Вырваться из черной дыры: 10 искренних фильмов про депрессию
Депрессия — настоящая эпидемия нашего времени; она заставляет терять веру в хорошее, влияет на нашу личность, поведение и поступки. Неудивительно, что это состояние постоянно находит отражение в киноискусстве. Собрали 10 фильмов, герои которых переживают депрессию сами или помогают справиться с ней другим.
Для тех, кто переживает непростой период, «Призрачная красота» от режиссера гламурного «Дьявол носит Prada» и слезовыжимательного «Марли и я» сработает как спасительная кружка с горячим чаем. Знаменитые и харизматичные актеры (Уилл Смит, Кира Найтли, Хелен Миррен), микс комедии и драмы, неплохой сюжетный твист — всё это делает работу Дэвида Фрэнкела идеальной для легкого вечера.
Говард Инлет подавлен кончиной любимой дочери. Ему как никогда тяжело работать; он не может вернуться к нормальной жизни, а вместо этого пишет письма Любви, Времени и Смерти. Коллеги героя по рекламному агентству, узнав об этой причуде, нанимают актеров, чтобы те сыграли для босса реальные воплощения адресатов его посланий. Но, как это обычно бывает, план быстро начинает идти наперекосяк. Вдобавок у троицы сотрудников, организовавших всю эту авантюру, полным-полно собственных проблем.
Целиком оправдывая свое название, работа мастера художественных провокаций Ларса фон Триера способна вызвать настоящую меланхолию, так что перед просмотром картины нужно быть к этому готовым. Но посмотреть ее стоит хотя бы ради превосходных актерских работ Кирстен Данст и Шарлотты Генсбур и эстетичных кадров, снятых в рапиде, — от них буквально захватывает дух. Отсылки к Маркизу де Саду и Вагнеру прилагаются. В итоге у фон Триера получился один из самых необычных фильмов про апокалипсис, тонко передающий предчувствие смерти.
Копирайтер Жюстина выходит замуж за любимого человека. Казалось бы, радостное событие, но в воздухе витает ощущение тоски и тревоги. Героине тяжело играть роль счастливой невесты, и она всё больше теряет интерес к торжеству. В итоге Жюстина сбегает посреди праздника ради близости с незнакомцем. Тем временем ее старшая сестра Клэр переживает из-за сообщений о том, что с Землей скоро столкнется планета Меланхолия и уничтожит всё человечество. Вместе со своим маленьким сыном и Жюстиной она готовится встретить неизбежный конец всего сущего.
Неловкость ситуаций, деликатный юмор, искренние эмоции, лукавый взгляд Зака Галифианакиса и милое обаяние Эммы Робертс — всё это в сумме дает добрейший фильм по одноименному роману Неда Виззини. Книга была написана после кратковременной госпитализации самого Виззини с диагнозом «депрессия». В 2013 году Виззини покончил жизнь самоубийством в возрасте 32 лет, спрыгнув с крыши своего дома в Бруклине.
Школьник Крейг Гилнер страдает от хронической депрессии. Навязчивые мысли о самоубийстве так его пугают, что герой обращается к психиатру. Тот предлагает ему немного полежать в психиатрической лечебнице, где парень знакомится со взрослым мужчиной Бобби и сверстницей Ноэль. Чужие проблемы со временем помогают Крейгу взглянуть на собственную жизнь под другим, более позитивным углом.
Третья режиссерская работа звезды «Молчания ягнят»Джоди Фостер балансирует между трагикомедией и социальной мелодрамой. А Мэл Гибсон играет здесь сразу две полноценные роли: депрессивного главу компании и дерзкого бобра, который на самом деле является куклой, управляемой главным героем. Фостер с большим трудом смогла найти студию и продюсеров, согласившихся на съемки фильма. Режиссер наотрез отказывалась менять сценарий и рассчитывала на полную творческую свободу.
Уолтер Блэк — успешный владелец компании по производству игрушек, примерный семьянин и отец двоих сыновей. Проблема в одном — он пребывает в глубочайшей депрессии. Едва не покончив с собой, герой находит на помойке плюшевого бобра, надевает его на руку и говорит его устами с окружающими. Сначала это помогает Уолтеру
Любимец публики, актер Роберт Редфорд снял свой первый фильм в возрасте 42 лет — и сразу получил за него премию «Оскар» за лучшую режиссуру, обойдя таких титанов, как Мартин Скорсезе, Роман Полански и Дэвид Линч. Это один из шести редчайших случаев, когда золотую статуэтку получали за режиссерский дебют. В основе фильма мощная литературная основа — одноименный дебютный роман американской писательницы Джудит Гест. «Обыкновенные люди» — одно из самых востребованных произведений в школьных библиотеках США на протяжении 1990-х годов.
Благополучная жизнь семейства Джарретт рушится в один момент: старший сын Бак погибает из-за нелепой случайности. Его оставшийся в живых младший брат Конрад остро переживает случившееся — несчастье произошло прямо на его глазах. Парень едва не кончает жизнь самоубийством, и тогда Конрада отправляют на сеансы психотерапии у доктора Бергера. Там выясняется, что проблема вовсе не в самом молодом человеке, а в безразличии и холодности самых близких ему людей.
