Опубликовано 16 июля 2024, 17:41
10 мин.

Великая красота и сладкая жизнь: Лучшие итальянские фильмы

Поделиться:
Великая красота и сладкая жизнь: Лучшие итальянские фильмы

Италия стала страной кинематографа с самого его рождения, подарив миру движение неореализма, кино Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Витторио де Сики и многих других авторов, чьи имена вошли в историю. Вспоминаем 15 фильмов, которые станут отличным базисом для начала знакомства с итальянским кинематографом.

А здесь мы собрали лучшие итальянские сериалы.

Лучшие итальянские современные фильмы

Идеальные незнакомцы

Рейтинг: 7.85IMDb: 7.8
Жанры: Драмы, Комедии
2016, 92 мин
Италия, 18+
Режиссер: Паоло ДженовезеГлавные роли: Джузеппе Баттистон, Анна Фольетта, Марко Джаллини, Эдоардо Лео, Валерио Мастандреа, Альба Рорвахер

Тихий вечер за ужином в кругу друзей — что может быть лучше? Идеальное времяпрепровождение заканчивается грандиозным скандалом, когда поступает предложение сыграть в игру: положить все гаджеты в центр стола, читать все СМС вслух и отвечать на звонки по громкой связи. Невинная забава раскрывает тайны друзей. Как оказалось, скелеты в шкафу есть у каждого.

Успех «Идеальных незнакомцев» кроется в обмане ожиданий публики. Начавшись как очередная итальянская эксцентрическая комедия, сюжет разрастается до трагедийных масштабов. Здесь не обошлось без влияния «Террасы» Этторе Сколы и «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля — лучших фильмов о неприглядной сущности буржуа, которая вырывается на свободу в запертом пространстве, а концовка вообще выносит неутешительный приговор современному итальянскому обществу.

Итальянское кино: лучшие итальянские фильмы

Сладкая жизнь

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанры: Комедии, Драмы
1960, 174 мин
Италия, Франция, 12+
Режиссер: Федерико ФеллиниГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме, Ивонн Фюрно, Магали Ноэль, Ален Кюни

В фильме показаны семь дней и ночей из жизни Марчелло (Марчелло Мастроянни) — бонвивана, журналиста и писателя в творческом кризисе. Он разрывается между двумя жизнями — бесконечной вечеринкой в светских кругах и полным трудностей путем литератора. Марчелло путается в женщинах, стремлениях и проектах, но в конце концов должен сделать выбор.

Любое описание сюжета этого фильма блекнет перед магией кино, которую нащупал Феллини. «Сладкая жизнь» — синоним итальянского кинематографа, кадры из картины навсегда остались в истории и продолжают очаровывать кинематографистов и зрителей до сих пор. Купание в фонтане Треви, статуя Христа, летящая над Римом, Мастроянни на коленях в песке и бесконечные беспутные вечеринки. Внешний лоск образа жизни Марчелло скрывает за собой моральное гниение, как и вечный город под золотыми фасадами прячет разложение и бедность.

Кадр из фильма «Великая красота»

Великая красота

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Комедии
2013, 141 мин
Италия, 18+
Режиссер: Паоло СоррентиноГлавные роли: Тони Сервилло, Карло Вердоне, Сабрина Ферилли, Карло Буччироссо, Яя Форте, Памела Виллорези

Джеп Гамбарделла (Тони Сервилло) — в прошлом успешный писатель, закончивший, правда, только один роман, а ныне — один из самых известных светских колумнистов. В свои 65 он проживает жизнь, полную удовольствий и наслаждений. Однажды Джеп встречает мужа бывшей возлюбленной, который сообщает, что его жена умерла. Это известие заставляет героя по-новому посмотреть на мир вокруг.

Своеобразное продолжение «Сладкой жизни», если бы Марчелло выбрал карьеру журналиста, каким его увидел главный наследник и почитатель ФеллиниПаоло Соррентино. Как и итальянский классик, Соррентино ткет фильм из эксцентрических эпизодов, постепенно раскрывая персонажа и заставляя его меняться.

