Не хэппи-эндом единым: 10 лучших фильмов про апокалипсис
Конец света уже давно является благодатной темой для кинематографистов. Монстры, инопланетяне, смертоносные вирусы, природные или социальные катастрофы — есть где развернуться самой бурной фантазии и применить крутые визуальные эффекты. Фильмы-катастрофы и антиутопии снимают и малоизвестные инди-режиссеры, и голливудские звезды. Собрали 10 захватывающих фильмов про апокалипсис и выживание в нечеловеческих условиях.
Оскароносный (6 статуэток!) боевик Джорджа Миллера. Режиссер вынашивал идею фильма с 1987 года, однако съемки начались лишь в 2012-м. Большая часть действия происходит в непрерывной погоне на бешеных скоростях. Меньше разговоров — больше действия. Почти все спецэффекты в фильме физические, то есть созданные без использования компьютерной графики. В съемках были задействованы около 150 каскадеров, в том числе из Cirque du Soleil. «Дорога ярости» затрагивает тему насилия над женщинами, для проработки которой Миллер привлек драматурга Ив Энслер («Монологи вагины») в качестве консультанта, чтобы осветить этот вопрос корректно.
Действие фильма разворачивается в постапокалиптическом мире. Земная цивилизация уничтожена борьбой за ресурсы, ей на смену пришла выжженная пустыня, населенная вооруженными бандами, члены которых давно утратили человеческий облик и принципы. Главный герой Макс Рокатански, известный как Безумный Макс (Том Харди), попадает в плен в процветающую Цитадель, которой правит Несмертный Джо (Хью Кейс-Бирн). Макс становится свидетелем побега одной из воительниц Джо, Фуриосы (Шарлиз Терон), прихватившей с собой женщин из его гарема. За беглянками начинается ожесточенная погоня. Смогут ли они выжить?
Постапокалиптический боевик «Книга Илая», снятый братьями Хьюз по сценарию Гэри Уитта. Фильм рассказывает о группе людей, пытающихся отыскать и сохранить образцы человеческой культуры в мире, где ядерная катастрофа привела к падению цивилизации и разрушению экосистем. Главную роль исполнил Дензел Вашингтон, которому пришлось серьезно поработать над своей физической формой. В частности, актер изучал боевые искусства у Дэна Иносанто, ученика Брюса Ли.
Одинокий странник Илай держит свой путь к западному побережью через всю Америку, от которой остались одни руины и пыльные пустоши. На его пути встречаются бандиты и мародеры, жаждущие обобрать каждого встречного до нитки и убить. Илай, мастер боевых искусств, с легкостью и изяществом расправляется с любым противником. У героя есть вера и цель: он должен отнести в безопасное место загадочную книгу, за которой охотится главарь небольшого уцелевшего поселения Карнеги (Гари Олдмен).
Третья экранизация одноименного научно-фантастического романа Ричарда Мэтисона, снятая режиссером Фрэнсисом Лоуренсом. Вокалист группы Faith No More Майк Паттон озвучил крики и грубые гортанные звуки, которые издают мутанты. Картину снимали в узнаваемых местах Нью-Йорка, для этого съемочной группе приходилось договариваться о перекрытии целых кварталов, что не обрадовало горожан. К тому же создатели фильма привезли на улицы города множество растений, чтобы показать, как природа начала занимать обезлюдевшую среду.
Генномодифицированный вирус, созданный учеными для лечения рака, уничтожил население Земли, превратив людей в агрессивных мутантов-каннибалов, ведущих ночной образ жизни. В центре сюжета картины — единственный житель Нью-Йорка, вирусолог армии США Роберт Невилл (Уилл Смит), невосприимчивый к вирусу. Из года в год он пытается отыскать таких же, как он, людей, но безрезультатно. Он неустанно проводит эксперименты на зараженных крысах, пытаясь найти способ исцелить человечество от заразы. Герой вынужден скрываться в каменных джунглях и время от времени выбираться на поиски еды. Последнее сопряжено со множеством опасностей, главная из которых — жаждущие плоти мутанты.
Джек и Су, обычная парочка хипстеров из Нью-Йорка, берут перерыв от городской жизни в самый неподходящий момент. Пока они выясняют отношения и отдыхают от гаджетов в лесном домике, на Землю нападают инопланетяне. Когда девушка не выдерживает и все-таки включает смартфон, герои понимают, что находятся в эпицентре апокалипсиса.
Премьера картины состоялась на фестивале Sundance в 2020 году. Инди-комедия, критикующая зависимость от электронных устройств, подкупает своим юмором и смотрится на одном дыхании — спасибо динамичному сюжету и обаятельным актерам с непримелькавшимися лицами.
