Депрессивный Кассель, поникший Депардье и циничный Бельмондо: 10 французских детективов
В подписке Okko стала доступна французская новинка «Приглашение к убийству», выдержанная в лучших традициях Агаты Кристи. По такому случаю вспоминаем другие достойные детективы, снятые во Франции, — от проверенной временем классики до современных триллеров о маньяках. Также предлагаем познакомиться с подборками лучших французских детективных сериалов и лучших детективных фильмов всех времен.
1930-е годы, роскошный особняк на уединенном острове. Миллиардер-затворник Льюис Финдли рассылает нескольким не связанным между собой людям приглашения на ужин. Среди гостей — эксцентричная флористка Миранда Грин, помешанная на детективных романах. Позже выяснилось, что прибывшие не только не знакомы друг с другом, но и никогда прежде не встречались с лордом Финдли. Обстановка накаляется до предела, когда в гостиной появляется труп.
Вероятно, некоторые зрители еще помнят культовую «Улику» Джонатана Линна, где задолго до «Достать ножи» обыгрывались всевозможные жанровые клише. «Приглашение к убийству» — попытка сделать нечто похожее, но попроще и без нескольких концовок. Здесь есть завязка в духе романа «И никого не стало», но нет ни звездных имен, ни помпезности дилогии Кеннета Браны («Убийство в Восточном экспрессе» и «Смерть на Ниле»). Однако у скромного французского фильма есть все составляющие добротного детектива, способного на полтора часа отвлечь от насущных проблем.
Франция 1950-х. На улицах Парижа обнаружен труп девушки. За расследование берется комиссар Мегрэ, в лучшие свои годы раскрывший немало громких преступлений, но с возрастом совершенно утративший вкус к жизни. Пьет он много, ест без аппетита, а курить не может по состоянию здоровья. Но запутанное дело отвлекает грузного флика от дурных мыслей об отставке и достаточно скоро принимает для него личный характер.
Писатель Жорж Сименон — автор 75 романов и 28 рассказов о Жюле Мегрэ, регулярно экранизируемых во Франции еще с 1930-х. Немногословного полицейского, лишенного причудливых внешних характеристик, как у Эркюля Пуаро, и не привыкшего красоваться перед публикой, как Шерлок Холмс, играли самые разные актеры — от Жана Габена до Роуэна Эткинсона. Нередко постановки по мотивам детективного цикла Сименона становились сериалами, однако версия Патриса Леконта — вещь в себе, как если бы это был единственный существующий фильм о Мегрэ. При этом неуклюжий, заполняющий собой всё пространство кадра Жерар Депардье настолько органичен в новом для себя образе, словно играл комиссара с набережной Орфевр полжизни. На выходе получился тягучий, камерный и по-хорошему старомодный детектив, точно передающий атмосферу оригинального произведения.
Комиссар Франсуа Висконти глубоко несчастен: жена давно бросила, взрослый сын водится с наркоторговцами, а сам он страдает от алкоголизма и коротает ночи с проститутками. Однажды достигшего дна полицейского просят возглавить дело об исчезновении шестнадцатилетнего подростка из богатой семьи. Под подозрением все: мать, отец и даже репетитор. Шансов найти мальчика живым всё меньше, но главный герой намерен во что бы то ни стало докопаться до истины.
«Черная полоса» — одна из немногих удачных попыток адаптировать полар (французская версия нуара с полицейским вместо частного сыщика) под современные реалии. В основу фильма лег роман израильтянина Дрора Мишани, но сугубо детективную историю режиссер и сценарист Эрик Зонка превратил практически в экзистенциальную драму. Изначально мизантропа Висконти должен был сыграть Жерар Депардье, но спустя шесть дней мэтр без объяснения причин покинул съемочную площадку. И если бы не подхвативший проект Венсан Кассель, сыгравший тут одну из своих сильнейших ролей в карьере, никакой «Черной полосы» могло бы и не быть. Невзирая на коммерческий провал, мрачная картина Зонка была высоко оценена журналистами и определенно заслуживает внимания.
