Статьи

На пути к искуплению: Стоит ли смотреть сериал «Прелесть» с Олегом Меньшиковым и Филиппом Янковским

На Premier вышли все эпизоды сериала «Прелесть». Главные роли исполняют Олег Меньшиков, Филипп Янковский, Вера Кинчева, Фёдор Федотов и Елизавета Кононова. Рассказываем, какой получилась история о силе золотых слитков и бандитских разборках в городе, которого нет.

25-летний Лёша Цыганков (Фёдор Федотов), или просто Цыган, трудится в старой ремонтной мастерской, где вместе с партнерами по бизнесу (Вера Кинчева и Назар Сафонов) пересобирает угнанные автомобили и продает Зампотеху (Сергей Легостаев). Несмотря на плотный график и качественную работу, денег преступникам всё равно едва хватает на жизнь и оплату кредитов. Однажды, после того как одно из «дел» срывается, Цыганков в расстроенных чувствах жмет на газ и попадает в небольшую аварию. Происшествие оказывается роковым. Лёша примечает на перекрестке неприятного бугая на внедорожнике (Максим Коновалов) и решает лишить его транспортного средства. Вот только юный угонщик и не догадывается, что автомобиль принадлежит бывшему директору аффинажного завода с бандитским прошлым, который едва ли будет церемониться с угонщиком-любителем. Или все-таки будет?

Одну из главных ролей исполняет Фёдор Федотов, звезда «Серебряных коньков»

© Кадр из сериала «Прелесть», реж. Динар Гарипов, 2024

Подарив вступление, герой Федотова уходит на второй план и становится незаменимым связующим звеном между бывшим и нынешним директорами завода — сердца неназванного города. Некогда стоявший во главе Леонид Максимович, или просто ЛМ, (Олег Меньшиков) возвращается в старый дом (готический замок на холме) спустя много лет. Он избавляется от мебели, оставляет окна заколоченными, а комнаты пустыми. За время, проведенное в заключении, ЛМ переосмыслил жизнь и теперь хочет помочь бывшим подельникам тоже найти счастье в аскезе. В качестве первого шага он отправляет нынешнему директору Осинскому (Филипп Янковский) и другим властителям города по слитку золота и говорит, что это только начало. Условия просты: необходимо вспомнить, что случилось 20 лет назад, и совершить одно небольшое доброе дело, которое приведет к раскрытию преступления — загадочного исчезновения отца Лёши Цыганкова.

Лёшей Цыганковым движет желание узнать правду о таинственной смерти отца

© Кадр из сериала «Прелесть», реж. Динар Гарипов, 2024

«Прелесть» — сериал режиссера Динара Гарипова (2-й сезон «Территории») и сценариста Георгия Меньшикова («Сложноподчиненное»). В качестве продюсеров выступили Антон Щукин, Антон Зайцев и Артём Логинов, за плечами у которых много общих проектов — например, «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Сладкая жизнь». Премьера первых эпизодов сериала «Прелесть» состоялась на фестивале «Новый сезон». Правда, в Сочи проект остался без наград.

Первое, что привлекает внимание и порождает много вопросов, — это золотой город. Место, где круглыми сутками слышен звук работы заводских станков и почти нет солнца, одновременно знакомо и не похоже ни на какое другое. Своеобразный эффект «зловещей долины» — пространство выглядит как город, который никогда не существовал, но был создан в соответствии с описанием десятка реальных населенных пунктов. Время в таком месте не может двигаться линейно — оно скачет, то возвращаясь к 1990-м, то делая кивок современности. Единственным связующим звеном остается золото — оно было и остается вневременной валютой.

