Бессмертная профессия: 10 фильмов про гейш и куртизанок
Тема продажной любви закономерно пришла в кино из театра и литературы, а сами образы секс-работниц за столетья обросли многочисленными художественными трактовками. Это могла быть роковая красотка, разрушающая патриархальную семью, грешница с золотым сердцем или любительница острых ощущений. Представляем 10 лучших фильмов про куртизанок прошлого и настоящего.
Также предлагаем подборку других фильмов о любви, хоть и не продажной, но страстной и опасной.
Бедному японскому рыбаку после смерти жены приходится продать двух своих дочерей в дом гейш. Хозяйка заведения, или, как ее именуют подопечные, «матушка», оставляет у себя девятилетнюю Чио, а старшую из сестер отдает в обычный бордель. Девочки пытаются сбежать, но младшей побег не удается. В наказание «матушка» запрещает Чио обучаться искусству гейш и делает своей личной служанкой. Однако спустя годы подросшую главную героиню берет к себе на обучение знаменитая гейша Мамеха (Мишель Йео). За несколько месяцев она сможет научить Чио всему, чему обычно учатся годами. Несмотря на козни завистливой соперницы Хацумомо, Чио уже под именем Саюри становится одной из самых влиятельных гейш Киото. Она ведет роскошную жизнь, но грядущая Вторая мировая война нарушит ее благополучие.
Экранизация одноименного бестселлера Артура Голдена вызвала бурное негодование в Японии и Китае, где ленту даже запретили к показу. Причем скандалы начались еще до ее появления на экранах. На автора романа подала в суд за клевету бывшая гейша Минеко Ивасаки, которую Голден интервьюировал о ее истории в процессе написания книги. Фильм, как и литературный первоисточник, критиковали за искажение образа гейш, считающихся в Стране восходящего солнца национальным достоянием. По мнению японцев, героини картины изображены как некие элитные секс-работницы с экзотической изюминкой. Досталось авторам и за подбор актеров. Большинство гейш сыграли китаянки, что оскорбило чувства не только японцев, но и жителей Поднебесной. Тем не менее визуальная сторона фильма по-прежнему впечатляет. «Мемуары гейши» награждены «Оскаром» за лучшую работу оператора, художника-постановщика и дизайнера костюмов.
Венеция XVI века. Девушка из бедной семьи Вероника хочет выйти замуж за своего возлюбленного, аристократа Марко Веньера. Отец юноши против их брака, так как у родителей героини нет приданого. Тогда мать Вероники предлагает дочери податься в элитные секс-работницы — куртизанки. Девушка поначалу отказывается, но в противном случае ее грозят отправить в монастырь. В итоге шаг за шагом Вероника познает тонкости ремесла куртизанок. От нее требуется быть не только искусной любовницей, но и приятной собеседницей. Вероника много времени проводит в библиотеке и даже сама начинает писать стихи. Красавица с острым умом привлекает внимание самых знатных жителей города. Благодаря своим талантам девушка очаровывает даже короля Франции Генриха III. Однако в жизнь Венеции вторгается чума, суеверные жители ищут виноватых. Завистницы пишут на Веронику донос, обвинив ее в колдовстве. Героиню ждет суд инквизиции. По-прежнему влюбленный в Веронику Марко решает спасти ее.
Сюжет основан на реальной истории венецианской поэтессы и куртизанки Вероники Франко. Некоторые ее стихи дошли до наших дней и периодически звучат в фильме. Главная героиня картины, несмотря на социальное клеймо, оказывается благороднее и порядочнее своих клиентов — ханжей и лицемеров. С исторической точки зрения фильм местами весьма сомнителен. Однако авторам удалось сделать красивое костюмное кино, в том числе о любви, не забыв про социальный комментарий об эмансипации женщин.
Фильм повествует о нескольких днях из жизни римской секс-работницы Марии по прозвищу Кабирия. Она мечтает о большой любви и истинном счастье. Но все ее любовники оказываются проходимцами, пользующимися наивностью и добротой героини. Несмотря на жизненные неудачи, Кабирия продолжает верить в людей и чудо.
Ранний шедевр классика мирового кино Федерико Феллини, в котором главную роль сыграла его жена и муза Джульетта Мазина. Финальные кадры, где Кабирия улыбается сквозь слезы веселящейся вокруг нее компании молодых людей, стали хрестоматийными. Картина выиграла «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Секс-работница Кабирия у Феллини предстает в образе святой грешницы в католической традиции, берущей начало с раскаявшейся блудницы Марии Магдалины. Неслучайно во время одной из ключевых сцен фильма героиня во время церковной мессы истово молит Мадонну о новой жизни. В работе над диалогами Феллини помогал другой знаковый итальянский режиссер, Пьер Паоло Пазолини, годами позже сам снявший картины о жизни секс-работниц — «Аккатоне» и «Мама Рома».
