Доктор, шпана, художник: Фильмы и сериалы с Леонидом Бичевиным
Российский актер Леонид Бичевин родился 27 декабря 1984 года в Климовске под Москвой, там рос и там же начинал учиться в сельскохозяйственном институте, чтобы профессионально работать с лошадьми. Однако любовь к лошадям — еще не повод превращать их в профессию, так что неожиданно для близких Леонид всё переиграл и ушел в актеры. Ему повезло достаточно быстро — он попал в руки режиссера Алексея Балабанова, который высоко оценил потенциал начинающего артиста и дал ему первую большую роль. За 17 лет карьеры в кино и в сериалах у Бичевина накопилось много интересных работ. Рассказываем о некоторых из них.
О других популярных российских актерах можно почитать в подборках про фильмы с Александром Палем и Милошем Биковичем.
В доме самогонщика Алексея постоянно циркулируют гости-собутыльники. Одним из них оказывается фарцовщик Валера, приехавший со случайной знакомой Анжеликой. Пока парень напивается в компании философа-алкоголика, девушка в ужасе пытается где-нибудь спрятаться от местного милиционера Журова, положившего на нее глаз. Хозяйка дома ничем не может ей помочь, только спрятать в сарае в стоге сена. Однако Журов находит девушку и увозит в свою городскую квартиру, где живет его сумасшедшая мать. Анжелике, прикованной наручниками к кровати, предстоит провести в этой квартире много страшных дней.
Самая жуткая драма в фильмографии Леонида Бичевина была всего второй его актерской работой и дебютом в большом кино. Молодой актер исполнил небольшую роль фарцовщика Валеры, трусливого парня, который даже не пытается помочь своей случайной знакомой Анжелике. Криминальный триллер Алексея Балабанова («Брат», «Я тоже хочу») о разложении советского государства вызвал огромный общественный резонанс в 2007 году. Причем споры возникали еще на этапе подготовки к съемкам, так, Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались играть в фильме, прочитав сценарий. Между тем, по словам режиссера, история собрана из реальных событий, о которых ему рассказывали люди в разных регионах страны.
1917 год. Молодой и неопытный доктор Михаил Поляков приезжает земским врачом в сельскую больницу. Местный фельдшер и две медсестры долгое время были вынуждены справляться в одиночку как могли, так что приезду профессионала и свежего лица они очень рады. Пациенты — в основном неграмотные крестьяне с дикими представлениями о здоровье, лечении и гигиене. Несмотря на неопытность, Михаил справляется неплохо и быстро завоевывает уважение своих помощников. Одна беда: доктор быстро подсаживается на инъекции морфия, которыми снимает нервное напряжение, и чем дальше, тем безнадежнее становится его зависимость.
В драме Алексея Балабанова Бичевин исполнил свою первую главную роль — доктора Полякова. История его героя, попавшего в плен наркотической зависимости, смешивается с историей обезумевшей в революции страны. Сценарий фильма был написан еще Сергеем Бодровым — младшим по мотивам цикла рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». Собственно, и ставить ее должен был Бодров, но он выбрал для режиссерского дебюта фильм «Сестры», отложив историю земского врача на потом. После трагической гибели перспективного актера и режиссера за реализацию сценария взялся Балабанов.
Доставщица пиццы Вика приезжает по адресу, благополучно отдает заказ, получает щедрые чаевые, а выйти из квартиры не может — дверь заперта. Хозяин квартиры, молодой человек по имени Вениамин, заявляет, что намерен держать ее при себе и делать с ней всё что вздумается. Девушка, конечно, против и напугана, тем более что негодяй в красках расписывает свои фантазии. Вика намерена защищаться кухонным ножом до конца, но когда ужасный монстр вдруг идет вешаться, проникается к нему сочувствием и симпатией. Она втянута в какой-то застарелый и тяжелый психологический конфликт, но и у самой на душе тоже есть шишки и синяки.
