Встань и иди: 10 корейских зомби-хорроров
Корейская волна — это не только K-pop и дорамы, корейцы отличились и в создании зрелищных зомби-хорроров, занимающих топы в прокате и на стримингах. Они нередко представляют собой мультижанровую смесь фильмов ужасов, постапокалипсиса, семейной драмы и даже комедии. Часто местный хоррор используется для раскрытия остросоциальных сюжетов, свойственных современному корейскому кино. Рассказываем про 10 фильмов о нашествии живых мертвецов в Южной Корее.
После утечки неизвестного вируса из секретной лаборатории начинается волна заражений. Вирус распространяется со стремительной скоростью, поражая целые города. Тем временем на поезд Сеул — Пусан садится циничный карьерист Сок У со своей маленькой дочерью Су-ан. Он везет дочь в Пусан на встречу с ее матерью, с которой Сок У прошел через тяжелый бракоразводный процесс. Девочка очень скучает по маме, но Сок У запрещает им видеться, однако в день рождения Су-ан смягчается и соглашается отвезти ее в Пусан. Разумеется, в поезд проникает зараженная женщина, после чего события разворачиваются стремительно, держа зрителя в напряжении, сбалансированном драматическими сценами, раскрывающими непростые отношения между героями.
«Поезд в Пусан» — это первая игровая картина режиссера Ён Сан-хо, который до этого работал только над анимационными фильмами. Снимал он практически одновременно с работой над мультфильмом «Станция „Сеул“» на ту же тему, который вышел в прокат через месяц после «Поезда». Хоррор стал самым кассовым южнокорейским фильмом 2016 года, его премьера на Каннском кинофестивале была тепло встречена критиками, а режиссер Эдгар Райт и вовсе назвал картину лучшим фильмом о зомби. Наполненная зрелищными экшен-сценами лента показывает устрашающих зомби с почти хореографическими, резкими и угловатыми движениями — они, безусловно, входят в топ самых эффектных зомби в кино. Не упустил режиссер и характерную для корейского кино тему социального расслоения общества, критику капитализма и классового неравенства.
Остросоциальный анимационный приквел к «Поезду в Пусан» от режиссера Ён Сан-хо, который вышел на экраны всего на месяц позже фильма. Сюжет разворачивается за день до событий сиквела — зрителю предстоит узнать, как пренебрежение и равнодушие людей друг к другу может разрушить мир.
На сеульском вокзале все равнодушны к бездомному пожилому мужчине с кровоточащей раной на шее. Так и не получив медицинскую помощь, старик умирает, но ненадолго — спустя некоторое время он как ни в чем не бывало встает и начинает бросаться на людей и кусать их, превращая в зомби. Так вирус распространяется по всему городу, и уже к ночи улицы Сеула заполоняют толпы живых мертвецов, норовящих напасть на любого, кто попадется на пути. Правительство принимает происходящее за восстание и отправляет на помощь армию, а выжившим остается надеяться лишь на себя. В этой кровавой заварушке оказываются сбежавшая из борделя девушка, разыскивающий ее отец и ее парень, желающий убедить ее вновь торговать собой.
В фильме режиссера Ким Сон-хуна нашествие живых мертвецов происходит в средневековой Корее, что не типично для зомби-хорроров, события которых обычно разворачиваются в современном мире. Не менее интригующий факт — сценарий к фильму написал Хван Джо-джэ, приложивший руку к легендарному «Олдбою». Каст фильма включает актеров Ким Ый-сона и Хан Джи-ын, ранее игравших в «Поезде в Пусан».
Наследный принц королевства Чосон Ли Ён мечтает избавить свою родину от влияния китайской империи Цин. Он становится лидером восстания и решает купить у голландских купцов огнестрельное оружие, чтобы прогнать чужаков. Но вместе с оружием европейцы заносят в страну «ночных демонов» — живых мертвецов, жаждущих человеческой плоти. Ли Ён хочет отправить свою беременную жену к младшему брату Ли Чхону в Китай, чтобы обезопасить их. Ли Чхон возвращается на родину, чтобы помочь семье брата.
Покой в тихой корейской деревушке нарушает серия кровавых убийств, люди словно сходят с ума и жестоко убивают членов собственных семей. Офицеру Чон-гу не дает покоя загадочный японский турист, недавно прибывший в деревню, он пытается связать эти странные убийства с ним. Но как только Чон-гу находит первые улики, поведение его дочери резко меняется…
Тягучий «Вопль» (хронометраж фильма — 2 часа и 36 минут), который, впрочем, сложно назвать слоубёрнером, — это одновременно и трогательная история отца, пытающегося всеми силами спасти свою дочь, и интригующий детектив, и кровавый хоррор с налетом национального фольклора и христианских аллюзий, и даже немного комедия. При этом «Вопль» — один из самых страшных фильмов в нашей подборке, принизанный линчевским мистицизмом. Над фильмом работал режиссер На Хон-джин, снявший «Желтое море», а за операторскую работу взялся Хон Гён-пхё («Паразиты», 2019, «Пылающий», 2018 и «Сквозь снег»), получивший позднее приз на каталонском кинофестивале в Сиджесе.
Постапокалиптический киноальманах от создателя «Я видел дьявола» Ким Джи-уна. Три истории — три сценария конца света: «Прекрасный новый мир» о нашествии зомби, «Небесное создание» о роботизированном будущем, «С днем рождения» о приближающемся к Земле десятикилометровом астероиде.
