Золотой стандарт: 10 фильмов, снятых на курортах Швейцарии
Богатые и знаменитые персонажи в кино обожают отдыхать в Швейцарии. Это место, где состоятельные люди могут отвлечься от финансовых дел и пообщаться с себе подобными. Однако страна выступает на экране и в других амплуа. На ее курортах гоняются за мировыми злодеями, страстно влюбляются, прощаются с молодостью и разгадывают научные загадки. Вспоминаем 10 картин, в которых идиллический швейцарский пейзаж становится важной частью сюжета.
На элитном спа-курорте в Швейцарских Альпах отдыхают два старых приятеля. Старых в буквальном смысле. Фред Баллинджер (Майкл Кейн) — композитор и дирижер, который не желает вставать с массажного стола даже по личной просьбе британской королевы. Его друг, кинорежиссер Мик Бойл (Харви Кейтель), напротив, считает, что есть еще порох в пороховницах: вместе с группой молодых авторов он работает над сценарием нового фильма. Окружают героев другие небожители: бывший футболист, мисс Вселенная, немолодая голливудская звезда и поп-идол с кислородным баллоном.
Один из самых знаменитых фильмов итальянского режиссера Паоло Соррентино носит название «Великая красота». На самом деле этот заголовок подошел бы к любой его картине, и «Молодость» не исключение. В этом размышлении о жизни, смерти, творчестве и любви постановщик, как обычно, пытается добиться визуального совершенства в каждом кадре. Швейцарские пейзажи тут как нельзя кстати. Снималась лента в отеле горнолыжного курорта Шатцальп в окрестностях Давоса. Величественные горные виды подчеркивают состояние главных героев: это природа бессмертна, а люди, даже великие, увы, нет.
Эталон бондианы и третий по счету фильм, в котором агента 007 сыграл Шон Коннери. Джеймс Бонд спасает мир от Аурика Голдфингера — помешанного на золоте богача и контрабандиста, который мечтает взорвать американское хранилище золотых запасов в Форт-Ноксе. В картине звучит один из культовых диалогов всей серии. Бонда вот-вот должен рассечь пополам мощный лазер. «Вы рассчитываете, что я заговорю?» — спрашивает герой Шона Коннери у Голдфингера. «Нет, мистер Бонд, — с дьявольской усмешкой отвечает ему злодей. — Я рассчитываю, что вы умрете!»
Самая красивая погоня фильма была снята в Швейцарии. Бонд на своем Aston Martin DB5 едет за Голдфингером по высокогорному перевалу Фурка. По дороге антагонист останавливается, чтобы купить у местных фермеров фрукты. Камера в этот момент любуется панорамой Альп. В начале сцены на заднем плане виден отель Belvedere — изящное здание belle époque, в котором когда-то не было отбоя от туристов. Сейчас разорившийся отель закрыт, но многочисленные путешественники до сих пор приезжают в эти места, чтобы повторить маршрут легендарного агента. Один из поворотов трассы так и называется — James Bond Strasse.
Новый фильм 90-летнего режиссера Романа Поланского, хулиганская комедия, действие которой происходит в швейцарском Гштаде 31 декабря 1999 года. Энергичный метрдотель (Оливер Мазуччи) готовится встречать клиентов своего фешенебельного заведения. Обычных людей среди них нет. В числе гостей — престарелый миллиардер с юной женой, французская маркиза, вышедший на пенсию порноактер, пластический хирург, а также русские бандиты (им в Новый год предстоит увидеть обращение Бориса Ельцина, в котором тот объявит о досрочной отставке). Все хотят хорошо отметить праздник, но побаиваются обещанного на 2000 год апокалипсиса.
Поланский здесь ступает на территорию «Треугольника печали» Рубена Эстлунда и сериала «Белый лотос». «Дворец» — сатира на мир богатых и знаменитых. Конец света, по мнению режиссера, все-таки наступил, но так медленно, что никто и не заметил, — а, между тем, именно с его последствиями мы сейчас и живем. Название картины, конечно, метафорично, но съемки проходили в реальном отеле Gstaad Palace, построенном аж в 1913 году. Каждую зиму туда съезжаются сотни состоятельных туристов-горнолыжников. Это одно из любимых мест самого Полански: режиссер является его постояльцем уже больше полувека.
Ее зовут Селеста (Белла Падийя), она графический дизайнер в компании, которой управляет очень неприятный босс. Его зовут Джесси (Карло Акино). По требованию родителей он изучает медицину, хотя мечтает о музыкальной карьере. Однажды они случайно оказываются в одном кафе, знакомятся, сближаются, целуются — а потом расстаются, так и не обменявшись контактами. Но на этом их история не заканчивается. Дальше будут еще две судьбоносные встречи. Завершающая произойдет в заснеженном швейцарском Санкт-Галлене.
