Опубликовано 26 октября 2023, 10:22
10 мин.

Взгляд из окопа: 10 лучших фильмов про Первую мировую войну

Поделиться:
Взгляд из окопа: 10 лучших фильмов про Первую мировую войну

11 ноября 1918 года было подписано Компьенское перемирие, положившее конец Первой мировой войне. Безумная бойня, длившаяся четыре кровавых года, полностью изменила уклад всей последующей жизни человечества. Очевидцев Первой мировой уже нет в живых, но благодаря кинематографу можно вновь вспомнить о тех трагических событиях. Подготовили 10 наиболее заметных фильмов о страшной войне.

Также предлагаем вам ознакомиться с сериалами про войну и фильмами про Вьетнамскую войну.

Список лучших фильмов о Первой мировой войне

Великая иллюзия

La grande illusion
Рейтинг: 7.52IMDb: 8.1
Жанры: Драмы, Военное
1937, 108 мин
Франция, 12+
Режиссер: Жан РенуарГлавные роли: Жан Габен, Пьер Френе, Марсель Далио, Эрих фон Штрогейм, Дита Парло, Жюльен Каретт

Французские летчики Марешаль и де Боэльдье попадают в немецкий плен. Майор фон Рауффенштайн, сбивший их самолет, приглашает пленников поужинать с ним. При этом за столом он общается исключительно с де Боэльдье: оба офицера — аристократы. Вскоре летчиков отправили в лагерь для военнопленных, откуда их, как склонных к побегу, перевели в тюрьму для «неисправимых» — средневековую крепость. Комендантом крепости оказывается Рауффенштайн, получивший тяжелое ранение в одном из боев. Он создал для французских пленников максимально комфортные условия, однако предостерег от новых попыток побега. Тем не менее де Боэльдье, Марешаль и присоединившийся к ним офицер Розенталь твердо намерены покинуть крепость.

Выдающийся фильм о войне, где нет ни одной батальной сцены. Это единственная картина в нашей подборке, снятая непосредственным участником Первой мировой. Французский режиссер Жан Ренуар сражался сначала в составе кавалерии, а затем как летчик. И в 1937 году Ренуар, как и многие интеллектуалы, прошедшие жернова войны, понимал, что новая мировая мясорубка не за горами. Название картины отсылает к популярной в то время книге экономиста Нормана Эйнджелла, утверждавшего, что общие экономические интересы европейских государств сделают невозможным повторение всеобщего кровопролития. Иллюзорны для Ренуара и национальные противоречия между европейцами. Так, аристократу де Боэльдье куда сложнее найти общий язык с соотечественником-простолюдином Марешалем, чем с немецким бароном Рауффенштайном. Министр нацистской пропаганды Йозеф Геббельс приказал сжечь все негативы «опасного» фильма, оказавшиеся в руках немцев после оккупации Франции. По воле случая одну из пленок удалось спасти. Во время повторной премьеры в 1946 году недовольны были уже французские власти — уж слишком человечными были показаны поверженные немцы.

«1917»

1917

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.4
Жанры: Военное, Историческое, Драмы
2019, 118 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Сэм МендесГлавные роли: Джордж Маккэй, Дин-Чарльз Чепмен, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Клэр Дюбюрк

6 апреля 1917 года, боевые действия на севере Франции. Британская разведка выясняет, что немецкие войска под видом отступления готовят ловушку для батальона под командованием полковника Маккензи. Телефонная связь с оказавшимся в опасности подразделением нарушена. Тогда двум британским младшим капралам, Скофилду (Джордж Маккэй) и Блейку (Дин-Чарльз Чепмен), дают срочное задание — доставить на передовую приказ об отмене наступления. Если они не успеют доставить в срок депешу, то погибнут тысячи британских солдат, включая старшего брата Блейка.

Сценарий фильма режиссер Сэм Мендес написал по рассказам своего деда, служившего в британской армии во время Первой мировой войны. Он и поведал внуку то ли реальную историю, то ли солдатскую байку про посыльных, бежавших через вражескую территорию, чтобы доставить приказ об отмене наступления. В итоге у Мендеса получился незамысловатый с точки зрения драматургии, но технически безупречно выверенный фильм, напоминающий по форме скорее компьютерный шутер от третьего лица. Картина снята как бы одним кадром, где практически все монтажные склейки тщательно скрыты. Неудивительно, что свои «Оскары» фильм Мендеса получил именно в технических номинациях: за операторскую работу, звук и визуальные эффекты.