Золотые слитки пропали с аффинажного завода в 1990-е, но оказываются в руках Леонида Максимовича в настоящем времени

© Кадр из сериала «Прелесть», реж. Динар Гарипов, 2024

Золото в последнее время не отпускает отечественных кинематографистов: «Золотое дно» о семейных междоусобицах в богатом доме Градовых, «Лада Голд» об автомобиле, сделанном из уже упомянутого материала, и вот теперь «Прелесть» — сериал, в котором золото становится одновременно причиной страшных событий и способом их исправить. Но если «Лада Голд» благодаря оригинальной истории, комедийной подаче и интересным перескокам во времени приносит что-то новое в череду проектов о бандитских разборках, то «Прелесть» аккуратно делает шаг назад — к Саше Белому и Даниле Багрову. Здесь нас ждут черная одежда, роковые влюбленности, чемоданы с богатством, (не)случайные выстрелы и ранения, которые переносятся как царапины. Кажется, сериалу отчаянно не хватает новизны. Впрочем, и для такого проекта найдется свой зритель.

Любые слабости героически закрывают собой актеры — «Прелесть» вообще кажется проектом, которым управляют его персонажи. Герой Олега Меньшикова — самый незаменимый элемент пазла. Его дыхание остается ровным вне зависимости от обстоятельств, рука не дрожит над очередным холстом даже под дулом пистолета, в глазах нет ничего (совсем ничего). От фигуры веет уверенностью, но воздух вокруг всегда такой морозный, что кровь стынет в жилах. ЛМ вызывает зависимость — бывшего преступника боятся и всё равно ищут его внимания, следят за его золотом. Леонид Максимович слитков почти не касается — этот драгоценный металл и так уже оставил достаточно глубокий отпечаток в его душе, не стоит лишний раз соблазняться. К счастью, за махинации с богатством отвечает верный помощник ЛМ — Буба (Максим Коновалов), тот самый бугай на внедорожнике, с которым столкнулся Цыган. Матерого бандита Коновалов играет легко и беззаботно — так, будто он только вчера вышел из декораций «Бумера».

Главный повод смотреть сериал — блестящий дуэт Меньшикова и Янковского

© Кадр из сериала «Прелесть», реж. Динар Гарипов, 2024

Антагонист Леонида — Осинский в исполнении Филиппа Янковского. Он во всех смыслах является оборотной стороной бывшего компаньона. Новый директор завода импульсивен, быстро принимает решения и не терпит неповиновения. Если ЛМ — это лед, то Осинский — адское пламя, сжигающее всё на своем пути. Он живет в дорого обставленном особняке — зеркальном отражении затхлого замка Леонида Максимовича. В качестве хобби Осинский выделяет немыслимые суммы на создание огромной рамы из чистого золота и дарит ее местной церкви, в то время как ЛМ неторопливо водит кисточкой по белому полотну — он пишет икону. Проводить подобные параллели можно бесконечно — на этом противостоянии держится вся история.

Впрочем, не обошлось в сериале и без любовной линии — повторяя мотивы сериала Стаса Иванова «ЮЗЗЗ», создатели «Прелести» сводят вместе представителей вражеских семей, Лёшу и Арину (Елизавета Кононова). Но современные Ромео и Джульетта, кажется, преследуют разные цели: Цыган хочет с головой погрузиться в прошлое и отомстить за убийство отца, а Арина жаждет как можно быстрее выкрутить заветные винтики из двери темницы и больше никогда не возвращаться в ненавистные стены, которые вынуждена называть домом. Непохоже, что героев связывает что-то помимо революционного настроя, но пока у них нет времени на размышления — слева кусает одна голова Горыныча (бывший парень Арины), а справа — другая (Буба).

Осинский делает большие пожертвования церкви, ЛМ рисует икону. Религиозная тема пронизывает весь сериал

© Кадр из сериала «Прелесть», реж. Динар Гарипов, 2024

«Прелесть» радует впечатляющим актерским составом и мрачной атмосферой безвременья, но мало чем выделяется на фоне избытка криминальных сериалов. Зрители, находящиеся в поисках чего-то нового, рискуют остаться разочарованными, но для ценителей брутального жанра проект может стать настоящим подарком.