Рецензии5 мин.

«Вера»: История о матери, которая вам и не снилась

В российском прокате идет фильм «Вера» режиссера Иры Волковой. Это новое авторское прочтение повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось», где в центре внимания оказывается не первая любовь двух подростков, а материнская тревога за ребенка. Рассказываем, каким получился фильм.

Релиз фильма «Вера» совпал с двумя юбилеями: картина выходит в прокат в год 45-летия со дня публикации повести Галины Щербаковой и 115-летия со дня рождения Ильи Фрэза — режиссера, снявшего первую экранизацию, которая стала классикой отечественного кино. И хотя создатели новой картины отмечали, что не стоит считать ее точной экранизацией или ремейком советской ленты, совсем отказаться от сравнения невозможно в силу величины и культурной значимости «первоисточников».

Вера
Жанр: Драмы
2024, 115 мин
Россия, 16+
Режиссер: Ира ВолковаГлавные роли: Виктория Толстоганова, Ольга Сутулова, Алексей Розин, Тимофей Тимков, Полина Меркурьева, Наталья Бочкарёва

Новое прочтение истории о первой любви создавалось Киностудией им. М. Горького, как и картина Фрэза. Студия не следует тренду на переделки и спин-оффы классики, делая выбор в пользу авторской интерпретации давно знакомого и любимого зрителями сюжета. Кинематографистки Ира Волкова и Ярослава Пулинович решили посмотреть на историю Ромы и Юли не через розовые очки подростков, а через серую призму беспокойной мамы мальчика.

Вера (Виктория Толстоганова) полностью поглощена жизнью своей семьи: она работает научной сотрудницей в институте, чтобы обеспечивать сына-подростка Рому (Тимофей Тимков) и мужа-гипертоника Костю (Алексей Розин), полностью отвечает за ведение домашнего хозяйства и всегда в курсе, что происходит с ее мальчиками и чем им помочь. Размеренные будни мамы, папы и сына нарушает появление бывшей возлюбленной Кости Люды (Ольга Сутулова). Она вместе со своей семьей переехала в квартиру в соседнем доме и совершенно не обрадовалась встрече со старым знакомым, чего не скажешь о нём.

Вид скачущего через весь двор навстречу первой любви мужа пробудил в Вере нешуточную ревность. Она давно не видела вечно ноющего больного супруга таким возбужденным и готовым к переменам. Совсем мрачной Вера становится на первосентябрьской линейке, где узнает, что дочка ненавистной Люды будет учиться в одном классе с Ромой. Что произойдет дальше — известно. Дети влюбляются друг в друга и мечтают только о том, чтобы быть вместе, Вера пытается всеми правдами и неправдами помешать их отношениям, но любовь не знает преград.

Поскольку в фокус зрительского внимания помещают героиню, которая в оригинальном произведении остается на втором плане, в фильме появляется много новых деталей. Например, мы узнаем, что Вера занимается изучением рыб Ледовитого океана. Свое отношение к жизни и самой себе героиня проговаривает, исходя из сферы профессиональной деятельности. На вопрос сына, какой рыбой она могла бы быть, Вера отвечает: «Треской. Высокая плотность популяции, дешевая и питательная. Это я».

Режиссер Ира Волкова известна по фильмам «Исключение из правил» и «Диалоги»

© Кадр из фильма «Вера», реж. Ира Волкова, 2024

«Дешевая и питательная» Вера не чувствует ни своей ценности, ни личного достоинства, ни свободы. Из ее разговоров с мамой становится понятно, что мысль о собственной незначительности и посредственности она усвоила еще в детстве. А чтобы удержать распадающуюся семью, все средства хороши. Только сохранение образа нормальной семьи, о которой никто ничего худого не подумает, делает все старания Веры сколько-то осмысленными. В противном случае положенная на уход за мужем и воспитание сына жизнь прожита напрасно.

Несмотря на то, что у героини фильма и повести одна и та же цель — пресечь отношения сына с дочкой первой любви мужа, — это две непохожие друг на друга женщины. Героиня Толстогановой за счет более тонко и подробно созданного контекста кажется не грубой, ничего не понимающей в чувствах теткой, а напуганной, глубоко несчастной женщиной. Режиссер не выносит ей обвинительный приговор как главной противнице искренних чувств подростков, а наоборот, показывает, что у нее есть все основания так поступать. Финал фильма также решен иначе: перед титрами мы видим не влюбленную пару, а одинокую женщину, которая желала лучшего, но осталась ни с чем.

Премьера картины состоялась на фестивале «Зимний» в декабре 2023 года

© Кадр из фильма «Вера», реж. Ира Волкова, 2024

Выбор главной героини неизбежно перекраивает всю историю, не только добавляя сцены с мамой Ромы, но и урезая другие сюжетные линии. В новом фильме, например, фигура учительницы литературы Татьяны (Евгения Громова) становится уже не столь важной, а отношения Ромы и Юли из-за уменьшения хронометража показываются более грубыми мазками и превращаются из наивно-нежных взглядов и касаний в довольно прямолинейный бурный роман со сценой чувственной любви. Многие вводные, которые даются в повести или советском фильме лишь полунамеками, здесь проговариваются в лоб — то ли для экономии времени, то ли для исключения разночтений. Об этом можно только догадываться. Несколько пострадали в современной экранизации и диалоги, став проще, короче, яснее.

И для Тимофея Тимкова, и для Полины Меркурьевой это первые главные роли

© Кадр из фильма «Вера», реж. Ира Волкова, 2024

Помимо содержательной части, стоит сказать и о форме. Действие «Веры» остается в 1970-х, авторы в кадре воссоздали советский быт и жизнь из прошлого. Несмотря на формальное соблюдение деталей, изображение получилось искусственным, будто в телепроектах, стилизованных под эпоху, но лишенных жизни. Картина старательно избегает всего, за что ее могли бы оклеймить осовремениванием советского наследия, но всё равно не попадает в выбранный стиль и атмосферу. Даже саундтрек Алексея Рыбникова не придает новому фильму душевности, а скорее напоминает о другой экранизации, где всё показанное было ново и трогательно, а не адаптировано.

«Вера» оказалась не самым точным воплощением идеи с большим потенциалом. Женский взгляд на многие популярные истории дает огромное поле для осмысления старых сюжетов, однако не может укладываться в рамки, где ему изначально не было места. Из-за попытки одновременно рассказать и историю о первой любви, и историю отвергнутой матери становится тесно обоим сюжетным линиям. Свежий концепт падает под натиском оригинала, не воплотив в полной мере ни новую задумку, ни старую фабулу.