Подборки11 мин.

200 дней и ночей: 10 фильмов о Сталинградской битве

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва. Немецкие офицеры и солдаты сложили оружие. Генерал-полковник Константин Рокоссовский отправил донесение Сталину: «…войска Донского фронта в 16:00 2.02.43 г. закончили разгром и уничтожение Сталинградской группировки противника. В связи с полной ликвидацией окруженных войск противника боевые действия в городе Сталинграде и в районе Сталинграда прекратились». Победа в сражении переломила ход войны и обеспечила Советскому Союзу уверенное моральное и стратегическое превосходство над врагом. Рассказываем, какой эта битва осталась в кино.

Советуем также посмотреть подборку лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне.

Дни и ночи

Рейтинг: 6.8IMDb: 6.7
Жанры: Драмы, Военное
1944, 90 мин
СССР, 0+
Режиссер: Александр СтолперГлавные роли: Владимир Соловьев, Даниил Сагал, Юрий Любимов, Анна Лисянская, Лев Свердлин, Михаил Державин

Первый художественный фильм о Сталинградской битве. Его сняли еще до завершения войны, в 1944 году. Съемки велись на сравнительно спокойном Карельском фронте. Сценарий написал Константин Симонов на основе собственной одноименной повести «Дни и ночи» — одной из первых значительных работ писателя, которая выросла из военной публицистики. Чтобы придать достоверности происходящему, в картину включили документальные кадры военной хроники. Первоначально планировалось, что лента будет называться «Дни и ночи Сталинграда», но обязывающее наименование города решили приберечь для более монументального фильма.

В картине показан период с 23 августа по 19 ноября 1942 года — то есть до контрнаступления Красной армии и официального завершения Сталинградской битвы. На правый берег Волги перебрасывают новые части, включая батальон капитана Алексея Сабурова. Начинаются дни и ночи защиты города. Враги в ленте показаны небрежно, невзначай, просто массовкой в бесконечных боях. Главное в фильме Столпера — героический подвиг Красной армии. Всё прочее — роль Сталина, влияние ЦК КПСС, стратегия, тактика, недостаточность снабжения армии Паулюса — для фильма не имеет значения. Он фокусируется на самом важном, что и потом станет в этом сюжете ведущим для кино, литературы и других видов искусства: мужестве советских солдат, защищавших Сталинград.

Великий перелом

Рейтинг: 6.4IMDb: 6
Жанры: Драмы, Военное
1945, 107 мин
СССР, 0+
Режиссер: Фридрих ЭрмлерГлавные роли: Михаил Державин, Петр Андриевский, Юрий Толубеев, Андрей Абрикосов, Александр Зражевский, Николай Корн

Сценарий для следующего фильма о тех событиях написал драматург Борис Чирсков, переработав для него собственную пьесу «Победители». Создатели ленты во главе с Фридрихом Эрмлером ездили на фронт, беседовали с генералами, офицерами. Они видели «правду фронтовой жизни и борьбы». Авторы сразу решили сфокусироваться не на абстрактном народном подвиге, а на конкретной стратегии командования, которая и обеспечила победу. Поэтому и называться картина сначала должна была «Генерал армии». Съемки проходили в Прибалтике с участием войск Ленинградского фронта.

В ленте немецко-фашистские войска наступают на неизвестный неназванный город, чье падение может стать роковым для Советского Союза. Название не упоминается, не звучит в диалогах героев, но на немецкой штабной карте мелькает название «Stalingrad (Zarizin)». Командующий фронтом предлагает сдать город. Из Москвы присылают нового командующего — Кирилла Муравьёва. Он сдаваться не собирается. Муравьёв — собирательный образ советских генералов Жукова, Рокоссовского, Ватутина, Малиновского, Толбухина. Режиссер описывал его так: «Прямой, искренний, ненавидящий лгунов, Муравьёв являл собой образец советского генерала». Антипод Муравьёва — немецкий военачальник фон Клаус (Паулюс — его исторический прототип). Между ними разворачивается борьба мысли, стратегии. «Великий перелом» получил Гран-при Каннского кинофестиваля в 1946 году. И в этом же году — Сталинскую премию 1-й степени.

