Волшебники, драконы и песни: 10 отличных фэнтези-сериалов для всех
Казалось бы, время фэнтези подошло к концу — доминирующим в индустрии жанром грозилась стать научная фантастика. Однако два самых ожидаемых сериала года — «Дом Дракона» от HBO и «Властелин колец: Кольца власти» от Amazon Prime Video. И стало ясно, что фэнтези с нами еще надолго. Рассказываем про 10 отличных фэнтези-сериалов: от вездесущей «Игры престолов» до малоизвестных шедевров с песнями и плясками.
С финала «Игры престолов» — самого популярного сериала прошлого десятилетия — прошло аж три года. За это время детище HBO и Джорджа Мартина будто исчезло из поп-культуры. Кажется, будто из-за неоднозначной концовки проект перестали вспоминать и обсуждать. На самом деле это соответствует действительности лишь отчасти — зрительское разочарование в сериале и правда оставило огромное пятно на его наследии. Тем не менее «Игру престолов» до сих пор активно пересматривают и смотрят впервые, поддерживая шоу на высоких позициях в чартах стриминговых сервисов.
Пока за Стеной на севере Вестероса набирает силу древнее зло, представители древних родов Семи Королевств начинают борьбу за власть. Конфликт между Старками и Ланнистерами грозит перерасти в гражданскую войну, а тем временем принцесса в изгнании Дейнерис Таргариен собирает армию, чтобы вернуть себе трон отца. Прошедшие три года с завершения — хорошая причина дать этой амбициозной саге о борьбе за Железный трон Семи Королевств еще один шанс: возможно, мнение о финале вы не измените, но вспомните, на каком недосягаемом уровне был сериал, когда вышел на свой пик. Впрочем, есть еще одна причина вернуться к забытому шедевру — желание HBO развивать вселенную Джорджа Мартина на ТВ. «Дом Дракона» рассказывает о том, что произошло за 200 лет до событий оригинала, но это лишь начало. В ближайшие годы нас ждут и экранизация «Повестей о Дунке и Эгге», и даже спин-офф «Игры престолов», который будет посвящен приключениям ушедшего за Стену Джона Сноу.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум» в Okko.
Объяснить завязку амбициозного и полюбившегося зрителям сериала «Однажды в сказке» — та еще задача: это постмодернистский винегрет из известных героев и сюжетов фольклора, классической литературы, мифов и легенд. Сюжет выстроен вокруг дочери Белоснежки и Принца по имени Эмма Свон, которая всю жизнь прожила в реальном мире. Аккурат в 28 лет она узнаёт, что на ее плечи легла непосильная ноша — ей предстоит отыскать город Сторибрук и спасти его зачарованных обитателей. Дело в том, что Злая королева, взбешенная типичными для сказочных сюжетов хеппи-эндами, наложила на героев волшебного мира мощное заклятие. Теперь они все живут в подобии реального мира — эдаком провинциальном городке, которым управляет Королева, назначившая себя на пост вечного мэра. Эмме предстоит вернуть память местным жителям и победить злодейку, не нарушив при этом хрупкий баланс между мирами.
Мегаломанский проект «Однажды в сказке» задержался в эфире на семь лет — за это время и без того масштабная история расширилась настолько, что в сериале начали появляться герои Disney, а сюжет несколько раз скакал из прошлого в будущее. 11 лет назад это было просто безобидным семейным фэнтези, а в наше время, когда сериалы создают на основе статистики и алгоритмов, «Однажды в сказке» выглядит на удивление креативно и экспериментально.
Одним из главных фэнтези-романов XXI века по праву считается шедевр Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», в котором ей удалось скрестить жанровые элементы, альтернативную историю и пародию на литераторов XIX века. Неудивительно, что ставший бестселлером роман было решено экранизировать — правда, с задержкой аж в 11 лет. Одноименный мини-сериал точно следует первоисточнику — на дворе Англия начала XIX века, разгар Наполеоновских войн. Казалось бы, всё как обычно, но в этом альтернативном мире когда-то повсеместно существовала магия, но, увы, была однажды утрачена. Остались только теоретики из ученого сообщества, которые знают о магии всё, но сами ничего не могут с ней сделать. Когда до них доходит слух о существовании практикующего волшебника Гильберта Норрелла, члены сообщества немедленно отправляются к нему в гости в надежде узнать, правда ли это. Со временем Норрелл станет звездой и возьмет в ученики Джонатана Стренджа, с которым постарается не только воскресить британскую магию, но и победить Наполеона.
Пускай мини-сериал и не передает всего литературного шарма первоисточника (не только пародию на титанов английской словесности, но и, например, постмодернистские заигрывания с жанрами и даже примечаниями внутри книги), но всё равно остается уникальным фэнтези — на удивление реалистичным, но в то же время сказочным и фантасмагорическим.