Пропускать проникновенный фильм Стивена Долдри — преступление, и вот почему. Во-первых, это бенефис трех ярчайших актрис своего поколения: Николь Кидман, Джулианны Мур и Мэрил Стрип. Во-вторых, здесь звучит музыка Филипа Гласса, за которую великий композитор-минималист получил премию BAFTA. В-третьих, «Часы» — отличная феминистская картина (в самом лучшем смысле этого слова). Наконец, это шанс увидеть Кидман, кардинально преобразившуюся ради роли: для портретного сходства с Вирджинией Вулф на актрису наложили пластический грим, благодаря чему профиль актрисы выглядит очень непривычно.
Действие разворачивается одновременно в трех временных точках. Писательница Вирджиния Вулф в 1920-х годах только приступает к своему главному произведению — роману «Миссис Дэллоуэй». Одинокая домохозяйка Лора Браун читает эту книгу у себя дома в 1950-х и невольно ассоциирует себя с главной героиней. Нью-йоркский редактор Кларисса Вон в 2001 году заботится об умирающем от СПИДа друге, который когда-то называл ее миссис Дэллоуэй. При этом судьбы всех трех женщин причудливым образом переплетаются сквозь время и пространство.
Блистательный дебют модного дизайнера Тома Форда по одноименному роману Кристофера Ишервуда доказывает, что талантливый человек талантлив во всем. Модельер, до этого не имевший никакого отношения к кинематографу, создал один из самых визуально безупречных и пронзительных фильмов в истории. «Одинокий мужчина» тонко стилизован под классику итальянского неореализма 1960-х, а центрального персонажа воплотил Колин Фёрт — главный джентльмен британского кино. Причем воплотил восхитительно — актер передал огромный диапазон чувств и эмоций героя, несмотря на свой сдержанный, лаконичный стиль игры.
Чопорный профессор английской литературы Джордж Фальконер уже который месяц переживает смерть возлюбленного Джима, с которым они провели вместе целых 16 лет. Вытащить мужчину из депрессии пытаются его давняя подруга Шарлотта, тайно влюбленная в него, и симпатичный студент Кенни, разглядевший в Джордже родственную душу. До поры до времени их попытки терпят крах — профессор целыми днями размышляет, как бы поэстетичнее покончить с собой. Но череда неожиданных встреч наводит героя на мысль, что ему есть ради чего жить.
Третья работа творческого союза режиссера Джейсона Райтмана и сценаристки Диабло Коуди. Их первый совместный фильм, «Джуно», рассказывал о подростковой любви и тяжелых последствиях, к которым приводит безответственность. В «Бедной богатой девочке» тандем по-доброму иронизировал над кидалтами — людьми «без возраста» с синдромом Питера Пэна. И завершает триаду «Талли» — пронзительная трагикомедия про трудности материнства с преобразившейся Шарлиз Терон в главной роли.
Марло — многодетная мать. Она страдает от постродовой депрессии и хронической усталости из-за рождения третьего ребенка. После долгих сомнений женщина разрешает брату нанять для нее молодую помощницу — 26-летнюю Талли. Девушка оказывается подарком судьбы: с ней жизнь Марло быстро преображается.
Вдохновившись «Пикником у Висячей скалы»Питера Уира, София Коппола в своем дебюте соединила мрачные темы (подростковые самоубийства, психологическое насилие в семье, депрессивная и удушающая атмосфера американского пригорода) с запредельной чувственностью и красотой. Едва выйдя на экраны, провокационные и противоречивые «Девственницы-самоубийцы» сразу обратили на себя внимание критиков и до сих пор стабильно входят во все списки культового кино 1990-х. Роль красотки Люкс сыграла юная Кирстен Данст — в дальнейшем она станет музой Копполы и появится во многих фильмах постановщицы.
Несколько ребят вспоминают сестер Лисбон, которые когда-то жили с ними по соседству. Семейство преследуют несчастья: сначала Сесилия, самая младшая из девочек, выбрасывается из окна из-за хронической депрессии. Затем в 14-летнюю Люкс влюбляется главный школьный сердцеед — Трип Фонтейн. Их недолговечный роман приводит всю семью Лисбон к еще более ужасным последствиям.
Фильм Джеймса Мэнголда — идеальный социальный портрет американского общества эпохи 1960-х — поставлен по автобиографии Сюзанны Кейсен. В юности та побывала в психиатрической больнице и позже описала свой опыт в книге. Вайнона Райдер, сыгравшая Сюзанну, лично спродюсировала картину и заодно позвала сниматься в ней Анджелину Джоли. Роль в «Прерванной жизни» принесла последней «Золотой глобус», премию Гильдии киноактеров США, «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана и статус самой сексуальной кинодивы Голливуда.
Сюзанне Кейсен всего 18 лет, а она уже умудрилась угодить в психиатрическую клинику с диагнозом «пограничное расстройство личности» и неудачной попыткой самоубийства в анамнезе. В больнице девушка сближается с другой пациенткой — красивой и дерзкой Лизой Роу. Завороженная странным обаянием бунтарки, Сюзанна попадает под ее влияние, и это усложняет процесс исцеления обеих.