Молодая француженка Северина Серизи ведет жизнь обеспеченной буржуа. У нее есть всё, кроме сексуальной удовлетворенности. Любящий и заботливый муж не может воплотить в постели ее садомазохистские фантазии. В конце концов Северина решается на радикальный шаг — становится работницей публичного дома. Но принимать клиентов героиня может только днем, по вечерам она продолжает играть роль добропорядочной хозяйки дома и верной супруги.
«Дневная красавица» с Катрин Денёв в главной роли стала самым кассовым фильмом Луиса Бунюэля, хотя сам режиссер саркастически объяснял его зрительский успех исключительно «наличием шлюх на экране». Картина, наполненная загадочным символизмом, по-прежнему имеет множество трактовок и толкований. Можно увидеть в ней как язвительную насмешку над двойной моралью буржуазии, так и трагическую историю о дуализме духовной и физической близости. Как и во многих других работах Бунюэля, реальность и фантазии в фильме тесно переплетаются. Возможно, всё происходящее на экране — лишь сон Северины.
Действие фильма происходит в XIX веке в японском рыбацком поселке. В популярном местном борделе работают две подруги, О-Шин и О-Кикуно. Однажды порог заведения переступает молодой самурай, разыскиваемый властями за убийство. Он просит О-Шин спрятать его на какое-то время. Девушка соглашается и с помощью хитрой уловки спасает незнакомца от стражников. Благодарный самурай перед уходом просит О-Шин бросить постыдную работу и путем воздержания очистить свою душу и тело. Девушка полагает, что молодой человек таким образом намекает ей на последующую женитьбу. О-Шин честно выполняет данное возлюбленному обещание, отчего ее подруге приходится работать сверхурочно. Вот только женитьба совсем не входит в планы самурая.
Фильм о любви и верности падшей женщины поставлен по нереализованному сценарию Акиры Куросавы. На экранах «Лишь море знает» появилось спустя четыре года после его смерти. Чувствуется, что режиссер Кэй Кумаи, снимавший раньше социальные драмы, с одной стороны, пытался почтить память знаменитого соотечественника, с другой — хотел передать свое видение истории. Возможно, из-за этого кажется, что фильм местами неровный и где-то даже недоработанный. Тем не менее эти недостатки компенсируют выразительная актерская игра и яркий визуальный ряд картины.
История о жизни и нравах одного парижского публичного дома начала XX века. Бордель «Аполлонида» переживает непростые времена — кругом полно конкурентов, а арендодатель грозит выселить путан на улицу. Тем не менее каждую ночь сюда приходят богатые буржуа и богемные художники, чтобы воплотить в реальности свои самые потаенные сексуальные фантазии. Обитательницы борделя живут словно в замкнутом мире, где каждая ночь однообразна и в то же время пугающе непредсказуема. Никто не знает, что оставит клиент — щедрый подарок, сифилис или незаживающий шрам на лице и в сердце.
Режиссер «Дома терпимости» Бертран Бонелло изначально хотел снять фильм о жизни современных секс-работниц, но изменил время действия, когда увидел во сне одну из будущих героинь. Атмосфера и детали эпохи декаданса в «Доме терпимости» воспроизведены со скрупулезной точностью. Некоторые кадры словно сошли с полотен Анри Тулуз-Лотрека, известного завсегдатая парижских борделей. Порок в картине Бонелло неотделим от болезненной, увядающей красоты. В одной из самых эмоциональных сцен героини в белых ночнушках танцуют друг с другом под грустную рок-балладу Nights in White Satin, оплакивая загубленную молодость.
Куртизанка Леа де Лонваль (Мишель Пфайффер) к 40 годам сколотила приличное состояние и решила уйти на покой. Она ведет роскошный образ жизни и, главное, теперь может выбирать любовников по склонности, а не по необходимости. Ее давняя подруга Шарлотта Пелу (Кэти Бейтс), также бывшая куртизанка, просит Леа заняться воспитанием своего избалованного 19-летнего сына Фреда, которого близкие ласково называют Шери. Леа соблазняет Шери, и они становятся любовниками. К удивлению окружающих, их отношения длятся долгих шесть лет, несмотря на большую разницу в возрасте. Мадам Пелу недовольна романом сына с многоопытной подругой и находит ему молодую невесту. Во время разлуки Шери понимает, что по-настоящему любит только Леа, в то же время и она осознает, что испытывает к нему глубокие чувства.
