Подборки10 мин.

300 лет и 300 дней: 11 фильмов о династии Романовых

В 1613 году Земский собор избрал на царство Михаила Романова. С его восшествием на престол в стране сменилась правящая династия: после лет смуты Романовы правили Россией уже до конца. В 1913 году империя пышно отметила 300-летие их царствования. Рассказываем о фильмах и сериалах, посвященных императорской фамилии. Также предлагаем познакомиться с подборкой фильмов про королевские семьи в разные эпохи и подборкой российских исторических сериалов.

Романовы

Рейтинг: 8.9IMDb: 8.3
Жанры: Документальное, Историческое
2013, 1 сезон
Россия, 12+
Режиссер: Максим БеспалыйГлавные роли: Андрей Шибаршин, Александр Горелов, Елена Александрова, Владимир Фролов, Владимир Егоров, Александра Титова

Докудрама вышла на экраны в 2013 году — ее приурочили к 400-летию воцарения династии Романовых. Уникальный формат проекта объединяет документальное кино с игровым, дополняя их анимацией и графикой. Каждая серия представляет собой краткую выжимку о внутренней и внешней политике правителей, следующих друг за другом по очереди. На эпизод приходится по два царя-императора, так что общий динамичный тайминг порой кажется даже слишком поспешным. Сериал пытается балансировать между романтизацией и достоверными данными. Графика дает возможность создать максимально реалистичную картинку. Однако фильм всё равно грешит довольно односторонним взглядом на историю. Правление династии в нем преподносится в слишком идеализированном свете. Впрочем, идея уместить 300 лет в 8 серий (каждая по 60 минут) с самого начала предполагает, что придется допускать условности и жертвовать чем-то.

Режиссер Максим Беспалый и продюсеры Влад Ряшин и Валерий Бабич решили не приглашать в свой проект известных актеров, чтобы уже запомнившиеся зрителям лица не отвлекали их от истории и не вызывали лишних ассоциаций. Создатели «Романовых» набирали актеров в региональных театрах, ориентируясь не только на талант, но и на портретное сходство с героями. Так, роль императрицы Екатерины II вообще досталась Анне Яшиной, журналистке по образованию, чье сходство с правительницей показалось режиссеру феноменальным. «Романовы» предлагают зрителям неординарный формат и безусловно красивую, проработанную и детализированную картинку, к созданию которой режиссеры подошли вдумчиво и без свойственной многим подобным проектам небрежности к фактам.

Последние цари

Рейтинг: 5.9IMDb: 7.3
Жанры: Историческое, Биографии
2019, 1 сезон
США, 18+
Режиссер: Гарет ТанлиГлавные роли: Роберт Джек, Сюзанна Херберт, Бен Картрайт, Оливер Димсдейл, Бернис Стиджерс, Стеффан Бойе

«Последние цари» от Netflix — тоже докудрама, то есть сплав документального кино с художественным, но если в «Романовых» документальное всё же оказывалось на первом месте, то «Последние цари» с самого начала позиционировались скорее игровым проектом. Приставка «доку» должна была означать высокую степень достоверности материала. Однако уже с первой серии зрителям стало понятно, что это скорее вольная фантазия на тему. Игру актеров там разбавляют комментарии экспертов (которые чаще всего поясняют, что происходит на экране) и документальные хроники (в которые почему-то попали, например, фрагменты российского фильма «Адмиралъ»). Во второй серии на Красную площадь шоураннеры поместили мавзолей Ленина — слишком поспешно для предреволюционных лет, так что доверие аудитории потеряли почти сразу. Сериал посвящен правлению императора Николая II от коронации до расстрела. Шесть серий объединены параллельным сюжетом, действие которого разворачивается в Берлине в 1920-е годы. Женщина в клинике объявляет себя великой княжной Анастасией, а воспитатель царских детей пытается понять, говорит ли она правду.

История начинается с похорон Александра III, чей труп уже начинает разлагаться, и держит претенциозный тон развенчивания романтических мифов вокруг Романовых до самого конца. Кажется, создатели «Последних царей» за что-то крепко ненавидят династию: иначе не получится объяснить, почему они всеми силами стремятся выставить их эротоманами-наркоманами, погрязшими в выяснениях отношений между собой. Образ Распутина традиционно демонический и мистический. Тройка Распутин — Александра Фёдоровна — Николай II в целом интересует режиссеров гораздо больше реформ, Первой мировой войны и революции. Проект настолько сфокусирован на исключительно семейной истории, что, кажется, забывает, кем в действительности были Романовы.

