Воспитание чувств: 10 фильмов об отношениях с мужчинами постарше
Разница в возрасте между партнерами порой умиляет, но, как правило, если речь идет о вчерашнем ребенке и взрослом мужчине, вызывает вопросы и подозрения. Однако режиссеры продолжают исследовать формат отношений условных Лолиты и Гумберта Гумберта — во многом потому, что стремятся отрефлексировать распространенность подобных семей. Рассказываем о 10 картинах, где чувства между зрелым мужчиной и молодой девушкой переходят в настоящую любовь (или нет).
Также предлагаем вам посмотреть подборку фильмов про запретную любовь.
Дебютная картина Романа Каримова. Фильм вышел на экраны в 2011 году и довольно быстро приобрел статус культового. Минималистичный ромком рассказывает о взаимоотношениях соседей по лестничной клетке. Тихий, задумчивый, похожий на гоголевского маленького человека Виталик (Илья Любимов) переезжает из Серпухова в Москву. Стилем жизни он похож одновременно на Антона Городецкого из «Ночного дозора» и Женю Лукашина из «Иронии судьбы». Его соседка Кристина (Ингрид Олеринская) — девушка, еще школьница. Юная и взбалмошная, она ведет подростковый образ жизни: устраивает тусовки, ругается с мамой, бунтует. Поначалу Виталий всего лишь помогает девочке с уроками, а потом по закону жанра влюбляется.
У Романа Каримова, ставшего для фильма и автором сценария, и режиссером, и композитором, и режиссером монтажа, получилась камерная, почти театральная лента. Располагая небольшим бюджетом, он поместил всё действие в две квартиры и на лестничную клетку между ними, а повествовательный акцент сделал на простоте, естественности отношений героев. Угловатые, неловкие диалоги словно бы подсмотрены режиссером в реальной жизни. Ингрид Олеринская, дебютировавшая в «Неадекватных людях», на момент съемок еще не впитала в себя незыблемые законы актерских школ: редкий пример, когда актриса без образования одним природным чутьем справляется с ролью. Илья Любимов составляет ей идеальный дуэт, потому что перевоплощается в архетипический образ романтика-неудачника, почти Обломова, но без лишней лености. Картина взял гран-при фестиваля «Окно в Европу», а основные актеры справедливо получили награду за лучший дуэт. В 2020 году на экраны вышло продолжение ромкома — «Неадекватные люди 2».
Франко-бельгийский фильм режиссера Жана-Франсуа Рише вышел на экраны в 2015 году. Это ремейк одноименной картины Клода Берри 1977 года. Картину спродюсировал Тома Лангманн, сын Клода Берри.
Давние друзья Антуан (Франсуа Клюзе) и Лоран (Венсан Кассель) проводят отпуск на Корсике со своими дочерьми: семнадцатилетней Луной (Лола Ле Ланн) и восемнадцатилетней Мари (Алис Исааз). Мари жаждет проводить время на вечеринках, а Луна ищет настоящую любовь. Довольно быстро она влюбляется в друга своего отца. Однажды вечером, после ночного купания на пляже, Луна соблазняет его. Лоран, подвыпивший после похода в ночной клуб, соглашается участвовать в ее игре. Охваченный чувством вины за сексуальные отношения с несовершеннолетней дочерью лучшего друга, Лоран пытается сдержать дальнейшее развитие отношений. Но Луна уже успевает рассказать о ситуации своему отцу.
Старомодная комедия нравов смотрится немного нелепо, будучи перенесенной в современность, но не до конца адаптированной к ней. Фильму не слишком идут смартфоны и соцсети, но в то же время лента может увлечь зрителя отличной актерской игрой (причем молодые актрисы порой выступают лучше своих более опытных коллег), последовательной режиссурой и отличным сценарием. Эта летняя история лучше всего будет смотреться в праздники. В ней, возможно, слишком много эротизма и фальши, но в то же время есть бесспорный плюс — Венсан Кассель.
Картина Джузеппе Торнаторе вышла в прокат под слоганом «В каждой подделке всегда скрыто что-то подлинное». Она рассказывает историю любви и предательства. Аукционист Вёрджил Олдман (Джеффри Раш) с помощью старого друга покупает бесценные полотна по низкой цене. Особенно он увлечен портретами женщин, собирая обширную коллекцию произведений разных эпох. Однажды ему приходит заказ на оценку антиквариата. Заказчица — молодая таинственная незнакомка Клэр (Сильвия Хукс). Она долго не показывается Олдману, а затем признается, что страдает агорафобией, боязнью открытых пространств, и не выходит из дома. Коллекционер влюбляется в нее. Но трагическая история привязанности оказывается только уловкой, местью за пренебрежение. В конце концов мужчина теряет и свою коллекцию, и любовь.