Кадр из фильма «Жизнь прекрасна»

Жизнь прекрасна

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.6
Жанры: Комедии, Драмы, Военное
1997, 111 мин
Италия, 16+
Режиссер: Роберто БениньиГлавные роли: Роберто Бениньи, Николетта Браски, Джорджо Кантарини, Джустино Дурано, Серджио Бини Бустрик, Мариса Паредес

Еврей Гуидо (Роберто Бениньи) приезжает в Ареццо. Там он знакомится со школьной учительницей Дорой (Николетта Браски), и вскоре они женятся. Пара открывает книжный магазинчик и рожает сына Джозуэ. Но наступает 1943 год, вся семья отправляется в концентрационный лагерь. Гуидо объясняет сыну, что происходящее — игра и если соблюдать все правила, то в конце можно выиграть танк.

Фильм разделил критиков на два лагеря, которые не могли сойтись во мнении по вопросу — можно ли шутить о Холокосте? На Бениньи обрушилась критика из-за его нееврейского происхождения — по мнению многих, это ограничивало его погружение в тему и способность передать кошмар геноцида на экране. Бениньи же показал ужасы войны глазами ребенка, создав сентиментальную драму о силе фантазии, которая может победить даже смерть. Фильм был номинирован на семь премий «Оскар» и завоевал престижную награду в трех категориях: «Лучшая мужская роль», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая оригинальная музыка к фильму».

«Похитители велосипедов»

Похитители велосипедов

Рейтинг: 8IMDb: 8.3
Жанр: Драмы
1948, 90 мин
Италия, 12+
Режиссер: Витторио Де СикаГлавные роли: Ламберто Маджорани, Энцо Стайола, Лианелла Карелль, Элена Альтьери, Джино Сальтамеренда, Джулио Кьяри

Антонио (Ламберто Маджорани) несказанно повезло — среди толп итальянских безработных именно ему выпал шанс трудоустроиться. Антонио должен расклеивать по Риму афиши и объявления. Вот только для этого ему необходим велосипед, о наличии которого он сообщил на бирже труда. Чтобы вызволить велосипед, который к этому моменту уже в ломбарде, жена Антонио закладывает свое приданое. Но в первый же рабочий день его крадут. Вместе с сыном Антонио направляется на поиски похитителей.

Фильм «Похитители велосипедов» — настоящий манифест итальянского неореализма. После войны кинематографисты пытались нащупать язык, которым можно описать реальность, и вывели новую формулу. Естественный свет, непрофессиональные актеры, тривиальные сюжеты и конфликты — бытописание обычных людей. Такая формула позволяла фиксировать действительность, травмированную Второй мировой войной, потому что, как заметил Теодор Адорно, «писать стихи после Освенцима — варварство».

Кадр из фильма «Рокко и его братья»

Рокко и его братья

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.3
Жанр: Драмы
1960, 170 мин
Италия, Франция, 16+
Режиссер: Лукино ВисконтиГлавные роли: Ален Делон, Ренато Сальватори, Анни Жирардо, Катина Паксину, Алессандра Панаро, Спирос Фокас

Семейство Паронди, состоящее из вдовы-матери и четырех братьев, переезжает с юга в Милан к старшему брату, пятому. Тот работает на автомобильном заводе и намеревается жениться на местной девушке. Младшие братья идут на учебу, а средние — Рокко (Ален Делон) и Симоне (Ренато Сальватори) — начинают заниматься боксом. Вскоре последний добивается успеха и бьется за деньги в коммерческих боях. Рокко же устраивается в химчистку. Однажды соседка Паронди, секс-работница Надя (Анни Жирардо), сбегает из дома от побоев отца, и Паронди дают ей приют. Так завязывается кровавый любовный треугольник между Надей, Рокко и Симоне.

