Фильмы DC: Киновселенная, которой нужен новый герой
Когда мы говорим о фильмах про супергероев, на ум неизменно приходят полукомедийные блокбастеры Marvel. Образец современного кинокомикса, яркого, зрелищного и прекрасно подходящего для семейного просмотра. Но, как известно, есть и другие миры. В альтернативной киновселенной всё было иначе: вместо буйства красок — почти монохромная гамма, вместо атмосферы ситкома — хмурая серьезность, вместо огромных сборов… скажем, сборы чуть поскромнее. Речь, конечно, о расширенной вселенной DC. При этом фильмы по комиксам DC о Супермене или Бэтмене выходили задолго до появления самого концепта киновселенной. Вспоминаем об эволюции их воплощений на большом экране и гадаем, сохранит ли DC свое место под солнцем.
На самом деле это не первый полный метр о знаменитом сверхчеловеке (вспомним такой шедевр, как «Супермен и люди-кроты» 1951 года), но наконец получивший достойный размах. Фильм стал одной из самых дорогих картин 1970-х, использовав прорывные для своего времени спецэффекты (особенно впечатляющими тогда казались сцены полета Супермена), а за сюжет отвечал лично автор романа «Крестный отец», Марио Пьюзо. Картина в деталях рассказывала всю закрученную биографию Кал-Эла и ставила целью выстроить плотный фундамент для сразу нескольких продолжений. В этом смысле Супермен отчасти предвосхитил сериальную философию современных кинокомиксов, чья хронология тянется уже больше десяти лет и, вполне вероятно, будет тянуться еще столько же.
Не так давно фильм был внесен в библиотеку Национального реестра США. Понятно почему: именно эта экранизация сформировала и на долгие годы зафиксировала мифологический образ Супермена с его пресловутой идеальностью, праведным патриотизмом и неловкой маскировкой офисного клерка Кларка Кента. Кроме того, герой в алом плаще эксплицитно подчеркивает, что совершает свои подвиги во имя Америки, — неудивительно, что он ее национальное достояние.
Фильм, стоящий несколько особняком от того, что мы сейчас называем супергеройской вселенной. «Константин: Повелитель тьмы» основан на комиксах издательства Vertigo, более взрослого импринта DC. Изначально Джон «Hellblazer» Константин был эпизодическим персонажем в серии комиксов «Болотная тварь» Алана Мура, но со временем получил самостоятельную арку комиксов, длившуюся целых 25 лет. В фильме Джон Константин — неудавшийся самоубийца, любитель белых рубашек и дорогого табака. Словом, рядовой житель современного Лос-Анджелеса. Вот только Джон, в отличие от многих других, вернулся с того света живым. Теперь на него возложена священная миссия — защищать хрупкий порядок потустороннего мира. Его схватка с демонами будет невыразимо эпичной и эстетичной.
Экранизация Фрэнсиса Лоуренса не обрела большого признания на выходе, но сейчас считается культовой. Не только из-за того, что в главной роли здесь главный любимчик поколения Киану Ривз. Фильм довольно хорошо передал нигилистический и зловещий тон оригинальных комиксов и, что неудивительно, учитывая клипмейкерское прошлое Лоуренса, изобиловал многослойными культурными отсылками, скрытыми смыслами и прочими атрибутами постмодерна. Но главное, при всем этом «Константин» не растерял свою приключенческую динамику, став образцовым примером мрачного городского фэнтези 2000-х. Сейчас мы с нетерпением ждем продолжения, которое, видимо, состоится уже точно.
Другим полностью автономным фильмом DC является нашумевший «Джокер» Тодда Филлипса. Впрочем, и кинокомиксом его можно назвать лишь с большой натяжкой. Несмотря на то что эта экранизация вдохновлена графическим романом Batman: The Killing Joke, на ее связь с миром DC не указывает практически ничего, кроме нескольких туманных отсылок в финале. Это, однако, не отменяет того, что у Тодда Филлипса получилось снять мощный психологический триллер в духе раннего Скорсезе и максимально широко раскрыть актерский диапазон Хоакина Феникса.
Артур Флек очень хочет быть хорошим комиком, но еще больше — хорошим человеком. Правда, в озлобленном и жестоком мире Готэма его доброта не находит отклика ни у кого, даже у его собственной матери. Артур устал носить лживую маску и решил сам стать маской — маской возмездия, имя которой Джокер.