Матильда

Рейтинг: 5.58IMDb: 5.3
Жанры: Драмы, Историческое
2017, 108 мин
Россия, 18+
Режиссер: Алексей УчительГлавные роли: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш

История любви цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II) и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской началась в 1890 году и закончилась в 1894 году, когда наследник престола получил согласие Алисы Гессенской на брак с ним. Исторические свидетельства этой связи (в том числе дневники Матильды и Николая) легли в основу фильма Алексея Учителя. Лента стала предметом общественного конфликта в 2017 году, участники которого обсуждали допустимость художественного высказывания об интимной жизни императора, причисленного к лику святых.

Несмотря на то что связь наследника престола с балериной сложно подвергать сомнению, поскольку она задокументирована в дневниковых источниках, «Матильда» пошла гораздо дальше скромных упоминаний о встречах и поцелуях. Учитель гиперболизировал вопрос их близости и сделал исторический сюжет масштабной мелодрамой, в которой измученный Николай тяготится будущим правлением, потому что сходит с ума по танцовщице (разумеется, в реальности было совсем не так). Цесаревич у Учителя хочет быть с фавориткой и всеми способами ищет у нее дворянские корни. Он дарит ей дворцы. Он сбегает к ней. «Матильда» снята очень красиво, с большим вниманием к деталям, с искренним желанием представить происходящее романтичным, почти целомудренным. Если не обращать внимания на слабую историческую достоверность и воспринимать фильм только развлекательным, он вполне может понравиться даже искушенному зрителю. В том случае, конечно, если он поклонник красивых костюмных мелодрам.

Цареубийца

Рейтинг: 7.42IMDb: 6.9
Жанры: Драмы, Историческое
1991, 98 мин
СССР, Великобритания, 12+
Режиссер: Карен ШахназаровГлавные роли: Малкольм Макдауэлл, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Юрий Шерстнев, Ольга Антонова, Анжела Пташук

«Цареубийца» Карена Шахназарова — психологическая драма с элементами мистики, вышедшая на экраны в 1991 году. Это, пожалуй, самый глубокий фильм подборки, не ограничивающийся только описательностью в вопросе исторических событий. В своей ленте Шахназаров поднимает экзистенциальные и эсхатологические вопросы о судьбе России и народном сознании. Он выставляет саму революцию болезнью. В центре повествования — попытки психиатра вылечить больного пациента, идентифицирующего себя с убийцей Николая II. Ситуация осложняется тем, что у больного есть и физические проявления недуга: например, появляются такие же шрамы, какие были у тех исторических персонажей, с которыми он себя отождествляет. Доктор в качестве эксперимента решает стать Николаем II — и вдруг после разговоров со своим подопечным заявляет коллегам: «Я хочу понять, почему именно этот человек меня убил».

Роль Николая II/доктора Алексея Смирнова исполняет Олег Янковский. За эту работу он получил премию «Ника». Пациента и руководителя расстрела царской семьи играет британский актер Малкольм МакДауэлл, который согласился присоединиться к проекту после чтения сценария. Фильм снимался сразу на русском и английском. Дом Ипатьева, уничтоженный в 1977 году, для съемок восстановили по копиям планов этажей, найденных в местном ЖЭКе.

Николай и Александра

Рейтинг: 7IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Военное, Биографии, Историческое
1971, 183
Великобритания, 12+
Режиссер: Франклин Дж. ШаффнерГлавные роли: Майкл Джейстон, Дженет Сьюзман, Родрик Ноубл, Аня Марсон, Линн Фредерик, Кендес Гленденнинг

Драма режиссера Франклина Дж. Шаффнера была выбрана одним из лучших фильмов 1971 года (по версии Американского национального совета по рецензированию). Сценарий Джеймса Голдмена и Эдварда Бонда основан на книге Роберта К. Мэсси 1967 года. В фильме рассказывается история последнего правящего российского монарха Николая II (Майкл Джейстон) и его жены, царицы Александры (Дженет Сьюзман), с 1904 года до их гибели в 1918 году. В состав актеров также входят Том Бэйкер в роли Григория Распутина, Лоуренс Оливье в роли Сергея Витте и Брайан Кокс в роли Льва Троцкого. Фильм снят довольно достоверно с точки зрения историчности. Единственная заметная ошибка связана с годом убийства Столыпина, который в ленте называется неверно.

