Золото: 10 мультфильмов петербургской студии «Мельница»
Студия «Мельница» получила свое название случайно — от улицы, где располагалось ее первое здание. Но для запоминающегося логотипа этого было достаточно: лопасти вращающейся мельницы превращаются в карандаши, которыми она была нарисована. Студия смогла построить внушительную индустрию и пройти путь от убыточного артхаусного предприятия до одной из ведущих анимационных фабрик. Рассказываем о главных мультфильмах «Мельницы».
А если захочется пройтись по всем фильмам про богатырей по очереди, рекомендуем ознакомиться с этой подборкой.
Первой пробой пера для молодой кинокомпании стала компиляция двух сказок немца Гауфа: «Карлик Нос» и «Маленький Мук». Это история о злой волшебнице, которая заколдовала мальчика Якоба, обладателя самого доброго сердца, и превратила его в уродливого карлика. Бедный Якоб должен теперь служить колдунье, но однажды мальчик находит туфли-скороходы и сбегает. Однако и на свободе ему нелегко: все только смеются над его большим носом и гонят прочь. Лишь одна говорящая гусыня становится его другом.
Несмотря на целый ворох наград, амбициозный проект компании едва собрал пятую часть от затраченных на него миллионов. Кинопрокат на тот момент в стране фактически отсутствовал, а полнометражное отечественное анимационное кино многим казалось чем-то непривлекательным. Тем не менее уже после успеха последующих проектов «Мельницы» зрители по достоинству оценили и этот фильм, возможно, самый «артхаусный» во всей фильмографии компании.
В славном городе Ростове Великом жил был поп, и родился у него сын Алёша, который рос сильным, но непутевым. То нечаянно мечом богатырским корове хвост отсечет, то в кулачном бою всех соперников перебьет, а то еще как-нибудь не рассчитает свою богатырскую силушку. И вот однажды во время налета басурман Алёша вместе с дядькой Тихоном убедили соплеменников дать отпор захватчикам. Но блестящий план с треском провалился, и Алёша самолично отправился в логово разбойников возвращать похищенное городское золото — прямиком к их предводителю, зловещему хану Змею Тугарину.
Первым действительно народным хитом «Мельницы» стал «Алёша Попович» Константина Бронзита, вышедший в прокат, когда отечественный кинорынок наконец-то очнулся от летаргии 1990-х. Тогда растущий кризис самоидентификации постсоветских граждан и формирующийся политический заказ на новую идеологию требовал народного героя. Сценарист Максим Свешников предложил синопсис полнометражной трилогии мультфильмов и несколько страниц подробных описаний героев. Ими стали былинные богатыри, однако начисто лишенные пафоса советских фильмов вроде «Ильи Муромца» Птушко. Новый русский богатырь был понятен молодому зрителю, который рос на западных мультиках. А потому и не мог обойтись без спутника, эдакого комического персонажа-трикстера, оттеняющего пафос героя. И, подобно ослу в «Шреке», эта роль досталась парнокопытному говорящему коню Юлию Цезарю. Но, несмотря на большой успех на пиратском рынке, «Алёша Попович» едва смог окупиться в легальном прокате. На это у руководителей «Мельницы» был хитрый долгоиграющий расчет: когда мультфильмов наберется на трилогию, а народная любовь достигнет критической массы, фильмы снова станут приносить прибыль. В итоге так оно и случилось.
Вторая часть задуманной трилогии сфокусировалась на древнерусском богатыре, которого летописи называли любимым воеводой и едва ли не ближайшим родственником киевского князя Владимира Красно Солнышко. Только князь здесь, в пику вышедшему в том же году на Первом канале мультфильму «Князь Владимир», совершенно не героический персонаж. Он вертлявый плут, озабоченный разгребанием проблем, которые обрушиваются на чиновника любой эпохи в истории Руси. Место Тугарина Змея в качестве главного злодея занял другой хан — Колыван, причем у него в шатре висит портрет своего дорогого предшественника. Заодно противостоит нашему Добрыне старый приятель Змей Горыныч, который в результате не совершит предательство и окажется вновь добрым соратником.
Над второй частью трилогии работал режиссер Илья Максимов, он в свое время отвечал за «Карлика Носа», а в «Алёше Поповиче» помогал с раскадровкой и отрисовкой. На сей раз для укрепления интереса детской аудитории у «Мельницы» был наготове хитрый ход. Новинку показали фрагментами в рамках передачи «Спокойной ночи, малыши» аккурат перед весенними каникулами. И многие дети на отдыхе непременно захотели пересмотреть «богатырей» вместе с родителями. Так закладывалась новая традиция походов в кино всей семьей. Впредь новые похождения богатырей будут появляться уже не весной, а к Новому году, чтобы родители могли спокойно отдышаться от праздничной ночи, пока дети в зале кидаются попкорном в попытке помочь герою победить всех внешних врагов.
