Я другой такой страны не знаю: 10 российских сериалов про советское время
События прошлого века будоражат отечественных кинематографистов и по сей день, а интерес зрителей к фильмам и сериалам, действие которых происходит во времена существования СССР, не угасает. Кому-то приятно поностальгировать по олимпийскому мишке и героическим строителям светлого будущего, а кто-то хочет узнать правду о событиях, которые происходили в стране до падения «железного занавеса». Рассказываем о десяти российских сериалах, создатели которых постарались воссоздать атмосферу ушедшей эпохи.
История, основанная на некоторых фактах трагической биографии популярнейшей советской манекенщицы Регины Збарской, прозванной западной прессой «самым красивым оружием Кремля» и «советской Софи Лорен». Учитывая, что жизнь Збарской была окутана большим количеством загадок и слухов, сериал не претендует на правду документа, зато хорошо демонстрирует отношение к манекенщицам в советское время. Изнанка богемной жизни и тяжелое дыхание эпохи, в которой роль первой красавицы страны могла обернуться тяжким бременем.
В семье юной провинциальной красавицы Зои Колесниковой происходит трагедия, после которой она меняет имя на Регину и уезжает в Москву. Здесь она мечтает скрыться от косых взглядов и начать жизнь с чистого листа. Спустя несколько лет жизни в столице девушка знакомится с известным модельером Верой Араловой, разглядевшей в скромной студентке ВГИКа потенциал будущей королевы подиумов. Вскоре Регина действительно становится главной манекенщицей Союза, а после поездки в Париж в составе советской делегации к ней приходит и мировая известность. Но слава не убережет героиню от ряда личных потрясений: на ее долю выпало предательство одной подруги и самоубийство другой, потеря ребенка и тяжелые супружеские отношения с московским художником Львом Збарским, давление сотрудников КГБ, депрессии и лечение в психиатрической больнице.
Как рассказывает режиссер Алена Семенова, актрису на главную роль нашли в самый последний момент. Ксения Лукьянчикова идеально подошла на роль легендарной манекенщицы, однако для съемок ей всё же пришлось стремительно похудеть на целых 15 килограмм.
Ностальгический и светлый взгляд режиссера Валерия Тодоровского на 1960-е годы и отечественных кинематографистов того времени. Сам Тодоровский говорил, что не стремился к «абсолютной документальности», но хотел отдать дань своему детству и людям, которые его окружали. У некоторых персонажей есть реальные прототипы, например, режиссер Егор Мячин частично списан с молодого Эльдара Рязанова, а главный герой Виктор Хрусталев — собирательный образ выдающихся операторов оттепельного кино: Юсова, Княжинского, Лебешева и Рерберга.
Талантливый кинооператор Хрусталев и молодой режиссер Мячин мечтают снять фильм «Осколки» по сценарию своего трагически погибшего друга. Директор киностудии просит Хрусталева поучаствовать в съемках «Девушки и бригадира», веселой мелодрамы о колхозниках, и за это обещает ему дать разрешение на съемки «Осколков». Мячин и Хрусталев начинают работать вместе, не подозревая, что попали в любовный треугольник. Оператор встречается с юной студенткой химфака Марьяной, в которую без памяти влюблен режиссер. Актерский состав сериала без преувеличения можно назвать звездным: Евгений Цыганов, Александр Яценко, Анна Чиповская, Виктория Исакова и Михаил Ефремов.
Еще один сериал о непростой жизни манекенщицы в эпоху СССР. Как и в «Красной королеве», многие сюжетные перипетии отсылают к трагической судьбе легендарной Регины Збарской. Провинциальная девушка, переехавшая в Москву и почти случайно попавшая в модельную индустрию, многочисленные закулисные интриги, показ мод в Париже, аборт, психиатрическая лечебница и вездесущие агенты КГБ. Однако создатели сериала утверждают, что главная героиня — собирательный образ манекенщиц того времени. Да и концовка здесь не такая печальная, как в «Красной королеве».
Красавица-провинциалка Катя Панова живет в деревне с родителями и сестрой, мечтает стать манекенщицей и побывать в Париже. На одной из сельских вечеринок в местном клубе Катя знакомится с приезжим журналистом Феликсом, который влюбляется в нее, несмотря на то что в Москве его ждет невеста Марианна. После очередной семейной ссоры Катя принимает решение поехать в столицу. Так начинается путь к успеху Екатерины Пановой, будущей звезды подиумов. Ею будут восхищаться самые искушенные модники Парижа, как деревенская девчонка когда-то и мечтала.