Эпическое полотно Лукино Висконти о распаде семьи под влиянием индустриализации. Деревенские обычаи и характеры Паронди проходят проверку на прочность безжалостным мегаполисом. Далеко не все члены семейства выстоят перед соблазнами Милана. Висконти виртуозно объединяет в «Рокко и его братьях» реализм с мелодрамой, создавая настоящую притчу о схождении праведника в греховный мир. Сюжет фильма частично основан на романах Достоевского «Идиот» и Томаса Манна «Иосиф и его братья».

Кадр из фильма «Затмение»

Затмение

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1962, 125 мин
Италия, Франция, 18+
Режиссер: Микеланджело АнтониониГлавные роли: Ален Делон, Моника Витти, Франсиско Рабаль, Луи Сенье, Лилла Бриньоне, Розанна Рори

Виттория (Моника Витти) заканчивает длительные отношения с писателем Рикардо (Франсиско Рабаль). В попытке отвлечься она знакомится с любительницей экзотики, соседкой Мартой, летит в Верону, гуляет по ночному Риму, а еще встречает биржевого маклера своей матери Пьеро (Ален Делон). Они начинают встречаться, но постепенно осознают безнадежность отношений.

Фильм «Затмение» — финальная часть условной «трилогии отчуждения» Антониони, в которой он манифестирует невозможность близости между людьми. Отрешенная героиня Моники Витти, вечной музы режиссера, — воплощение фигуративной загадки и одновременно чувственной витальности — не в состоянии найти общий язык ни с одним из героев фильма, включая собственную мать.

Кадр из итальянского фильма «Теорема»

Теорема

Рейтинг: 7.6IMDb: 7
Жанр: Драмы
1968, 98 мин
Италия, 16+
Режиссер: Пьер Паоло ПазолиниГлавные роли: Теренс Стэмп, Сильвана Мангано, Массимо Джиротти, Анна Вяземски, Лаура Бетти, Андрес Хосе Крус Сублетт

На пороге дома обычной буржуазной итальянской семьи появляется незнакомец (Теренс Стэмп). Он соблазняет всех его обитателей, начиная со служанки (Лаура Бетти) и заканчивая отцом семейства (Массимо Джиротти). Так же загадочно, как появился, он исчезает. Вся семья остро ощущает нехватку гостя и пытается справиться с его пропажей, каждый по-своему.

Стройное формалистское исследование природы религиозного мышления от марксиста Пьера Паоло Пазолини. Режиссер поставил фильм по мотивам собственного романа, в котором вновь доказал излюбленный тезис о сходстве между марксизмом, христианством и сексуальным влечением. Если верить самому автору, одной из главных идей фильма является несостоятельность представителя буржуазии — «всё, что бы он ни сделал, каким бы искренним, глубоким и благородным это ни было, всегда сделано не так». Недаром только служанка семейства, рабочий класс, оказывается способна чувственно воспринять присутствие небожителя в ее жизни и вознестись над суетой.

Фильм «Кроваво-красное»

Кроваво-красное

Рейтинг: 7.2IMDb: 7.5
Жанры: Ужасы, Триллеры, Детективы
1975, 127 мин
Италия, 18+
Режиссер: Дарио АрджентоГлавные роли: Дэвид Хеммингс, Дария Николоди, Габриэле Лавиа, Маша Мериль, Эрос Паньи, Джулиана Каландра

Парапсихолога Хельгу Ульман убивают после того, как она со сцены на конгрессе заявляет, что в зале прячется убийца. Свидетель преступления — ее сосед, пианист Маркус (Дэвид Хеммингс). Он становится одержим преступлением и пытается найти виновного. Расследование сталкивает его с журналисткой Джанной (Дария Николоди). Вместе они пытаются докопаться до истины, но трупов вокруг них становится всё больше и больше.

Эталон чисто итальянского криминального жанра джалло, в котором детективный сюжет вплетается в узор из эстетских убийств. Дарио Ардженто, признанный мастер и отец джалло, убирает повествование и структуру на второй план, а главенствуют в симфонии ужаса фетишизированные эпизоды убиийств, в которых преступник без лица умерщвляет очень красивых актрис. Джалло Ардженто провозглашают беззащитность и хрупкость неподдельной красоты в современном мире.