«Лучшее предложение» — тонкий, неторопливый триллер, в основе которого — не отношения между мужчиной и женщиной, а проблематика подлинного и поддельного в искусстве и жизни. Вся лента снята элегантно и изящно и сама по себе вполне соответствует высокой планке редких произведений искусства, которым посвящена. Среди мелькающих в фильме картин — женские портреты, написанные в период от XV до XX веков. Иногда это известные произведения, иногда менее известные версии одних и тех же портретов, отображенные зеркально или обрезанные. Среди полотен можно узнать работы Рафаэля, Тициана, Бронзино и других.
Самая, пожалуй, целомудренная драма подборки. Режиссер Михаил Сегал позиционировал фильм как переосмысление романа Владимира Набокова «Лолита», но, в отличие от хрестоматийного сюжета про Гумберта, увлеченного падчерицей в определенно эротическом ключе, «Слоны могут играть в футбол» — невинная картина об очарованности молодостью, красотой и детской беспечностью. Герой не переступает со своими возлюбленными никакой морально-этической границы, и от этого фильм становится еще более завораживающим.
Дмитрий (Владимир Мишуков) приезжает в город детства, где знакомится с 17-летней дочерью давнего друга. Маша (Софья Гершевич) собирается поступать на экономический в Москву и любит живопись. Дмитрий обсуждает с ней Вену, перспективы обучения, искусство. Потом они идут гулять, катаются на яхте, спят в одном гостиничном номере, причем Дмитрий уступает кровать даме. Уехав, герой в том же духе продолжает сближаться с дочерьми своих знакомых. У него странная одержимость юными девушками, в которых он ищет то ли возлюбленную, то ли сестру, то ли дочь. Это драма об одиночестве, о поиске в мире подобных себе. С точки зрения отношений героев «Слоны...» — скорее «Отцы и дети», чем «Лолита».
Драматическая история взросления, основанная на одноименных мемуарах британской журналистки Линн Барбер. Действие происходит в Лондоне 1961 года. Дженни Меллор (Кэри Маллиган) — 16-летняя школьница, нацеленная на поступление в Оксфордский университет. После репетиции молодежного оркестра она стоит на автобусной остановке, и вдруг начинается дождь. Дэвид Голдман (Питер Сарсгаард) за рулем Bristol 405 останавливается рядом. Он говорит, что беспокоится о виолончели девушки. Дженни и Дэвид быстро сближаются. Их роман похож на сказку, о которой Дженни мечтала. Мужчина дарит ей дорогие подарки, водит на арт-аукционы, отвозит в Париж. Романтику портит лишь тот факт, что Дэвид оказывается женат.
«Воспитание чувств» — нежная картина, сфокусированная на Дженни и ее переживаниях, на трудностях роста, испытаниях и юности. В конце концов Дженни всё же разрывает отношения со взрослым ухажером, поступает в Оксфорд и вновь едет в Париж так, «словно никогда не была в Париже». Фильм действительно воспитывает и учит отличать верное от красивого.
Картина о парадоксальной влюбленности богатого циника в молодую девушку. Они знакомятся и романтично проводят время. Со временем главный герой Уилл Кейн (Ричард Гир) узнает, что его юная избранница Шарлотта (Вайнона Райдер) неизлечимо больна. Он ищет девушке врача, попутно обретая настоящую семью.
Среди достоинств картины стоит отметить прекрасное чувство ритма, красивую картинку, прекрасную актерскую игру и общий гуманистический посыл, а среди недостатков — клишированность повествования, где условный «бабник» влюбляется в «тихоню», которой предстоит умереть. Идеальную картинку здорово портит слащавость основных выводов: кажется, что посыл таких фильмов должен быть не в исправлении гнусных «дедов» и не в чествовании любви, которой все возрасты покорны, а в том, чтобы оградить девушек, как бы скучно это ни звучало, от таких мужчин, как главный герой. «Осень в Нью-Йорке» — отличный фильм, если хочется поплакать. Если плакать не хочется, при просмотре всё равно придется. Кому-то — от слезоточивых сюжетных поворотов, кому-то — от того, каким вторичным может быть элегантное.
