Все оттенки страсти: Эротические фильмы, похожие на «365 дней»
Вышедшая в 2020 году драма «365 дней» стала настоящим хитом, вернув миру интерес к эротическому кино. На рубеже 80-х и 90-х годов сексуальное напряжение на большом экране создавали мастера Пол Верховен, Брайан Де Пальма, Эдриан Лайн и Бернардо Бертолуччи — у каждого из режиссеров был собственный язык любви и видение чувственной стороны отношений. Их картины удивляли, завораживали и казались как никогда близкими к реальной жизни. Специально для поклонников «365 дней» собрали культовые фильмы прошлого, которые были референсами для польского хита.
Романтическая трилогия, начатая режиссером Сэм Тейлор-Джонсон («Стать Джоном Ленноном») и основанная на одноименной серии книг начала 2010-х. Примечательно, что «Пятьдесят оттенков серого» задумывались как фанфик по вампирской саге «Сумерки», а Белла Свон и Эдвард Каллен были прототипами Анастейши Стил и Кристиана Грея соответственно. Однако Грей никакой не вампир, а успешный бизнесмен и скрытый доминатор в поисках женщины, готовой к тотальному подчинению. Важно понимать, что, несмотря на кричащую приставку «БДСМ-драма», «Пятьдесят оттенков серого» в мир секса и боли погружаются не очень глубоко, оставаясь лишь поверхностной фантазией на заданную тему.
Основной сюжет эротической франшизы разворачивается вокруг скромной студентки Анастейши Стил (Дакота Джонсон), которая волею судьбы отправляется брать интервью у преуспевающего бизнесмена Кристиана Грея (Джейми Дорнан). Внезапное знакомство оборачивается пылкими романтическими отношениями, в которых есть место не только страсти, но и болезненной любви.
Лиричная комедия «Секретарша» режиссера Стивена Шейнберга, как и «Пятьдесят оттенков серого», уделяет особое внимание вопросу доминирования в отношениях с фокусом на психологических травмах и влечениях героев. Ли Холлоуэй (Мэгги Джилленхол) испытывает серьезные эмоциональные проблемы из-за постоянного сексуального напряжения без какого-то разрешения. Вынужденное воздержание в итоге разрушает ее отношения с близкими, превращая жизнь в хаос. К счастью, новый начальник мистер Грей (Джеймс Спейдер) приходит ей на помощь.
Картину Шейнберга с уверенностью можно назвать самым секс-позитивным фильмом начала XXI века. Его месседж умещается в простой тезис: всё, что происходит между двумя взрослыми людьми по обоюдному согласию, является нормой. А понятие нормы, как известно, у каждого свое. Режиссер демонстративно отказывается от морализаторства в отношении кинков своих героев, подарив им странный, не самый банальный, но все-таки счастливый финал.
«Нимфоманку» датского режиссера Ларса фон Триера сложно назвать идеальным фильмом для совместного просмотра на 14 февраля. Стерильный, напряженный и практически полностью лишенный ощущения романтики, он говорит о сексуальных отношениях как о чем-то максимально земном: опасном, пресном, освобождающем и невыносимым одновременно. Как и «Секретарша», «Нимфоманка» значительно расширяет понятие нормы, демонстрируя связь между человеческим либидо и психологическими травмами.
Действие ленты разворачивается вокруг одинокой женщины по имени Джо (любимица Триера Шарлотта Генсбур), страдающей нимфоманией. Режиссер прослеживает сразу несколько этапов жизни главной героини — от подросткового возраста до юности и зрелости, акцентируя внимание на гиперсексуальности Джо и на том, как эта ее особенность влияет на людей вокруг. В «Нимфоманке» много эмоционально сложных и откровенно порочных эротических сцен, от которых кому-то может стать не по себе. Зато этот необычный опыт навсегда останется в памяти.
Англоязычный дебют китайского режиссера Чэня Кайгэ («Прощай, моя наложница») основан на одноименном романе 1999 года. «Убей меня нежно» — кино о разрушительных последствиях созависимой любви и одновременно хладнокровный триллер о жертве и преследователе. Как и многие картины того времени, работа Чэня откровенно романтизирует психопатическую личность главного героя, превращая его в идеального любовника, способного на чувственные и наполненные отношения.