За пределами квартиры в мансарде гремит и суетится город, но героям он не нужен и даже прямо противопоказан, пока булькает котел нерешенных внутренних проблем. Леонид Бичевин, Мария Машкова и Олег Макаров разыграли отличную партию на троих в постановке Игоря Лебедева, для которого эта работа стала дебютной в качестве режиссера. Психологическая драма была хорошо принята зрителями и критиками, однако Лебедев выпустил свой следующий фильм лишь спустя девять лет и снова замолчал.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Великая Отечественная война. Немцы ушли из Вологодской области, но в деревнях по-прежнему нет спокойной жизни: минные поля, окруженные колючей проволокой, — постоянный источник угрозы. Разминировать нужно много, а рук не хватает, мужчины на фронте, поэтому на местах формируются женские саперные отряды. Капитан Алексей Смирнов приезжает в деревню обучать девушек 17-20 лет технике обезвреживания мин. В этом крайне опасном деле даже опытные саперы допускают фатальные ошибки, а девчонкам дается на обучение всего несколько суток. После этого начинаются тяжелые трудовые дни, и каждый из них может стать последним.
Сдержанный и сосредоточенный капитан Смирнов в исполнении Бичевина грустно смотрит на маленький отряд в юбках. В отличие от многих военных фильмов, никакого героического пафоса здесь нет — никто из девушек не рвется на подвиг, все боятся страшных мин и не хотят умирать, но и согласия у них никто не спрашивает. Историческая драма здесь смешивается с романтическим и даже детективным сюжетом, трагические эпизоды перемежаются лирическими и комическими сценами, как повелось в военном кино еще с советских времен.
1950-е. Послевоенная Москва медленно приходит в себя, вокруг разруха, нищета и безнадега. Вдобавок люди пытаются сжиться с горем от потери близких. Отец Роберта пропал без вести, а мать, чтобы как-то продержаться и наладить личную жизнь, выходит за нелюбимого, но положительного человека. Аккурат к свадьбе в коммуналку заселяется симпатичный неженатый фронтовик и тревожит сердце новобрачной. Роберт между тем гуляет с уличной шпаной и участвует в налетах на продуктовые магазины ради еды. Там же в компании он знакомится с Милкой, девушкой главаря шайки, и тут же влюбляется в нее.
Бичевин играет в сериале существенную роль главаря замоскворецкой шпаны Гавроша, который становится соперником влюбленного Роберта (одна из первых ролей Юры Борисова). Герой Бичевина циничен, резок и безжалостен, козыряет замашками уголовника и не собирается просто так упускать своего. Режиссер Зиновий Ройзман дотошно воссоздает в 16-серийном фильме образ неуютной послевоенной Москвы, основываясь на одноименном романе Эдуарда Володарского. Художники-постановщики проделали для съемок грандиозную работу, собрав целостную картину из мельчайших деталей быта.
Выпускники психфака Борис, Алиса и Тимофей, вместо того чтобы пробиваться в профессии поодиночке, организуют компанию «Группа счастья» для оказания психологической помощи. Вопреки традиционному образованию, полученному в университете, компаньоны практикуют игровую психотерапию, искусственно устраивая для клиентов спектакли — своеобразную шоковую терапию. Сами клиенты даже не догадываются о том, что в этот момент идет корректировка их поведения. В работе психологам помогают несостоявшаяся актриса Ирина и программист Костя.
Здесь Бичевин играет одну из главных ролей. Талантливого студента Бориса ждали аспирантура и наука, но реальность внесла свои коррективы: оставшись без отца и матери, он вынужден работать, чтобы содержать себя и сестренку. К счастью, аналитический склад ума помогает ему найти свое место в жизни. А вот самому сериалу не так повезло. Несмотря на увлекательную концепцию и даже элементы психологического расследования, проект Вячеслава Никифорова и Александра Хвана продержался в эфире Первого канала всего один сезон, не сумев найти своего зрителя.
Конец XIX века. Студент Николай едет в Париж, чтобы продолжить изучение медицины и подтянуть французский. По пути он останавливается в уединенном отеле под Лейпцигом, чтобы переночевать и двигаться дальше. На беду утром он встречает в ресторане гостиницы прекрасную девушку по имени Элиза и с первого взгляда влюбляется. Николай остается еще на один день, не слушая увещеваний проститутки Нины, которая отговаривает молодого человека от попыток завести знакомство. Элиза — любовница и содержанка богатого человека, и настоящее чувство ей только повредит. Однако по уши влюбленный студент не способен слышать здравые речи.