Франция. В альпийском захолустье бесследно исчезает богатая женщина Эвелин Дюка. На следующий день обнаруживается ее автомобиль, брошенный посреди сельской дороги. Полицейские опрашивают местных жителей: социальную работницу Алису, ее угрюмого мужа Мишеля и местного маргинала Жозефа. Всем им есть, что скрывать.
Фильм «Магия зверя» Доминика Молля, создателя нашумевшего фестивального хита «Гарри — друг, который желал вам добра», интересна в первую очередь своей структурой. История поделена на главы, названные по именам центральных персонажей. Подобно «Расёмону» Акиры Куросавы, непрерывная смена оптики позволяет увидеть одни и те же события с разных точек зрения. Меняется не только взгляд, но и общий тон: если в начале перед нами леденящий душу триллер, по атмосфере напоминающий скандинавские аналоги, то во второй половине мрак уступает место иронии, а действие переносится из заснеженной деревни в солнечную столицу Кот д’Ивуара. Невзирая на обилие деталей, ближе к финалу пазл складывается воедино, превращаясь в нечто большее, чем очередной детектив о пропавшем человеке.
В ночь с 12 на 13 октября 2016 года в провинциальном городке Гренобль происходит убийство. 21-летняя Клара, возвращаясь домой в одиночестве, сталкивается с темной фигурой во всем черном. Неизвестный человек обливает ее бензином и сжигает заживо, не оставив после себя никаких улик. Вести дело предстоит новому начальнику полиции Йоану, вступившему в должность накануне. Изучая факты, он всё глубже погружается в личную жизнь жертвы, а количество подозреваемых увеличивается с каждым днем.
Если в «Магии зверя» интрига сохранялась до последних двадцати минут, то «Таинственное убийство» начинается с титра, сообщающего, что преступление так и не будет раскрыто. Недаром многие критики тут же принялись сравнивать антидетектив Доминика Молля с «Воспоминаниями об убийстве» и «Зодиаком», где убийца также не был найден. С одной стороны, весь фильм зритель вынужден наблюдать за полицейским расследованием, заведомо обреченным на провал, с другой, отсутствие развязки дарует простор для социального высказывания, актуального не только для современной Франции, но и для всего остального мира.
Добро пожаловать в роскошное загородное поместье, где в преддверии Рождества собирается большая семья. Когда гости оказываются под одной крышей, выясняется, что хозяин дома скончался при загадочных обстоятельствах. Расследованием занимаются восемь женщин, близких покойному. Одна из них — убийца.
После того как Франсуа Озон вытащил из полузабвенья Шарлотту Рэмплинг, сняв ее в фильме «Под песком», с бунтарем-провокатором захотели работать все. Получив шанс всей жизни, молодой режиссер затащил в свой следующий проект таких легендарных актрис, как Катрин Денёв, Эммануэль Беар, Изабель Юппер, Даниель Дарьё и Фанни Ардан, с которыми на равных в кадре существуют Виржини Ледуайен, Людивин Санье и Фирмин Ришар. У каждой — свой уникальный наряд (созданием ярких образов в стиле new look занималась художница по костюмам Паскалин Шаванн) и собственный музыкальный номер в духе «Шербурских зонтиков». Постмодернистский микс из детектива, мюзикла и комедии стал хитом фестивалей и ознаменовал собой новый этап в карьере Озона.
По Парижу проносится волна убийств, совершенных таинственным маньяком по прозвищу Минос. Жертвы — актрисы из кино для взрослых и девушки с обложек эротических журналов, коих душегуб отправляет на тот свет за безнравственность. Расследование поручено грубому комиссару Летелье, ради раскрытия дела готовому нарушать закон. Полицейский еще не догадывается, что уже несколько раз встречался с разыскиваемым серийным убийцей лицом к лицу.