Самый известный русский богатырь Илья Муромец вступает в конфликт с киевским князем, ведь тот за взятку в сто монет выпускает из тюрьмы опасного разбойника, которого пленил богатырь. Князь Владимир (в прекрасной озвучке Сергея Маковецкого) от фильма к фильму становится всё более тщеславным и корыстолюбивым персонажем, а к этой картине уже теряет всяческую совесть и величает себя не иначе как «аз есмь князь», будто он персонаж комедии Гайдая. Когда городская казна, илюшин богатырский конь, а в довершение ко всему и сам князь оказываются захвачены разбойниками, Илья, несмотря на ссору с Владимиром, отправляется на подвиги.
К началу работы над третьей серией жизнеспособность трилогии про богатырей была еще под вопросом. Потому создатели насытили картину шутками из злободневного кино, которые будут смешны не только детям, но и родителям. Так, главные герои напропалую цитируют и «Брата 2» (про то, что русские не сдаются), и «Бумера» («Не мы такие, жизнь такая»), а заодно мировые и советские хиты вроде «Терминатора» (I'll be back!) или «Джентльменов удачи» («Моргала выколю, пасть порву!»). Новогоднее чудо от студии «Мельница» действительно произошло — третьи «Богатыри» стали хитом в прокате: многократная прибыль с лихвой окупила относительный кассовый провал предыдущих частей.
В иронической стихотворной пьесе Леонида Филатова сказочный сюжет из сборника Афанасьева сочетался с реалиями позднесоветского периода. Произведение запомнилось крылатыми фразами вроде «Ну-ка, марш к себе в светлицу и сольфеджию учи!» или «Действуй строго по закону, то бишь действуй… втихаря». Или «К нам на утренний рассол прибыл аглицкий посол, а у нас в дому закуски полгорбушки да мосол. Снаряжайся, братец, в путь да съестного нам добудь…» — и царский стрелец Федот отправляется за дичью для монаршего стола. А находит свою судьбу, голубушку Марусю, которая станет любимой супружницей, заодно укрощая вредного царя и его неуемного генерала.
Пьеса была дико популярной в виде монолога самого Филатова на телевидении. К 20-летию произведения на «Мельнице» решили сделать мультфильм, сочетав лубок и стилизацию под художников-мирискусников в технике оптических перекладок. Получилось ярко и авангардно, притом авторскому тексту картина следовала очень тщательно. Когда «Мельница» принялась за «Федота», Филатова уже не было в живых, и текст от автора читал постоянный голос кинокомпании актер Олег Куликович (он же Алёша Попович и Змей Горыныч). В остальных ролях озвучания собрался весь цвет кино тех лет: Федота озвучил Сергей Безруков, его жену Марусю — Чулпан Хаматова, Виктор Сухоруков говорил за Царя, Михаил Ефремов за То, Чего Не Может Быть. Генерала озвучил Дмитрий Дюжев, а Баба Яга — голос комика Александра Реввы.
Когда успех с продвижением «первой богатырской трилогии» принес свои плоды, в компании было решено закрепить успех блокбастером, где герои трех фильмов сошлись бы в одной команде. Конечно же, как три васнецовских богатыря, повторяя в первом кадре композицию знаменитой картины. Так Алёша Попович взял в руки непривычный для себя лук, а Добрыня поменял копье на меч. Не обошлось в кадре и без полюбившегося зрителям болтливого коня Юлия. Вместе они будут противостоять басурманской силе — на сей раз женским чарам Шамаханской царицы, которая вознамерилась вернуть себе угасшую красоту и навела любовные чары на киевского князя.
Эта серия богатырских приключений должна была свести у экрана поклонников всех трех мультфильмов, поэтому была обильно приправлена отсылками к каждой предыдущей серии. Искать пасхалки во время просмотра — отдельное удовольствие. Традиционно рекламную кампанию решили подкрепить компьютерной игрой, где квест можно пройти за каждого из богатырей по очереди. Так компания открыла свою золотую жилу, которая и по сей день приносит ей миллионы и миллионы прибыли.
Еще до дебютного «Карлика Носа» к столетию книги Фрэнка Баума о волшебнике из страны Оз на «Мельнице» работали над своей версией сказки. Успели выйти четыре эпизода «Приключений в Изумрудном городе», где оригинал Баума была перемешан с литературной адаптацией Александра Волкова. Сериал создавался по заказу НТВ, но после известной истории со сменой владельцев работа прекратилась. Вновь к сказке Волкова «Мельница» обратилась в 2017 году с экранизацией уже второй, полностью авторской книги цикла.