Очередной бум продюсерского интереса к киноадаптациям DC случился в середине 2000-х. Пока Брайн Сингер работал в жанре классического супергеройского эпоса, пытаясь то ли перезапустить, то ли расширить классическую киносагу о Супермене, со своим авторским видением в игру ворвался Кристофер Нолан. Его «Бэтмен: Начало» стал глотком свежего воздуха для кинокомиксов. В новой интерпретации истории Темного рыцаря, уже хорошо знакомого широкому зрителю по работам Бёртона и Шумахера, Нолан точно следовал канону, при этом сводя к минимуму свойственный DC флер сай-фая и фэнтези. Результатом стало довольно реалистичное переосмысление становления Бэтмена, пришедшееся по вкусу как гикам, так и людям, максимально далеким от мира комиксов. Вскоре фильм разросся до полноценной трилогии, которая до сих пор считается одной из лучших экранизаций комиксов за всё время.
Уэйны — самые богатые и влиятельные люди Готэма. В отличие от многих жителей дистопичного города, погрязшего в коррупции и уличной преступности, они сколотили свое состояние честным путем. Но в Готэме действует лишь один закон — закон каменных джунглей. Однажды Марту и Томаса Уэйнов прямо на глазах у их сына убивает грабитель. Наследник, Брюс Уэйн, чудом остается в живых и дает себе клятву отомстить, навсегда положив конец преступности в родном городе.
После феноменального успеха трилогии Нолана появление других героев DC на большом экране было лишь вопросом времени. В 2012-м Warner Bros. решила без церемоний разыграть свой главный козырь и перезапустить серию фильмов о Супермене. Студия не хотела отклоняться от намеченного «Темным рыцарем» курса на мрачность и реализм: Нолан был назначен продюсером фильма, а режиссерское кресло занял не так давно снявший «Хранителей» Зак Снайдер. «Человек из стали» получился монументальным, зрелищным, но, по общему мнению критиков и зрителей, скучноватым. От количества взрывов и падающих небоскребов рябило в глазах даже у самых больших фанатов CGI, а разбавлявшие их молчаливые сцены с задумчиво летающим Суперменом напоминали пародию на инди-кино и провоцировали скорее снотворный эффект, чем поэтический. Тем не менее фильм собрал достаточно денег, чтобы мотивировать студию на создание бесчисленных продолжений. Так и родилась печально известная расширенная вселенная DC.
Большую часть жизни Кларк Кент прожил на Земле, но едва ли чувствует себя землянином. Он не знает, как и зачем оказался среди людей, а врожденная безграничная сила кажется ему скорее проклятием, чем даром. Но когда планета подвергается жестокому нападению криптонского преступника по имени Генерал Зод, Кларк понимает свое истинное предназначение — стать героем и спасти новообретенный дом от неминуемой гибели.
Название вас не обманывает — Бэтмен дерется с Суперменом (конечно, не весь фильм, настоящий злодей здесь всё еще Лекс Лютор). «Бэтмен или Супермен» — такой же фундаментальный гиковский спор, как «„Звездные войны“ или „Властелин колец“». Это объясняет и беспрецедентный хайп вокруг премьеры — еще до выхода в прокат интернет заполонили восторженные фанатские придыхания, а оценка фильма на IMDb взлетела до 10 баллов сразу после релиза первого трейлера, который, надо признать, выглядел круто. Супермен побеждает Генерала Зода в битве за Землю, но у спасения есть своя цена. Готэм полностью разрушен, а многие люди потеряли близких и теперь живут в постоянном страхе перед разгневанным живым богом. Общество расколото: кто-то мнит Супермена мессией, а кто-то жаждет отмщения. На защиту города встает Бэтмен, мститель в маске летучей мыши. Он считает, что Супермен зашел слишком далеко, и бросает ему вызов. Но пока супергерои выясняют отношения, затаившееся зло наращивает силы, чтобы взять реванш.
Ах, если бы фильм был хотя бы вполовину так же крут, как трейлер! Авторский стиль Снайдера здесь достиг своего извращенного совершенства: затянутый экшен, затянутые пафосные диалоги, библейские отсылки не к месту и, конечно же, слоу-мо. С тем, чтобы вернуть Кристиана Бэйла к роли, не срослось, и здесь его заменяет не менее титулованный Бен Аффлек, мечтавший сыграть Темного рыцаря едва ли не со школьной скамьи. Бэтмен у него получился отличный, но, увы, этого недостаточно, чтобы вытянуть фильм. Как, впрочем, и последовавшие за ним сиквелы.
