Скандинавские боги, космические пираты и гении: 10 лучших фильмов Marvel
Вопреки брюзжанию ветеранов большого кинематографа, в XXI веке комиксы не только окончательно захватили экраны, но и доказали, что по праву могут считаться большим кино. Представляем вам супергероев всех размеров, возрастов и планет обитания в нашей подборке 10 лучших фильмов киновселенной Marvel.
Миллиардер, гений, плейбой и пока еще не очень-то филантроп Тони Старк (Роберт Дауни-младший) приезжает в Афганистан, чтобы продемонстрировать новое оружие и продать его армии. Когда на его конвой нападают террористы и берут изобретателя в плен, он видит на вражеском снаряде логотип собственной компании и по-настоящему осознает: всё это время «Старк Индастриз» наживался на чужих смертях. Собрав прямо в заточении прототип железного костюма, он сбегает. А вернувшись в Америку, Тони решает бороться со злом как Железный человек. Правда, его благородным планам хотят помешать — причем его же совет директоров во главе с Обадайей Стейном (Джефф Бриджес).
Никакого MCU бы не было вовсе, если бы не «Железный человек». Образ Роберта Дауни-младшего давно стал культовым, а сам фильм — лучшим хрестоматийным примером идеальной супергероики, по формуле которого позже будут поставлены почти все сольники Marvel (и не только их). Сейчас даже странно осознавать, что до 2009 года Тони Старк был малоизвестным персонажем комиксов, и студия была вовсе не уверена, что в кино про него кто-то пойдет.
Мстительный Локи (Том Хиддлстон) пытается захватить Землю, а вместе с ним на Нью-Йорк нападает целая армия агрессивных пришельцев. Чтобы спасти планету, одного супергероя будет недостаточно. И поэтому Ник Фьюри (Сэмюэль Л. Джексон) запускает проект «Мстители»: собирает вместе Железного Человека (Роберт Дауни-младший), размораживает Капитана Америку (Крис Эванс), зовет Халка (Марк Руфалло), Черную Вдову (Скарлетт Йоханссон), Тора (Крис Хемсворт) и Соколиного Глаза (Джереми Реннер). Чтобы справиться с угрозой, им нужно работать сообща, что непросто, учитывая, насколько они разные и как сложно им порой справиться даже с собственным эго.
Первый общий сбор Мстителей изменил популярное кино навсегда. Важно понимать, что 10 лет назад идея киновселенной, где множество фильмов сюжетно переплетаются в один большой метанарратив, еще казалась утопической и сложноосуществимой. И весь масштаб замысла Marvel Studios, потихоньку знакомившей зрителей с героями «Железного человека», «Тора» и «Первого мстителя», по-настоящему раскрылся только в их первом совместном приключении. Но и вне своей поп-культурной значимости у Джосса Уидона получился хороший и крепкий ансамблевый блокбастер, работающий не только благодаря самым лучшим и передовым эффектам, но и из-за химии внутри большой звездной команды.
Тор (Крис Хемсворт) возвращается в Асгард после долгого отсутствия и обнаруживает, что его брат Локи (Том Хиддлстон) выгнал отца Одина (Энтони Хопкинс) на Землю и в его обличии управляет страной. Он разоблачает бога обмана, но вот незадача: появляется их старшая сестра-изгой Хела (Кейт Бланшетт) и заявляет свои права на престол. Пытаясь с ней справиться, два брата попадают на другую планету: Тор становится заложником некоего Грандмастера (Джефф Голдблюм) и вынужден участвовать в гладиаторских боях. Есть, правда, и хорошая новость: его знакомый по Мстителям Халк (Марк Руффало) оказался там же.
Тайка Вайтити взялся за Тора после мрачного «Царства тьмы» и увел подсерию в диаметрально противоположном направлении. «Рагнарек» — цветастая эксцентричная комедия в духе ретро-фантастики с инопланетными гладиаторскими боями, огромными монстрами и остроумными диалогами, в которых легко угадывается автор «Реальных упырей». Но при этом было бы неправильно сказать, что весь фильм сводится к шутке. За хитрой ухмылкой у Вайтити, как и в его ранних авторских фильмах, скрывается драматический сюжет об отношениях с родителями и мучительном поиске себя. А сцена прощания с Одином — одна из самых пронзительных за всю историю MCU.
Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) был успешным нейрохирургом, но попал в аварию и лишился рук. Не буквально, но из-за постоянного тремора в кистях проводить точные операции стало совершенно невозможно. Пытаясь найти способ лечения и полностью отчаявшись, он отправляется в Гималаи, не особенно надеясь на успех. Там его встречает Древняя (Тильда Суинтон) — верховный чародей и мастер мистических искусств, которая заставляет хирурга иначе взглянуть на мир. Оказывается, всё это время рядом с материальным миром существовал мир духов, и он сам может научиться управлять магией. Скептически настроенный Стрэндж начинает тренироваться чародейству как раз вовремя — на Землю движется угроза космического масштаба.
С точки зрения сюжета «Доктор Стрэндж» — типичный первый сольник, чей персонаж проходит ту же самую характерную арку, что и Тони Старк за десяток лет до него: из самонадеянного циника превращается в мудрого героя, отказываясь от прежней жизни и заменив материальное духовным. Впрочем, не глубокой историей поражает кино Скотта Дерриксона, а потрясающей художественной реализацией. Полеты сквозь сознание, неевклидова геометрия параллельных миров, города, искривляющиеся похлеще, чем в «Начале»Кристофера Нолана. В плане визуальной креативности «Доктор Стрэндж», возможно, лучший фильм во вселенной Marvel. А за уморительный финал, в котором герою, чтобы победить антагониста, приходится вместо магии применять врожденное упрямство, картине хочется простить вообще всё.
Питер Квилл, он же Звездный Лорд (Крис Пратт) — удалой искатель приключений, которого давным-давно выкрали с Земли. Прибрав к рукам очередной космический артефакт, он узнает, что за ним охотится ужасный Ронан (Ли Пейс), скрыться от которого будет совсем не просто. По воле случая он объединяется с четырьмя такими же изгоями, как он сам: Гаморой (Зои Салдана), говорящим енотом Ракетой (Брэдли Купер), живым деревом Грутом (Вин Дизель) и простоватым громилой Драксом (Дэйв Батиста). Вместе им нужно узнать, что же такое попало им в руки и как не дать злодеям добраться до артефакта.
Фильм Джеймса Ганна когда-то добавил во вселенную Marvel необходимого разнообразия и смог привлечь даже тех, кто плевать хотел на похождения Мстителей. «Стражи Галактики» показали нам бесконечно колоритный мир далекого космоса и заставили искренне переживать за команду отщепенцев, о которых до выхода фильма знали только самые яростные фанаты комиксов. Заодно Ганн доказал, что в мире, где каждый сай-фай фильм выглядит как «копия от копии от копии «Бегущего по лезвию»», всё еще можно делать веселую смешную фантастику, в палитре которой нашлось место больше, чем для двух цветов.
Стив Роджерс (Крис Эванс), едва оправившись от событий «Мстителей», начинает приспосабливаться к жизни в XXI веке. Сидеть без дела ему, впрочем, приходится недолго: ненароком он натыкается на заговор внутри рядов «Щ.И.Та» — организации, созданной, чтобы защищать Землю. Объединившись с Черной Вдовой (Скарлетт Йоханссон) и своим новым знакомым Соколом (Энтони Маки), он пытается разобраться в том, кто же на самом деле дергает ниточки из-за мировых кулис. В это же время на улицах Америки появляется грозный Зимний Солдат, в котором Стив узнает своего друга детства Баки (Себастиан Стэн), якобы погибшего еще во время Второй мировой.
Сегодня братья Руссо — чуть ли не главные режиссеры MCU, именно им принадлежат самые большие фильмы франшизы: «Первый мститель: Противостояние», «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал». Но когда-то они начали свой путь во вселенной относительно скромно, превратив историю Капитана Америки в шпионский экшен в духе бондианы. На контрасте с первым фильмом «Другая война» выглядела революционно: на смену мелодраме пришла психологическая драма человека, которому приходится столкнуться с призраками прошлого.
Мелкий вор и мошенник Скотт Лэнг (Пол Радд) только-только вышел из тюрьмы и вновь взялся за старое: поддавшись уговорам приятелей, он залезает в окно ученого Хэнка Пима (Майкл Дуглас), чтобы его обокрасть. Но у того есть идея получше. Он находит Скотта и предлагает ему работу: у Хэнка как раз залежался костюм, который способен уменьшать своего хозяина в размерах. В это время некая корпорация пытается использовать украденные наработки Пима, чтобы сделать из них оружие. Лэнгу надо будет стать Человеком-муравьем, чтобы остановить производство и оставить опасную технологию в секрете.
