Живая мертвечина: 10 аниме про зомби
В 1968 году состоялась премьера «Ночи живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро — первого зомби-фильма в истории. С тех пор охочая до мозгов нежить стала постоянным гостем больших и малых экранов. В последнее время ходячие мертвецы уверенно освоили и территории мультипликации и всё чаще появляются в анимационных фильмах. Собрали 10 лучших аниме про зомби. В подборке нашлось место и готическим хоррорам, и музыкальной комедии, и даже пластилиновому короткому метру.
Также рекомендуем посмотреть подборку лучших аниме про самураев.
Шоураннером экранизации одноименной манги японского писателя и создателя настольных игр Дайсукэ Сато выступил Тэцуро Араки, хорошо знакомый зрителям работой над «Тетрадью смерти», «Атакой титанов» и «Сагой о Винланде». Состоящий из 12 эпизодов мини-сериал быстро стал не только одним из лучших аниме про зомби-апокалипсис, но и очередной удачей студии Madhouse, ответственной за большинство работ Сатоси Кона: «Истинную грусть», «Паприку», «Однажды в Токио».
Небольшая группа старшеклассников оказалась заперта в школе во время развернувшейся эпидемии, превращающей людей в живых мертвецов. Вооружившись школьным инвентарем, старшеклассники вместе с медсестрой решили выбраться из заточения. Школьные парты осточертели им, а залитые кровью и усыпанные трупами коридоры образовательного учреждения привлекают еще меньше. Прорвавшись сквозь полчища зомби, юные герои вырываются в город. Однако дела там обстоят еще хуже. Несмотря на жанр этти, основным творческим приемом которого является фансервис — использование различных намеков на эротику, — «Школа мертвецов» может похвастаться зрелищным экшеном, крепкой драматургией, а также самоиронией и массой отсылок на культовые зомби-хорроры. Равно как и в случае с оригинальной мангой, в аниме можно найти уважительные реверансы в сторону франшизы «Обитель зла», «Рассвета мертвецов» Зака Снайдера, а также серии игр House of the Dead.
Комедийный аниме-сериал от студии MAPPA («Дорохедоро») стал одним из главных анимационных открытий 2018 года. В центре сюжета — ученица старшей школы Сакура Минамото, которая всегда мечтала стать поп-идолом. Однажды девушка решила подать заявление на кастинг в группу, но стоило ей выйти из дома, как ее тут же насмерть сбил фургон. Спустя десять лет Сакура очнулась в заброшенном особняке, набитом зомби. Страх девушки сменился безразличием, ведь она поняла, что и сама стала живым мертвецом. Ее и еще нескольких школьниц воскресили для того, чтобы собрать новую поп-группу.
«Зомбиленд. Сага» не претендует на серьезность, однако смелости ему не занимать. Идолы в Японии превосходят в популярности голливудских актеров и постепенно обрастают верной фан-базой и за пределами страны. Например, в 2024 году на фестивале «Коачелла» впервые выступала женская группа из Японии ATARASHII GAKKO!. Поэтому сделать главными героинями аниме зомби-идолов — решение во многом рискованное. Однако в случае с «Зомбиленд. Сага» шаг этот оказался оправдан. В итоге получилась отличная комедия в сеттинге зомби-хоррора, высмеивающая как безликих, быстро сменяющих друг друга идолов, так и их зомбированных слушателей.
Короткометражный фильм Такэна Нагао выполнен в непривычном для аниме стиле покадровой анимации. Вместо 2D-персонажей — пластилиновые герои. Но это не мешает им не менее изящно расправляться с зомби. В центре сюжета находится безымянная горничная. Ее рабочие будни наполнены рутиной: приготовь кофе, проследи за ребенком, протри пыль. Однажды скучную жизнь девушки прерывает инфицированная женщина, ворвавшаяся к семье в квартиру. Предупредив о потенциальном визите незваных гостей и выплюнув на обеденный стол все свои внутренности, она обернулась зомби и начала охоту за мозгами.
