Вода, вода, кругом вода: Фильмы о море и океане
Все-таки суша людям гораздо привычнее и ближе. Как известно, моря покоряются только смелым. Шторм, акулы и другие неприятности — настоящее раздолье для приключенческого и остросюжетного жанра. Рассказываем о 10 фильмах, в которых море или океан играет важную роль.
Между человеком и природой всегда были сложные отношения. Человек постигал законы природы, учился выживать и добывать ее ресурсы. Научился человек и радоваться природе, любить ее. Именно такими и были отношения Тэми с океаном. Она занималась яхтенным спортом и планировала с женихом совершить кругосветное путешествие. Но что природе до человека, до его любви. И океан напомнил Тэми ее место — ураган застал Тэми и ее возлюбленного врасплох. Яхта едва держится на плаву, исчезла всякая связь, а вместе с ней и съестные припасы. Всё, что осталось — одна только водная пустыня вокруг.
О такой природе, которая напоминает человеку о его месте, и снимает уже который свой фильм исландский режиссер Бальтасар Кормакур. И в который раз опирается на реальные события. В этот раз он экранизирует мемуары участницы катастрофы Тэми Эшкрафт. Для нее, как и для Кормакура, который и сам профессионально занимается яхтингом, вода — начало всего, но вода же — погибель. Вода, моря, океаны занимают отдельное место в кинематографе. Предстают как отдельный мир, как повод для приключения. Здесь у Кормакура вода остается частью природы, перед которой человек по-прежнему, как и миллионы лет назад, оказывается беспомощен.
Еще одна реальная история, произошедшая с судном китобоев «Эссекс» в первой половине XIX века. Еще один пример того, как стихия настигает человека. Еще один открытый вопрос. Как выжить среди беспощадных волн. Как выжить без воды и еды. Как добраться до суши. Но впереди всего — как далеко может зайти человеческое упрямство и жажда наживы. Океан таит много опасностей, и волны — не самая страшная из них. Впереди китобоев ожидает и главный виновник путешествия — кашалот. И стать их добычей последний вовсе не намерен.
Эта невероятная история уже вдохновила однажды Мелвилла на создание гениального «Моби Дика», но то была скорее мифология произошедшего. Писатель Натаниэл Филбрик берется переписать ее заново, и в 2000 году выходит его роман под названием «В сердце моря: трагедия китобойца «Эссекс»». Он-то и ложится в основу сценария фильма. К тому же «В сердце моря» — отличная возможность вспомнить, что Крис Хэмсворт не только Тора играть горазд, но и китобой из него удалой.
И снова сюжет, основанный на реальных событиях, но на этот раз никаких женихов и кашалотов, только наблюдения, только наука. Правда, науке этой пока никто не верит. Это история о том, как в 1947 году Тур Хейердал, норвежский археолог и этнограф, в доказательство своей теории о переселении народов, решает отправиться в путешествие через Тихий океан на плоту, построенному по древней технологии инков. Девять бревен и водные просторы, которые так опрометчиво назвали некогда «тихими». Но Хейердал полон решимости доказать научному миру свою правоту.
Продюсер фильма Джереми Томас вынашивал идею съемок с 1996 года, может быть, потому к моменту съемок картина оказалась самой дорогостоящей норвежской постановкой. Но оно того стоило. Эффектные кадры были сняты прямо в водах океана, а фильм получил почетные номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Картина, как и путешествие Хейердала, стала своеобразной машиной времени, превращая современных ученых и мореплавателей в доколумбовских южноафриканских аборигенов, переплывающих океан.
Пи был еще подростком, когда шторм настиг морское судно, на котором он вместе с родителями и их зоопарком перебирался из Индии в Канаду. И вот Пи оказался на небольшой шлюпке посреди океана, а с ним — гиена, орангутанг, зебра и тигр. Тогда-то и началась борьба за выживание. Законы открытого моря, законы необитаемого острова, законы животного мира — законы, которые необходимо постичь Пи за время этого непростого путешествия.
На счету режиссера фильма Энга Ли самые разнообразные фильмы, но чаще всего он снимает истории борьбы со средой и невозможностью преодолеть собственную природу. Оказавшись посреди океана, Пи оказывается один на один с дикой природой и собой. Вода вокруг — это лишь отягчающее обстоятельство, каким некогда было ковбойское сообщество в фильме «Горбатая гора» или внезапно обретенное Брюсом Бреннером прошлое в «Халке». Но не только. Водная гладь, водная стихия, загадочный остров — это еще и завораживающее зрелище, поэтому «Жизнь Пи» — фильм, который, безусловно, претендует на звание одной из самых эффектных картин XXI века.
Помимо стихии и невероятного пейзажа, моря и океаны вплоть до середины XX века — это еще и важнейшая мировая магистраль. Их бороздят первооткрыватели в поисках неведомых земель и новых островов, по ним переправляют важные грузы из страны в страну, налаживая торговые пути, на их равнодушной синей глади разворачиваются войны. Об этом и повествует «Хозяин морей». Наполеоновские войны в разгаре, французский флот атакует английские суда, и фрегат «Сюрприз» направляется прямиком на французский «Ахерон». Но, разумеется, противостоянием всё не ограничивается, ведь оба судна направляются в одну из опаснейших водных точек — мыс Горн.
Как и в «Жизни Пи», красота пейзажа в фильме далеко не на последнем месте, не даром режиссером картины выступает австралиец Питер Уир, который уж точно знает толк в природных красотах. Вот и в фильме решающие бои разворачиваются на дивном фоне. Но и без того капитан Джеймс Обри в исполнении Рассела Кроу задает нужный градус драматизма: не только своими боевыми и командными навыками, но и игрой на скрипке, которая выдает тонкую душевную организацию. Причем, не только героя, но и актера, который специально для фильма обучился исполнению музыкальных партий.