Польская студентка Ленинградского университета Клаудия Коваль никогда не планировала связать свою жизнь с музыкой и не мечтала о карьере певицы. Но однажды ее удивительный голос услышал молодой амбициозный студент консерватории Павел Шаховской и решил во что бы то ни стало сделать Клаудию солисткой своего ансамбля. Уговорить ее оказывается задачей не из легких — девушка не верит в свой талант, сомневается в чистоте намерений Павла и уж точно не считает музыку своим призванием. Однако после долгих уговоров она соглашается прийти на репетицию ансамбля. Это решение полностью меняет не только ее жизнь, но и жизнь Павла.
Изначально сериал задумывался как биографический, а прототипом главной героини должна была стать эстрадная дива советской эпохи — Эдита Пьеха. Однако певица не захотела, чтобы ее жизнь показывали на экране, поэтому создатели сериала придумали Клаудию Коваль — обобщенный портрет популярных певиц того времени. Главные роли в сериале сыграли Марина Александрова и Игорь Петренко, а голосом Клаудии Коваль стала певица Ирина Сурина — экс-солистка кантри-группы «Кукуруза».
1970-е годы, время расцвета главной советской гостиницы — «Россия». Сюда приезжают высокопоставленные гости, делегации из капиталистических стран, зарубежные деятели искусств; здесь заключаются тайные сделки, проходят секретные переговоры, за ходом которых пристально наблюдают сотрудники КГБ. В гостинице появляется новая сотрудница — Ксения Баскакова, в обязанности которой входит следить за комфортом гостей. Но, помимо этого, девушке регулярно приходится разрешать внештатные ситуации, также она становится свидетелем непубличной жизни советской элиты и политических интриг.
Создатели сериала утверждают, что все события в нем вымышлены. Тем не менее его кульминацией становится пожар в гостинице, который на самом деле произошел в 1977 году и унес жизни 42 человек. Также здесь есть сцена съемки фильма «Мимино», и это тоже реальный исторический факт. Как говорит режиссер Сергей Сенцов, его целью было показать главную гостиницу страны как модель Советского Союза в миниатюре. Чтобы понять, какие события могли происходить в гостинице «Россия», а какие — нет, режиссеру пришлось добывать информацию не только в открытых источниках, но и в архивах, и в переговорах с консультантами, в том числе из числа ветеранов госбезопасности.
Сериал повествует о драматичной судьбе директора знаменитого московского гастронома «Елисеевский» — Юрия Соколова. В 1980-е годы «Елисеевский» действительно мог считаться первым магазином страны, его прилавки поражали небывалым для советских времен ассортиментом. Помимо свободной продажи, директор магазина снабжал дефицитными товарами высокопоставленных лиц. В конце концов, в результате этих махинаций Соколов был арестован и приговорен к смертной казни. Приговор потряс торговую отрасль, а еще через год, в канун перестройки, такая же участь постигла директора овощебазы Амбарцумяна. Существует мнение, что Соколов стал жертвой в политической борьбе за власть, и его показательная казнь нужна была в первую очередь самому Юрию Андропову.
Для того чтобы с точностью воссоздать интерьеры знаменитого гастронома, создатели сериала четыре месяца строили декорации в одном из павильонов ЗИЛа. Также была проделана огромная работа по пошиву аутентичных костюмов, поиску реквизита и ретроавтомобилей. Съемки проходили в 2010 году, когда вся Москва страдала от жары и смога, поэтому на экране можно увидеть рассеянный свет и легкий туман, которые придали драматическим сценам особую таинственность и напряженность. В сериале снялись звезды российского кинематографа: Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков и Мария Шукшина.
Лето 1980 года. Пока внимание всей страны приковано к Олимпиаде, в пионерском лагере «Буревестник» происходят очень странные дела. Пятиклассник Валерка узнаёт, что среди примерных ребят есть и настоящие вампиры, пьющие по ночам кровь своих товарищей. Укушенные становятся образцовыми пионерами и не выдают себя ничем, кроме ледяного взгляда. Валерка находит друга в лице вожатого Игоря, и вместе они пытаются победить темные силы. Ностальгический многосерийный триллер о вампирах в красных галстуках по роману Алексея Иванова.