Первая мировая война в кино

Тропы славы

Paths Of Glory
Рейтинг: 7.93IMDb: 8.4
Жанры: Драмы, Военное
1957, 83 мин
США, 16+
Режиссер: Стэнли КубрикГлавные роли: Кирк Дуглас, Джерри Хауснер, Уэйн Моррис, Джордж Макреди, Джо Тёркел, Ричард Андерсон

1916 год, на Западном фронте идут изнурительные позиционные бои. Французы никак не могут взять неприступную вражескую точку, прозванную Муравьиным холмом. Генерал-карьерист Поль Миро приезжает на передовую, чтобы заставить солдат любой ценой выбить немцев с высоты. Полковник Дакс (Кирк Дуглас) пытается отговорить генерала от самоубийственной атаки, но всё тщетно. Штурм заканчивается полным провалом. Миро приказывает судить и расстрелять за трусость троих солдат, выбранных произвольным способом. Защищать сослуживцев перед трибуналом берется Дакс, известный в прошлом адвокат по уголовным делам.

Ранний шедевр Стэнли Кубрика, снятый по антивоенному роману Хамфри Кобба. Главным злом в фильме выступает сама бездушная военная машина, пропускающая через мясорубку и чужих, и своих солдат. Продюсером картины выступил Кирк Дуглас, сыгравший также одну из главных ролей. Во время съемок звездный артист неожиданно столкнулся с перфекционизмом молодого режиссера, «мучившего» многочисленными дублями даже заслуженных актеров. В «Тропах славы» проявились и другие творческие приемы, ставшие позже визитными карточками Кубрика, вроде медленного трэвелинга камеры по окопам а-ля «Сияние». Несмотря на восторженные отзывы критиков, фильм сразу же после выхода по политическим соображениям запретили во многих европейских странах, а в США картина без успеха прошла в прокате. Заслуженное признание «Тропы славы» получили только в 1960-е годы после начала Вьетнамской войны, про которую Кубрик спустя годы снимет «Цельнометаллическую оболочку».

«Боевой конь»

Боевой конь

War Horse
Рейтинг: 7.74IMDb: 7.2
Жанры: Драмы, Историческое, Военное
2011, 140 мин
США, 12+
Режиссер: Стивен СпилбергГлавные роли: Джереми Ирвин, Питер Муллан, Эмили Уотсон, Нильс Ареструп, Дэвид Тьюлис, Том Хиддлстон

Фермер Тед Нарракотт покупает на деревенской ярмарке жеребца. Конь резвый и сильный, но совсем не подходит для сельской работы. Тем не менее сын фермера Альберт сильно привязывается к жеребцу, которому дает кличку Джоуи. Юноша учит своего нового друга различным командам и даже приучает к плугу. Однако Нарракотту-старшему всё равно не хватает денег на выплату ренты. Когда начинается Первая мировая война, Тед втайне от сына продает коня в кавалерийский полк. Альберту и Джоуи предстоит пережить все тяготы войны, но куда бы ни занесла их судьба, они будут искать друг друга.

«Боевой конь» снят по одноименному роману Майкла Морпурго, где история о войне и дружбе рассказывается с точки зрения коня. Стивену Спилбергу удалось сохранить душещипательную тональность оригинала, при этом в своей манере придав истории эпический размах. Режиссер вновь показал, что в умении снимать батальные сцены с ним мало кто сравнится. Одна кавалерийская атака на пулеметные позиции немцев чего стоит. Впрочем, Спилберг не увлекается героикой, показывая все ужасы войны, хоть и старательно избегая натурализма. Пацифистский пафос картины очевиден.

«Легенды осени»

Легенды осени

Legends of the Fall
Рейтинг: 7.93IMDb: 7.5
Жанр: Драмы
1994, 132 мин
США, 16+
Режиссер: Эдвард ЦвикГлавные роли: Брэд Питт, Энтони Хопкинс, Айдан Куинн, Джулия Ормонд, Генри Томас, Карина Ломбард

Полковник в отставке Уильям Ладлоу (Энтони Хопкинс) вместе с семьей переезжает в лесную глушь, по соседству с местным племенем индейцев. Когда жене полковника надоело жить вдали от цивилизации, она бросила его с тремя сыновьями. Любимчик полковника, средний сын Тристан (Брэд Питт), много времени проводит в лесу с индейцем Ударом, оттачивая охотничьи навыки. Размеренную жизнь семейства Ладлоу нарушат женщина и война. Младший сын Сэмюэль приводит в дом невесту Сюзанну, на которую сразу же положили глаз два других брата. Вскоре начинается Первая мировая война, куда отправился добровольцем Сэмюэль. Его братья также записываются в армию, чтобы приглядывать за младшеньким.