Сталинградская битва

Рейтинг: 6.5IMDb: 6.1
Жанры: Драмы, Военное
1949, 192 мин
СССР, 12+
Режиссер: Владимир ПетровГлавные роли: Алексей Дикий, Юрий Шумский, Василий Меркурьев, Борис Ливанов, Николай Колесников, Николай Симонов

Двухсерийный художественный фильм «Сталинградская битва» — первая в Советском Союзе киноэпопея. Со временем в СССР осознают все преимущества жанра, и киноэпопеи станут популярными и востребованными. Но тогда, в 1949 году, стиль только формировался. Картина во многом определила подход последующих эпопей — с их стремлением к документальности, исторической дотошностью (или ее видимостью), масштабностью и размахом. Лента уверенно перемещалась из кремлевского кабинета Сталина в ставку Гитлера, использовала панорамные съемки боев, анимацию с картами боевых действий, документальные эпизоды. Для своего времени работа была по-настоящему прогрессивной. Закадровым голосом говорил Юрий Левитан.

Фильм отсылает к книжной структуре. Он начинается с обложки, где написано «Летопись Великой Отечественной войны». И дальше история разворачивается в соответствии с главами. Никаких метафор, аллюзий и переименований. Среди героев ленты, помимо, конечно, Сталина, политики Молотов, Берия, Маленков, Жданов, Каганович, Василевский, Рокоссовский, Ерёменко и другие, включая Рузвельта и Черчилля. «Сталинградская битва» — рекордсмен по участию в одном фильме действующих и будущих народных артистов СССР. Их здесь целых 21! В 1950 году картина получила Сталинскую премию 1-й степени. Последующая ее судьба была не слишком благоприятной. Поскольку эпопея педалировала роль генсека в победе над нацистской Германией, позже, после развенчания культа личности, фильм фактически перестали транслировать.

Солдаты

Рейтинг: 7.28IMDb: 7.5
Жанры: Драмы, Военное
1956, 100 мин
СССР, 12+
Режиссер: Александр ИвановГлавные роли: Всеволод Сафонов, Иннокентий Смоктуновский, Тамара Логинова, Леонид Кмит, Николай Погодин, Олег Дашкевич

В начале января 1955 года режиссер Александр Иванов через «Ленфильм» отправил телеграмму Виктору Некрасову с просьбой дать согласие на съемки фильма по его повести «В окопах Сталинграда». Считается, что вся «лейтенантская проза» последующих лет вышла из этого произведения. Режиссер Сергей Эйзенштейн считал книгу одним из лучших текстов о войне. Некрасов согласился сам стать сценаристом. В середине октября 1955 года он уже сдал окончательный вариант сценария. На худсовете «Ленфильма» проект раскритиковали представители Министерства обороны. Им не понравилось многое, но главное: «автор рисует картину отсутствия всякой дисциплины даже среди офицеров»; «идеализирует расхлябанность, увлечение спиртными напитками и панибратскими отношениями». В декабре 1955 года сценарий собрались обсуждать заново. Конфликт между военными и создателями фильма не прекратился, даже когда сценарий уже был утвержден и начались съемки. Так, например, Ерёменко, занимавший пост командующего Северо-Кавказским военным округом, проигнорировал приказ Управления сухопутных войск предоставить солдат и технику в Сталинград для натурных съемок. В сценарий бесконечно вносились правки, чтобы подкорректировать замечания военных экспертов.

Главный герой картины — лейтенант Юрий Керженцев. Вместе с сослуживцами он оказывается в окопах под Сталинградом. Важным образом стал персонаж Иннокентия Смоктуновского — лейтенант Фарбер, друг Керженцева. В 1956 году Смоктуновский признавался, что эта «картина лучше всех картин о войне, показанных до этого. Она правдива и кадрами — хроникальна. Она о людях, и это страшно приятно, это волнует и трогает». Широкой публике фильм показывали нечасто. Высшее руководство его так и не одобрило. Зато рядовые после просмотра неизменно говорили о большой правде проекта.

Горячий снег

Рейтинг: 7.56IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Военное
1972, 98 мин
СССР, 12+
Режиссер: Гавриил ЕгиазаровГлавные роли: Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Борис Токарев, Вадим Спиридонов, Тамара Седельникова, Николай Ерёменко мл.

Постановка Гавриила Егиазарова по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева (он же написал сценарий). В основе сюжета — бои против группировки фельдмаршала Манштейна. Под его командованием танковые части врага шли в бой, чтобы разблокировать окруженные военные силы 6-й немецкой армии. Съемки шли в том числе на Шиловском военном полигоне в Новосибирской области зимой, иногда при температуре −40 °C. В фильме также используется документальная хроника военного времени и фотографии.

Главные герои — младшие командиры Кузнецов (Борис Токарев), Дроздовский (Николай Ерёменко мл.) и другие солдаты. Они сражаются против немецких танков, а в финале картины некоторые из них за свое мужество получают ордена Красного Знамени. Генерал-лейтенант Бессонов вручает их со словами: «Спасибо за подбитые танки… Спасибо… Спасибо… Всё, что могу». И «Горячий снег» — действительно картина-благодарность каждому из сражавшихся за Сталинград. Фильм не дискутирует с высшим руководством, не героизирует армию и военачальников, но честно рассказывает о том, сколько сделали условно «маленькие» люди — и их отвага.