В центре сюжета — успешная бизнесвумен по имени Элис (Хизер Грэм), жизнь которой переворачивается с ног на голову после случайной встречи с альпинистом Адамом (Джозеф Файнс). Окунувшись в бурю страстей, Элис не сразу понимает, что практически ничего не знает о своем возлюбленном. Но странное поведение и череда пугающих открытий заставляют героиню открыть глаза: ее новый муж — опасный и хладнокровный убийца-маньяк. Тем не менее главная героиня убеждена, что ее любовь обязательно сможет излечить его абьюзивные наклонности.
Знаменитую романтическую драму итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи можно назвать одой юности и гедонизму. Сюжет картины — это срез жизни трех молодых людей: молодого американского студента Мэттью (Майкл Питт), француженки Изабель (первое появление Евы Грин в кино) и Тео (Луи Гаррель). Главные герои встречаются в Париже на фоне социального кризиса 1968 года и коротают время за просмотром черно-белых фильмов и разговорами о вечном. Отдельное место в ленте занимает телесность в отношениях персонажей, их естественный эротизм, очевидно, вдохновленный идеями наступившей в Европе сексуальной революции.
«Мечтатели» определенно занимают особое место в фильмографии Бертолуччи, всегда ратовавшего за реалистичное отражение наготы и интимной близости на экране. Для дебютантки Евы Грин роль Изабель стала настоящим триумфом — образ роковой и нежной женщины во многом предопределил развитие ее актерской карьеры, сделав одним из секс-символов середины нулевых годов. Важно понимать, что, несмотря на обилие откровенных сцен, «Мечтателей» сложно назвать фильмом о любви. В гораздо большей степени эта картина о силе дружбы, поиске себя в большом мире и бунтующем духе молодости.
«Непристойное предложение» Эдриана Лайна, известного по лентам «Роковое влечение» и «Девять с половиной недель», также вышло в дни расцвета жанра эротического триллера. Увы, картину ждала не самая счастливая судьба: после победы в категории «Худший фильм года» по версии антипремии «Золотая малина» лента превратилась в guilty pleasure для поклонников Деми Мур и эротических триллеров середины 90-х. Тем не менее даже в этом не самом удачном для режиссера фильме чувствуется филигранное умение Лайна передавать чувство истомы в кадре и постепенно нагнетать химию между персонажами.
Главные герои «Непристойного предложения» — Дэвид (Вуди Харрельсон) и Дайан Мэрфи, которые отправляются в Лас-Вегас в надежде выиграть круглую сумму в рулетку. К сожалению, фортуна оказывается против них — все сбережения пары оказываются в банке казино. Довольно щедрое предложение Дэвиду делает миллиардер Джон Гейдж (Роберт Редфорд): миллион долларов за ночь с его супругой Дайан. В итоге преданность четы Мэрфи друг другу проходит испытание на прочность, разрушая то немногое, что между ними было.
«Основной инстинкт» пионера эротического триллера Пола Верховена в свое время дал толчок популяризации этого жанра в Голливуде. Сюжет ленты разворачивается вокруг амбициозного детектива по имени Ник (Майкл Дуглас), расследующего загадочное убийство, будто бы списанное со страниц книги некой Кэтрин Траммел (Шэрон Стоун). Изначально напряженные отношения детектива и писательницы быстро превращаются в бурный роман, а затем в манипулятивную игру, где каждый из героев пытается обвести вокруг пальца другого. Естественно, ничем хорошим для Ника это не заканчивается, а Кэтрин делает фирменный финт ногами, который навсегда вошел в историю кинематографа.
Главное достоинство «Основного инстинкта» — одинаково стройное развитие мелодраматической и детективной линий фильма. Это идеальный хичкоковский триллер с головокружительными сюжетными поворотами, интертекстуальностью и потрясающими главными героями.
Драматическая картина оскароносного Стива МакКуина посвящена одной из самых глобальных, но редко обсуждаемых проблем эпохи диджитализации — зависимости от просмотра порнографии, а также пагубного влияния порно на реальные отношения. Главный герой «Стыда» — на первый взгляд успешный мужчина по имени Брэндон (Майкл Фассбендер), который мучается от синдрома одиночества и пристрастия к просмотру роликов для взрослых. Брэндон не способен установить эмоциональную близость с женщинами, но, что хуже, сексуальный контакт с противоположным полом тоже не приносит разрядки.
Находясь в состоянии кризиса, главный герой решается на самые разнообразные эксперименты, в том числе случайные знакомства и даже однополую интимную связь, не понимая, что главное «зло» в его жизни кроется не в порно, а в его неготовности быть уязвимым, внутреннем нарциссизме и бесконечном страхе не оправдать чьи-то ожидания.