Семейная сага о мужчинах из рода Ладлоу по серии новелл писателя Джима Харрисона полюбилась зрителям, особенно женской аудитории, но достаточно холодно была принята критиками. Многие упрекали фильм за излишнюю сентиментальность, что, к слову, при должном настрое вовсе не мешает просмотру. Наряду с хитом «Интервью с вампиром» роль необузданного Тристана Ладлоу стала переломной в карьере Брэда Питта. Актер был впервые выдвинут на премию «Золотой глобус» в номинации «За лучшую мужскую роль». Необычный кинофакт из биографии Питта: в «Легендах осени» его герой срезал скальпы немецким солдатам на полях Первой мировой, а через 15 лет сыгранный им Альдо Апач в «Бесславных ублюдках» будет собирать такие же «трофеи» уже у нацистов.

«На Западном фронте без перемен»

На Западном фронте без перемен

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.8
Жанры: Военное, Боевики, Драмы, Историческое
2022, 148 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Эдвард БергерГлавные роли: Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Мориц Клаус, Адриан Грюневальд, Эдин Хасанович

Третья по счету и первая немецкая экранизация знаменитого антивоенного романа Ремарка. Гуманистический пафос произведения за десятилетия ничуть не устарел, а в «громыхающие» годы звучит особенно остро. Режиссеру Эдварду Бергеру и его команде удалось предельно убедительно изобразить грязь и кровь войны, как и в оригинале. Если роман Ремарка, как и его предыдущие киноверсии, фокусировался исключительно на боевых буднях рядовых солдат, то в современной экранизации в сюжет искусственно ввели линию немецкого статс-секретаря Матиаса Эрцбергера, пытающегося на протяжении всего фильма договориться о мире с союзниками по Антанте. Насколько драматургически этот ход оправдан, вопрос спорный. Тем не менее «На Западном фронте без перемен» был самым актуальным, а вместе с тем, пожалуй, и наиболее пугающим фильмом 2022 года. Картина была удостоена четырех премий «Оскар», в том числе в категории «Лучший иностранный фильм».

Весна 1917 года, война идет уже три года. 17-летний Пауль Боймер и его друзья-одноклассники внимательно слушают патриотические речи директора школы. Воодушевленные пафосом милитаристской пропаганды ребята вступают в ряды немецкой армии. Новобранцев отправляют на север Франции в окопы Западного фронта. За считаные часы романтические представления молодых солдат разбиваются о реалии настоящей войны.

«Воспоминания о будущем»

Воспоминания о будущем

Testament of Youth
Рейтинг: 7.55IMDb: 7.3
Жанры: Драмы, Военное, Биографии
2014, 124 мин
Великобритания, Дания, 16+
Режиссер: Джеймс КентГлавные роли: Алисия Викандер, Кит Харингтон, Тэрон Эджертон, Колин Морган

Юная Вера Бриттен мечтает стать писательницей и намерена поступить в Оксфорд, чему противится ее отец. В родовом поместье она проводит всё свободное время с братом Эдвардом и влюбленным в нее другом Виктором. Позже к ним присоединяется молодой поэт Роланд Лейтон, который со временем становится женихом Веры. Молодые люди наслаждаются обществом друг друга, но на дворе 1914 год. Преисполненные патриотизма друзья Веры отправляются на фронт добровольцами. Девушка поступает в Оксфорд, но бросает учебу, чтобы в качестве медсестры ухаживать за ранеными английскими и немецкими солдатами. Вскоре Вера получает известие, что ее любимый Роланд убит. Она просит о переезде во Францию, стремясь быть ближе к брату.

Фильм основан на книге «Заветы юности», мемуарах одной из самых известных суфражисток и пацифисток XX века Веры Бриттен. Все близкие ей люди один за другим погибли на фронтах Первой мировой. В пронзительной картине Джеймса Кента отражены боль и тоска по загубленной войной юности. В итоге получилось не только антимилитаристское, но и во многом романтическое произведение. В картине неоднократно звучат стихи Роланда Лейтона, которые он, пока был жив, регулярно отправлял своей невесте.