Источником вдохновения для мелодрамы родом с Филиппин послужила трилогия Ричарда Линклейтера «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью». У американского режиссера персонажи Жюли Дельпи и Итана Хоука влюблялись друг в друга после ночной прогулки по Вене, здесь же парню и девушке достаточно просто засидеться в дождливый день за стаканчиком кофе. Филиппинскому фильму, конечно, далеко до шедевра Линклейтера, но зато его авторы куда более трезво смотрят на жизнь. По их мнению, вспышки чувств и способности говорить часами не всегда достаточно для прочной связи. Покрытый снегом Санкт-Галлен, столица одноименного кантона, здесь составляет контраст теплой Маниле и окончательно «морозит» отношения главных героев.
Молодой немец Ганс Кастроп (Кристоф Айхгорн) приезжает в швейцарский санаторий для больных туберкулезом, чтобы навестить двоюродного брата. Он собирается провести там всего несколько недель, но в итоге задерживается на долгих семь лет. Санаторий, расположенный высоко в Альпах, живет совершенно особенной жизнью, не похожей на сутолоку больших городов. Но в перерывах между однотипными процедурами вроде приема воздушных ванн герои успевают и крутить романы, и вести философские диспуты, и организовывать спиритические сеансы.
Обстоятельную экранизацию знаменитого романа Томаса Манна снял Ганс В. Гайссендёрфер, почтенный немецкий автор, которого ныне, к сожалению, помнят только киноведы. Никакого переосмысления литературного первоисточника в фильме нет: кажется, Гайссендёрфер изо всех сил старался по максимуму сохранить все сюжетные линии, не потеряв ни одного персонажа. Это тяжеловесное, но всё равно мастерски сделанное кино. Над декорациями работали выдающиеся художники Хайди и Тони Люди, а оператором был великий Михаэль Балльхаус, вскоре после съемок уехавший в Голливуд и ставший там любимцем Мартина Скорсезе. Особого внимания заслуживает и сама натура. Съемки проходили в главном отеле швейцарского Лейзана, где в свое время лечились аристократы и царственные особы, включая последнего российского императора Николая II. Этого отеля больше нет: в начале 1990-х его перестроили под школу-интернат.
Известная французская актриса Мария Эндерс (Жюльет Бинош) едет в Цюрих на прием в честь Вильгельма Мельхиора — драматурга и режиссера, которому она обязана своей карьерой. В 18 лет она сыграла в его пьесе «Змея Малойи» и стала звездой. В дороге героиня узнает о смерти Мельхиора, а по прибытии получает необычное предложение. Модный режиссер хочет снова поставить пьесу о юной секретарше и влюбленной в нее начальнице, но теперь Эндерс предлагают «возрастную» роль. Секретаршу должна сыграть голливудская старлетка (Хлоя Грейс Морец). Мария начинает репетиции, в которых ей помогает ее персональная ассистентка Вэл (Кристен Стюарт).
Зильс-Мария — реальная швейцарская деревенька (там когда-то любил отдыхать Ницше), а «змея Малойи» — реальное природное явление: пришедшие из Италии облака проходят через перевал и как змея вьются меж швейцарских гор. Французский режиссер Оливье Ассайас настоял на том, чтобы натурные съемки, несмотря на высокие расходы, проходили именно в Швейцарии. Пейзаж в фильме неразрывно связан с сюжетом. По мнению Ассайаса, в Зильс-Марии и окрестностях обитают призраки творческих людей, искавших в этих местах вдохновение. Призраки в картине окружают и главную героиню — талантливую актрису, которой сложно смириться с тем, что ее время уходит, а на пятки неизбежно наступает наглая молодежь.
В начале 1930-х на курорт в Швейцарских Альпах приезжает Дуглас Мередит (Шон Коннери), шотландский врач средних лет. Сопровождает его юная красавица Кейт (Бетси Брэнтли), которую он называет своей женой. И гости, и персонал отеля на пару смотрят косо: слишком уж большая у них разница в возрасте. Вскоре Дуглас и Кейт знакомятся с Йоханном (Ламбер Вильсон), молодым швейцарцем, который становится их проводником в горах. Когда между девушкой и гидом неожиданно вспыхивают чувства, Кейт раскрывает ему часть своей тайны: Дуглас женат на другой женщине. Правда, она умалчивает о том, что обаятельный доктор не просто ее любовник, но еще и родной дядя.