В списке самых продаваемых книжных серий в жанре фэнтези можно встретить «Меч истины» Терри Гудкайнда — разросшийся до двух десятков романов цикл, который в середине нулевых был экранизирован благодаря Сэму Рэйми, выступившему продюсером сериала. «Легенда об Искателе» — в большей степени классическое фэнтези, в котором нашлось место большинству жанровых тропов: от избранника из пророчества до противостояния тирану, который черпает силы из источника темной магии. Молодой лесник Ричард узнаёт, что ему суждено стать Искателем, взять в руки меч Истины, пройти тяжелое обучение и победить могущественного Даркена Рала. Однако не всё так просто.
В первоисточнике Гудкайнда особое место занимает философия, вдохновленная объективизмом Айн Рэнд: писатель под жанровыми условностями скрывает размышления о гуманизме и рациональном индивидуализме, которыми хотел поделиться с читателями. Забавно, что в прожившем два сезона сериале тоже находили сильное влияние известных произведений — правда, не философских, а поп-культурных: от «Звездных войн» и «Матрицы» до книжного цикла «Колесо времени» Роберта Джордана. Впрочем, это не помешало зрителям основать вокруг вольной экранизации маленький культ, который, в отличие от фанатов первоисточника, ценил сериал. Его члены требовали продолжения эпической истории и постоянно пересматривали два вышедших сезона.
В прошлом году состоялась премьера «Невероятных» — интригующего шоу о викторианском Лондоне, в котором появляются женщины со сверхспособностями. Новый проект Джосса Уидона, который многие в шутку называли смесью феминизма, стимпанка и «Людей Икс», сильно пострадал из-за своего создателя — сразу несколько человек обвинило его в жестокости на съемках других проектов. Несмотря на то что во время съемок Уидон покинул пост шоураннера, на релизе пресса всё равно критиковала сериал из-за его изначального участия. Безусловно, это веский аргумент для зрителя игнорировать «Невероятных», но сериалу всё же стоит дать шанс — как минимум из уважения к остальной съемочной группе. Это и правда необычная смесь жанров с феминистским посылом (мужчины внезапно становятся «слабым полом») в сеттинге, который всегда выглядит интересно.
За первые шесть эпизодов создатели успели представить полдюжины очаровательных героинь, харизматичного злодея, безумный мир, который, конечно, мало чем отличается от нашего, и интригу о происхождении загадочной силы. В отличие от близких по теме проектов «Карнивал Роу» и «Тень и кость», сериал HBO пока что оставляет слишком много вопросов, но по крайней мере выглядит впечатляюще — как крупнобюджетный голливудский блокбастер, во время съемок которого ни на чем не экономили.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум» в Okko.
Когда речь заходит о современных фэнтези, чаще всего зрители представляют себе мрачные по тону, но максимально реалистичные сюжеты для взрослых — с эротикой, матом и грубым насилием. Куда реже в ассоциативном ряду возникают хулиганские попытки высмеять жанр — если не деконструировать, то подчеркнуть его абсурдность и раскритиковать устаревшие стереотипы. Так, например, поступают создатели «Галаванта» — недооцененного, но уникального фэнтези-мюзикла, который прожил короткую, но яркую жизнь. За два сезона проект так и не смог привлечь к себе массовую аудиторию, зато собрал крохотную, но верную армию фанатов, которая до сих пор пересматривает на YouTube самые смешные отрывки и лучшие музыкальные номера сериала.
С первого же эпизода «Галавант» обманывает зрительские ожидания — так, например, главным героем выступает благородный рыцарь, который пытается спасти возлюбленную, но та не особо этого ждет: ее полностью устраивает жизнь с богатым королем, который ее украл. Год спустя депрессивный сэр Галавант вынужден вновь отправиться на подвиги — однако и в этот раз всё будет куда сложнее и необычнее, чем кажется. Архетипичные персонажи здесь превращаются в неоднозначных и сложных героев, а типичные ситуации обрастают уморительными нюансами. Этим сериал, как ни странно, напоминает серию мультфильмов «Шрек».
Сразу после публикации «Северного сияния» — первой части книжной трилогии «Темные начала» — начались разговоры о том, что кинематографичный роман Филипа Пулмана достоин крупнобюджетной экранизации. Книга рассказывала об альтернативном мире, в котором наука сосуществует с теологией, политика — с религией, а у каждого человека есть дэймон, часть души в форме маленького зверька. В этой причудливой вселенной осиротевшей девочке Лире необходимо отправиться на Северный полюс, чтобы отыскать дядю, раскрыть международный заговор и спасти мир.
