Рецензии4 мин.

Авторская анимация с Берлинале «Школа искусств '94»: Портрет художников в юности

На фестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге состоялась российская премьера независимого анимационного фильма китайца Лю Цзяня «Школа искусств '94». Картина участвовала в основном конкурсе прошлогоднего Берлинале. Фильм скоро должен выйти в отечественный прокат. Это автобиографическая история нескольких студентов не самого престижного китайского художественного вуза. Рассказываем о нежной ностальгической анимации, в которой много говорят о своем искусстве и искусстве в целом.

Начало 1990-х, несколько студентов учатся в не самой престижной академии искусств. Дай Чжифей и Чжао Сяоцзюнь с факультета живописи живут в одной комнате в общежитии. Недавно сокурсник Лин Вейгуо испортил их совместную картину, за что получил кирпичом по голове. Дая и Чжао может ждать дисциплинарное наказание. Лин недолго горевал и теперь встречается с американкой Энджел из Сан-Франциско. Чжао Юцай готов бросить вуз, поскольку не верит в себя и не видит никаких перспектив в искусстве. Подруги Гао Хон и Хао Лили учатся на факультете музыки. Первая поет, вторая играет на пианино. Гао Хон постоянно меняет парней и никак не может выбрать наиболее подходящего, на нее засматривается Дай Чжифей. Хао Лили более робкая, но идет на свидание с Чжао Сяоцзюнем. Студенты ходят на выставки современного искусства, пытаются представить будущее, пьют пиво и веселятся на вечеринках. Словом, проводят время так, как и положено молодежи.

«Школа искусств '94» — третий полный метр главного современного независимого аниматора Китая Лю Цзяня. Как и предыдущая работа, криминальная комедия «Хорошего дня», картина была показана в основном конкурсе Берлинале. Оба фильма выполнены в узнаваемой 2D-анимации, вроде бы небрежной, но выразительной и впечатляющей детальной проработкой мира. Фоны статичные, но изредка оживают, что смотрится особенно эффектно.

Лю нарушает все привычные законы кино. Герои могут несколько минут на крупных планах говорить о том, что такое искусство, как его оценивать и как двигать живопись вперед. А в другом эпизоде мы издалека следим за шумной улицей в центре города. Режиссеру одинаково важно раскрыть главных героев и передать атмосферу студенческой жизни.

Режиссер Лю Цзянь учился в университете искусств в Нанкине и не скрывает, что для него это личное кино про себя и своих знакомых

© Кадр из фильма «Хорошего дня», реж. Лю Цзянь, 2023

Если «Хорошего дня» — универсальное кино о человеческой жадности (несколько героев бегали за сумкой с миллионом юаней) в духе «Криминального чтива» Квентина Тарантино, то «Школа искусств '94» — фильм автобиографичный, ностальгический, пытающийся ухватить дух ушедшей эпохи. Картину предваряет эпиграф из «Портрета художника в юности» Джеймса Джойса. Ближе всего к Лю картины Ричарда Линклейтера «Под кайфом и в смятении» и «Каждому свое» — воздушные, молодежные, кипучие.

В начале 1990-х китайские студенты впервые получили доступ к западной культуре — момент переломный и исключительно любопытный. Дай и Чжао наслаждаются музыкой Nirvana и с удивлением узнают о самоубийстве Курта Кобейна. Умершему певцу было 27, но он уже столько всего успел сделать. Студентам по 24, каждому из них кажется, что они уже должны были прославиться. Учащиеся в академии художеств восхищаются Марселем Дюшаном, который превратил искусство в жест. Дай и Чжао идут в кино на «Крестного отца», а на кампусе все повально читают «Мадам Бовари». Лю Цзянь показывает удивительное время, когда гигантский пласт нескольких эпох соединился в одной точке. Логично, что юные художники теряются и совершенно не понимают, в каком направлении двигаться. Дай занимается масляной живописью, а Чжао пытается найти новую форму для китайской классической живописи — туши на бумаге. Следить за творческими поисками голодных до успеха юношей крайне увлекательно.

Лю Цзянь учился на художника. Многие кадры в его фильмах напоминают живописные полотна

© Кадр из фильма «Хорошего дня», реж. Лю Цзянь, 2023

Как и Дай с Чжао, ищут себя занимающиеся музыкой Гао и Хао. Но на самом деле героев в фильме с десяток. Кто-то в итоге встретит богатого студента, который переезжает в Париж, и не ради любви поедет за ним вслед. Другой начнет устраивать выставки, чувствуя манящий запах денег. Третий попросту перестанет заниматься искусством. Китайская мозаичная картина показывает сразу несколько возможных маршрутов юных художников. С одной стороны, Лю вроде бы говорит о себе и своих друзьях, о конкретном временном отрезке. С другой, в центральных персонажах легко узнать себя — вуз оказывается не тем местом, каким вы его себе представляли; друзья появляются и исчезают; профессора критикуют и сомневаются в ваших способностях; будущее туманно; понравившаяся девушка выбирает другого. На начальных титрах жук упорно пытается взобраться наверх по стене, снова и снова падает, но насекомое не сдается. Это отличная метафора пути, который выбрали ученики академии искусств. В мире живописи и музыки конкуренция настолько высокая, а критиков вокруг так много, что трудно не опустить руки и не повернуть в сторону, пусть даже изменяя себе.

Схожий по содержанию фильм легко мог бы появиться про студенческую Россию 1990-х, было бы столь же интересно. А пока можем радоваться, что взрослая анимация еще жива в Китае. Лю прощается с молодостью, потонувшей в сигаретном дыме, и ее светлыми мечтами, во многом так и не реализовавшимися. «Школа искусств ‘94» лишь на первый взгляд кажется фестивальным фильмом, на самом же деле это зрительское кино для всех и обо всех.