Огромная планета с романтичным названием Меланхолия движется к Земле. На фоне надвигающейся катастрофы удивительные метаморфозы происходят с двумя сестрами: страдающей от хронической депрессии Жюстин (Кирстен Данст) и оптимисткой Клэр (Шарлотта Генсбур).
«Меланхолию» не зря анонсировали как красивый фильм об апокалипсисе — она полна отсылок к лучшим шедеврам мировой живописи, начиная с прерафаэлитов и заканчивая Брейгелем, а в качестве саундтрека звучит музыка Вагнера. С премьерой фильма на Каннском фестивале был связана скандальная история, когда Триер, тот еще любитель эпатажа и странного юмора, заявил журналистам, что симпатизирует Гитлеру. Организаторы события объявили режиссера персоной нон грата, но приз за лучшую женскую роль Кирстен Данст все-таки вручили.
В каком-то смысле пророческий фильм-катастрофа Стивена Содерберга про эпидемию нового вируса, захватившую мир. Американка возвращается из командировки в Гонконг и уже через пару дней умирает от невиданной болезни. Вслед за ней погибает маленький сын. Супругу везет больше — у его организма есть иммунитет. Пока мир погружается в хаос, мужчина всеми силами пытается спасти от заражения дочь.
Картина обрела новую волну популярности в разгар пандемии COVID-19, поднявшись с 270-го места в iTunes до 7-го в марте 2020 года. Содерберг подошел к съемкам серьезно, работал с ведущими научными консультантами, в результате чего частично предугадал сценарий распространения вируса по планете. Кроме того, он собрал внушительный звездный каст. Марион Котийяр, Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу и Кейт Уинслет в одном фильме. Участие в проекте прекрасных актеров — уже причина для просмотра.
Режиссер «Гравитации» экранизировал антиутопию о мире, в котором перестали рождаться дети, — по сюжету последний младенец появился на планете аж 18 лет назад. Великобританией руководят военные, которые жесткой рукой отлавливают незаконных мигрантов и вышвыривают их за пределы границ. Бывший политический активист Тео соглашается помочь беженке Ки покинуть страну без лишнего шума. В процессе побега он узнает, что девушка беременна.
Альфонсо Куарон подчеркивает, что не хотел делать футуристическое кино в духе «Бегущего по лезвию» и стремился снять подобие документального фильма про события 2027 года. Режиссер не стал читать оригинальный роман Филлис Дороти Джеймс, чтобы не исказить собственное видение истории, но писательница осталась довольна результатом постановки.
В результате ядерного взрыва уничтожена американская военная база. Кучка выживших спасается в подземелье исторического музея и ждет переселения в большой бункер. Среди них — ученый Ларсен (Ролан Быков), который пытается осмыслить трагедию и ищет хоть какую-то надежду в мире постапокалипсиса. Утешение он находит в письмах к сыну, скорее всего, погибшему при взрыве.
Ученик Тарковского, Константин Лопушанский выпустил картину о «ядерной зиме» в 1986 году. За месяц до премьеры случилась авария на Чернобыльской АЭС. Картина была показана во многих странах мира, и в одном только СССР ее посмотрело более 15 миллионов человек.
Наша планета за свою долгую историю пережила не один конец света — могущественные империи появлялись и исчезали с лица Земли. Это произошло и с индейцами майя. В центре сюжета — молодой охотник по имени Лапа Ягуара. Он оказывается в плену у кровожадного соседнего племени, становится свидетелем жутких человеческих жертвоприношений, бежит и всеми силами старается спасти свою семью. События происходят накануне захвата Мексики испанскими конкистадорами — это начало конца индейской цивилизации.
Создатели фильма утверждают, что старались сделать его максимально исторически достоверным, изучали древние тексты и работали с ученым-консультантом. Но картина всё равно получила немало критики в свой адрес со стороны майянистов и самих представителей индейских общин. Основная претензия состоит в том, что майя показаны в виде невежественных дикарей, не уделено внимание их достижениям в математике и астрономии, а человеческие жертвоприношения показаны как нечто нормальное, хотя, согласно свидетельствам, они были весьма редки.
Комедийный фильм ужасов про зомби-апокалипсис. Вуди Харрельсон и компания с шутками и прибаутками отстреливаются от мертвяков и путешествуют по вымирающим США, которые теперь называют Зомбилэндом. В прекрасном новом мире возможно всё — даже встреча с настоящим Биллом Мюрреем, который превратился в зомби…
Камео в фильме предлагали не только Биллу Мюррею, но и Патрику Суэйзи — еще до того, как ему диагностировали рак. Сцена с актером в роли зомби должна была пародировать самые известные ленты с его участием: «Призрак» и «Грязные танцы».