Временные аномалии и вторжение инопланетян: 10 новых фантастических триллеров, которые вы могли пропустить
В подписке Okko появился отечественный фантастический триллер «Сквозь время». Темы мрачного будущего, развития высоких технологий и грядущего наступления инопланетян продолжают будоражить умы кинематографистов по всему миру. В последние годы жанр научной фантастики как никогда популярен: Warner Bros. вновь экранизирует «Дюну», а Disney готовит новые спин-оффы по вселенной «Звездных войн». На фоне таких поп-культурных мастодонтов некоторые менее заметные фильмы по очевидным причинам теряются, однако со временем все-таки находят своего зрителя. Рассказываем о 10 новых фантастических триллерах, которые определенно заслуживают вашего внимания.
Любителям жанра также предлагаем ознакомиться с подборкой фантастических фильмов, способных пощекотать нервы даже самого искушенного зрителя, и топом лучших российских триллеров последних лет.
Новая работа режиссера Александра Богуславского («За гранью реальности») разворачивается в альтернативной реальности — во время испытания сверхскоростного самолета бизнесмен Итан Блэйк (Виктор Добронравов) и его брат Джейкоб (Егор Корешков) оказываются на необитаемом острове. Однако это еще полбеды. Во время изучения окрестностей главные герои попадают в туманную местность, которая переносит их в прошлое. Благодаря необычному природному явлению Итану удается вновь побывать в разных отрезках собственной жизни, обрести отца и даже найти возлюбленную.
Триллер «Сквозь время», как и предыдущий фильм режиссера «За гранью реальности», во многом ориентирован на голливудский опыт. Богуславский старательно вдохновляется Кристофером Ноланом и Дени Вильнёвом, при этом не забывая внести в сюжет что-то свое. Важно отметить, что главные герои «Сквозь время» не только носят иностранные имена, но и говорят на английском языке. Правда, потом персонажей переозвучили. Российских зрителей блокбастер Богуславского не особо впечатлил — бюджет в 159 млн рублей картине отбить не удалось.
Режиссер и сценарист триллера «Пилигрим» испанец Даниэль Диосдадо рассказывает историю об амбициозной журналистке (Лорен Биаццо), которая самостоятельно расследует серию жестоких убийств. Дело, которое внезапно подсвечивает в ней старые детские травмы, приводит героиню к знакомству с человеком, непосредственно причастным к преступлениям. Увы, вместо того чтобы дистанцироваться от маньяка, девушка лишь больше погружается в водоворот его воспаленного разума.
«Пилигрим» сложно назвать мейнстримом или рядовым представителем жанра — фильм Диосдадо имеет достаточно необычную структуру и динамику слоубёрнера. Режиссер уделяет большое внимание личному жизненному опыту главной героини, проецируя его на происходящие в кадре события. Поклонникам саспенса «Пилигрим» может показаться слишком ровным и затянутым триллером, элементов фантастики здесь также ничтожно мало. Впрочем, любителям андеграунда работа Диосдадо может прийтись по вкусу — «Пилигрим» едва ли оправдывает ожидания аудитории и старательно избегает любых штампов.
Очередное переосмысление классического романа Герберта Уэллса переносит нас в современную Англию. Главные герои фильма — трое подростков, которые случайно набрели на упавший метеорит. Что будет дальше — вы и так знаете. Гигантские треножники, образ которых явно был вдохновлен одноименной лентой Стивена Спилберга, доводят мир до состояния глобальной катастрофы. Люди впадают в панику и отчаяние, трое подростков пытаются выжить во внезапно искаженной реальности — к инопланетной угрозе добавляются коллективный психоз и мародерство.
«Войну миров» в версии Джунаида Сайеда едва ли можно назвать образцовой адаптацией. Триллер во многом уступает тому же фильму Спилберга, который тоже был далеко не идеален. Сценарист Том Джоллифф пытается соединить фантастику и аспекты современной реальности, но монтируются они слабо. Если воспринимать «Вторжение» как продукт культуры постмодернизма, в нем можно найти смысловое зерно. Но слабая графика и общая блеклость постановки, увы, не добавляют фильму шарма. Впрочем, если вы — большой поклонник творчества Герберта Уэллса, триллер всё же способен подарить некоторое неразбавленное удовольствие и особенно обрадовать персонажем, названным в честь писателя.