Не прошел мимо удивительного морского мира и его причудливых обитателей и самый главный фантазер современного кино — Уэс Андерсон. Его фильмы всегда легко опознать по причудливому стилю. Статичные кадры, наполненные обилием деталей, цветастые костюмы, удивительная палитра, странные герои, которых нигде больше не сыскать. Разочарованные и очаровательные, они устремляются навстречу приключениям: дети в «Королевстве полной луны», управляющий отелем в «Отеле «Гранд Будапешт»», трое братьев в «Поезде на Дарджилинг» или вот в фильме «Водная жизнь» — океанолог Стив Зиссу, его жена Элеонора, беременная журналистка и Нед.
У Стива есть цель — он взялся отыскать акулу-убийцу, которая прикончила во время прошлой экспедиции его друга. Но на деле Стив бежит от собственных проблем. Любимчик Андерсона Билл Мюррей, который исполняет роль Зиссу, играет уставшего и меланхоличного героя, который с одинаковым выражением лица принимает самую острую боль и самые невероятные чудеса. И хотя выглядит он как забавная и полная любви пародия на Жак-Ива Кусто, это с головы до ног герой андерсоновского мира. Теперь еще и подводного.
Самый, пожалуй, минималистичный фильм о том, как человек сталкивается с буйством стихии и спасает собственную жизнь, оказавшись посреди океана на прохудившейся яхте. В фильме всего один герой, и он почти не говорит, разве что с собой. Еще в фильме есть одно письмо в бутылке. Одна яхта. Один Тихий океан. Экранный мир величиной в одного отчаявшегося странника лишь обостряет ощущения от происходящего. Обостряет ужас и безнадегу, одиночество и отвагу человека перед стихией.
Режиссер и сценарист фильма Джей Си Чендор берет за основу легендарную повесть Хемингуэя «Старик и море», а в качестве поддержки довершает образ одинокого рыбака посреди моря выразительным музыкальным сопровождением. Музыка композитора Алекса Эберта важна, так как позволяет без слов сопереживать и считывать эмоции героя. Помогает в этом и исполнитель главной и единственной роли Роберт Рэдфорд. Для него фильм становится настоящим профессиональным вызовом. И Рэдфорд с ним отлично справляется, получая в итоге целый ряд почетных номинаций. Забавно, что съемки фильма проходили в том же месте, что и съемки «Титаника», хотя более непохожих друг на друга фильмов трудно сыскать. Правда, океанской воде до того дела нет. Один шторм равно опасен, что для «Титаника», что для одинокого рыбака.
Это история про капитана Филлипса, который отважно охранял судно, про сомалийских пиратов, про ценный груз, но что важнее — про ценность человеческой жизни. Роль Филлипса в фильме исполняет Том Хэнкс. Ему не впервой играть человека, который предан долгу службы, но вынужден проявить недюжую отвагу, чтобы выжить в сложных обстоятельствах. В «Изгое», вышедшем на экраны в 2000 году, Хэнкс играл работника FedEx, который отправился доставлять посылки адресатам, но его самолет потерпел крушение, и главный герой обернулся современным Робинзоном Крузо, прожив на необитаемом острове четыре года. В 2013-м Капитан Филлипс встал на защиту уже целого грузового судна, огромного контейнеровоза, идущего из Омана в Кению.
Основанный на реальных событиях фильм выходит всего через 4 года после того, как настоящий капитан Филлипс освобождается из пиратского плена. Мастер напряженного экшена Пол Гринграсс, который также снял «Потерянный рейс» и «Ультиматум Борна», создает настоящий триллер, а современные пираты оказываются далеки от шарма Джека Воробья.
Если кто и достоин участия в фильмах о водной стихии, так это береговая охрана. Берег берегу рознь, многие из них непроходимо опасны, и побережье Чатема в штате Массачусетс как раз такое. Там-то и терпит крушение танкер «Пендлтон». Местная команда спасателей отправляется вызволять людей из разломанного надвое корабля, пока жители города в ужасе наблюдают за ходом операции.
Море достаточно коварно, чтобы не нужно было изобретать сюжеты — все они и так произошли в реальности. Вот и история Бернарда Веббера, который был во главе спасательной экспедиции, родом из реального Чатема 1952 года. Более того, на момент съемок картины некоторые участники операции еще были живы. И даже мелодраматическая линия — с невестой Веббера, которая дожидалась его на берегу, — чистая правда. Эту правду и берет за основу режиссер Крэйг Гиллеспи и создает зрелищный экшен, полный выразительных спецэффектов и брызг.
Этот шторм получает название идеального. Его условия сходятся таким образом, что в разы усугубляют масштабы катастрофы. Атлантическая Канада и северные Штаты в 1991 году встречают у своих берегов настоящего зверя. Встречается с ним и команда глостерских рыбаков. Они отправляются в путь на исходе рыбного сезона в надежде сшибить еще немного деньжат, тогда-то их и настигает ненастье.
История судна «Андреа Гейл» ложится в основу сюжета фильма, ставшего классикой 2000-х. Джордж Клуни играет роль капитана Билли Тайна, это он подбивает рыбаков на последнюю вылазку в сезоне. Всем им придется столкнуться с последствиями принятого решения. Невозможно точно реконструировать произошедшее, зато можно воссоздать ощущение ужаса. Здесь, как нигде, сила воды, власть волн, звучит во всю мощь. Это абсолютный гимн морской стихии. Дело даже не в человеческой трагедии, дело в красоте этого шторма. Он и вправду идеален, самодостаточен и самозабвенен. И всякая человеческая трагедия просто-напросто теряется на фоне столь величественной стихии.