Восточная Европа, психологический эксперимент и маньяки: Новые российские детективные сериалы, которые не стоит пропускать
Детективные сериалы — одно из главных увлечений российского зрителя. Шпионы, маньяки, наемные убийцы, бандиты, отважные и продажные следаки — все они хорошо знакомы любому, кто хоть раз включал российский телевизор или онлайн-кинотеатры. Собрали список новых российских детективных сериалов, которые не стоит пропускать.
Вторая половина 1980-х. Холодная война подходит к завершению. Проштрафившийся офицер КГБ Александр Нечаев получает новое, казалось бы, отнюдь не престижное задание: проследить за труппой берлинского эротического мюзик-холла на гастролях. Простое дело превращается в полноценную миссию, и Нечаев оказывается в центре глобального шпионского заговора. И пока советская империя рушится по кирпичику, ее последние рыцари защищают самые главные секреты.
В шпионском проекте всё на месте: убийства, полуголые красотки, погони, интриги в высоких кабинетах и заговор против героя. Экшена не так много, как полагается полноправному советскому коллеге Джейсона Борна и Итана Ханта, но и бюджеты не те. Из минусов: нет тонкостей и изящных решений, присущих, например, мастеру жанра Джону ле Карре. Но в целом это атмосферный, нескучный и масштабный проект о буднях майора КГБ на западных рубежах социалистического блока. Может, зритель сочтет Нечаева безликим агентом, но, с другой стороны, разве по долгу службы он не должен сохранять известную долю анонимности?
В Магадане конца 1970-х годов находят рядом с трассой труп без головы. Расследование поручают опытному спецу полковнику Костенко и его новому коллеге майору Тадаве. Особая жестокость преступника выделяет его из общего ряда. Костенко выходит на след преступника, нащупав связь этого убийства с аналогичным преступлением в конце Второй мировой войны. Напарникам предстоит идти по следу опасного и жестокого убийцы.
Сценарист и писатель Юлиан Семёнов — один из главных хитмейкеров своего времени, но в 2024 году, когда конкурировать нужно не только на внутреннем рынке, он смотрится несколько устаревшим. Именно по его одноименному роману поставлен сериал. Костенко — один из постоянных его героев, хоть и помнят его не так хорошо, как Штирлица. «Противостояние» следует проверенной формуле: крепкая дружба между напарниками, хмурый Вдовиченков и хорошо прописанная детективная история без логических провалов. Но особого возбуждения «Противостояние» не вызывает, это очередной ретродетектив, столь любимый нашей киноиндустрией. Можно также включить версию 1985 года с Олегом Басилашвили и Андреем Болтневым и ничего не потерять.
Кира, приемная дочь петербургской судьи Незнамовой, уезжает на юг России, чтобы отыскать биологических родителей. Тем временем в маленьком курортном поселке девочка-подросток расстреливает своих родителей из ружья, после чего неудачно пытается покончить с собой. Светлана приезжает на юг в поисках дочери, а дело о двойном убийстве поручают следователю Эльвире. Они еще не знают, что одно дело непосредственно связано с другим. Расследование приведет их к раскрытию шокирующей, кошмарной тайны.
Российская вариация на вечную американскую тему о преступлении в маленьком городе, где с виду всё идеально, а на деле у каждого скелеты в шкафу. Как и полагается, «Трасса» — сериал мрачный, атмосферный и душераздирающий. После просмотра, а может, и по ходу вам гарантированно захочется залезть под плед с чашкой чая или какао, чтобы хоть как-то успокоиться. «Трасса» не стесняется использовать провинциальную хтонь, наоборот, разыгрывает эту карту по полной. Очень свежо смотрится на экране исключительно женский дуэт.
Виктор Мещерский, гениальный профессор психиатрии, организует неслыханный эксперимент. Он собирает в подвале особняка восемь человек, преступников и их жертв. Эти люди должны провести две недели в замкнутом пространстве, где попробуют понять друг друга. На каждом из участников эксперимента особый браслет: с нарушителями правил тут борются с помощью электрического тока. Однако план профессора быстро срывается. В доме начинают убивать, а подопытные кролики Мещерского выходят из-под контроля.
Режиссер Нурбек Эген, очевидно, взялся за вольную экранизацию истории легендарного «Стэнфордского эксперимента». Сериал начинается скорее как психологический триллер, чем детектив и достаточно медленно раскачивается, но во второй половине сезона все-таки ускоряет темп. Бондарчук, как водится, играет самого себя, но к этому уже можно привыкнуть. «Калимба» — интересная попытка сделать что-то новое в жанре российского детектива, например, нырнуть поглубже в психологию, поиграть с оттенками хоррора и пародией на реалити-шоу.
Десятилетняя Варвара Смородина отправляется вместе с сестрой на лето в деревню к бабушке и дедушке. Однако поселок Верховой — не самая обычная глубинка, как кажется на первый взгляд. По приезде Варя сталкивается с множеством загадочных преступлений. Подружившись с сыном местного полицейского Ваней, она берется за работу. Кто-то должен отыскать виновных в нарушении спокойствия, а то вдруг правда старушка, живущая на окраине, пускает детей на мыло, а привидения реальны.