«Служанка с бензопилой» представляет собой именно то, чего ждешь от фильма, исходя из его названия. Словно Эш Уильямс из «Зловещих мертвецов», вооружившись бензопилой, горничная устроила жестокую резню. Пластилиновые конечности разлетаются во все стороны, а количество смертей за скромные семь минут хронометража переваливает за несколько десятков. Подкупает «Служанка с бензопилой» не только технической составляющей — немое кино с пластилиновой анимацией удивляет, например, сценами от первого лица, — но и черным юмором. Картина определенно придется по вкусу всем фанатам студии Aardman Animations и сериала «Твин Пикс». Для вторых там есть крайне неожиданная, но очень приятная музыкальная пасхалка.
«Токийский гуль» — завсегдатай всевозможных списков самых жестоких и кровавых аниме-сериалов в истории. Всё дошло до того, что в январе 2021 года петербургский суд запретил аниме-сериал на территории России из-за отсутствия возрастного маркера 18+. История студента Кена Канеки, после неудачного свидания наполовину превратившегося в гуля — существо, которому для поддержания жизни нужно пожирать людей и других монстров, — и впрямь может отпугнуть неподготовленного зрителя. Шоу шокирует сценами расчлененки, членовредительства, психологического насилия и даже каннибализма.
Но, несмотря на всю жестокость на экране, «Токийский гуль», помимо всего прочего, еще и практически современное переосмысление готической повести Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Кен Канеки учится жить с новыми способностями, а также пытается не поддаваться соблазну и оставаться человеком в и без того жестоком мире.
Пока по учебным кабинетам бродят ожившие мертвецы, на крыше школы от кровожадной нежити скрываются две подруги. Несмотря на развернувшийся в Японии зомби-апокалипсис, девочки не унывают, вспоминая о своих беззаботных деньках и мечтая спасти мир. Также помогает юмор.
Несмотря на заявленную тему зомби-апокалипсиса, «Алиса в школе смерти» — в первую очередь разговорная драма и только потом ужастик про охочую до мозгов нечисть. 40-минутный фильм стал необычным миксом ломтика жизни — жанра аниме, в центре повествования которого будни нескольких человек определенного возраста, чаще всего школьников, — и зомби-хоррора. Если вдруг устали от свойственной жанру жестокости и хотите посмотреть милую историю о двух подругах, поддерживающих друг друга, невзирая на пугающую окружающую действительность, то «Алиса в школе смерти» станет лучшим выбором для вечернего просмотра.
Еще один аниме-сериал из нашей подборки, режиссером которого выступил Тэцуро Араки. С момента премьеры «Кабанэри железной крепости» сериал неизменно сравнивали с «Атакой титанов». Если перенести сюжеты шоу на бумагу, то между ними можно и впрямь найти много общего. Однако дальше перекличек на уровне фабулы дело не заходит. Во вселенной «Железной крепости» бушует страшная эпидемия. Для противостояния зомби-апокалипсису правительство успело построить по всей стране огромные крепости, сдерживающие нечисть.
Главный герой аниме — под стать Кену Канеки из «Токийского гуля» — укушенный парень Икома, который смог остановить вирус и стал гибридом человека и зомби. Теперь он решает противостоять толпам живых мертвецов. Сериал подкупает красочным экшеном, оригинальным взглядом на монстров и превосходной графикой. Стартовавшее в 2016 году шоу уже разрослось до трех полнометражных фильмов. А кто знает, может, это далеко не конец.
CGI-мультфильмы по культовой игровой франшизе обычно обделены вниманием зрителей. Напрасно. Если киносериал с Миллой Йовович с каждой частью только терял общее с оригинальной серией, то CGI-фильмы, наоборот, остаются каноническими произведениями, действие которых происходит сразу после событий очередной части игры. Главными героями в анимационных адаптациях выступают полюбившиеся геймерам персонажи. В «Обитель зла: Вырождение» это Леон Кеннеди и Клэр Редфилд.
Сюжет фильма разворачивается спустя год после событий Resident Evil 4. Клэр прибывает в аэропорт Харвардвиля. В это время неизвестный преступник устраивает террористический акт в надежде рассказать правду о произошедшем в Раккун-Сити. В здание врезается самолет, экипаж и пассажиры которого заражены Т-вирусом. Аэропорт моментально наполнился толпами зомби. Клэр и еще несколько гражданских вынуждены дожидаться помощи. Здание уже оцепили военные, к которым присоединился и Леон. Вместе с солдатами он пытается спасти выживших. «Обитель зла: Вырождение» — один из лучших фильмов франшизы. Если успели заскучать по вселенной Resident Evil, то настоятельно советуем ознакомиться с ее анимационными фильмами. Начать можно с «Вырождения».