«Страх над городом» — классический полицейский триллер 1970-х, который даже спустя полвека смотрится на одном дыхании. С одной стороны, перед нами типичнейший полар своего времени, с другой — картина в лучших традициях американских экшен-фильмов про неоднозначных копов: сцена погони напоминает идентичный эпизод из «Французского связного», а Летелье, очевидно, списан с «Грязного Гарри». В любом случае у «Страха над городом» есть всё необходимое, чтобы удержать зрителя у экрана: интригующий сюжет про маньяка и множество рискованных трюков, выполненных Жан-Полем Бельмондо без участия каскадеров.
На рубеже XVIII-XIX веков преступность в Париже достигла критической отметки. Криминальные группировки сеют хаос, наглядно демонстрируя всю несостоятельность методов работы полиции. Ситуация меняется, когда во главе управления национальной безопасности появляется бывший бандит Видок. Будучи человеком, которому удавалось бежать из тюрьмы 27 раз, он прекрасно знает, где требуются реформы, а преступный опыт позволяет новоиспеченному сыщику раскрывать самые запутанные дела. Однако своеобразные методы работы Видока нравятся отнюдь не всем.
Авантюрист Эжен Франсуа Видок — реальная историческая фигура, прекрасно знакомая каждому французу. Когда-то давно каторжник со стажем действительно переметнулся на сторону закона и заложил основы криминального сыска. После смерти новатор остался жить в массовой культуре Франции, выступив героем множества литературных произведений, художественных фильмов и телесериалов. Наиболее знаковым оказался стимпанк «Видок» 2001 года, где Депардье поместили в старый Париж, целиком воссозданный на компьютере. Режиссер «Охотника на призраков» Жан-Франсуа Рише, напротив, сделал ставку на реализм — и не прогадал. У него вышел в меру мрачный и достаточно увлекательный детектив, вдохновленный историческими событиями. Поклонники жанра и таланта Касселя, прежде уже снимавшегося у Рише в потрясающем «Враге государства № 1», точно не останутся разочарованными.
В окрестностях Парижа завелся маньяк. Из улик у стражей правопорядка лишь карточки с именем «месье Дюран», которые злоумышленник оставляет возле трупов. Однажды у комиссара Вана появляется информация, что серийник скрывается в доме № 21, расположенном на улице Жюно. Сыщик, притворившись священником, арендует там комнату.
Дебют Анри-Жоржа Клузо как режиссера, известного сегодня преимущественно по фильмам «Плата за страх» и «Дьяволицы», создавался им в оккупированной Франции на деньги нацистов. Вопреки столь неприглядному факту, «Убийца живет в доме… № 21» — замечательный комедийный детектив, где мастерски выдержан баланс между страшным и смешным. Отдельного упоминания заслуживает открывающая фильм сцена убийства, снятая субъективной камерой от лица маньяка.
События разворачиваются в вагоне пассажирского поезда, следующего до Парижа. Безбилетник Даниэль прячется от кондуктора в уборной, где заводит беседу с девушкой Бэмби. Незнакомка предлагает парню переночевать в ее купе, ведь одна из полок никем не занята. Утром парочка благополучно покидает поезд, не подозревая, что прямо у них под носом произошло убийство. Чтобы разобраться в ситуации, комиссару Грациани и его помощнику Жану-Лу необходимо отыскать всех пятерых пассажиров, ехавших в том же самом купе. Параллельно с этим Даниэль и Бэмби начинают собственное расследование.
«Убийцы в спальных вагонах» — режиссерский дебют Коста-Гавраса и классика французского кинематографа, основанная на одноименном романе великого Себастьяна Жапризо. Новичку повезло собрать целую плеяду суперзвезд: Жака Перрена, Ива Монтана, Симону Синьоре, Мишеля Пикколи и, конечно же, Жана-Луи Трентиньяна в небольшой, но чертовски смешной сцене. Не во всём удачная, но определенно заслуживающая внимания экранизация.