Кадр из фильма «Развод по-итальянски»

Развод по-итальянски

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.9
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
1961, 105 мин
Италия, 12+
Режиссер: Пьетро ДжермиГлавные роли: Марчелло Мастроянни, Даниэла Рокка, Стефания Сандрелли, Леопольдо Триесте, Одоардо Спадаро, Маргерита Джирелли

Католическая Италия, мягко говоря, не поощряет разводы. Но какое до этого дело приличному семьянину дону Фердинандо Чефалу (Марчелло Мастроянни) — жителю небольшого сицилийского городка? Дело в том, что Фердинандо по уши влюбился в свою юную кузину Анжелу (Стефания Сандрелли), а вот вредная жена Розалия (Даниэла Рокка) ему совсем надоела. Фердинандо решает, что охота пуще неволи, и разрабатывает план по избавлению от Розалии. Ему просто необходимо застать ее с другим мужчиной, убить в приступе гнева, и тогда милосердный суд Италии обязательно помилует достойного жалости рогоносца.

Эталонная итальянская комедия Пьетро Джерми. Мелодраматическая сатира на состояние современного итальянского общества и судебной системы, которая действительно делала скидку в приговоре разъяренным обманутым мужьям. Фильм получил премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и приз за лучшую комедию на Каннском кинофестивале.

Кадр из фильма «Конформист»

Конформист

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
1970, 117 мин
Франция, Италия, 18+
Режиссер: Бернардо БертолуччиГлавные роли: Жан-Луи Трентиньян, Стефания Сандрелли, Энцо Тарашо, Доминик Санда, Гастоне Москин, Фоско Джакетти

33-летний римский аристократ Марчелло (Жан-Луи Трентиньян) поступает на службу к фашистам. Одно из первых его заданий — слежка за Квадри (Энцо Тарашо), профессором-антифашистом, который эмигрировал в Париж. Марчелло отправляется в столицу Франции с женой (Стефания Сандрелли), чтобы навестить Квадри, с которым он знаком по университету. Вскоре Марчелло поручают убить профессора и его жену Анну (Доминик Санда), но он уже увлекся ею и хочет спасти от неминуемой гибели.

Фильм — страшный приговор старшему поколению от начинающего режиссера Бернардо Бертолуччи — был снят через два года после подавления студенческих восстаний в Париже. Режиссер сделал главного героя конформистом, пассивным наблюдателем разгорающегося фашизма в Италии, и заставил зрителя посмотреть на события его глазами, то есть превратил в соучастника преступлений. За основу сюжета Бертолуччи взял одноименный роман коммуниста Альберто Моравиа, заменив в нём мотив судьбы на психоанализ Фрейда. Так у главного героя появилось травмирующее детство и репрессированные желания, объясняющие мотивацию его поступков.

Фильм «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений»

Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений

Рейтинг: 7.8IMDb: 8
Жанры: Драмы, Криминальное
1969, 115 мин
Италия, 16+
Режиссер: Элио ПетриГлавные роли: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо, Орацио Орландо, Серджо Трамонти, Артуро Доминичи

Главный герой фильма — детектив (Джан Мария Волонте), который получает повышение на службе. Он становится начальником полицейского участка, все называют его Дотторе. Сыщик убивает свою любовницу и становится главным следователем по делу. Дотторе оставляет неопровержимые доказательства вины, но раз за разом ему удается ускользнуть от правосудия.

Уникальный абсурдистский фильм Элио Петри — это одновременно черная сатира и запутанный триллер. Вывернутый наизнанку «Процесс» Франца Кафки, где герой патологически хочет быть обвиненным, увлекает зрителя в самое жерло безумия итальянской системы общественной безопасности. Фильм выходит за рамки жанровых условностей и постоянно обманывает ожидания зрителей, а магнетический саундтрек Эннио Морриконе добавляет новых граней происходящему.