У молодого ученого Юн Сок-у подходит к концу срок службы в армии, но семья решает не дожидаться его и отправляется в отпуск к океану, напоследок нагрузив Юна домашними делами. После многочасовой уборки парень бросает гнилое яблоко в бак с пищевыми отходами. С яблоком явно что-то не так. Оно попадает на переработку и становится кормом для скота, через который животные заражаются неизвестным вирусом. По иронии судьбы Юн Сок-у съест в ресторане зараженную говяжью печень, после чего вирус уже не остановить. Толпы плотоядных зомби наводняют улицы Сеула.
В школе Чхильсон происходят странные вещи. Сначала погибает любимая кошка директора, ее хоронят со всеми почестями на заднем дворе, а потом тело куда-то исчезает. В соседнем лесу учителя натыкаются на агрессивного кабана, который, судя по всему, кошку и убил. Они пытаются обезвредить дикое животное, но, прежде чем им удается это сделать, кабан нападает на одного из них. Раненого приносят в школьный медпункт, где сначала он ведет себя спокойно, будто пребывая в шоке от произошедшего, но затем под воздействием вируса становится агрессивным и нападает на медсестру. Цепочка заражений запущена, и теперь у школьников есть проблемы посерьезнее контрольных и оценок.
«Школа зомби» — это единственная картина режиссера Ким Сок-чона. Школа, как и любое замкнутое пространство, довольно популярное место действия для зомби-хорроров. Позже корейские режиссеры Ли Джэ-гю и Ким Нам-су разовьют этот паттерн в сериале «Мы все мертвы».
Еще один киноальманах, состоящий из пяти эпизодов, снятых разными режиссерами. Здесь есть «Тысяча и одна ночь» от фильмов ужасов — эпизод «Начало», в котором девушка вынуждена рассказывать своему похитителю страшные истории, потому что без этого он не может уснуть. Эпизоды «Не открывайте двери» и «Секретный рецепт» основаны на жутковатых корейских сказках, а «Бесконечный полет» повествует о перевозке серийного убийцы в самолете, который также является местом его последнего преступления.
Эпизод «Скорая помощь в зоне смерти» снят режиссерами Ким Гоком и Ким Соном. Он рассказывает историю выживших после нашествия зомби матери с дочерью, медсестры и врача скорой помощи. Девочка серьезно больна и находится без сознания. Все хотят помочь ей и поскорее доставить в больницу, но у врача возникают опасения, что девочка может быть заражена. Героям предстоит сделать непростой моральный выбор в сложившихся обстоятельствах, поэтому драматический накал обеспечен.
Очередной зомби-хоррор режиссера Ён Сан-хо, в котором еще больше экшена и драматических сцен, пробивающих на слезу ситуаций и яркой зомби-хореографии. Премьера фильма должна была состояться на Каннском кинофестивале в 2020 году, однако фестиваль отменили из-за пандемии COVID-19.
Действие разворачивается спустя четыре года после событий приквела. Корея по-прежнему охвачена эпидемией неизвестного вируса, превращающего людей в агрессивных зомби. Выжившие пытаются попасть на корабль, который увезет их с зараженной территории, однако мертвецы проникают и на борт. После инцидента с кораблем другие страны боятся принимать корейских беженцев, весь полуостров оказывается в полной изоляции. Выжившим приходится надеяться только на себя. Те, кому удалось эвакуироваться, осели в соседних странах, однако жизнь их далека от идеала. Спустя годы группа авантюристов возвращается в Корею, чтобы отыскать грузовик, набитый деньгами. Герои могут лишь догадываться, с чем придется столкнуться в зараженной, но не опустевшей стране.
Фильм «#живой» режиссера Чо Иль-хёна вышел в 2020 году, как раз в разгар пандемии. История о парне, который оказался заперт в своей уютной квартире из-за бушующего снаружи зомби-апокалипсиса, через два дня после выхода возглавила международный топ Netflix (первой из южнокорейских фильмов). Что удивительно, снималась она до распространения коронавируса, но пришлась как нельзя кстати во время мирового локдауна.
О Джон-у просыпается в квартире своих родителей, дома никого нет, и он подключается к компьютерной игре, надеясь провести приятный день в одиночестве. Другие игроки чем-то обеспокоены и просят парня включить телевизор. В новостях сообщают о странном и агрессивном поведении людей, на телефон приходит оповещение о чрезвычайной ситуации, а за окном — хаос и паника. О Джон-у в безопасности, вот только еды совсем мало, и она быстро заканчивается. Вскоре он замечает в квартире напротив девушку, которой тоже удалось укрыться дома. Вместе они строят план побега из жилого комплекса.
Завершает нашу подборку комедийный фильм о нашествии ходячих мертвецов — режиссерский дебют Ли Мин-джэ. Комедийные хорроры стали значительным явлением в современном кино, они придутся по вкусу всем, кто любит иронизировать над жанровыми клише.
Фармацевтическая компания проводит незаконные опыты над людьми, превращая их в зомби. Одному из подопытных удается сбежать. Он добирается до глухой высокогорной деревушки и проникает на автозаправку, которую держит местная семья. После того как зомби кусает дедушку, семейство замечает в нем странные изменения: старик словно помолодел, морщинки пропали, энергии — хоть отбавляй, а про старые болячки и вовсе можно забыть. Они понимают, что за такую процедуру омоложения многие будут готовы заплатить немалые деньги, и решают использовать это для заработка.