Сталинград

Рейтинг: 7.15IMDb: 7
Жанры: Драмы, Военное, Историческое
1989, 196 мин
СССР, США, 16+
Режиссер: Юрий ОзеровГлавные роли: Пауэрс Бут, Любомирас Лауцявичюс, Сергей Никоненко, Фернандо Альенде, Михаил Ульянов, Гюнтер Юнгханс

Завершение легендарной позднесоветской киноэпопеи «Освобождение» (1968), «Солдаты свободы» (1977), «Битва за Москву» (1985). Режиссер Юрий Озеров рассматривал эти работы как «долг старого солдата» перед следующими поколениями. Озеров стремился к честности повествования. В ленте показаны ошибки Сталина, в том числе приказ 227, известный как «Ни шагу назад», запрет на эвакуацию заводов, отстранение Жукова. Интересно, что сделанный в перестроечное время фильм «Сталинград» стал копродукцией СССР и США (участвовала студия Warner Bros.).

В Керчи на руинах завода Войкова для съемок построили полноразмерные декорации Сталинграда — вокзал, универмаг, жилые кварталы. Для съемок общего плана горящего города также возвели на берегу реки масштабный макет, который бомбардировали с самолетов. В съемках принимали участие военнослужащие одной из частей ВДВ СССР. Фильм при этом изобилует типичными ошибками военных лент: например, в фильме мелькают танки Т-34-85, которые выпускались только с 1944 года. К 50-летию Сталинградской битвы «Сталинград» перемонтировали и на его основе создали картину «Ангелы смерти».

Ангелы смерти

Рейтинг: 5.7IMDb: 6.3
Жанры: Драмы, Военное
1993, 94 мин
Россия, Франция, 16+
Режиссер: Юрий ОзеровГлавные роли: Фёдор Бондарчук, Екатерина Стриженова, Пауэрс Бут, Регимантас Адомайтис, Борис Невзоров, Николай Крючков

«Сталинград» перекраивали совместно кинокомпании «Мосфильм» (Россия) и «Ганем-фильм» (Сирия). По сути, из нового фильма убрали эпические сцены, а добавили — мелодраму. Главными героями ленты стали советские снайперы Иван (Фёдор Бондарчук) и Ирина (Екатерина Стриженова). Они влюбляются друг в друга, пока бомбят Сталинград. Но Ирина становится жертвой бывшего олимпийского чемпиона по стрельбе, «гордости Германии» Йохана фон Шредера (Регимантас Адомайтис). Немецкий снайпер, с одной стороны, жесток и безжалостен, но с другой — не лишен благородства. Ранив русского мальчика, он пытается спасти его.

«Ангелы смерти» получили преимущественно не самые хвалебные отзывы от критиков и зрителей. Им не хватило глубины, а большинство сцен выглядели искусственно. Самый любопытный образ в картине — образ немецкого снайпера фон Шредера, который вызывает искреннее участие своими моральными терзаниями. В этом образе, кроме того, воплотилось новое, невозможное для советского времени веяние в военном кино — попытки включить в повествовательный дискурс рядовых немецких граждан, не всегда желавших войны и одобрявших ее. Шредер не может найти себе места в мире войны, он для нее не создан. Сталинград окончательно переворачивает его взгляды.

Враг у ворот

Enemy at the Gates
Рейтинг: 7.14IMDb: 7.6
Жанры: Триллеры, Военное, Историческое
2001, 125 мин
Германия, США, 16+
Режиссер: Жан-Жак АнноГлавные роли: Джуд Лоу, Рэйчел Вайс, Джозеф Файнс, Эд Харрис, Боб Хоскинс, Рон Перлман

История о снайперской дуэли Зайцева (Джуд Лоу) с главой снайперской школы вермахта майором Эрвином Кёнигом (Эд Харрис). По сути, сюжетно фильм близок «Ангелам смерти». В 1942 году Василий Зайцев отправляется в Сталинград на передовую. Вынужденный совершить самоубийственную атаку без винтовки, но с боеприпасами, он прячется среди груды трупов. Героические рассказы о подвигах Василия публикуются в прессе. Его пример вдохновляет солдат на борьбу. Опасаясь влияния Зайцева, немецкое командование отправляет майора Эрвина Кёнига убить его. Между снайперами разворачивается противостояние. Зайцев несколько раз устраивает ловушки для своего врага, они соревнуются в изощренных интригах. В конце концов Кёниг закономерно проигрывает и принимает смерть.

