Вкусно — и точка: 10 фильмов про людоедов и каннибалов
Каннибализм — одна из расхожих тем в мировом кинематографе. Людоеды одинаково уместны как в кино категории B, где кровь льется рекой, так и в обласканных критиками авторских картинах. И если одни режиссеры снимают страшные фильмы, которые желательно смотреть на пустой желудок, то другие видят в поедании человеческой плоти повод для шуток. Отобрали лучшие фильмы про каннибалов на любой вкус.
А тем, кому покажется мало, рекомендуем также ознакомиться с подборкой фильмов о маньяках на основе реальных событий.
Небольшая съемочная группа приезжает в дебри Амазонки, чтобы снять сенсационный материал о последнем племени каннибалов. Когда участники опасной экспедиции пропадают без вести, на их поиски отправляется нью-йоркский профессор, намеренный любой ценой докопаться до истины. Обнаружив в джунглях кинопленку, он забирает ее в США и приступает к просмотру, не подозревая, сколь пугающие кадры его ждут.
Конец 1970-х — пик популярности спагетти-хоррора, породившего немало знаковых течений. Среди прочего, были фильмы ужасов о каннибалах, шокировавшие современников натуралистичностью и жестокостью. Родоначальник поджанра — Умберто Ленци, в 1972 году выпустивший «Человека с глубокой реки», тогда как канон сформировал «Затерянный мир каннибалов» Руджеро Деодато, вышедший пять лет спустя. Апофеозом самого дикого сегмента итальянского эксплуатационного кино стал «Ад каннибалов» 1979 года всё того же Деодато, запрещенный по меньшей мере в 50 странах. Скандальный псевдодокументальный хоррор не утратил былой актуальности и способен впечатлить даже сейчас.
Студенты из США протестуют против вырубки лесов на территории Амазонии. Деятельность корпораций пагубно отражается на природе и угрожает жизни коренных племен. Активисты вылетают на место событий, чтобы устроить саботаж, но их самолет терпит крушение в самом сердце джунглей.
«Зеленый ад» — дань уважения упомянутым выше каннибальским хоррорам из Италии. Будучи знатоком жанра, Элай Рот органично адаптировал сюжет полувековой давности под нынешние реалии. Как и в классических фильмах ужасов вроде «Ада каннибалов», чрезмерное насилие здесь — не только развлекательный элемент, но также инструмент для социального высказывания: на стороне зла оказывается отнюдь не дикарь, а современный человек, возомнивший себя королем цивилизации.
Компания молодых людей едет в техасское захолустье. Добравшись до пункта назначения, друзья сталкиваются с психом в маске из человеческой кожи. Дожить до рассвета удастся отнюдь не всем.
В 1974 году режиссер-дебютант Тоуб Хупер, имея в своем распоряжении кучку актеров-непрофессионалов и 60 тысяч долларов, создал один из самых страшных ужастиков всех времен. Источником вдохновения послужил реальный маньяк Эд Гейн, с которого также когда-то был списан Норман Бейтс из «Психо». И по уровню влияния на жанр «Техасская резня бензопилой» вряд ли сильно уступает шедевру Альфреда Хичкока. По сути, уже здесь фигурируют все атрибуты североамериканского слэшера: завязка в духе «подростки свернули не туда», методичное убийство молодежи холодным оружием и финальное противостояние молчаливого душегуба с «последней девушкой». Хоррор, напугавший всю Америку, породил долгоиграющую кинофраншизу, стоящую в одном ряду с «Хэллоуином» и «Пятницей, 13-м».
Дикий Запад, 1890-е годы. В захудалый городок Брайт-Хоуп прибывает разбойник Пёрвис. Той же ночью пещерные люди, преследовавшие бандита, нападают на поселение и похищают гражданских. Шериф Хант в компании нескольких смельчаков отправляется по их следу.
«Костяной томагавк» — дебют С. Крэйга Залера, одного из интереснейших американских кинематографистов современности. Попробовав себя в качестве поэта, писателя и барабанщика, в 2015 году он уселся в режиссерское кресло, ко всеобщему удивлению выдав один из лучших вестернов XXI века. Вопреки отсутствию опыта, денег и известности, Залер умудрился затащить в свой малобюджетный фильм голливудских суперзвезд калибра Курта Рассела и Ричарда Дженкинса, поделивших экран с не менее колоритными Мэттью Фоксом и Патриком Уилсоном. Тягучий вестерн представляет собой путешествие четырех мужчин из пункта А в пункт Б и лишь к финалу трансформируется в брутальный хоррор, что не мешает ему держать в напряжении все два с половиной часа.
Маньяк по прозвищу Буффало Билл безнаказанно убивает молодых девушек по всему Северо-Западу. Руководство ФБР поручает талантливой курсантке Кларисе Старлинг пообщаться с каннибалом-убийцей Ганнибалом Лектером, бывшим психиатром, который содержится в изоляторе психбольницы. По задумке бюро, заключенный должен составить психологический портрет Буффало Билла, благодаря которому того удастся поймать. Ситуация выходит из-под контроля, когда между Кларисой и Ганнибалом возникает эмоциональная связь.
«Молчание ягнят» — новаторский триллер, снятый по одноименному бестселлеру Томаса Харриса. За 30 лет до финчеровского «Охотника за разумом» Джонатан Демме свел к минимуму убийства-шоустопперы и превратил разговоры в ключевой киноаттракцион, а Энтони Хопкинс и Джоди Фостер образовали одни из ярчайших дуэтов в истории кинематографа. Мрачная картина о поиске неуловимого психопата неожиданно взяла пять «Оскаров» и стала хитом проката, изменив облик целого жанра.