Проект стал коммерческим провалом, собрав 7 миллионов долларов при бюджете в 9 миллионов. Несмотря на неудачу, «Николай и Александра» получили шесть номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм и лучшую женскую роль (Сьюзман), и выиграли две из них — за лучшую художественную постановку и лучший дизайн костюмов. Variety назвал «Николая и Александру» «фильмом изысканного вкуса».

Потерянный принц

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Биографии
2002, 180
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Стивен ПолякоффГлавные роли: Дэниэл Уильямс, Мэттью Джеймс Томас, Брок Эверитт-Элвик, Ролло Викс, Джина МакКи, Том Холландер

«Потерянный принц» ­— британская телевизионная драма о жизни принца Джона, младшего ребенка британского короля Георга V и королевы Марии, который умер в возрасте 13 лет в 1919 году. Несмотря на то что фильм не рассказывает напрямую историю кого-либо из Романовых, косвенно он всё же уделяет им довольно большое внимание. Трагедия России — фон для всего происходящего в ленте. Джон страдает эпилептическими припадками и расстройством развития, подобным аутизму. Королевская семья пытается укрыть его от посторонних глаз. Сценарий анализирует, как дорого им стоило это решение и как тяжело они его перенесли.

Николай II (Иван Маревич), Александра Фёдоровна (Ингеборга Дапкунайте) и их дети навещают родственников, британских королевских особ, на острове Уайт. Русские восхищают принца своим экзотическим великолепием. Джонни, очаровательный и привлекательный мальчик, раскован, что чуждо его родителям, и умеет искренне восхищаться. Он привязывается к своим российским кузинам. В финале он даже мечтает жить вместе с ними. В России тем временем происходит расстрел царской семьи. А Джонни умирает. В 2005 году лента завоевала премию «Эмми» за лучший сериал.

Романовы: венценосная семья

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2000, 135
Россия, 6+
Режиссер: Глеб ПанфиловГлавные роли: Александр Галибин, Линда Беллингэм, Владимир Грачев, Юлия Новикова, Ксения Качалина, Ольга Васильева

Для ленты режиссера Глеба Панфилова исторические события — только фон. Главное в фильме — личностные особенности последнего императора и его семьи, взаимоотношения персонажей, психологизм и эволюция их личностей. Тонкая и вдумчивая лента рассказывает о последних годах жизни Романовых — от Февральской революции до расстрела в Екатеринбурге. Жертвенность фигуры Николая II особенно очевидна на фоне его глубокой рефлексии: он прямо проговаривает свою вину за крах России. Но эта самоуничижительная рефлексия расходится с картинкой, с самим художественным высказыванием режиссера, который явно оправдывает российского императора.

«Романовы. Венценосная семья» — это в действительности картина о семье, и приставка «венценосная» только подчеркивает общий трагизм ситуации. Несколько музейный, анахроничный стиль ленты делает ее лучше, хотя и гасит динамику. В финале Панфилов позволяет себе вернуться к современности, чтобы перебросить и на своих современников часть исторической вины за трагедию, разворачивающуюся на экране.

Царская охота

Рейтинг: 6.9IMDb: 7
Жанры: Драмы, Историческое
1991, 104 мин
СССР, Италия, 16+
Режиссер: Виталий МельниковГлавные роли: Анатолий Шведерский, Олег Табаков, Михаил Кононов, Анна Самохина, Светлана Крючкова, Александр Голобородько

Трилогия режиссера Виталия Мельникова включает три фильма — «Царская охота» (1990), «Царевич Алексей» (1997), «Бедный, бедный Павел» (2003). «Царская охота» рассказывает историю обмана графом Алексеем Орловым княжны Таракановой, выдающей себя за дочь Елизаветы Петровны. Орлов по приказу Екатерины II изображает влюбленность в нее и, воспользовавшись ответными чувствами девушки, заключает ее под стражу. Драма снята по одноименной пьесе Леонида Зорина. Эпиграф к ней — «Проклятье злого дела в том, что вновь и вновь оно рождает зло».

Второй фильм, «Царевич Алексей», снят по сюжету романа Дмитрия Мережковского «Петр и Алексей». Он рассказывает о взаимоотношениях Петра I и его сына. Третий, «Бедный, бедный Павел», также основан на пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I». Лента показывает трагизм положения императора Павла I — обычного человека, обреченного жить без любви, запуганного и замученного самой ситуацией своего рождения и воспитания. Роль Павла I исполнил Виктор Сухоруков. Его друга и заговорщика Петра Палена сыграл Олег Янковский. «Бедный, бедный Павел» борется с типичным, навязываемым учебниками истории представлением о Павле I как о незначительном, эпизодическом персонаже российской истории, странном параноике, не любившем свою страну. Он, основываясь на исторических фактах, мемуарах и дневниках, показывает его человеком ранимым, чутким и доверчивым.