Засекреченный проект сценаристов «Они» и «Тихого места» Скотта Бека и Брайана Вудса угрожает стать самой провальной фантастикой 2023 года с самыми низкими рейтингами. Несмотря на приличный бюджет в размере 45 млн долларов, фильм с интригующим названием «65» получился откровенно безыдейным и вторичным, но что самое ужасное — откровенно скучным, а это практически смертельный диагноз для любой научной фантастики.
Действие триллера разворачивается вокруг пилота по имени Миллс (Адам Драйвер), представителя гуманоидной цивилизации планеты Сомарис, находящейся на расстоянии тысячи световых лет от Земли. Главный герой фильма соглашается участвовать в исследовательской космической экспедиции, однако во время полета случайно терпит крушение на доисторической Земле, населенной тираннозаврами, птеродактилями и прочими хищниками палеозоя. Из выживших на корабле Миллса остается только он и маленькая девочка по имени Коа (Ариана Гринблатт), которая то и дело напоминает ему умершую дочь. Опасное путешествие Миллса и Коа компенсируется пролечиванием детско-родительской травмы, глубина которой, впрочем, так и не раскрывается перед зрителем.
Новый фильм Брэндона Кроненберга, сына мастера боди-хоррора Дэвида Кроненберга, в 2023 году стал одним из хайлайтов фестиваля «Сандэнс». Как и в своем предыдущем научно-фантастическом триллере «В чужой шкуре», постановщик вновь обращается к темам пагубного влияния высоких технологий на психологию социума. События фильма разворачиваются вокруг обеспеченной пары: Джеймса (Александр Скарсгард) и Эм (Клеопатра Коулмэн), которые отправляются отдыхать на остров Ла Топка. Во время ночной поездки Джеймс случайно сбивает человека. По местным обычаям, виновников подобных преступлений ожидает смертная казнь. Однако Джеймсу удается избежать горькой участи с помощью клона, который принимает весь удар на себя.
В сатирическом будущем Брэндона Кроненберга люди окончательно утратили понимание морально-этических принципов. Отказавшись от эмоциональной ответственности за собственные поступки, они полностью растворились в гедонизме, однако герою Александра Скарсгарда этот путь дается хуже всех. Опустошенный внутренней инфантильностью Джеймс едва ли понимает свои желания, что ожидаемо приводит его на путь самоуничтожения.
Участник программы кинофестиваля в Карловых Варах, триллер «Эра выживания» разворачивается в альтернативном будущем. Всё человечество оказалось на грани уничтожения, после того как в дикую природу ворвались опасные вирусы. Несмотря на большую смертность, людям удалось добиться высокого технологического прогресса, который, впрочем, не слишком помогает в борьбе с микроорганизмами. Главная героиня, 13-летняя девочка по имени Веспер (Раффиелла Чепмен) — талантливый биохакер, способный изменить текущее состояние мира. Однако добрые помыслы Веспер оборачиваются против нее самой.
В современном сай-фае не так часто встречаются откровенно малобюджетные картины с проработанной вселенной и качественными визуальными эффектами, и тем не менее «Эра выживания» — одна из них. Режиссерам фильма Кристине Буожите и Бруно Самперу удалось немыслимое — связать умную фантастику и элементы мейнстримного блокбастера. Вместе с красочными кадрами антиутопической цивилизации зритель получает существенную смысловую нагрузку, хорошо проработанный сюжет и актуальную социальную проблематику.