Литературной основой фильма послужили романы писательницы Сидони-Габриэль Колетт «Шери» и «Конец Шери» о страстях французского полусвета начала XX века. Как и в своей знаменитой экранизации «Опасных связей» Шодерло де Лакло, режиссер Стивен Фрирз трепетно воссоздал атмосферу исторической эпохи. Неспешное повествование позволяет зрителю насладиться деталями роскошных интерьеров и костюмов. Этот фон оттеняет красоту неувядающей Мишель Пфайффер, крадущей едва ли не каждую сцену со своим участием. Актриса сыграла, возможно, одну из лучших своих ролей в нулевые годы. Изящная драма Фрирза о взаимной, но несчастливой любви оставляет после себя чувство светлой грусти.
Бизнесмен Эдвард Льюис (Ричард Гир) успешен в делах, но с личной жизнью у него не ладится. После расставания с подругой он едет в Лос-Анджелес на важную встречу. В тот же вечер Льюис по ошибке заезжает в район «красных фонарей». Там он знакомится с секс-работницей Вивиан (Джулия Робертс). Бизнесмен предлагает ей всю неделю сопровождать его на неформальных переговорах. С помощью Эдварда Вивиан учится хорошим манерам и одеваться со вкусом. Постепенно герои понимают, что их связывает нечто большее, чем сексуально-деловые отношения.
В романтической комедии Гэрри Маршалла секс-работница предстает в образе современной Золушки, сделавшей мощный социальный рывок благодаря случайной встрече с «принцем» на белом лимузине. Именно за крайне неправдоподобное изображение жизни работниц секс-индустрии авторам досталось от критиков. Поговаривают, что британский режиссер Кен Рассел после просмотра «Красотки» был так возмущен, что это вдохновило его снять своеобразный ответ — суровую социальную драму «Шлюха» (1991). Несмотря на критику, зрители полюбили фильм Маршалла за хороший юмор и химию между главными звездами — находившимися на пике популярности Джулией Робертс и Ричардом Гиром. К тому же благодаря картине обрел вторую волну популярности хит Роя Орбисона Oh, Pretty Woman.
Офисный клерк с больным сердцем Франсуа предлагает красивой проститутке Даниэле (Моника Беллуччи) побыть его женой. Он говорит, что выиграл в лотерею четыре миллиона евро, и обещает платить ей каждый месяц по сто тысяч до тех пор, пока не закончатся наличные. Даниэла принимает предложение и переезжает к нему. Франсуа наслаждается совместной жизнью с «супругой». Идиллию нарушает сутенер и бывший любовник Даниэлы, суровый криминальный авторитет Шарли (Жерар Депардье). Он ставит Франсуа перед выбором: отдать ему все выигранные в лотерею миллионы или вернуть Даниэлу.
Живой классик французского кино Бертран Блие вновь с помощью нетривиального сюжета и фарсового юмора препарирует взаимоотношения мужчины и женщины, скованных социальными условностями. По ходу фильма режиссер не раз ловко спутает перед зрителями все карты, но смотреть за этим одно удовольствие. Как и наблюдать за восхитительной Моникой Беллуччи в образе роковой красотки. Несчастные мужчины рядом с ее героиней страдают, теряют рассудок и даже умирают.
Конец восьмидесятых, СССР. Молодая ленинградка Таня Зайцева (Елена Яковлева) ведет двойную жизнь: по будням она добропорядочная медсестра, а в выходные дни, точнее, ночи — валютная секс-работница. Однажды постоянный клиент героини, шведский инженер Эдвард Ларсен, делает девушке предложение и обещает увезти на родину. Мечтающую о респектабельной жизни за границей Таню не могут остановить ни бюрократические препоны, ни слезы матери, которая ничего не подозревает о нелегальных доходах дочери. Но, получив всё, что хотела, героиня понимает, что несчастлива на чужбине.
Наряду с «Маленькой Верой» и «Ассой» экранизация повести Владимира Кунина стала одним из самых резонансных и популярных фильмов времен перестройки. Картина Петра Тодоровского поднимала табуированную в советском кинематографе тему проституции. В момент выхода фильма зрители относились скорее с симпатией и сочувствием к главной героине. Более того, считается, что «Интердевочка» отчасти популяризировала образ валютной секс-работницы. Таня Зайцева не просто стремилась к благополучной жизни, а фактически противопоставляла себя загнивающему советскому миру с его дефицитом, бытовой неустроенностью и ханжеством. Интересно, что Тодоровскому пришлось снять два финала «Интердевочки». Частично оплатившие картину шведы попросили режиссера поменять трагическую концовку на что-то более оптимистичное. В свою очередь, в Госкино СССР настояли, чтобы героиня в финале погибла, — упорхнувшая за границу «ночная бабочка» должна была получить по заслугам.