Помимо мистической линии, в сериале осталось место и для ностальгии: тут есть и ночные страшилки про черную руку, и ночное обмазывание зубной пастой, и те самые граненые стаканы в столовой. Режиссеру Святославу Подгаевскому удалось гармонично соединить эти яркие приметы времени с почти стивенкинговским хоррором и современными проектами Netflix, ностальгирующими по 1980-м.
История жителей одного арбатского двора на фоне сталинских репрессий и войны — экранизация знакового романа Анатолия Рыбакова. Судьба главного героя книги Саши Панкратова созвучна писателю, он и сам был осужден на три года ссылки по печально известной 58-й статье. Спустя долгие годы Рыбаков решился прервать молчание на запретную тему и написал трилогию о страшных событиях, происходивших с простыми людьми во времена культа личности. Сериал вышел в 2004 году и стал одним из первых масштабных проектов-экранизаций, разительно отличавшихся от мыльных опер и ситкомов начала нулевых. Главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Евгений Цыганов, Евгения Симонова и другие популярные актеры.
В центре сюжета — компания бывших одноклассников, соседей по двору. Они дружат, влюбляются, вместе отмечают праздники, верят в светлое будущее и не подозревают, что скоро наступит время, когда одно неосторожно сказанное слово может обернуться тюремным сроком или расстрелом. Не знают они и о том, что новые обстоятельства разрушат их самые светлые мечты и даже поставят вчерашних друзей по разные стороны баррикад.
История любви всесоюзной звезды Муслима Магомаева и солистки Большого театра Тамары Синявской, которые познакомились, будучи уже взрослыми, успешными, но, увы, несвободными людьми. Что важно: Тамара Ильинична Синявская сама принимала непосредственное участие в работе над сценарием и даже в выборе актеров на главные роли. В результате очень долгого отбора вдова Магомаева приняла решение, что роль ее мужа должен исполнять Милош Бикович, серб по происхождению. Сначала актер отказался участвовать в съемках, потому что ему не понравился парик. Как выяснилось позднее, Бикович попросту не сразу понял, насколько Магомаев значимая фигура для всего постсоветского пространства.
В отличие от многих других биографический экранизаций, повествование здесь начинается не с юности еще не известного героя. Уже в первой серии мы видим популярнейшего артиста, который одерживает триумфальную победу на международном конкурсе в Польше и получает приглашение выступить в парижском концертном зале «Олимпия». Массовая давка на стадионе в Калуге тоже красноречиво свидетельствует о славе певца. Один из любопытных моментов сериала — работа Магомаева над мультфильмом «Бременские музыканты», в котором он блестяще спел партии Трубадура, Сыщика и Атаманши. Но, конечно, главной интригой сюжета остается любовная линия между Магомаевым и Синявской, даже несмотря на то, что мы и так знаем, чем эта история закончилась.
Детективный сериал, основанный на реальных событиях, рассказывает историю многолетней трудоемкой работы по поиску и поимке ростовского маньяка Андрея Чикатило. Следственная группа годами безуспешно пытается выйти на след монстра. Они ошибаются и задерживают людей с психическими расстройствами, готовых охотно признаться в чужих зверствах. Тем временем обнаруживаются новые трупы с характерными следами жестоких истязаний и ножевыми ранениями. В какой-то момент маньяк, уверовав в свою неуязвимость, записывается в дружинники и помогает искать самого себя. Роль главного антигероя в сериале исполнил Дмитрий Нагиев. Режиссер Сарик Андреасян объяснил свой выбор тем, что Нагиев — великий актер и может сыграть абсолютно всё.
В свое время фамилия Чикатило прогремела на весь Советский Союз. Ростовский маньяк, жестоко расправлявшийся с невинными жертвами, в основном — с женщинами и детьми, стал самым страшным убийцей в истории страны. Долгие годы он жил обычной жизнью советского гражданина, но при этом с особой жестокостью истязал и убивал своих жертв. Появление такого преступника, как Чикатило, ознаменовало конец эпохи Страны Советов. Если раньше дети могли играть на улице допоздна и сами ходили в школу, теперь родителям пришлось объяснять им, что бояться нужно даже советских людей.