История Макины Хосимуры растянулась на два полноценных сезона. В сезоне первом — «Принцесса Немертвых: Красная хроника» — Макина только стала сикабанэ–химэ — живым мертвецом, связанным договором с буддистским монахом. Во вселенной «Принцессы Немертвых» нечисть заполонила улицы города, однако ни о каком зомби-апокалипсисе речи не идет. Зомби в сериале — ожившие мертвецы, принимающие обличье самых разных монстров, которых на Земле задерживают сильные эмоции, испытываемые перед смертью: боязнь оставить детей одних или же сожаление о том, что не успел встретиться с другом. Правительство и полиция старательно скрывают от гражданских новости о разгуливающей по ночам нежити. Противостоять им приходится Принцессам Немертвых — такой же нечисти, ставшей охотницами на демонов. Для того чтобы отправиться в рай и прекратить свои земные мучения, каждой девушке нужно убить 108 монстров.
«Принцесса Немертвых» — традиционный сёнэн, поэтому аниме может похвастаться огромным количеством жестоких и хорошо поставленных экшен-сцен. К созданию сериала причастна студия Gainax, выпустившая «Евангелион» и «Гуррен-Лаганн». И пусть «Принцесса Немертвых» до статуса своих культовых предшественников не дотягивает, это не мешает ей частенько попадать в списки лучших анимационных хоррор-сериалов.
В основу научно-фантастического приключенческого аниме лег одноименный роман Ито Кэйкаку и То Эндзё. За производство адаптации была ответственна студия Wit Studio, выпустившая «Атаку Титанов» и ранее упомянутый «Кабанэри железной крепости». Режиссером шоу стал Рётаро Макихара, работавший над «Сказом о четырех с половиной татами», а после успеха «Империи мертвых» снявший для Netflix мини-сериал «Вампир в саду». Однако впервые живые мертвецы в фильмах Макихары появились именно в «Империи мертвых».
Альтернативная реальность. Европа, XIX век. Наука совершила огромный прорыв — технологии позволяют воскрешать мертвецов. Создание гомункулов поставлено на поток, и существа с мертвыми телами и искусственной душой используются во всех сферах жизни в роли солдат и рабочей силы. Студент с именем Джон Уотсон отправляется в Афганистан в качестве военного медика, чтобы выяснить, кто за этим стоит и можно ли прекратить производство зомби. Помимо едкой критики капитализма, приравнивающей рабочих к живым мертвецам, запрограммированным на бесконечную службу, аниме может похвастаться смелым взглядом на персонажей классической литературы. Помимо Доктора Уотсона (читай Ватсона) в мультфильме появляются: Пятница, Алексей Карамзин, Николай Красоткин и даже Шерлок Холмс. Герои сэра Артура Конан Дойла встретились с персонажами Фёдора Михайловича Достоевского в аниме про нечисть. «Империю мертвых» стоит смотреть хотя бы по этой причине.
Единственный фильм подборки, который отнести к аниме можно с огромной оговоркой. Все-таки снят он в Южной Корее. Однако лента Ён Сан-хо оказалась образцовым зомби-хоррором, проигнорировать который было бы преступлением. «Станция „Сеул“» стала анимационным приквелом нашумевшего фильма «Поезд в Пусан», режиссером которого выступил тот же Ён Сан-хо.
После захода солнца на сеульском вокзале один из бездомных кусает своего соседа. Спустя пару часов уже весь район заполнен жаждущими крови живыми мертвецами, а до полноценного зомби-апокалипсиса остается лишь пара дней. Уцелевшие гражданские пытаются выбраться из города, однако бежать некуда. Район оцепили власти, заставляя испуганных людей ютиться в самом небезопасном месте — на городской площади. Выжившим некуда податься: позади тысячи зомби, впереди вооруженные до зубов силовики. Анимационный фильм Ён Сан-хо стал прекрасным дополнением к его зомби-франшизе, а также очередной попыткой южнокорейских режиссеров проработать поколенческую травму, полученную в 1980-х. Стреляющие в беззащитных людей силовики навевают воспоминания о восстании в Кванджу и июньской демократической борьбе. Только на этот раз вместо исторической драмы — «Таксист», «1987» — рассуждения о проблемной истории замаскированы под качественный зомби-хоррор.