Кадр из фильма «Догмэн»

Догмэн

Рейтинг: 6.7IMDb: 7.3
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное
2018, 98 мин
Италия, Франция, 18+
Режиссер: Маттео ГарронеГлавные роли: Марчелло Фонте, Эдоардо Пеше, Нунциа Скьяно, Адамо Дионизи, Франческо Аквароли, Джанлука Гобби

Марчелло (Марчелло Фонте) — владелец небольшого салона для стрижки собак в приморском итальянском городке. В свободное время он приторговывает кокаином, чтобы сводить концы с концами, и иногда помогает другу, огромному боксеру Симоне (Эдоардо Пеше), проворачивать криминальные дела. Однажды Марчелло оказывается в тюрьме за преступление, совершенное Симоне, потому что не хочет сдавать друга полиции. Выйдя через год, он требует свою часть награбленного, но выясняет, что Симоне потратил его долю на покупку мотоцикла. Закаленный тюрьмой, главный герой больше не собирается терпеть унижения от «друга».

Маттео Гарроне — один из лучших современных итальянских режиссеров. Следуя неореалистической традиции, он берет сюжет для фильма из итальянской криминальной сводки: в 1980-е 27-летний грумер жестоко пытал, а затем убил бывшего боксера-любителя. Как всегда у Гарроне, бытовое преступление превращается в настоящую сказочную притчу о кровавом бунте маленького человека с двойственным финалом и элементами магического реализма.

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

Хороший, плохой, злой

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.8
Жанр: Вестерны
1966, 178 мин
Италия, Испания, 16+
Режиссер: Серджио ЛеонеГлавные роли: Клинт Иствуд, Энцо Петито, Ли Ван Клиф, Рада Рассимов, Альдо Джуффре, Луиджи Пистилли

Разгар Гражданской войны в США. На Диком Западе три бандита — Блондин (Клинт Иствуд), Туко (Илай Уоллак) и Сентенца (Ли Ван Клиф) — объединяются в поисках утерянного золота конфедератов. Трое одиночек вынуждены сотрудничать по дороге к сокровищу, но достанется оно только одному.

Визуальная симфония напряжения Серджио Леоне строится на фирменном приеме противопоставления общих и крупных планов. Критики смогли оценить этот эталон спагетти-вестерна по достоинству только со временем. Ранее жанр не воспринимали всерьез из-за двойной морали и обилия жестокости, но впоследствии именно фильмы Серджио Леоне послужили признанию важного для Италии жанра, а самого режиссера причислили к истинным авторам.

Фильм «Паскуалино „Семь красоток“»

Паскуалино «Семь красоток»

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанры: Драмы, Комедии, Военное
1975, 116 мин
Италия, 18+
Режиссер: Лина ВертмюллерГлавные роли: Джанкарло Джаннини, Фернандо Рей, Ширли Столер, Елена Фьоре, Пьеро Ди Иорио, Энцо Витале

Паскуалино (Джанкарло Джаннини) — обычный неаполитанец и брат семи сестер-уродин, в честь чего получил прозвище «Семь красоток». Однажды он убивает сутенера, который привлекает одну из его сестер к проституции, чтобы защитить честь семьи, но сразу попадается в лапы к законникам. Успешно притворившись безумцем, Паскуалино попадает в психиатрическое отделение, но затем добровольно вступает в итальянскую армию во время Второй мировой войны, воюя на одной стороне с фашистами. Сражения Паскуалино тоже не к лицу — вместе с одним из товарищей он решает дезертировать.

Благодаря этому фильму Лина Вертмюллер стала первой постановщицей, которая получила номинацию на «Оскар» за режиссуру. В центр плутовского сюжета она помещает антигероя, чей девиз «готов на всё, чтобы выжить», и заставляет зрителей сопереживать ему, проводя через бесчисленные испытания истории XX века. Героем, которого сыграл величайший итальянский актер Джанкарло Джаннини, одновременно жалким и жестоким, невозможно не проникнуться. Благодаря тонкому синтезу комедии, остроумной сатиры и жестокой послевоенной драмы «Паскуалино» является одним из лучших и недооцененных итальянских фильмов.

Новое в подписке

Лучшее в подписке