Интересный и нетипичный для российского детектива набег на территорию американской подростковой классики «Нэнси Дрю» и «Вероники Марс». Правда, героиня Полины Айнутдиновой будет помоложе, но это решаемо, в следующих сезонах нагонит зарубежных коллег. Как всегда, взрослые абсолютно бесполезны и не в состоянии ничего решить, но у Варвары энергии хватит на всё. Такая уж она девочка-отличница, всезнайка, которой аж снится, как она раскрывает преступления.
Следователь СК Алексей Платов патологически не способен на любые эмоции. Он скорее машина, чем человек, что помогает ему в работе, хоть и не прибавляет популярности среди коллег. Бизнесмен Эллер, собиравшийся передать Платову информацию о коррупции в городских верхах, внезапно оказывается убит. Платов объединяет усилия с лейтенантом полиции Полиной Лавровой. Вместе им предстоит пойти против всего города и добиться справедливости. Возможно, именно это дело станет для невозмутимого Платова «соломинкой, сломавшей спину верблюда», и он наконец откроет сердце миру.
Ремейк корейского «Незнакомца». Адаптация получилась достаточно прямой: эстетичные нуарные пейзажи большого города, мизантропичный следователь, атмосфера одиночества. Любимов неплохо играет Платова, и это, пожалуй, задает тон сериалу, даже выделяет его среди общей массы отечественных городских детективов.
Польша готовится к очередным президентским выборам. Общее спокойствие нарушает убийство известного журналиста Козельского. Национальные СМИ моментально обвиняют Россию во вмешательстве в свои внутренние дела, в частности в поддержке силезских сепаратистов. Доказательством становится запись разговора российского посла с одним из кандидатов в президенты. Ситуация быстро накаляется. В Варшаву отправляется Вячеслав Васильев — российский дипломат, способный решать любые конфликты. Ему предстоит очистить репутацию страны и узнать, кто стоит за происшедшим.
«Варшава’21» — вполне крепкий политический детектив. Тут и киллеры, и шпионы, и предательство, и любовные треугольники. В общем, на нехватку событий жаловаться трудновато. Хотя очень много кабинетных сцен, но в них и решаются все вопросы. По сути, «Варшава’21» — племянник сериала «ГДР». Более стильный и современный, с другими декорациями, но с тем же сюжетным стержнем и идеей.
1982 год. Майор Черкасов на пенсии, и некогда возглавляемая им команда вынуждена справляться сама. В Москве как раз происходит громкое убийство: погибает известный артист Гринякин. Эта смерть оказывается лишь верхушкой айсберга «москонцертовской мафии».
И снова Иван Черкасов спасает мир. Казалось бы, уже вышло в прошлом году «Последнее дело», но Смоляков в очередной раз оказывается в седле. А мы, в принципе, не против: за, страшно сказать, 12 лет Черкасов уже успел стать каким-никаким, но народным героем, сошедшим с экрана российского сериального детектива. В своем десятом приключении он больше находится на втором плане, передавая кормило следователя более молодым персонажам. Мода на ретродетективы в России пока не думает спадать. «Мосгаз» — максимально эталонный ретродетектив. Будь то маньяки или «Москонцерт», зритель абсолютно точно заранее уверен, что получит порцию того, что и заказывал.
Девяностые сменили восьмидесятые, вместо СССР возникла новая Россия, но убивать от этого меньше не стали. Следователи, в свое время поймавшие Чикатило, вынуждены охотится за его не менее кровожадным последователем — Ангарским маньяком. Опытный и умный полковник Ковалёв ищет серийного убийцу, решившего избавить общество от людей, которых он считает «человеческим мусором». Герои еще не знают, что противостоит им практически один из своих.
То ли спин-офф, то ли продолжение «Чикатило» Андреасяна. Адаптация жуткой реальной истории. Хочется сравнить «Тень Чикатило» с сериалом «Хороший человек» Богомолова, снятого номинально по той же самой истории Ангарского маньяка. Однако сериалы получились настолько разными по стилистике и наполнению, что знак равно между ними поставить не получается. Шедевром российского детектива «Тень Чикатило» назвать трудно, одно из лучших, что тут есть, — короткое появление Нагиева. Дополнительной жути добавляет одна мысль: реальный Ангарский маньяк всё это время продолжает признаваться в новых преступлениях.
Следователь-вдовец Игорь Жук получает новое назначение в Выборге. Вскоре в близлежащем лесу находят тело зверски убитой молодой женщины. Над похожим расследованием работала покойная жена Жука. Следователь решает докопаться до правды. Его попутчиком в этом путешествии оказывается капитан полиции Евгений Чагин, привыкший по-своему разбираться с делами. Правильному и несгибаемому Жуку предстоит ужиться с предпочитающим справедливость закону Чагиным.
В режиссерском проекте Анны Носатовой отчетливо прослеживается скандинавское влияние. Здесь есть некоторая медлительность в расследовании, семейные отношения главных героев и закрученное повествование. Отдельная удача — концовка: она оказывается по-настоящему неожиданной. Еще из важного: любовной линии в сериале толком нет, но интересно наблюдать за отношениями Чагина и Жука, которые проходят путь, положенный всем напарникам.