10 фильмов с неоднозначными концовками, которые заставили всех спорить
У каждого режиссера есть свой индивидуальный почерк. Кто-то снимает линейные и понятные всем фильмы, по которым можно однозначно сказать, что случилось с героями, а кто-то специально оставляет недосказанность, давая зрителям и критикам пространство для трактовок. Собрали 10 картин с неоднозначными финалами и головоломками в конце.
Любителям закрученных сюжетов также предлагаем ознакомиться с подборкой триллеров с непредсказуемой развязкой.
Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо) и Артур (Джозеф Гордон-Левитт) — «извлекатели», которые проникают в самые потаенные уголки человеческого разума. Их последняя цель — Роберт Фишер (Киллиан Мёрфи), которого они должны убедить развалить компанию отца. Для этого задания партнеры собирают «команду мечты» и отправляются на разные уровни сна, не подозревая, каким кошмаром грозит обернуться это дело.
Шедевр Кристофера Нолана, прославившегося благодаря трилогии о Бэтмене и фильмам-загадкам «Мементо» и «Престиж», посвящен теме осознанных сновидений — именно после этой ленты в интернете стала гулять расхожая фраза-мем «Нолан — гений». По своей структуре картина напоминает типичный фильм-ограбление за тем исключением, что «преступники» не занимаются кражей денег или драгоценностей, а внедряют нужные мысли в подсознание своих жертв через сны. Пожалуй, «Начало» — это первая картина, которая приходит в голову, когда хочется поговорить о лентах с неоднозначными концовками. Чтобы полностью понять замысел режиссера, нужно пересмотреть картину о снах внутри сна как минимум дважды. И хотя с момента выхода фильма прошло много лет, Нолан до сих пор никак не комментирует, что же случилось с Коббом в конце. А зрители всё так же жадно обсуждают концовку, находя аргументы за и против того, проснулся ли главный герой.
Еще один фильм с Леонардо ДиКаприо в главной роли — только на этот раз режиссером выступает Мартин Скорсезе («Таксист», «Славные парни», «Волк с Уолл-стрит»). Лео исполняет роль федерального маршала Эдварда Дэниелса, который вместе со своим напарником Чаком Оулом (Марк Руффало) отправляется на далекий остров, где расположена психиатрическая лечебница для особо опасных преступников. Им нужно выяснить, куда из своей камеры пропала Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), мать-детоубийца. Но мало того, что ждать чего-то вразумительного от пациентов больницы, которых герои опрашивают, не приходится, так и главврач с персоналом ведут себя так, словно что-то скрывают и недоговаривают.
Если в ленте Нолана поднимается вопрос, как отличить реальность от сна, то Скорсезе пытается через свой фильм показать, что грань между психическим здоровьем и безумием слишком хрупка. По мере развития сюжета зритель перестает понимать, чьим словам можно доверять, кто здоров, а кто нет, что на самом деле хочет узнать Дэниелс и почему так странно ведет себя его друг и напарник Оул. Конец фильма переворачивает всё ранее увиденное с ног на голову — и сразу же хочется пересмотреть «Остров проклятых» еще раз, подмечая загадки и ответы, которые щедро раскидал по картине Скорсезе.
Главный герой — последний на земле смертный человек по имени Немо (Джаред Лето). В своей больничной палате 118-летний герой дает интервью, полагая при этом, что ему всего 34. Но не это самое странное. Немо рассказывает о себе так, словно он прожил несколько разных жизней. И не понять, то ли старик сошел с ума, то ли он личность совершенно выдающаяся и уникальная. Немо, или Господин Никто, утверждает, что каждый при рождении знает свою судьбу и у него есть воспоминания о разных вариантах его жизни. Шаг за шагом мы погружаемся в истории жизни Немо, узнаем про женщин, которых он когда-либо любил, и пытаемся понять, кто же для него «та самая».
В фильме-притче бельгийский режиссер Жако ван Дормель рассуждает о том, как может сложиться жизнь человека, поступи он в определенный момент так, а не иначе. Концовка не дает однозначного ответа на несколько важнейших вопросов. В какую сторону на перекрестке из четырех дорог судьбы пошел Немо? Какую жизнь он в действительности прожил, а не нафантазировал в мечтах? Тем интереснее обсуждать, какая из версий ближе зрителю и можно ли найти в картине ответ от самого режиссера.