Триллер «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга успел наделать шуму на Каннском кинофестивале 2022 года. Для канадского режиссера фильм стал первым большим проектом за последние семь лет. В «Преступлениях будущего» Кроненберг вновь обращается к теме трансгуманизма, иллюстрирует человеческие пороки и всячески шокирует зрителя. Финальную сцену с биопсией трупа ребенка сможет выдержать только крайне искушенный зритель. При этом добиться скандальной популярности «Автокатастрофы» — другой каннской премьеры Кроненберга — «Преступления будущего» не смогли. Фильм довольно быстро затерялся среди блокбастеров прошлого года, несмотря на впечатляющий звездный состав в лице Вигго Мортенсена, Кристен Стюарт и Леа Сейду.
Действие разворачивается в альтернативной реальности, где у людей в результате ускоренной эволюции начали происходить самые разнообразные телесные трансформации: кто-то начал отращивать новые части тела, у других появились дополнительные органы. Происходящие изменения ожидаемо провоцируют раскол, в обществе начинает расти напряжение. Главный герой фильма — эксцентричный художник Сол Тензер (Мортенсен) — решает устроить главный перформанс в своей жизни. В этом ему помогает помощница Каприс (Сейду).
Вышедший на экраны в 2022 году «Клон» американского инди-режиссера Райли Стернса («Искусство самообороны») умело сочетает фантастику, элементы триллера и сатирической комедии. Действие фильма разворачивается в недалеком будущем. Главная героиня — уставшая от жизни Сара (Карен Гиллан) — узнает о смертельном диагнозе. Врачи предлагают ей оставить после себя клона — чтобы близкие и друзья страдали от утраты не так сильно. Девушка соглашается, но, увы, в случае с Сарой всё идет не совсем так, как рассчитывалось. Вопреки диагнозу, она выздоравливает, в то время как двойник медленно, но верно захватывает ее жизнь, отбирает деньги, квартиру и даже бойфренда.
В «Искусстве самообороны» Стернс исследовал тему токсичной маскулинности, в «Клоне» постановщик решил обратиться к актуальным проблемам феминности — страдающая от давления гендерной социализации Сара в конце концов оказывается подавлена своим более идеальным клоном. Новая Сара готова нести бремя ответственности перед всем миром и быть «самой хорошей девочкой», чтобы просто иметь право жить свою новую беззаботную жизнь. Однако в конце концов и она ломается под неуклонным давлением общества, диктующего стандарты жизни «счастливой» женщины.
В 2020 году платформа Quibi выпустила мини-сериал «Сбой сознания», повествующий о девушке Аише (Хелена Ховард), которая пытается «сломать систему» своего бессознательного. В 2022 году сериал превратился в полнометражный фильм, который, при всех его достоинствах, не имел особого успеха в широком прокате. Режиссером триллера выступила Кэтрин Хардвик, наиболее известная по первым «Сумеркам», сценарий разрабатывал Джеффри Либер («Остаться в живых»).
Фильм от сериала отличает разве что ограниченный хронометраж. Действие разворачивается в будущем, где люди начали активно использовать искусственный интеллект даже в абсолютно повседневных делах. Страдающая от постоянных провалов в памяти Аиша по мере развития событий начинает сомневаться в своем происхождении. Комфортная делюзия превращается в настоящий кошмар, когда девушка обнаруживает под кожей провода и микросхемы.
Техногенный триллер 2022 года «Телекинез» (не путать с «Телекинезом» по роману Стивена Кинга) — пример бойкого камерного фильма, который умудряется удерживать внимание зрителя, несмотря на ограниченное количество локаций и одного центрального персонажа. По сути, «Телекинез» можно назвать бенефисом канадской актрисы Сары Митич («Читающий мысли», «Пространство»), которая практически в одиночестве двигает весь сюжет фильма.
События «Телекинеза» разворачиваются вокруг Айлин — девушка становится жертвой похищения. Очнувшись в темной комнате, главная героиня понимает, что над ней хотят провести по-настоящему жестокий эксперимент. Загадочный голос диктует ей задания, невыполнение которых может привести не только к смерти самой Айлин, но и к гибели ее мужа и дочери. По ходу дела она открывает в себе сверхъестественные способности, обнаружение которых, по всей видимости, и было целью похитителя.