Боевик с Биллом Скарсгардом «Пацан против всех»: Он злой, он очень плохой
В Okko вышел фильм «Пацан против всех»: одновременно остросоциальная антиутопия про тоталитарный режим, китчевая комедия в духе «Монти Пайтон» и кровавый боевик в стиле «Джона Уика». Объясняем, почему причудливое кино с молчаливым Биллом Скарсгардом не всем придется по душе, зато окажется настоящим подарком для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Главный герой по кличке Пацан (Билл Скарсгард) живет в джунглях несуществующей тоталитарной страны вместе со своим наставником Шаманом (Яян Рухьян). Тот с детства тренирует парня ради мести. Когда-то давно тиран Хильда Ван Дер Кой (Фамке Янссен) убила мать и сестру Пацана, а его самого сделала глухонемым. Сбежавший в леса ребенок долгие годы отрабатывал мастерство. Теперь он стал неубиваемым киллером и готов выйти на тропу войны.
Вот только первая вылазка в город дает осечку. Когда члены семьи Ван Дер Кой проводят очередной ежегодный набор на ритуальное убийство (людей берут прямо с улиц и терзают в прямом эфире), Пацан незаметно проникает в самое логово злодеев. Проблема в том, что плана у героя особо и нет. Остается лишь одно: превратить всех врагов, стоящих на пути, в фарш. Делать это придется подручными средствами: терками для сыра, кувалдами, а иногда и голыми кулаками.
Кажется, всё, что когда-то каким-то образом попало в сценарий «Пацана против всех», принципиально оттуда не вычеркивалось. Поэтому в сюжете соседствуют антиутопия в духе «Голодных игр», размышления о тирании внутри человека и классическая для жанра круто сваренная драма о мести. А параллельно — танцующие ананасы, кастеты со встроенными пулями, гигантский козел с кувалдой и все-все-все. Как будто разные наборы «Лего» смешались в одной коробке, и теперь остается только соединять детальки: добру пропадать ни в коем случае нельзя.
Авторы определенно боятся, что зритель заскучает за очередной историей об обиженном киллере. Поэтому решают разнообразить фильм не только эстетически — он напоминает смесь трэш-экшена Just Cause и футуристичного Cyberpunk, — но и в плане формы. Камера постоянно облетает локации, даже когда особо ничего не происходит. На начальных этапах эти кульбиты задают энергичный темп, а вот спустя полчаса в лучшем случае укачивают. То же касается и музыки: ко второму акту уже не различаешь гитарные запилы — всё смешивается в единую какофонию из звуков пальбы и криков Вильгельма.
С таким же нахрапом авторы «Пацана» пытаются рассмешить аудиторию. В ход идут гэги разной удачности и паршивости. Самая прорывная шутка связана, собственно, с особенным состоянием главного героя. Если в недавней «Немой ярости» неспособность персонажа говорить подталкивала режиссера Джона Ву к большей визуальной изобразительности и сторителлингу с минимумом диалогов, то Пацан — вполне себе болтун.
Протагонист забыл собственный голос из детства и перенял новый у актера озвучки из игрового автомата, в который когда-то играл с сестрой. Все мысли мстителя напоминают тембр хриплого экшен-героя из боевиков 80-х. А еще Пацан читает по губам, поэтому иногда второстепенные персонажи на его пути произносят откровенную белиберду. Например, в плане побега откуда-то появляется птица додо.
Другие гэги чуть более назойливы. Главный герой постоянно видит призрак сестры: она появляется в разных костюмах и бегает рядом со злодеями, из-за чего Пацан часто вляпывается в неприятности, пытаясь спасти родственницу из собственного воображения. В какой-то момент она и вовсе предлагает брату попробовать макарун со стола Ван Дер Кой: в последующих экшен-сценах протагонист будет делать всё, чтобы схватить еще какую-нибудь сладость, ведь в джунглях ничего такого парень не пробовал.
Пацан убивает несколько сотен врагов самыми разными способами: вскрывает им шеи теркой для сыра, стреляет в голову из обреза во время кувырка и даже таранит штативом для телекамеры. Кровь при этом особо не скрывают. Она не просто проливается, а бьет фонтаном и разлетается в стороны.
В лучших традициях «Джона Уика» хит-парад насилия напоминает румбу, ча-ча-ча и другие хореографические шедевры: Билл Скарсгард с кирпичным прессом и его дублеры прокатываются у врагов между ног, складывают головорезов надвое и постоянно взмывают в воздух. Поэтому к финалу авторам всё сложнее удивить аудиторию: драки здесь не развиваются по нарастающей — все лучшие приемы постановщики экшена показывают в первые полчаса. А потом просто их повторяют.
Фильм Морица Мора — идеальный тест на концентрацию внимания. Если вы усидчивый зритель, способный ни разу не заснуть на сцене с автострадой из «Соляриса», «Пацан против всех» не вызовет ничего, кроме раздражения: он чрезмерно шумный, быстрый и пестрый. Зато если во время кино вы постоянно отвлекаетесь на телефон и даже просмотр любимого сериала то и дело прерываете короткими рилсами, дебют Мора вполне может задержать у экрана: возможно, это первый фильм 2024 года, который не берет ни минуты передышки и вместо размеренного марафона предлагает зрителю стартовать со сверхбыстрого спринта.