Хороший, плохой, трикстер: 10 фильмов с Кристофом Вальцем
В 2009 году имя КристофаВальца врезалось в память зрителям по всему миру. Головокружительный успех, который принесла ему роль в «Бесславныхублюдках», достался австрийскому актеру абсолютно заслуженно. С тех пор он входит в пантеон лучших актеров Голливуда, однако почти за десять лет ему так и не удалось повторить той феноменальной игры, которую он выдал в двух фильмах Тарантино. Впрочем, никто не сомневается, что это может еще не раз произойти в будущем. Рассказываем про 10 фильмов с участием Кристофа Вальца.
Первый фильм Квентина Тарантино, с которого начинается его заигрывание с альтернативной историей. При этом, как «главный ревизионист», он делает из «Бесславных ублюдков» кровавый мультижанровый коктейль. Некоторые диалоги после легкой редактуры запросто превратились бы в высокопарное эссе на тему «Кинематограф Третьего рейха». Как часто это бывает у Тарантино, несколько сюжетных линий тут образуют игривое, остроумное и жестокое метаполотно. Причем жестокое не столько к персонажам-нацистам, сколько к чувствам неподготовленных зрителей.
А еще «Бесславные ублюдки» сделали из Вальца мировую суперзвезду после почти сотни ролей в толком никому не известных и проходных немецких и австрийских сериалах и фильмах. Необузданную харизму Вальца Тарантино огранил в настоящий бриллиант. Ганс Ланда в его исполнении — один из самых впечатляющих злодеев кинематографа нового времени. Закономерно — самый предсказуемый «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
«Резня» — французская мрачная комедия, снятая польским режиссером с очень мрачной судьбой и соответствующим юмором. Роман Полански и сценаристка Ясмина Реза, адаптировавшая для экрана собственную пьесу «Бог резни», не стали радикально выходить за установленные сценой рамки и, за исключением пролога и эпилога, также поместили всё действие в одну квартиру.
Закари, сын Нэнси и Алана Коуэн, во время детской потасовки ударил палкой Итана, сына Пенелопы и Майкла Лонгстрит. После этого две пары в исполнении четырех прекрасных актеров собрались в квартире Лонгстритов, чтобы цивилизованно обсудить, как разрешить эту ситуацию. Первоначально сердечный разговор по ходу действия обостряется, и как только в родительские посиделки добавляется алкоголь, табу отменяются, а перчатки снимаются. В нарастающем конфликте персонажи часто меняют сторону, а трещинки в обоих браках неумолимо разрастаются.
Первый и единственный полноценный спагетти-вестерн Квентина Тарантино, главного современного апологета этого итальянского жанра, дух которого присутствовал в его фильмографии с самого дебюта. История раба Джанго, который по наущению эксцентричного «дантиста»-убийцы Кинга Шульца становится охотником за головами. Помимо очевидной классики в виде оперных вестернов Серджио Леоне и одноименной картины Серджио Корбуччи, Тарантино вдохновлялся немецкой легендой о Зигфриде и Брунгильде. Недаром герой Вальца, сидя у костра, рассказывает эту историю своему отныне свободному чернокожему коллеге, а тот явно вдохновляется параллелями между легендой и собственной судьбой.
Второй «Оскар» подряд. Поражает, как буквально за две роли Вальц превратился в одного из самых ярких, сложных и важных актеров современности. Дьявольское и леденящее обаяние Ганса Ланды сменил завораживающий шарм одновременно чуть ли не блаженного и хладнокровного убийцы с добрым сердцем и обостренным чувством справедливости.
Джейкоб Янковски учится на ветеринара в Корнеллском университете. Его родители трагически погибают в автокатастрофе, оставив его без крова и без гроша в кармане. Потрясенный этим событием, герой прыгает в поезд, чтобы тот отвез его в неизвестность. Вскоре он обнаруживает, что попал не в безымянный грузовой локомотив, а в такой, который перевозит атрибуты цирка. Вместо того чтобы выбросить Джейкоба, владелец цирка Август нанимает его официальным ветеринаром. Джейкоб ухаживает за животными и дрессирует экзотическую новинку — слона. Вскоре он влюбляется в звезду цирка и жену Августа Марлену. Естественно, их тайный роман вызывает подозрения и убийственную ревность Августа.
Любовная история, основанная на популярном романе Сары Груэн. Страсть и романтика, однако, напрочь отсутствуют в этой мелодраме, вместо них — сентиментальная реконструкция эпохи, достоверный портрет циркового бизнеса во времена Великой депрессии. Похититель сцен — Кристоф Вальц, чей образ настолько вулканичен и убедителен, что он почти единолично делает «Воды слонам!» стоящим просмотра. Однако даже этот сложный (по сравнению со всеми остальными) и психологически неуравновешенный персонаж по мере приближения к кульминации превращается в типичного злодея.
События «Больших глаз» Тима Бёртона начинаются в 1958 году. Бесстрашная главная героиня Маргарет Ульбрих запрыгивает в машину со своей дочерью Джейн, чтобы спастись от неудачного брака. Она переезжает в Сан-Франциско, где знакомится с ярким художником-пейзажистом Уолтером Кином. Маргарет тоже художница, ее картины представляют собой вариации на тему «беспризорники с преувеличенно большими глазами». Вскоре Маргарет и Уолтер женятся, и начинаются проблемы. Когда Уолтер находит место, где супруги могут выставлять свои картины на продажу, складывается неприятная для него ситуация: картины Маргарет Кин пользуются большим спросом, а его — нет. Тогда Уолтер решает выдавать картины жены за свои.