Художественная картина Жан-Жака Анно поставлена по мотивам научно-популярной книги Уильяма Крейга 1973 года «Враг у ворот: Битва за Сталинград». Сценарий написали Анно и Ален Годар. Главный герой фильма — вымышленная версия Василия Зайцева, снайпера и Героя Советского Союза. Однако мемуары Зайцева «За Волгой земли для нас не было. Записки снайпера» создатели фильма не приняли во внимание. Съемки проходили в Германии. Переправу через Волгу снимали на Альтдебернер-Зе, искусственном озере на юге Бранденбурга. Заброшенный завод в деревне Рюдерсдорф использовали для воссоздания руин сталинградского тракторного завода. Огромная открытая площадка Красной площади Сталинграда (так немцы называли Площадь павших бойцов) была построена в Крампнице, недалеко от Потсдама. Фильм содержит ряд исторических неточностей и стремится выставить ситуацию с дисциплиной и техникой в Красной армии хуже, чем она была на самом деле. Кроме того, он содержит некоторые резкие коллаборационистские высказывания, что можно принять за оправдание оккупационного режима. Некоторые ветераны Сталинградской битвы вскоре после премьеры картины в России на уровне Государственной думы потребовали запретить фильм (их просьбу не удовлетворили). Фильм плохо приняли и в Германии. Критики заявили, что он прославляет войну.

Они сражались за Родину

Рейтинг: 8.5IMDb: 7.8
Жанры: Советское, Драмы, Военное
1975, 160 мин
СССР, 12+
Режиссер: Сергей БондарчукГлавные роли: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков

Экранизацию книги Михаила Шолохова впервые показали в 1976 году. Через год картина удостоилась Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и заняла первое место в списке лучших фильмов по опросу журнала «Советский экран». «Они сражались за Родину» рассказывает историю стрелкового полка. В июле 1942 года часть ведет ожесточенные бои на подступах к Сталинграду. Акцент в фильме Сергей Бондарчук сделал на образах солдат, их тяготах, переживаниях, ранениях, дружбе, потерях и отваге. Вокруг бойцов — жители деревни, такие же простые люди, которые, чем могут, пытаются помочь фронту. Повествование заканчивается цитатой Михаила Шолохова: «Если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».

Зрителю запомнились яркие герои в исполнении самого Бондарчука-старшего, а также Юрия Никулина и, конечно, Василия Шукшина, сыгравшего рядового Лопахина. Для писателя, артиста и режиссера работа стала последней: он скончался прямо во время съемок. Персонажи фильма вдохновили авторов двух памятников: скульптурной группы возле здания Министерства обороны России в Москве и часовни с памятником Шукшину в хуторе Мелоклетском Клетского района Волгоградской области.

Сталинград

Рейтинг: 6.16IMDb: 5.6
Жанры: Драмы, Боевики, Военное
2013, 125 мин
Россия, 12+
Режиссер: Фёдор БондарчукГлавные роли: Мария Смольникова, Янина Студилина, Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Сергей Бондарчук, Дмитрий Лысенков

Дело отца-режиссера продолжил Фёдор Бондарчук. Снявшись в «Ангелах смерти», в 2013 году он решил вернуться к теме Сталинградской битвы. Сценарий написали, основываясь на избранных главах романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», а также дневниках защитников города. Прообразом главной локации картины явился сталинградский Дом Павлова и его история. Обрамлением фильма, связывающим его с нашими днями, становятся события в Японии. После землетрясения 2011 года под завалами оказывается группа немецких студентов. Российский спасатель, отправленный помочь в бедствии, рассказывает заточенным немцам историю о пятерых отцах. Все пятеро, как можно догадаться, защитники Сталинграда. Солдаты охраняют пятиэтажный дом, важный пункт для прикрытия пересечения Волги. В доме они встречают молодую девушку по имени Катя. Она живет в этом здании, потому что вся семья у нее погибла. У бойцов за спиной — свои травмы прошлого. Многие из них потеряли родных и любимых на войне, выучились ненавидеть.

Сталинградская битва у Бондарчука получилась сказкой о размытых образах героев прошлого. Один конкретный дом стал символом всего Сталинграда, а пятеро солдат — всей Красной армией. Катя стала самой Россией, которую все они защищают. Но сказочная интонация не умаляет эпический размах ленты, не делает ее детской или слабой, а скорее мифологизирует происходящее. Для современного зрителя Сталинградская битва — уже не та незаживающая рана, какой она была для советского человека. Бондарчук нашел для этого сражения новую, верную интонацию — голос народа, который помнит и чтит свое прошлое.