. В результате за роль Холли Голайтли Одри Хепберн получила четвертую в карьере номинацию на «Оскар» и признавалась, что работа на долгие годы стала самой сложной в ее карьере, ведь она требовала совершенно другого темперамента, нежели был у Хепберн. Аксельрод тоже номинировался на «Оскар», однако выиграть у «Нюрнбергского процесса» в том году было невозможно. Но благодаря «Завтраку у Тиффани» сценарист стал самым успешным и высокооплачиваемым драматургом Голливуда своей эры.
Жан-Люк Годар хотел сделать репортаж о молодежи и парижском климате накануне выборов декабря 1965 года, когда относительно молодой Франсуа Миттеран по итогам затяжной битвы в два тура президентских выборов все-таки проиграл старику генералу де Голлю. Вдохновляясь картинами Жана Руша «Хроника одного лета» (1961) и Криса Маркера «Прекрасный май» (1963), Годар приступил к съемкам этой картины, как обычно, не имея сценария. У него был блокнот с записями, красивая девушка в главной роли и репутация блестящего режиссера-импровизатора.
На главные роли он пригласил восходящую поп-звезду Шанталь Гойя и «беспокойное дитя „новой волны“» Жан-Пьера Лео, который подрос, отошел от влияния Трюффо и решил работать с режиссерами-радикалами вроде Пазолини или Жана Эсташа. У Годара получилась современная интерпретация двух новелл Ги де Мопассана о том, как однажды встретились в кафе двое молодых людей ― Поль и Мадлен. «Этот фильм мог бы называться „Дети Маркса и кока-колы“», как назойливо перебивает фильм один из множества интертитров. Другой титр обыгрывает цитату из экзистенциалиста Мерло-Понти: «У философа и кинорежиссера общее то, что у них особый образ существования и взгляд на мир». И Годар пытается философствовать с помощью камеры. Он берет интервью у актеров прямо на съемочной площадке, расспрашивая тех о своих персонажах, активно использует скрытую камеру, а главный герой, работая уличным социологом, выходит на улицу и общается с прохожими. Окружающий мир полон вспышек жестокости. Протестующий против войны во Вьетнаме радикал может совершить самосожжение посреди улицы. Мужчина внезапно бьет свою жену в кафе, а потом угрожает Полю ножом и вонзает лезвие в себя. Или двое обитателей парижских трущоб, которые расстреливают друг друга прямо в ночном поезде метро. По итогам из всех этих разрозненных кусков Годару удалось составить яркий драматический портрет современной молодежи, который в том году получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. А по тому, как сложились творческие судьбы актерского дуэта годы спустя, можно понять, кто же был в итоге ребенком Маркса, а кто ― кока-колы.
Нора Дэвис (Летиция Роман) прилетает в Рим, чтобы навестить пожилую больную тетю, умирающую буквально у нее на руках. Когда девушка идет в больницу уведомить доктора, ее грабят и насилуют неподалеку от знаменитой Испанской лестницы. Очнувшись, героиня видит еще одну женщину, из спины которой убийца вытаскивает нож. Но полиция считает, что это галлюцинация, ведь труп так и не нашли. На похоронах Нора знакомится с подругой тети, которая приглашает девушку пожить в ее доме на время отъезда. В гостях Нора натыкается на газетные вырезки, которые рассказывают о таинственном Алфавитном убийце, выбирающем жертвы исходя из первой буквы фамилии. Героиня понимает, что она может быть следующей в списке. И тут в комнате раздается телефонный звонок.
Через десять лет после выхода этот триллер назовут первым фильмом в стиле джалло. Режиссер Марио Бава перед съемками взял отпуск и обложился книгами из серии Il Giallo Mondadori ― дешевыми детективами в желтых обложках, полными кровавых подробностей преступлений. Один из этих джалло-детективов и читает Нора, когда незнакомец в самолете протягивает ей сигарету с «травкой». После чего ее жизнь превращается в сюжет книги, а жанр обретает имя. На следующий год фильмом «Шесть женщин для убийцы» Бава окончательно заложит основы жанра, полного и жути, и иронии, а через десяток лет эксперимент назовут одним из самых интересных явлений итальянского кино тех лет. Кстати, по злой иронии к тому времени в Америке действительно появится маньяк по прозвищу Алфавитный убийца.
