Вы ловите рыбов? Нет, просто показываем: 10 фильмов о рыбалке
27 июня отмечается национальный День рыболовства, а уже 9 июля наступит День рыбака. Пока истинные почитателей снастей и удочек буду праздновать на воде, предлагаем погрузиться в медитативное занятие на диване и посмотреть 10 фильмов о том, как рыбалка лечит души и сердца (но порой всё же оказывается опасным занятием). Также предлагаем посмотреть подборку фильмов о выживании в дикой природе и узнать, как сохранить жизнь в экстремальных условиях.
Масштабное полотно Роберта Редфорда (актер предпочел выступить в картине исключительно режиссером) отталкивается от одноименного цикла рассказов Нормана Маклина. Писатель и преподаватель литературы Чикагского университета трансформировал в прозу воспоминания о взрослении и юношестве в Монтане накануне Первой мировой войны. Сакральным значением в воспитании отца-проповедника была наделена не только исповедь, но и рыбная ловля.
«Там, где течет река» — живописная созерцательная сага о становлении, горестях и печалях одной семьи, которая ладно встраивается в ряд костюмных драм 90-х вроде «Легенд осени» или «Правил виноделов». Редфорд в обряде рыбной ловли видит то ли религиозное слияние с Богом, то ли акт высшего искусства, то ли заряженное своеобразным эротизмом противостояние природе (а может ли быть иначе, когда за удочку берется Брэд Питт?).
Парад будто бы случайно выхваченных из рутины сцен призван подсветить линию братских взаимоотношений: Норман (Крэйг Шеффер) и Пол (Брэд Питт) сходились только в одном — любви к рыбалке.
Несмотря на то что 2023 год только подбирается к экватору, «Снегирь» уже можно назвать одной из самых важных отечественных картин сезона. И дело не в наградных прогнозах или сборах, а в развернувшейся трещине в обществе, которую невозможно залатать.
Два салаги-«асисяя» из мореходки (Макар Хлебников и Олег Савостюк) выписаны на борт рыболовного судна «Снегирь». Бывалые моряки (Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый, Анатолий Попов и другие) на траулере не очень рады прибавлению, а что поделать? Остается только отдать швартовы и расправить паруса производственной драмы. Из бури вечного конфликта поколений режиссер Борис Хлебников и сценаристка Наталия Мещанинова вылавливают традиции, которые тянут на дно, — вроде дедовщины и прочих патриархальных ритуалов, призванных закалять характер. «Не жили хорошо, нечего и начинать!» — истина, усвоенная возрастными дядьками, которые отдали здоровье коньяку и морю, но совсем непонятная молодым парням, у которых жизнь впереди. Помимо драматического накала в трюме, «Снегирь» поджидает и катастрофа на воде, а значит, и старым, и молодым придется искать общий язык под вой стихии, но не находить взаимопонимания.
«Особенности национальной рыбалки», как и предшественник «Особенности национальной охоты», стали хитом национального масштаба на закате девяностых. Фильмы цитировали, фильмы пародировали, бесконечно пересматривали, чтобы каждый раз смеяться как в первый. Вероятно, за последние 20 лет народные комедии Александра Рогожкина растеряли непосредственность и обаяние, но всё равно остаются ностальгическими памятниками эпохи.
«Все мы вышли из воды, туда же и уйдем», — генерал Михалыч (Алексей Будалков) и задорная компания вновь собрались вместе для совместного культурного досуга: в программе водка, рыбная ловля (если повезет) и незапланированная экскурсия в Финляндию. В общем, сплошные приключения.
Рыбалка может быть не только предприятием для дружеского сплочения мужского коллектива, но и разновидностью активного семейного отдыха. Морячка со стажем Гейл (Мэрил Стрип), а точнее, любительница экстремального сплава по порогам, вывозит семью на каникулы. Поездка призвана укрепить брак: дела с супругом (Дэвид Стрэтэйрн) идут не лучшим образом. Фамильному примирению и единению фамилии на фоне живописных красот поначалу сопутствует, а позже мешает компания на соседнем надувном борту. Обаятельные мужчины (Кевин Бейкон и Джон Си Райли) с обманчиво широкими улыбками задумали недоброе, но не справятся с изгибами стихий без опытной проводницы.
«Дикая река» — типичный триллер из 90-х: всполохи грозы, плохие парни без принципов и несгибаемая Мэрил Стрип против всех. Запомним урок: даже во время такого безобидного занятия, как семейная рыбалка, всё равно стоит быть начеку.
Режиссер Лассе Халльстрём — главный поставщик feel-good movies, духоподъемных картин, способных скрасить одинокий воскресный вечер. «Рыба моей мечты», пусть и не снискала столь же горячего признания публики, вполне себе может встать на одну полку с нежнейшим «Шоколадом» или другой кулинарной мелодрамой «Пряности и страсти».
«Рыба моей мечты» началась с романа Пола Тордея «Ловля лосося в Йемене» (так в оригинале называется и картина), но, в отличие от сценария Саймона Бофоя, книга в эпистолярном жанре имела куда более отчетливое политическое и сатирическое звучание. История вышла забавная: некий шейх обратился за помощью к британским ученым — ему непременно понадобилось разводить лосося в Йемене. После (не)долгих уговоров выручать рыболова-любителя бросился доктор Альфред Джонс из Лондонского центра рыболовства под пристальным присмотром Харриет Четвуд-Толбот — сотрудницы фирмы, которую нанял шейх.