В случае с Уолтером Кином Вальц с первого своего появления на экране дает понять, что перед зрителем — беспринципный и однобокий персонаж, от которого не стоит ждать ничего хорошего. Тут актер полностью отдается игре в злодея, делая это с таким удовольствием, что в итоге всё скатывается в карикатуру. Спектакль набирает обороты, пока наконец его герой не превращается в жестокого безумца.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Ученый-невротик Коэн Лэт — лысый отшельник, живущий в ветхой заброшенной часовне. Он работает на огромную корпорацию, которая поручает ему решить сложнейшую теорему, помутившую не один великий разум. Больше всего на свете Коэн ждет одного телефонного звонка, чтобы голос в трубке объяснил ему смысл существования. Явные отсылки к оруэлловским четырем цифрам сразу же предупреждают, что менеджмент компании в лице героя Мэтта Дэймона ведет наблюдение за всеми и повсюду. Несмотря на классическую антиутопическую обстановку, цветастый ретро-футуристичный антураж постепенно берет верх над жанровыми стереотипами. Изобретательно хаотичные декорации и неестественные краски, рисующие этот шизофренический мир, впечатлили бы и Филипа К. Дика. На всем этом лежит ностальгическая тень «Бразилии» 1985 года, раннего шедевра того же Терри Гиллиама.
В «Теореме Зеро» Кристоф Вальц оставляет присущую ему харизму человека амбициозного и властного, чтобы с такой же легкостью сыграть интроверта, сумасшедшего компьютерного гения средних лет, прячущегося от киберпанковской хтони в темницу внутренней империи.
В 2018 году Кристоф Вальц дебютировал на большом экране в качестве режиссера. Жизнь вашингтонского богача Ульриха Мотта превращается в процедурный ад, когда он становится главным подозреваемым в убийстве своей пожилой жены. Мужчина собирает вокруг себя мощную команду юристов, однако тайны его прошлого не позволяют выстроить надежную стратегию защиты.
«Худший брак в Джорджтауне», основанный на реальных событиях, имел потенциал стать чем-то вроде шедевра братьев Коэн «После прочтения сжечь» (2008), однако Вальц-режиссер сильно уступает Вальцу-актеру. Единственное, чем может быть примечателен этот дебют, — исполнители главных ролей. Персонаж Вальца больше напоминает Уолтера Кина из «Больших глаз». По ходу фильма Ульрих всё сильнее и непоправимее теряет самообладание, и этот переход австрийского актера от хладнокровия к неврозу всегда безупречен.
Одним из впечатляющих моментов промокампании этой части Бонда было то, насколько она не раскрывала никаких подробностей относительно возвращения Блофельда. Злодей, ставший заклятым противником агента с двумя нулями еще в эпоху Коннери, спустя много лет снова бросает вызов Бонду. В этот раз на роль главы террористической организации СПЕКТР был выбран Кристоф Вальц, который справился с ней не моргнув глазом.
Другое дело, что после таких противников Бонда-Крэйга, как Ле Шиффр (Мадс Миккельсен), Доминик Грин (Матьё Амальрик) и Рауль Сильва (Хавьер Бардем), Блофельд в исполнении Кристофа выглядит белой вороной. Его немногочисленные появления спасают эту часть от полного провала, но ожидаемая ревизия старого образа не удалась.
События «Алиты» разворачиваются в классической антиутопии. XXVI век, после войны с Марсом, опустошившей Землю, прошло 300 лет. Киберхирург доктор Дайсон Идо на свалке находит останки кибернетического воина (с неповрежденным и функционирующим человеческим мозгом). Он приносит «ядро» в свою мастерскую, устанавливает его в искусственное тело, которое он разработал для своей убитой дочери, и получившегося киборга называет Алитой. Она приходит в себя, но ее память стерта. Теперь ей предстоит восстановить картину своего прошлого, попутно сражаясь с различными врагами.
«Алита» в очередной раз раскрывает сильные стороны Роберта Родригеса — невероятное визуальное чутье и оригинальный подход к работе с компьютерной графикой. В этом плане работы ведущих актеров блекнут на фоне насыщенных спецэффектов, но травмированный добрый хирург в исполнении Вальца — не так сильно, как остальные.
«Зеленый шершень» прямо с момента выхода в прокат угодил в гетто провальных супергеройских фильмов, о которых перестают вспоминать через месяц после релиза. Детище Сета Рогена и (неожиданно) Мишеля Гондри, якобы переосмысляющее культового героя, который появился еще в 1930-е годы на американских радиостанциях. Переосмысление это, однако, оказалось лишь попыткой достичь новой кассовой планки, которую задрали «Темный рыцарь» и «Пипец». Кроме того, сложная производственная судьба картины тоже положительно не сказалась на его качестве.
Посреди сумбурной экшн-вакханалии, имитирующей «Матрицу» и «Шерлока Холмса» Гая Ричи, оказывается «глава всего преступного мира» по фамилии Чудновский. Вальц играет его ровно так же, как он играл Ганса Ланду. С одной стороны, это вписывается в концепцию вторичности каждого элемента картины, с другой — является, пожалуй, единственным положительным моментом в этом проекте.