Нарвел Рот (Джоэл Эдгертон) — садовник поместья Грейсвуд Гарденс, принадлежащего вдовствующей миссис Хаверхилл. Рот находит утешение в мелочах садоводства, которые он описывает как «веру в будущее». Рот ведет дневник. Рота преследуют призраки прошлого. Миссис Хаверхилл (с которой у Рота романтические отношения) приказывает ему взять в ученицы недавно осиротевшую внучатую племянницу Майю (Квинтесса Суинделл), чтобы она могла взять на себя управление садами. Майя и Рот в конечном итоге сближаются.
Сад в ленте — и красивый фон для любовной драмы, и почва для множества метафор. Работа садовника — вырывать сорняки, следить за порядком, растить деревья. Рот пытается сделать то же самое на почве своего прошлого. Роман с Майей в ленте выглядит не слишком убедительно, что, впрочем, фильм не портит. Главное в нем — не история любви, а история очищения и преображения.
Еще одна история о преступной, но теперь уже в прямом смысле, любви. Действие картины разворачивается в тюрьме. Юная Анна Амари (Адель Экзаркопулос) отбывает там длительное заключение. Причем о природе преступления фильм неразумно умалчивает. Нежелание копаться в тайнах можно списать на эффектный ход, ведь для настоящего прошлое героев неважно. Однако тогда странным кажется выбор локации. С таким же успехом Анна могла встретить возлюбленного на дискотеке или на пляже. Жан Фирмино, директор тюрьмы, счастливо женатый, как вы догадались, влюбляется в девушку. Даже больше: его неудержимо влечет к ней.
Самое интересное в фильме — реальная подоплека. «Роковое влечение» основано на истории Эммы Арбабзаде и Флорана Гонсалвеса, потрясшей Францию в 2012 году. Арбабзаде попала в тюрьму после того, как в 2008 году заманила Илана Халими, 23-летнего продавца еврейского происхождения, к банде убийц-расистов. 42-летний начальник тюрьмы Флоран Гонсалвес заметил ее и выделил: он начал писать ей письма, дарить дорогие подарки, ухаживать. Адвокат, представлявший интересы Флорана в суде, заметил: «Правда в том, что это просто история любви — маловероятная, но всё же история любви».
Фильм по пьесе Дэвида Харроуэра «Черный дрозд». Харроуэр также написал сценарий картины. Мировая премьера состоялась на 43-м кинофестивале в Теллурайде 2 сентября 2016 года. Эта история — не только об отношениях между молодой девушкой и взрослым мужчиной, но еще и о том, как подобная связь влияет на их будущее. В центре повествования — юная Уна Спенсер (Руни Мара). В свои 13 лет она состояла в отношениях с соседом Рэем Бруксом (Бен Мендельсон), другом ее отца. Они планировали вместе сбежать в Европу, но Рэй бросил девушку. И теперь, повзрослев, она жаждет разрушить его жизнь в ответ.
Руни Мара отлично вживается в роль одержимой, страдающей, но сильной девушки. Бен Мендельсон столь же хорош в роли запутавшегося манипулятора. Весь фильм — большая игра во взаимные упреки и попытки понять, что же случилось в прошлом. Уна то ждет от бывшего партнера былой любви, то надеется поссорить его с новой семьей. Брукс почти весь фильм ходит за девушкой и оправдывается. Он говорит, что искренне любил ее, что девочки в целом его не привлекают, только она одна в 13 лет. Картина не дает однозначных ответов по поводу того, кто прав, а кто виноват, и это, несомненно, обеспечивает драматичному повествованию столь же сильный финал.
В марте 2016 года режиссер Арно Деплешен выразил желание перенести на экран роман «Обман» Филипа Рота, заметив: «Возможно, это книга, которую я никогда не смогу адаптировать для экрана, и я знаю, что буду сожалеть об этом до конца своих дней». Он работал со сценарием па протяжении многих лет, пока во время карантина 2020 года не нашел наконец нужный взгляд.
Филип (Дени Подалидес) — американский писатель, живущий в Лондоне, — систематически изменяет жене. Его отношения с юными любовницами легли в основу фильма. Причем важны даже не столько внебрачные связи сами по себе, сколько разговоры между Филипом и его пассиями. Отношения с женщинами подпитывают романы писателя. Реплики любовниц он переносит в текст. Деплешен попытался передать эгоцентричную интонацию уставшего интеллектуала, характерную для произведений Рота, во многом сфокусированного на себе (в данном случае автор даже дал своему герою собственное имя). У «Внебрачных связей» впечатляющий набор актрис — Леа Сейду, Эммануэль Дево и Анук Гринбер. Увы, их способностей не всегда хватает, чтобы сместить фокус с Филипа, который может надоесть довольно быстро. Картину стоит посмотреть, если любите писателей и долгие постельные разговоры с претензией на интеллектуальность.