Вёрджил Олдман (Джеффри Раш) — большой знаток искусства и настоящая звезда антикварных аукционов. При этом он очень эксцентричен, а также полон комплексов и фобий. Но всё это не мешает герою быть мошенником и вместе со своим партнером Билли (Дональд Сазерленд) проворачивать гениальные аферы, покупая за копейки шедевры в свою коллекцию и продавая за миллионы то, что можно найти чуть ли не в любом магазине. Однажды к Вёрджилу за помощью обращается Клэр (Сильвия Хукс), которая получила большое наследство от родителей и теперь хочет продать его с аукциона. Герой берется ей помочь и однажды среди предметов искусства в ее доме находит детали какого-то странного механизма, который начинает собирать в одно целое. А еще через некоторое время Олдман понимает, что безнадежно влюблен в Клэр. Но ответит ли она ему взаимностью?
Финал картины оставляет неоднозначное впечатление — до конца не понять, происходят ли события в реальности или в фантазиях главного героя. Это весьма нетривиальная концовка для картины, которая подается как реалистичная драма, а в итоге оказывается «перевертышем» как на уровне сюжета про одного лгуна, который обманул другого, так и на визуальном. Механизмы, которые собирал Вёрджил, из игрушки превращаются в элементы интерьера в кафе. Что это — грустная ирония судьбы, которая посмеялась над главным героем, или то единственное место на земле, где он может быть счастлив и любим?
Абсурдная трагикомедия Йоргоса Лантимоса («Клык»,«Фаворитка», «Убийство священного оленя») о недалеком будущем, где людям запрещено жить в одиночестве. Главного героя Дэвида (Колин Фаррелл) после расставания с женой отправляют в особый отель, где он за 45 дней обязан найти себе новую спутницу, иначе его превратят в животное — в его случае он станет лобстером. Герой готов сойтись с кем угодно, но одна из женщин раскрывает план Дэвида и хочет сообщить об этом администрации. Он ее убивает (или превращает в животное), сбегает из отеля и присоединяется к беглым одиночкам, живущим в лесу. Кажется, среди них он нашел свою любовь (Рэйчел Вайс) — вот только кодекс одиночек не позволяет ни с кем сближаться и заводить романтические отношения…
Конец фильма может шокировать неподготовленного зрителя, ведь после того как героиню Вайс наказывают за предательство, персонаж Фаррелла оказывается перед сложным моральным выбором. Что же он сделает? Испугается и сбежит? Лишит себя зрения? Преодолеет минутное помешательство и вернется к ней целым и невредимым? И точно ли она слепа или просто проверяет, насколько Дэвид действительно любит ее? Так много вопросов, а вот ответы зрителям придется найти самостоятельно.
Эротический триллер режиссера-провокатора Ларса фон Триера («Антихрист», «Танцующая в темноте», «Рассекая волны»). Мужчина по имени Селигман (Стеллан Скарсгард)находит на улице избитую и весьма неприглядно выглядящую женщину Джо (Шарлотта Генсбур). Он забирает ее к себе домой, позволят выспаться, помыться и прийти в себя. В благодарность за его доброту она признается, что является нимфоманкой и готова поделиться с ним историей своей жизни — от первых воспоминаний до сегодняшнего дня. Во время исповеди девушки Селигман постоянно обращается к собственным воспоминаниями, сравнивая ее сексуальный опыт с рыбной ловлей, чтением научной литературы, походами на концерт органной музыки и другими вполне интеллигентными вещами.
Выстрел в конце фильма, который слышен, когда экран уже становится черным, можно трактовать по-разному. Для одних он означает разочарование Джо в Селигмане, которого она считала единственным понимающим человеком на земле. Другие же видят в этом желание Джо отказаться от «греховных потребностей» и впервые в жизни действительно распорядиться своим телом — не переспать с мужчиной, а отказаться. И решает она сделать это таким радикальным способом. Или, возможно, она хочет просто отпугнуть Селигмана и дать понять, что он нарушает ее личные границы. Как и в большинстве концовок в фильмах Триера, искать объяснение финальному твисту можно бесконечно.