После предыдущих двух фильмов от «Чудо-женщины» никто не ждал чуда, но она превзошла ожидания и стала самым скандальным блокбастером 2017-го. Причина тому — бритые подмышки актрисы Галь Гадот, исполнявшей главную роль. Ведь, как известно, Чудо-женщина знаменита своим волшебным хлыстом, способностью летать и пышной растительностью на теле. Но слоган фильма не соврал, и «справедливость наступила» — CGI-артисты дорисовали Чудо-женщине недостающие волоски за секунду до катастрофы! Спасло ли это фильм от того, чтобы стать очередной безыдейной супергеройской жвачкой? Нет. Но теперь всем интересно посмотреть «режиссерскую» версию с изначально задуманными бритыми подмышками и дополнительными 10 минутами материала.
Вдали от мира на острове Фемискира живет высокоразвитая цивилизация амазонок — женщин-воительниц. Амазонки сосуществуют в мире и гармонии, пока на их родную землю не падает самолет с раненым американским пилотом по имени Стив. Он рассказывает им, что на большой земле бушует Первая мировая война. Диана, принцесса амазонок, догадывается, что в событиях может быть замешан их давний враг, бог войны Арес. Она решается положить конец кровопролитному сражению и вместе со Стивом отправляется в Лондон на встречу с высшим военным руководством.
Итак, все новые герои введены, а все старые воскрешены. Фигуры на доске. Пришло время для большого супергеройского кроссовера. Лига справедливости, дамы и господа. У фильма нет плюсов, поэтому давайте сразу обсудим минусы: Эзра Миллер — плохой актер и даже не пытается это скрывать, основной конфликт фильма высосан из пальца, у злодея нет мотивации нападать на Землю, у героев нет мотивации спасать Землю, у зрителя нет мотивации смотреть «Лигу справедливости». Разве что если играть в шоты каждый раз, когда на экране появляется Чудо-женщина со своим уморительным амазонским джинглом. Спустя несколько лет на стримингах вышла расширенная версия Зака Снайдера, которая добавляет в ленту несколько абсолютно неотличимых по качеству сцен и соотношение сторон 4:3, что, очевидно, делает фильм гениальным.
После гибели Супермена человечество осталось без защиты. Бэтмен может отстоять Готэм, но вряд ли в одиночку спасет весь мир. Поэтому он решает объединить для борьбы со злом всех самых могущественных мета-людей планеты: Чудо-женщину, Аквамена, Флэша и Киборга. И лучше бы героям поскорее найти общий язык, ведь совсем скоро Земля вновь подвергнется масштабному нападению.
Сложно сказать, о ком сняты «Хищные птицы», ведь больше всего экранного времени получает не сама команда (она собирается буквально за минуту до финальной схватки), а плохо раскрытый злодей. Сложно сказать, для кого создавались «Хищные птицы», ведь от всего этого игрушечного анархо-феминизма за километр несет бесконечными студийными согласованиями и лицемерным желанием поднять побольше денег на girl power. Впрочем, если вам нравится Харли Квинн в исполнении Марго Робби, всё вышесказанное — не повод игнорировать фильм. К тому же в нем есть пара задорных экшен-сцен и бодрый саундтрек!
Для Харли Квинн расставание с бывшим далось особенно нелегко. Ведь она встречалась с Джокером — самым отъявленным негодяем города! И если прежде с преступной королевой Готэма боялись сводить счеты все, от полиции до гангстеров, то теперь она кажется им легкой добычей. Вот только Харли — отнюдь не добыча, а хищница и готова доказать это на деле.
В 2018-м стало очевидно, что расширенная вселенная DC расширяется куда-то не туда. И плагиат у вечных конкурентов из Marvel, и производственный контроль, сковавший руки режиссерам. В общем, пришла пора что-то менять. По счастливому стечению обстоятельств Джеймс Ганн, главный хитмейкер Marvel, уволился с поста режиссера третьих «Стражей Галактики» и был открыт к новым предложениям о сотрудничестве. DC и Warner Bros. не стали упускать возможность и дали автору полную свободу.
В результате — кто бы мог подумать! — «Отряд самоубийц: Миссия навылет» вышел смешным, остроумным и визуально интересным. Здесь есть всё, за что принято хвалить Ганна: юмор на грани, драйвовый ретро-саундтрек, много киношного насилия, свойственного его первым фильмам, снятым до сотрудничества с Disney. Но главное, «Миссия» выглядит безумно выигрышно на фоне первой части «Отряда самоубийц», которую отныне перестали защищать даже самые преданные фанаты. После успеха Ганн был поставлен во главу киноподразделения DC и почти сразу пообещал мягко, но бескомпромиссно перезапустить зашедшую в тупик вселенную. Надеемся, мы увидим достойные экранизации любимых комиксов или, по крайней мере, ряд интересных экспериментов в духе сериала «Миротворец».