Екатерина

Рейтинг: 7.98IMDb: 8.2
Жанры: Драмы, Мелодрамы
2014, 1 сезон
Россия, 16+
Режиссер: Александр Баранов, Рамиль СабитовГлавные роли: Марина Александрова, Владимир Меньшов, Константин Лавроненко, Александр Лазарев мл., Юлия Ауг, Александр Яценко

Телесериал рассказывает о судьбе немецкой принцессы Софии Фредерики Ангальт-Цербстской, которая, выйдя замуж за российского наследника, взяла себе имя Екатерина. Взойдя на престол в 1762 году, она стала одной из наиболее ярких и могущественных правительниц в российской истории и получила приставку «Великая» к имени. Сериал показывает историю ее становления от юной испуганной девушки, приезжающей в незнакомую Россию, чтобы любить своего мужа Петра III, до самостоятельной, уверенной в себе самодержицы, меняющей фаворитов и решающей государственные дела. Роль императрицы блистательно исполняет Марина Александрова, которую за эту работу номинировали на множество премий.

Проект «Екатерина» довольно масштабный: сейчас в нем три сезона, снимается четвертый. Хронология сериала прерывиста — следующие сезоны иногда встраиваются в середины историй прыдыдущих, показывая разные аспекты деятельности Екатерины II от внутренней политики до внешней. Первый сезон называется просто «Екатерина» (в нем София Фредерика Августа занимает престол), второй — «Екатерина. Взлет» (Русско-турецкая война, получение выхода к Черному морю, Потёмкин), третий — «Екатерина. Самозванцы» (мидквел предыдущего сезона, княжна Тараканова и Емельян Пугачёв), четвертый — «Екатерина. Фавориты» (от Дашковой до Ланского).

Союз спасения. Время гнева

Рейтинг: 7.3IMDb: 5.4
Жанры: Драмы, Биографии, Историческое
2022, 1 сезон
Россия, 12+
Режиссер: Никита ВысоцкийГлавные роли: Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Иван Колесников, Виталий Кищенко, Антон Шагин, Павел Прилучный

Расширенная версия полнометражного фильма «Союз спасения» рассказывает историю восстания на Сенатской площади 1825 года, параллельно захватывая период междуцарствия — эпоху, когда после смерти Александра I российский престол делили между собой цесаревич Константин Павлович и великий князь Николай Павлович. Константин написал отречение еще в правление старшего брата, но в Петербурге об этом не знали, чем воспользовались революционно настроенные объединения, условно называемые в истории «декабристами». «Союз спасения» — название одной из первых декабристских политических группировок.

Отношения внутри императорской семьи показаны довольно трогательно и подробно. Кроме того, сериал снят с заметным вниманием к историческим деталям: зрители не нашли в нем отклонений от реальности, а если на что-то и жаловались, то на излишнюю поспешность повествования. Проблема сжатия огромного материала до скромных восьми серий в целом довольно типична для масштабных проектов, которые не планируют растягивать сюжет на десятки сезонов.

Петр I: Последний царь и первый император

Рейтинг: 7.1
Жанры: Историческое, Биографии
2022, 112
Россия, 12+
Режиссер: Андрей КравчукГлавные роли: Иван Колесников, Алексей Лукин, Даниил Муравьев-Изотов, Вольфганг Черни, Максим Иванов, Ксения Утехина

Картина о Петре I режиссера Андрея Кравчука («Адмиралъ», «Союз спасения») вышла в прокат в 2022 году и приурочена к 350-летию императора Петра Великого. Она рассказывает историю становления Российской империи с петровскими реформами, курсом на европеизацию и военными достижениями. Фильм затрагивает множество важнейших исторических событий — битву при Нарве, битву за Азов, взятие Нотебурга, стрелецкую казнь, первое празднование Нового года и основание Санкт-Петербурга. Роль Петра I исполняет Иван Колесников.

Лента позиционируется документально-художественной. Несуществующие уже локации достроили анимацией, а художественные кадры разбавили закадровым голосом и документальными вставками. По сути, ленту Кравчука, наследующую стилю и традиции Star Media, можно смотреть не в кинотеатрах, а на уроках истории. Особенно если заранее учитывать, что любые исторические картины содержат в себе ряд поэтических допущений и обобщений — как и всё, что считается искусством.