Лосось, Юэн МакГрегор, Эмили Блант и шанс, который выпадает однажды: «Рыба моей мечты» — комфортное романтическое кино, которое может вернуть хорошее настроение, если не относиться слишком серьезно к политической подоплеке.
Едва ли кого-то можно удивить скандалами вокруг присуждения главной премии «Оскар», но если какой фильм и получил волну негатива, то это «CODA: Ребенок глухих родителей». Награждение повлекло за собой и подозрения в коррупции и давлении со стороны Apple, и разговоры о том, что лента Шан Хейдер — всего лишь адаптация французской картины «Голос семьи Белье», и неутешительные оценки престижа премии: фильму самое место на «Сандэнсе», а не на «Оскаре».
Многочисленные замечания справедливы скорее из конъюнктурных соображений, чем художественных. «CODA: Ребенок глухих родителей» предлагает зрителям погрузиться в быт семьи рыболовов: все Росси (Трой Коцур, Марли Мэтлин и Дэниэл Дюран), кроме младшей дочери (Эмилия Джонс), — слабослышащие. Старшеклассница Руби буквально становится единственным крючком, за который фамилии удается уцепиться в коммуникации с внешним миром. Моряки Росси даже не могут связаться с береговой охраной — никто не собирается подстраиваться под индивидуальные запросы людей с ограниченными возможностями.
Фильм Хейдер вышел скорее не программным высказыванием на социально значимую тему (как, в общем-то, любят на «Оскаре»), а тонкой историей о том, как порой сложно прийти к согласию с родными и услышать друг друга сердцем.
Для знакомства с кинематографом «берлинской школы» режиссер Кристиан Петцольд — идеальный первый встречный и проводник в мир современного немецкого кино. А «Ундина» — идеальная точка погружения: сказка XXI века о любви водолаза и русалки получила приз ФИПРЕССИ (международная ассоциация прессы) на Берлинале 2020 года (последнем большом фестивале перед ковидным затишьем).
Петцольд нарядную, сентиментальную и визуально богатую историю мифической любви в большом городе рифмует с непростой судьбой Берлина — разбитого надвое и вновь объединенного. Ундина (Паула Бер) проводит экскурсии для туристов и прочих неравнодушных и рассказывает о городе, рост которого, по ее словам, так или иначе связан с водой. Кристоф (Франц Роговский) в старомодном скафандре бродит по дну в поисках то ли чудовищ, то ли сокровищ. Любовь неминуема, как и неминуем трагический финал в сказке о Русалочке, даже если она случилась вчера.
«Море соблазна» — кино удивительное по амплитуде восприятия: ленту Стивена Найта заругали критики, затоптали зрители, проигнорировали коллеги. Но гики-синефилы поговаривают, что гениальный фильм еще будет признан, да и в конце концов удачный представитель жанра «так плохо, что даже хорошо» — диковинная редкость и заслуживает большего уважения.
Картина предлагает манящую лазурную пастораль Карибских островов: загорелый Мэттью МакКонахи с повышенным уровнем алкоголя и Хемингуэя в крови смотрит вдаль, жалеет о прошлом и ловит рыбу. Размеренное существование моряка Бейкера нарушает визит бывшей жены и роковой красотки в нуарном изводе (Энн Хэтэуэй). Зазноба умоляет отправить на корм рыбам ее состоятельного благоверного и зажить долго и счастливо.
Найт радостно перескакивает от бульварного нуара в мягкой обложке к эротическому триллеру, а потом и вовсе к киберпанку. Объяснить и понять фильм невозможно, но едва ли есть шанс, что вам удастся забыть его после просмотра.
Поработав на британском телевидении, Марк Дженкин вернулся в родные края, чтобы стать режиссером авторского независимого кино. Фильмы Дженкина «Наживка» и «Каменный остров» если не продолжают друг друга буквально, то образуют что-то вроде идейной заводи, где драматургия, пейзажи и посыл объединяются под общим флагом прибрежного Корнуолла.
«Наживка» пытается примирить с переменами печального рыцаря удочки и снастей Мартина (Эдвард Роу), который не может договориться ни с родным местом, ни с любимым промыслом, ни с отделившейся семьей. Дженкин, который корнуоллских рыбаков почитает то ли за героев, то ли за мифических существ из прошлого, рассказывает о том, как уникальное (читай локальное) тонет под волнами глобализаций и обобщений (тема, близкая всему кинематографу Туманного Альбиона). Но там, где можно было заподозрить социальную драму, Дженкин возводит причудливо эстетский триллер: черно-белые кадры, несовершенное сведение звука и тонкие вибрации пленки.
Ирландский хоррор «Морские паразиты» предлагает кошмар в замкнутом пространстве. На борту рыболовецкого судна новенькая: студентка Шибон (Гермиона Корфилд) должна пройти практику для защиты диплома морского биолога. Девушке в лаборатории наедине с пробирками проводить время куда интереснее, чем ютиться бок о бок с моряками в тесном камбузе. Как и принято у рыбаков в кино, команда так и норовит уйти с маршрута туда, где улов лучше, а море глубже.
Судно действительно натыкается на активную живность, но не в чешуе: загадочный светящийся организм «обнимает» корабельное брюхо и парализует борт, а заодно и экипаж. В один момент фильм превращается в «Нечто в океане»: команде предстоит выяснить, кто заражен загадочными морскими паразитами.
Картина Нисы Хардиман едва ли может похвастаться оригинальным жанровым подходом к триллеру в изоляции, но предлагает романтизированный взгляд на ученых, которые порой буквально кладут свои жизни на исследование загадочных глубин.