Мэрион Крэйн (Джанет Ли) хочет выйти замуж, но ее жених весь в долгах. Тогда она крадет доверенные ей в офисе 40 тысяч долларов и отправляется в Калифорнию. По пути героиня решает переночевать в мотеле, владелец которого, учтивый Норман Бейтс (Энтони Перкинс), страдает от нападок своей деспотичной мамаши. В номере девушка решает всё же вернуть хозяину украденные деньги, но, когда принимает душ перед обратной дорогой, на нее нападает мать Бейтса и закалывает ножом. Вскоре в поисках пропавшей девушки в мотеле появляется частный детектив Арбогаст, только и ему не суждено ничего разгадать в этой тайне. Тогда за дело берутся сестра секретарши-беглянки (Вера Майлз) и жених (Джон Гэвин). Ответ на их изыскания превзойдет самые смелые ожидания тогдашнего зрителя.
Руководители Paramount не согласились поддержать новый проект Хичкока, и тот решил работать самостоятельно с маленькой и мобильной съемочной группой собственного телесериала «Альфред Хичкок представляет». Конечно, самая знаменитая сцена фильма — это убийство в душе, где в кульминационных сорока секундах было использовано более шестидесяти монтажных склеек. А музыка Бернарда Херрманна смогла выжать максимум устрашающего визга из струнного ансамбля. Конечно же, цензоры тут же ополчились на эту сцену, разглядев то рассекающий плоть нож, то обнаженную грудь актрисы. Хичкок обещал переделать, приносил на другой день тот же самый вариант, и никто уже не находил ничего запрещенного. Весь эффект от убийства строился благодаря воображению зрителя. А когда фильм вышел, Хичкок ввел в кинотеатрах политику: категорически запрещено пускать в зал опоздавших, когда картина уже началась. Поначалу владельцы кинотеатров протестовали, но когда увидели огромные очереди, ожидающие начала следующего сеанса, согласились. Лента имела оглушительный успех и стала самым кассовым проектом Хичкока.
Хотя спагетти-вестерны берут начало в фильмах Серджио Леоне, именно Джанго стал первым героем, чье имя будет накрепко связано с жанром. Молчаливый янки, пришедший в город негодяев, он тащит по улице гроб на колесиках, в котором покоится пулемет митральеза. Когда Джанго будет угрожать опасность, митральеза восстанет из гроба, чтобы постоять за хозяина и отправить обидчиков прямо в ад. Этот образ комедийный режиссер Серджио Корбуччи увидел в журнале карикатур, который купил как-то в киоске в ожидании поезда.
Пулеметчик Джанго (Франко Неро) принес в город справедливость, хотя бы на экраны кинотеатров. Зрители простили Корбуччи всё: недостаточность грации Клинта Иствуда у Неро, отсутствие авторского стиля в режиссуре гиперактивного и всеядного Корбуччи. В финальной битве Корбуччи переломал своему герою пальцы, и тем не менее перебинтованными руками Джанго смог открутить курок и расстрелять врагов, оперев пистолет о могильный крест. Даже без рук он был великим стрелком! Фильм, несмотря на славу самого жестокого вестерна в Европе, имел оглушительный успех. Корбуччи впредь снимет еще множество спагетти-вестернов, один изобретательнее другого. А именем Джанго озаглавят три десятка продолжений, даже если их героя будут звать совсем по-другому.
Одним из таких фильмов станет «Джанго, стреляй…», который через год поставит дебютант Джулио Квести. Здесь два индейца вытаскивают из братской могилы полуживого ковбоя и буквально возвращают его с того света. И эта история о Джанго станет самой кровавой в истории. Балансируя на грани с фильмом ужасов, где главного героя распнут и будут пытать… летучими мышами-вампирами!
Картину подвергли цензуре и перемонтировали, удалив или сократив особо жестокие сцены, например скальпирование. Но эти сокращения и скандал, безусловно, только усилили популярность фильма. На афишах он шел под слоганом: «Категорически запрещенный для несовершеннолетних, поскольку представляет собой галлюцинаторный эксперимент, граничащий с запретным. Учитывая жестокий реализм сцен, не рекомендуется особо впечатлительным!» Это был успех, а режиссер объяснил свою тягу к экранному насилию его реальным опытом участника итальянского Сопротивления: «Я хотел рассказать о своем опыте партизанской войны в горах, когда мне было восемнадцать. Я бы не осмелился снимать фильм о Сопротивлении, поэтому я обратился к символизму вестерна!»
Независимый фильм ужасов, снятый Джорджем А. Ромеро в партизанских условиях в небольшом городке Пенсильвании при участии друзей режиссера и местных жителей. При своем бюджете в 100 тысяч картина собрала более 30 миллионов долларов в мировом прокате, что сделало ее одной из самых прибыльных в отношении к затратам. Кроме того, «Ночь» стала культовым фильмом, породив множество продолжений и ремейков. Собственно, вселенной «Мертвецов» авторства Ромеро и Джона Руссо обязан весь жанр зомби-хоррора каким мы его знаем (и любим).