«Золотой компас» вышел с опозданием в 12 лет — к тому моменту все три книги были опубликованы, уже считались современной классикой и даже попали на третье место в топе 200 лучших романов по мнению BBC, но эти регалии никак не помогли фильму стать хитом. Из-за недостаточных сборов в прокате о полноценной адаптации трилогии не могло идти и речи. В 2019 году экранизации дали еще один шанс — в этот раз в щадящем формате на три сезона. Пускай «Темные начала» от HBO и BBC не впечатлили фанатов первоисточника, но представили незнакомым с серией зрителям шанс хоть ненадолго погрузиться в оживший мир Филипа Пулмана, который странным образом напоминает и «Гарри Поттера», и «Игру престолов».
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум» в Okko.
Девятый год в эфире идет «Чужестранка» — экранизация книжного цикла Дианы Гэблдон о медсестре, которая попадает из послевоенной Великобритании в Шотландию XVIII века. Благодаря медицинским познаниям девушка быстро завоевывает доверие местных кланов и даже вынужденно выходит замуж за одного из их воинов, но не забывает о том, что ее ждут дома — в будущем.
Несмотря на то что «Чужестранку» часто позиционируют как историческую мелодраму, которая прикрывается научно-фантастической завязкой, это не в меньшей степени фэнтези. Просто не классический представитель жанра, а отчасти феминистское переосмысление сюжета о попаданце — в другой мир отправляется не типичный герой, а обычная женщина, которой суждено столкнуться с патриархальными устоями и спастись. Главный минус «Чужестранки» — растянутый первоисточник: даже самые лояльные фанаты устали от сериала к экранизации шестой книги, а ведь цикл даже 30 лет спустя расширяется новыми сюжетами — рассказами, приквелами и спин-оффами. В прошлом году, например, и вовсе вышел девятый роман, который так и не поставил точку в саге: Гэблдон уже объявила, что вовсю работает над десятой частью. Сложно представить себе, что проект проживет еще четыре сезона.
В последние годы новый виток популярности приобрел «Аватар: Легенда об Аанге» — классический мультсериал Nickelodeon о юноше, которому благодаря реинкарнации передался великий дух и способность овладевать всеми природными стихиями. Сто лет назад Аватар впал в анабиоз, а его исчезновением воспользовались люди огня и захватили мир. Теперь у неопытного героя есть лишь несколько месяцев, чтобы закончить обучение и свергнуть лорда Озая до прилета кометы Созина, которая делает магов огня непобедимыми.
В начале 2010-х создатели мультсериала уже пытались расширить вселенную своего детища — на больших экранах вышла неудачная экранизация от М. Найта Шьямалана, а на Nickelodeon состоялся релиз «Легенды о Корре», сиквела о приключениях следующего Аватара. Сейчас же «Легенду об Аанге» активно обсуждают зрители, на YouTube постоянно выходят видеоэссе, Netflix готовит еще экранизацию, а создатели оригинала анонсировали аж три полнометражных мультфильма по созданной вселенной. Неугасающая популярность говорит о том, что анимационный сериал уже стал современной классикой. Даже если вам кажется, что вы помните его по детским впечатлениям, будьте уверены, что это не так. При первой возможности мультсериал стоит пересмотреть — в сознательном возрасте намного эффектнее выглядит титаническая работа по созданию мира и хореография боевых сцен, вдохновленная гонконгскими шедеврами.
«Колесо времени» — один из самых известных книжных циклов жанра фэнтези. Он растянулся на четверть века и, к сожалению, пережил своего создателя, писателя Роберта Джордана, поэтому последние три романа серии (всего — 14) дописывал его коллега и большой фанат Брэндон Сандерсон. Неудивительно, что этот масштабный цикл было решено экранизировать в формате долгоиграющего сериала.
Он рассказывает о четырех деревенских ребятах, один из которых, согласно пророчеству, является реинкарнацией Возрожденного Дракона — могущественного существа, которое либо спасет, либо разрушит мир. Сериал выходит под крылом Amazon Prime Video — стримингового сервиса, который вот-вот представит «Властелина Колец: Кольца власти». Оттого многие рассматривали «Колесо времени» в качестве тизера грядущего крупнобюджетного блокбастера. На самом деле такой подход отчасти оправдан — детище Джордана напрямую вдохновлено Толкином, причем настолько, что многие обвиняли первые романы цикла в плагиате. В сериале эта вторичность тоже ощущается, но она при этом выглядит как преимущество на фоне других фэнтези-сериалов современности. Вместо деконструкции жанра и попыток удивить зрителя эротикой и жестокостью создатели представляют классический сюжет об избраннике, которому предстоит спасти мир.