Это последний фильм в карьере легендарного голливудского режиссера Фреда Циннемана, многократного лауреата премии «Оскар» и создателя эталонного вестерна «Ровно в полдень». В момент выхода картину сочли творческим провалом. Критики назвали персонажей плоскими, сюжет — похабным. Но Циннеман, кажется, сделал именно то, что хотел. Уроженец Австрии и выходец из еврейской семьи, покинувший Европу накануне прихода Гитлера к власти, он отправился в кантон Граубюнден, чтобы снова взглянуть на родные Альпы и отдать дань «горному фильму», любимейшему жанру немецкоязычного кино.
Единственный фильм бондианы с Джорджем Лэзенби в главной роли. Австралийский актер заменил Шона Коннери, который устал от образа агента 007 и отказался от съемок. В этой картине Бонд идет по следу своего старого врага, руководителя организации «Спектр» Эрнста Ставро Блофельда, и параллельно влюбляется в дочь босса корсиканской мафии. До появления «Казино Рояль» это была, пожалуй, самая грустная лента о спецагенте: герой Лэзенби в ней расстается со статусом холостяка, но его семейное счастье длится считаные мгновения.
Противники Бонда всегда вынашивают свои коварные планы в самых красивых точках планеты. В «На секретной службе Ее Величества» Блофельд открывает секретную лабораторию на вершине швейцарской горы Шилтхорн, с которой открывается сногсшибательный панорамный вид на Бернские Альпы. Официально это клиника по исследованию аллергии, на самом же деле место, в котором гипнотизируют двенадцать красавиц (Блофельд называет их «ангелами смерти»), распространяющих по миру биологическое оружие. Вращающийся ресторан Piz Gloria, который сыграл роль убежища главного злодея, был достроен на деньги, предназначенные для производства фильма. В обмен продюсерам пообещали эксклюзивное право на съемки. Ресторан на Шилтхорне существует до сих пор, на его нижнем этаже находится посвященная бондиане интерактивная выставка.
Швейцария, 1962 год. Молодой ученый Йоханнес Ляйнерт (Ян Бюлов) едет вместе со своим научным руководителем (Ханнс Цишлер) на конгресс по квантовой физике. Их место назначения — красивый, но жутковатый отель в Швейцарских Альпах, чем-то напоминающий гостиницу из кубриковского «Сияния». Там всё с самого начала идет не по плану. Главный докладчик, который должен был представить новую научную теорию, загадочно пропадает. Происходит серия убийств. В довершение ко всему Йоханнес влюбляется в таинственную пианистку (Оливия Росс), которая откуда-то знает мельчайшие детали его биографии.
«Теория всего» — дальний родственник «Оппенгеймера» Кристофера Нолана. В обоих фильмах речь идет об ужасах и последствиях Второй мировой, а также о физике, людях науки и их отношениях друг с другом. В немецкой картине даже исследуется популярный в блокбастерах концепт мультивселенной. Правда, события, в которые попадает герой, вместо приключений оборачиваются трагедиями. Тимм Крёгер, один из самых перспективных режиссеров Германии, снимает не историческую драму, а метафизический триллер, замешанный на классике кино и немецкой философии. Швейцарские Альпы он тоже использует необычным образом. Эти горы пугают, обманывают, сводят с ума и прячут множество секретов — чего стоят одни радиоактивные тоннели, в которых якобы добывали уран.
Загадочный преступник крадет бриллиант «Розовая пантера» из музея в вымышленной стране Лугаш. Глава государства решает привлечь к расследованию инспектора Жака Клузо (Питер Селлерс), которому однажды уже удалось найти драгоценный камень. Исследовав музей и в процессе чуть не разрушив его, сыщик приходит к выводу, что за похищением стоит сэр Чарльз Литтон (Кристофер Пламмер), легендарный вор, известный как Фантом. Однако на самом деле Литтона подставили: он давно ушел на покой и даже не думал о бриллианте. Чтобы очистить свое имя, сэр Чарльз тоже едет в Лугаш.
Третьего фильма из серии «Розовая пантера» могло и не быть. Кинокомпания United Artists, главный спонсор франшизы, отвергла сценарий, потому что не верила в его перспективы: карьера комика Питера Селлерса в этот момент пошла на спад. К счастью, проект заинтересовал британского медиамагната Лью Грейда, согласившегося вложить в съемки собственные средства. «Возвращение» заметно уступает первым фильмам комедийной саги, но зато бросается в глаза географический размах: герои, почти как Джеймс Бонд, теперь путешествуют по всему миру. Важнейшие сцены картины разворачиваются всё в том же гштадском отеле Gstaad Palace, который позже облюбовал Роман Поланский.