Главную роль в фильме Леонид Бичевин разделил с Сергеем Маковецким, который сыграл Николая в старшем возрасте. Компанию им составили Рената Литвинова в образе Нины и Сильвия Хукс, сыгравшая Элизу. Всё это ради истории о загадочной русской душе в духе Бунина или Куприна, которую написал и снял режиссер из Нидерландов, а еще большой ценитель русской литературы Йос Стеллинг. Автор выбрал Бичевина на роль Николая после того, как увидел его в образе доктора Полякова в балабановском «Морфии».
1993 год, Кировоград. После смерти обычного электрика Александра Ильина в его доме находят огромную коллекцию старинных произведений искусства — книги, картины, скульптуры. Как хозяин этого подпольного музея умудрился собрать такое количество древностей, можно только догадываться. Спустя 15 лет в Одессе таможенники задерживают курьера, который пытается провезти через границу редкую книгу — незарегистрированный экземпляр «Морского устава» Петра I. За расследование берутся сотрудники ФСБ полковник Константин Запорожец и молодой офицер Александр Волков. Вскоре полковника находят мертвым, с ножом для писем в шее, а его напарнику приходится углубляться в расследование самостоятельно.
Сюжет сериала отчасти основан на реальных событиях: в 1993 году действительно была обнаружена коллекция Ильина, но достоверных ответов на вопрос, как и откуда взялись такие сокровища, никто дать не смог. Сериал предлагает свою версию произошедшего, а Бичевин играет капитана ФСБ Александра Волкова, который в 2008 году расследует загадочное появление старинной книги. Актер после прочтения сценария не сразу проникся предложенной ролью, но согласился, когда узнал, что сериал будет снимать Николай Хомерики.
1914 год. Художник Марк Шагал возвращается из Парижа на родину, чтобы повидаться с близкими и возлюбленной Беллой. Молодые женятся и собираются поехать обратно в Европу, чтобы Марк мог продолжить обучение, но начавшаяся война путает планы. После революции художник остается в новой стране и открывает в Витебске художественное училище, обучая вчерашних крестьян живописи. Правда, народные массы не понимают художества Шагала, а вскоре преподавателем в училище приезжает еще и Малевич, который разворачивает свой класс. Там он проповедует отказ от фигуративного искусства, призывая творить то, чего еще не было прежде, — супрематизм. И вот когда не только народ, но и комиссары перестают понимать, что пытаются показать художники, становится совсем худо.
В фильме Александра Митты («Экипаж», «Граница: Таежный роман») Бичевин сыграл одну из главных ролей — художника Марка Шагала. Его герой — фантазер, который вечно парит над жизнью и старается не замечать мерзостей революционного быта. Тихий и восторженный Шагал противопоставлен громогласному Малевичу, который пробивает свои новаторские идеи вперед, словно паровоз, но, по сути, оба художника остаются эскапистами, убегающими от страшной реальности в фантазии о новом искусстве. Сам сериал — высказывание режиссера о природе творчества, а не биографический очерк, в нем довольно много расхождений с реальной биографией художника.
1914 год. Дарья Булавина приезжает в Санкт-Петербург, чтобы изучать в университете юриспруденцию. Она останавливается в доме сестры Екатерины и ее мужа Николая Ивановича. В воздухе города пьяняще носятся новые идеи, предчувствие скорых и больших перемен, а на волне популярности — сумрачный поэт Бессонов, в которого без памяти влюбляются обе сестры. Однако довольно быстро морок проходит: Катя, изменившая мужу, уезжает во Францию развеяться и подумать, а Даша обращает внимание на положительного со всех сторон Ивана Телегина. Взаимная симпатия быстро перерастает в любовь, но начавшаяся война разлучает пару. И это только начало бесконечных испытаний, которые готовит главным героям бурная история начала XX века.
В экранизации романа Алексея Толстого Леонид Бичевин сыграл инженера Телегина — образованного, доброго и здравомыслящего молодого человека, который выгодно выделяется на фоне охваченных безумием современников. В завихрениях истории его герою предстоит сложный путь и превращение в красноармейца. Партнершами Бичевина по сериалу стали Юлия Снигирь в роли Кати Булавиной и Анна Чиповская в образе Даши Булавиной.