Лента рассказывает о встречах людей с таинственными черными монолитами, которые влияют на ход человеческой эволюции. Основное действие происходит на борту космического корабля «Дискавери», команда которого летит на Юпитер исследовать один из таких темных объектов. На борту находятся пилоты Дейв (Кир Дуллеа), Фрэнк (Гэри Локвуд) и компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000. Постепенно мы узнаем, что машина ведет себя слишком таинственно, умеет врать и ведет какую-то собственную, никем не запрограммированную миссию…
Один из самых известных фильмов Стэнли Кубрика («Сияние», «Лолита», «Заводной апельсин»), который установил высокую планку для научной фантастики с визуальной точки зрения. Он был бесконечное количество раз использован как референс и объект пародий во всевозможных картинах, сериалах и телевизионных шоу. В конце фильма мы видим, как единственный оставшийся в живых член экипажа попадает в некий «червячный переход» и оказывается в огромной комнате, оформленной в стиле Ренессанса. В ней взрослый человек превращается в младенца и… кажется, что в этой метафоре заложено множество идей: от вечного круговорота жизни и того, что все мы — дети Вселенной, до полного безумия вдали от Земли и родных людей, а также того факта, что одиночество — худшее наказание для думающего человека.
Психологическая антиутопия, снятая Терри Гиллиамом («Бразилия», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов»), рассказывает о путешественнике из мрачного 2035 года Джеймсе Коуле (Брюс Уиллис), который пытается выяснить причину эпидемии, убившей почти всё население планеты. Ему приходится сделать несколько прыжков во времени, прежде чем он попадает в нужный 1996 год. На героя ложится важная миссия — найти подпольную группу «12 обезьян», которая напрямую связана с распространением вируса. Его невольной помощницей становится врач-психиатр Кэтрин (Мэделин Стоу), с которой он столкнулся во время своего первого прыжка в 1990-й.
На протяжении всего фильма пытливый зритель будет задаваться вопросом — реально ли то, что мы видим глазами Коула, или он страдает острой формой шизофрении и всё это придумал: и ужасный вирус, и смерти людей, и свою миссию по спасению мира. Режиссер по ходу картины оставляет намеки, подтверждающие этот вариант: сходство подземной тюрьмы и клиники для умалишенных, странный охранник в лечебнице, внутренний голос Джеймса. Но и у противников есть свои аргументы: пуля в ноге героя, полученная во время Первой мировой войны, его таинственное исчезновение из камеры во время первого путешествия и многое другое.
Фантастическая драма со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Ее героиня Иссерли — инопланетянка, которая прилетает в Шотландию. Она путешествует по стране на красном грузовике и заманивает к себе в кабину мужчин, специально выбирая тех, кто поплотнее, и чтобы обязательно был одинок. Их Иссерли убивает, но от тел не избавляется, а перерабатывает в питательную массу и отправляет на свою родную планету. Однажды в ее сети попадается мужчина с редкой кожной болезнью, и впервые в жизни инопланетянка начинает испытывать к землянину новые для себя чувства — понимание и сострадание. Иссерли хочется получше понять жителей нашей планеты, она даже пытается есть земную пищу, но у нее ничего не выходит.
В финале фильма желание стать человеком приводит инопланетянку к ужасным последствиям — из охотницы она превращается в жертву и сталкивается с лесорубом, который не проявляет к ней никакого милосердия. Зритель остается с неоднозначным послевкусием и повисшим в воздухе вопросом — совершил ли этот человек благо, избавив мир от инопланетянки-убийцы, или же оказался еще хуже ее?
Еще один фильм-антиутопия в нашей подборке, который рассказывает о недалеком будущем. В нем людям запрещено выражать эмоции — их специально подавляют лекарствами, ведь именно в этом видят источник всех войн и конфликтов. Теперь любое творчество под запретом, книги и музыка вне закона, а за выражение чувств можно умереть. Правительственный агент Джон Престон (Кристиан Бэйл) внимательно следит за тем, чтобы правила никто не нарушал, и жестоко карает «неправильных» людей, но однажды забывает принять лекарство и начинает снова испытывать те чувства, которые подавлял в себе всю жизнь. Он даже влюбляется в «эмоциональную преступницу» Мэри (Эмили Уотсон), а в своем частном расследовании заходит так далеко, что теперь не уверен, что хочет и дальше служить своей стране.
Критики справедливо называют «Эквилибриум» одним из самых недооцененных научно-фантастических фильмов, чья идея и визуальный стиль были «распробованы» лишь со временем. В картине Курта Уиммера намеренно оставлен открытый финал, который дает свободу для интерпретации: возможна ли революция в подобной стране, способен ли рухнуть режим, что будет с Джоном и вернется ли он вновь к лекарству, которое способно заглушить его эмоции и притупить боль?