«Счастливого Рождества»

Счастливого Рождества

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Военное, Историческое
2005, 111 мин
Франция, Германия, 12+
Режиссер: Кристиан КарионГлавные роли: Дайан Крюгер, Бенно Фюрман, Гийом Кане, Гари Льюис, Даниэль Брюль, Дэни Бун

В сочельник 1914 года на одном из участков Западного фронта по разным окопам сидят уставшие от боев отряды шотландцев, французов и немцев, в числе которых оказались по стечению обстоятельств профессиональные певцы. В какой-то момент немецкий солдат Николас, некогда тенор Берлинской оперы, запел рождественский гимн Adeste Fideles. В унисон ему зазвучал хор из противоположных траншей. Оставив ружья, сначала офицеры, а затем простые солдаты вышли навстречу, чтобы пожелать друг другу счастливого Рождества.

В картине рассказано о действительно имевших место во времена Первой мировой случаях Рождественского перемирия. Иногда солдаты даже переходили линию фронта, чтобы пообщаться друг с другом, обменяться подарками, или играли в футбол, что отражено в одном из эпизодов фильма. Интернациональная по актерскому составу картина Кристиана Кариона — это гимн не только пацифизму, но и панъевропеизму. Благодаря общему культурному коду вчерашние смертельные враги пусть на одну ночь, но способны прийти к взаимопониманию. Но это сказка с грустным концом. Как заметил один из героев фильма, солдаты могут забыть о войне, но война о них не забудет.

«Галлиполи»

Галлиполи

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Приключения, Военное, Историческое
1981, 110 мин
Австралия, 16+
Режиссер: Питер УирГлавные роли: Мэл Гибсон, Марк Ли, Билл Керр, Харольд Хопкинс, Чарльз Латалу Юнипингу, Хит Харрис

1915 год. Австралия активно набирает солдат для участия в боевых действиях на стороне Антанты. На волне царящего в обществе патриотизма два молодых бегуна-спринтера, Фрэнк (Мэл Гибсон) и Арчи, записываются в армию добровольцами. Между романтичными юношами сразу же возникает дружба. Новобранцы проходят ускоренную подготовку в Египте, откуда их отправляют в состав полка для противостояния армии Османской империи. Друзьям предстоит участвовать в Галлиполийском сражении на берегах Турции. Из-за провальной подготовки операции вчерашних юнцов отправили на верную гибель под вражеские пулеметы.

Картина одного из самых известных австралийских режиссеров Питера Уира не только несет в себе мощный гуманистический посыл, но и отражает национальную рефлексию его соотечественников по поводу Первой мировой войны. Состоящий из австралийцев и новозеландцев корпус АНЗАК принял боевое крещение на другом конце земного шара — в сражении, закончившемся полным разгромом союзных сил Антанты. В ходе военной операции под британским командованием, среди прочих, погибли более восьми тысяч солдат с Зеленого континента. Финальный кадр «Галлиполи» отсылает к знаменитой фотографии Роберта Капы «Падающий солдат», ставшей символом жестокости и беспощадности войны.

«Мальчик русский»

Мальчик русский

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.3
Жанры: Драмы, Военное, Историческое
2019, 72 мин
Россия, 12+
Режиссер: Александр ЗолотухинГлавные роли: Владимир Королёв, Михаил Бутурлов, Артем Лещик, Данил Тябин, Филипп Дьячков, Сергей Гончаренко

Простой деревенский юноша Алёша идет добровольцем на фронт. Он мечтает о славе и орденах. Во время газовой атаки немцев главный герой теряет зрение. Алёша упрашивает не отправлять его домой. Ослепшего парня делают «слухачом». С помощью громадного акустического локатора он должен вслушиваться в небо, чтобы предупредить однополчан о приближении вражеской авиации. Параллельно показана репетиция оркестра в современном Петербурге, готовящегося исполнить произведения Сергея Рахманинова.

«Мальчик русский» — полнометражный дебют Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова. Знаменитый учитель, несомненно, оказал влияние на стилистику фильма, и в определенном смысле — на его этическую сторону. Это элегическое, чувственное кино о русском боевом братстве и маленьком человеке, попавшем в омут одной из главных трагедий в истории XX века. При этом в картине о войне, по сути, нет кровавых сцен. Солдатские раны едва можно разглядеть в кадрах, стилизованных под выцветшие фотографии начала прошлого столетия. Пронизывающая весь фильм музыка Рахманинова не только задает ритм повествованию, но и передает зрителям переживания главного героя. Несмотря на свойственные дебюту недостатки, картина Золотухина, несомненно, важна в культурном контексте. Это едва ли не единичное в российском кино вдумчивое, серьезное произведение о Первой мировой войне, которую до прихода к власти большевиков называли Второй Отечественной.

Новое в подписке

Лучшее в подписке