С момента исчезновения Ганнибала Лектера прошло 10 лет. Все эти годы Клариса Старлинг, построившая блистательную карьеру в ФБР, безуспешно пытается отыскать затаившегося маньяка-каннибала. Однажды судьба сталкивает ее с миллиардером Мейсоном Верджером — выжившей жертвой беглеца. С его помощью Клариса устанавливает, что Ганнибал живет во Флоренции под другим именем.
Режиссером «Ганнибала», прямого продолжения «Молчания ягнят», выступил великий, но крайне неровный Ридли Скотт. Трудности настигли классика уже на этапе кастинга: Джоди Фостер наотрез отказалась возвращаться к роли Старлинг, поэтому ее место заняла Джулианна Мур. Однако главная проблема сиквела заключается даже не в смене актрисы, а в том, что фокус сместился с Кларисы на Ганнибала, в «Молчании ягнят» присутствовавшего в кадре 16 минут. Получив куда больше экранного времени, злодей в исполнении Энтони Хопкинса лишился былого ореола загадочности, превратившись в заурядного маньяка-психопата. Впрочем, есть в фильме Скотта и удачные находки. Чего только стоит незабываемый эпизод, где герой Рэя Лиотты ужинает собственными мозгами.
Жюстин — новая ученица ветеринарного колледжа, которая впервые оказывается вдали от родителей. Заселившись в студенческое общежитие, она узнает о странном обряде посвящения, через который неизбежно проходят все первокурсники и первокурсницы. Являясь вегетарианкой, Жюстин вынуждена пойти наперекор себе и съесть кроличьи почки. После этого девушка начинает испытывать непреодолимую тягу к употреблению в пищу сырого мяса.
«Сырое» — нашумевший полнометражный дебют режиссерки Жюлии Дюкурно, до обморока перепугавший изнеженных зрителей 69-го Каннского фестиваля. Кровавый фильм выдержан в лучших традициях «нового французского экстрима» и отсылает к таким бескомпромиссным кинопроизведениям начала XXI века, как «Что ни день, то неприятности» Клер Дени и «В моей коже» Марины де Ван. Отдельного внимания заслуживает выдающаяся актерская работа Геранс Марилье, вокруг которой выстроено всё повествование. Поклонникам европейского фестивального кино точно не стоит проходить мимо жуткого и вместе с тем невероятно смешного фем-хоррора.
18-летняя Марен живет с отцом, с которым регулярно переезжает с места на место. Виной тому ее врожденное пристрастие к человеческой плоти. После очередного инцидента терпению отца приходит конец. Он оставляет дочери пачку долларов и аудиокассету с объяснениями, после чего пускается восвояси. Обескураженная Марен решает найти мать, покинувшую семью много лет назад и, вероятно, страдающую от схожего недуга. Вскоре одинокая девушка сталкивается с обаятельным Ли, который соглашается составить ей компанию.
Еще один неординарный взгляд на каннибализм, на сей раз предложенный итальянским режиссером Лукой Гуаданьино. Под оберткой жесткого хоррора про людоедов, живущих среди нас, скрывается роуд-муви о подростковом бунте а-ля «Пустоши» Терренса Малика. Влюбленные тинейджеры, сыгранные Тейлор Расселл и Тимоти Шаламе, колесят по Америке 1980-х под синтипоп, между делом жестоко расправляясь со случайными встречными. Ничего большего для хорошего кино на вечер, в общем-то, и не требуется.
Добро пожаловать в многоквартирный дом, за дверьми которого творятся поистине страшные вещи. Владелец помещения — мясник, для которого постояльцы одновременно и клиенты, и сырье. Гости дома даже не догадываются о том, какой ингредиент служит основой для знаменитых блюд их арендодателя. Всё меняется, когда мышеподобная дочь мясника влюбляется в нового жильца и тем самым ставит под угрозу весь его бизнес.
«Деликатесы» — дебютная работа Жан-Пьера Жёне, поставленная им вместе с Марком Каро. Перед нами типичная для прославленного француза сказка для взрослых, где зрителя шаг за шагом погружают в ирреальное пространство, населенное причудливыми персонажами. Уже здесь формируется уникальный стиль кинематографа Жёне: преобладание теплых тонов, обилие сверхкрупных планов героев и внимание к деталям при постановке мизансцен. За «Деликатесы» режиссер завоевал «Сезар», после чего построил потрясающую карьеру, подарив всем нам чудесный «Город потерянных детей» и, конечно же, «Амели».
Команда юных регбистов в сопровождении родственников летит на важную игру. Из-за непогоды самолет разбивается посреди заснеженных гор. Выжить удается лишь немногим подросткам, обнаружившим себя в диких условиях без взрослых, еды и крыши над головой. Впереди их ждут 72 дня ожесточенной борьбы за выживание.
Фильм-катастрофа Фрэнка Маршалла, продюсера многих хитов Стивена Спилберга, основан на реальных событиях 1972 года. Происшествие, известное как «Чудо в Андах», подробно описано в книге Пирса Рида «Живые», и именно по ее мотивам была снята картина. Леденящее душу кино о группе несовершеннолетних, оказавшихся в полной изоляции от внешнего мира, закрепило за Итаном Хоуком статус восходящей звезды. Тогда как сама история спустя десятилетия нашла отражение в телехите «Шершни».