Излучение космического зонда привело к тому, что на Земле начинают оживать мертвецы. Брат и сестра приезжают на кладбище навестить могилу матери. Внезапно на них нападает странный хромой человек, который еще и кусается. Оставшаяся в живых девушка ищет укрытия. Ее спасает Бен, вооруженный винтовкой истребитель мертвецов. Они вместе с другими уцелевшими баррикадируются в сельском доме, но восставшие трупы жаждут теплой плоти. Критики встретили картину с неожиданным воодушевлением, интерпретировав историю как критику Вьетнамской войны. Также выход фильма совпал с убийством Мартина Лютера Кинга, и с этой точки зрения символично, что главным спасителем белой расы становится чернокожий, который истребляет стаю кровожадных мертвецов и погибает от пули расистов. Актер Дуэйн Джонс был первым чернокожим, который сыграл главную роль в хорроре. Он был театральным актером и интеллектуалом и очень не хотел играть деревенщину, каким его герой был прописан в сценарии, поэтому полностью переписал речь своего персонажа, тем самым сделав свой творческий вклад в картину.
У Рокко Паронди четыре брата, все вместе они как одна рука, сжатая в кулак. Героя зовут как знаменитого земляка, поэта Рокко Скоттелари, воспевшего драму южноитальянских крестьян и погибшего от сердечного приступа несколькими годами ранее. Это был любимый поэт режиссера Лукино Висконти, как и роман Томаса Манна «Иосиф и его братья». Пять глав фильма — как пять историй каждого из братьев. С другой стороны, образ главного героя вдохновлен знаменитым боксером Рокко Маццолой, который даже появляется в небольшом камео. Семья Рокко вместе с матерью перебирается в Милан ― крупный промышленный центр и символ современной, устремленной в индустриальное будущее Италии. Здесь все пытаются начать новую жизнь. Рокко с братом начинают заниматься боксом, и вскоре брат становится перспективным спортсменом, а Рокко быстро надоедает ходить на тренировки. Он попадает в армию, а по возвращении находит брата опустившимся неудачником. Вскоре уже сам Рокко, спасая материальное положение семьи, возобновляет тренировки и добивается оглушительного успеха как боксер. Это вызывает черную зависть и злобу слабовольного брата.
Премьера на Венецианском фестивале прошла с оглушительным успехом, однако в финале под общий гул и недовольство «Золотого льва» вручили другому режиссеру, а Висконти удостоили «унизительной» серебряной статуэтки. Фильм стал завершающим аккордом в эпохе итальянского неореализма, который всё еще обращается к жизни простых итальянцев из трущоб, но уже констатирует, что наступивший экономический бум и индустриализация до основания изменяют семейные отношения. Картина несколько раз сокращалась по требованию цензоров якобы за слишком откровенные и жестокие сцены, и долгие годы в ней отсутствовало более получаса хронометража.
Бенджамин Брэддок (Дастин Хоффман), двадцатилетний выпускник колледжа, возвращается домой в Лос-Анджелес, где родители устраивают большой праздник в его честь. Друзья отца убеждают Бена связать свою жизнь с «материалом будущего» ― пластиком. А парень совершенно опустошен и не знает, чего же хочет от жизни. Он подвозит домой жену одного из гостей миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт), та заманивает его в спальню и соблазняет. Так вспыхивает этот странный роман, который превратится в катастрофу в тот момент, когда Бенджамин захочет познакомиться с дочерью своей взрослой любовницы.
«Выпускник» стал самым кассовым фильмом 1967 года в американском прокате, а поп-дуэт Саймона и Гарфанкела наконец-то обрел долгожданную славу. Режиссер-дебютант Майк Николс получил «Оскар» за лучшую режиссуру и одну шестую часть прибыли от фильма. А главная звезда ― театральный актер и дебютант на экране Дастин Хоффман ― за также номинированную роль получил всего 4 тысячи долларов. Позже Хоффман станет демонстративно отказываться от похожих ролей, чтобы не стать заложником образа. К слову, разница в возрасте между Бэнкрофт и Хоффманом — всего лишь шесть лет, тем не менее она была откровенна и убедительна в роли, где казалась старше своего партнера минимум лет на двадцать. Что же касается автора оригинального романа, эксцентричного писателя-нонконформиста Чарльза Уэбба, то он продал права на экранизацию всего за двадцать тысяч долларов и отказался от «компенсации» в десять тысяч, когда картина стал хитом проката. Уэбб вместе с женой, оба из богатых семей, всю жизнь избегали какого-либо материального благополучия. Они легко жертвовали свои наследства или гонорары за книги благотворительным организациям и предпочитали жить в бедности. Спустя двадцать лет брака, протестуя против института семейных отношений, они развелись, хотя оставшиеся годы оставались неразлучными.