История создания «Человека-муравья» не из самых веселых. Изначально фильм должен был ставить Эдгар Райт, автор «Типа крутых легавых» и «Малыша на драйве», но его авторское видение не сошлось с пожеланиями продюсеров — так мы потеряли потенциально один из самых креативных супергеройских блокбастеров. Но и то, что вышло у Пейтона Рида («Всегда говори «да»»), весьма достойно. «Человек-муравей» отказывается от пафоса своих старших собратьев по франшизе и показывает историю маленького (во всех смыслах) человека, который не спасает мир и не уничтожает инопланетную угрозу. А просто хочет воссоединиться с семьей и исправить ошибки молодости.
Межгалактический тиран Танос (Джош Бролин) приступает к активным действиям: он хочет прибрать к рукам все 6 Камней Бесконечности и разом уничтожить половину всех живых организмов во Вселенной. Так, по его мнению, в мире установится абсолютный баланс. Все супергерои Земли и космоса, от Мстителей до Стражей Галактики, сталкиваются с общей угрозой и разными путями пытаются не дать Таносу добиться своего.
«Война бесконечности» поделила всю киновселенную Marvel на «до» и «после». Это масштабный эпик, где на экране объединяются даже те герои, что раньше существовали порознь, и вместе пытаются победить глобальное зло, которое авторы франшизы «тизерили» несколько лет подряд. Больше всего фильм запомнился тем, что разрушил ауру непобедимости вокруг героев. Так же в свое время сделал Джордж Лукас в «Империя наносит ответный удар». Эта история «Мстителей» показала тотальный крах сил добра и впервые закончилась на невозможно минорной ноте. Позже всё, конечно, вернулось на круги своя, но на момент выхода эффект этого финала был беспрецедентным.
Питер Паркер (Том Холланд) отправляется вместе с классом на каникулы в Европу. Он хочет отдохнуть от супергеройских дел и просто побыть школьником, а заодно, может, наконец завести отношения с Эм Джей (Зендая). Но его простому человеческому счастью вновь не суждено случиться. Даже посреди каникул Паркера находит Ник Фьюри (Сэмюэль Л. Джексон) и и просит о помощи: на крупные города по всему континенту нападают некие природные «элементали». В напарники Питеру дают Мистерио (Джейк Джилленхол) — на первый взгляд классного парня из параллельной вселенной, который становится для Паука кем-то вроде доброго дяди.
Первая часть марвеловского «Человека-паука» вернула Питера Паркера в школу и хитро совместила жанр супергеройского экшена с подростковыми комедиями в стиле Джона Хьюза. «Вдали от дома» выглядит логичным продолжением — задорным coming-of-age, где главному герою приходится проверить на прочность собственные силы и столкнуться с неочевидным врагом: харизматиком Мистерио, который обманывает наивного супергероя-подростка. «Вдали от дома» ловко встраивается в общий сюжет вселенной: фильм демонстрирует, как смерть Тони Старка повлияла на Паркера и как тот, будучи еще ребенком, вынужден столкнуться с ответственностью за весь мир.
Шон (Симу Лю) живет себе спокойно в Сан-Франциско, ходит с лучшей подругой Кэти (Аквафина) в караоке и ни о чем не жалеет. Но когда на него в автобусе нападают наемные убийцы, Шону приходится показать свое истинное лицо. На самом деле он — Шан-Чи, мастер боевых единоборств и сын преступного магната Венву (Тони Люн), который пытается найти полумифическую деревню, чтобы открыть портал в другой мир и вытащить оттуда мертвую жену. Правда, этого не сделать без артефакта, который мать как раз подарила Шан-Чи.
«Шан-Чи» хочется отметить хотя бы за то, что он привнес в жанр супергероики элементы гонгонгских боевиков. Ныне покойный координатор трюков Джеймс Брэдли Аллен (ставивший драки в картинах «Kingsman: Секретная служба» и «Скотт Пилигрим») достойно продолжил традиции своего учителя Джеки Чана. Первая половина фильма: набор великолепно придуманных и снятых экшен-сцен, заставляющих героя то отбиваться от врагов на медленно разваливающемся автобусе, то сражаться на хрупких строительных лесах небоскреба. И всё это с невероятными акробатическими трюками и такой изобретательностью, какую в голливудском кино редко когда увидишь. Вторая половина чуть проще: в ней «Шан-Чи» превращается в раздутый уся о семейных неурядицах и о том, как важно отпускать старые травмы.