Это история про злого столяра Урфина Джюса, который нечаянно открыл секрет изготовления оживляющего порошка и выстругал армию деревянных солдат, чтобы поработить волшебную страну. В отличие от традиционной техники оптических перекладок, использовавшейся в сериале, «Урфин Джюс» сделан с помощью компьютерной 3D-анимации, очень близкой по стилю популярным картинам Pixar. Это была первая проба пера для студии в объемной анимации, а близость к стилистике видеоигр даже нашла своеобразное отражение в сюжете: Элли здесь вовсе не та самая девочка из книги Волкова, а ее современная циничная внучка, которая уже не совсем различает реальность и виртуал, а потому не в восторге от сказочной красоты Изумрудного города.
Козни Бабы Яги отправили богатырей на необитаемый остров, где они сразятся с «древнерусским Кинг Конгом» — гигантской обезьяной по прозвищу Гомума, которая до того похожа на своего голливудского родственника, что сажает туземца в маленький самолет и крутит над головой, повторяя кадр фильма. Победив Гомуму и взяв с нее слово больше не обижать местных жителей, герои отправятся обратно спасать родное отечество. Ведь Тихон, Бабка и Юлий уже партизанят против оккупационной власти в Киеве.
Во вполне постмодернистской серии будут и клоны богатырей, и гигантские зайцы-стражи и даже вышедший из подполья Киевский князь, который с патриотической речью стал похож на Ленина на броневике. Фильм стал последним в серии под заголовком «героический блокбастер» и заработал рекордную сумму. Притом здесь заметен назревающий кризис повторений. Вскоре на «Мельнице» было решено запустить параллельную серию, которая на данный момент насчитывает шесть мультфильмов, — похождения уже не былинных героев, но сказочной пары Ивана Царевича с Серым Волком. Эпопея стала еще одним маленьким клондайком для студии. А в память об успехе богатырей российский монетный двор выпустил памятные нумизматические наборы с героями всех частей франшизы.
К 20-летию с момента выхода первой богатырской картины «Мельница» приготовила анимационный сериал. Первые эпизоды этим летом прошли в кинотеатрах под общим названием «Три богатыря. Ни дня без подвига». Пока авторы не решились на экспериментальный кроссовер богатырей с Барбоскиными или Лунтиком, однако оказалось, что короткая новеллистическая форма может быть гораздо выгоднее, чем полнометражная картина, наполненная до краев интертекстуальными шутками.
Первый эпизод называется «Умный Алёша» и рассказывает о том, как самый младший и беспечный из богатырей внезапно сделался очень умным после удара тугарской дубиной. Он нацепил пенсне и то целыми днями просиживает штаны в библиотеке, пугая своего друга, ученого коня Юлия, то что-то изобретает, например аэростат, став тем самым основателем воздухоплавания на Руси. Вторая новелла «Пропавшая корона» — тоже об Алёше, которого князь за шалости оставляет дома, пока его братья-богатыри идут на подвиги. Но долго скучать Алёше не придется: у князя пропала корона. В поисках участвуют и Соловей-Разбойник, и Бабуля с Тихоном. Главным изобретением серии станет остроумно продуманный охранный механизм для той самой короны — со змеями, рыцарями и коровой. А поскольку от былого ума у Алёши уже ничего не осталось, ждите порцию новых шуток во время его детективного расследования. Наконец, в последней новелле «Сон Ильи» появляется другой богатырь, который устал от бренности воинского бытия («Всё подвиги да подвиги, никакого разнообразия!») и однажды утром просто не встал с печи. Депрессия, из которой его не смогут вывести длиные волосы, шаманские бубны и даже огнедышащий дракон.
Самым продолжительным и масштабным проектом студии стали вовсе не царевичи с богатырями, а сериал для самых маленьких о лунной пчелке, что упала на землю. На протяжении более чем 500 эпизодов сериала Лунтик рассказывает юным зрителям о том, что его окружает, и знакомит нас с обитателями милой полянки у озера. Он похож на ребенка, что подрастает и открывает для себя окружающий дивный мир. Лунтик призван помогать юным зрителям в подобном познании, рассказывая разные истории с моралью.
Лунтик завоевывает сердца новых поколений зрителей уже без малого 20 лет. Попутно, конечно, активно зарабатывая дивиденды для «Мельницы» через многочисленный мерч, который требуют дети: портфели и ручки, тетради и рюкзаки, шоколадки и игры. Студия не могла обойтись без полнометражной версии «Лунтик: возвращение домой», вышедшей в начале этого учебного года. Сюжет завершает историю про лунного гостя, ведь он наконец-то отправляется домой в поисках своей мамы. В практически мельесовском «Полете на Луну» его сопровождают друзья — жители сказочного леса: Кузя, Мила, Вупсень и Пупсень, Пчелёнок и Элина. Также впервые в истории Лунтика здесь появится отрицательный персонаж — многоножка с Черной горы, олицетворяющая абсолютное зло в безмятежном мире Луника. В битве с ней наконец-то проявится настоящий характер горячо любимого детками лунного персонажа.