Вчера, сегодня, завтра: 10 лучших исторических фильмов 2024 года
Год медленно, но верно подходит к концу, а Okko подводит его киноитоги. 2024-й богат на так и не выходящие из моды исторические фильмы, соответственно, предлагаем совершить небольшое путешествие по эпохам. Заглянем в полные надежд, политических амбиций и скрытых неврозов 1960-е, авторитарные и одновременно раскованные 1970-е, порочные и мистические 1980-е, не забыв о коротких остановках в вольном XVIII и романтическом XIX веках.
А здесь мы собрали лучшие зарубежные фильмы 2024 года в целом.
В 1973 году Дональд Трамп (Себастиан Стэн) был розовощеким сыном известного нью-йоркского бизнесмена Фреда Трампа и всеми силами старался выйти из тени отца. В этом ему помог пронырливый и нечистый на руку адвокат Рой Кон (Джереми Стронг). Для начала с помощью шантажа он усмирил прокурора, обвинявшего Трампов в дискриминации афроамериканцев, а позже тем же способом добился налоговых послаблений для превращения старого отеля «Коммодор» в роскошный отель сети «Хаятт». Наконец, при поддержке влиятельного адвоката молодой Трамп строит бизнес-центр «Трамп Плаза», буквально сделавший ему имя. Со временем Кон становится ментором Трампа и учит его трем главным правилам, которые ученик беззастенчиво присвоит себе: всегда атакуй, никогда не признавай себя неправым и называй себя победителем, даже если потерпел поражение.
История триумфа Трампа, в ироничных тонах поставленная Али Аббаси по сценарию журналиста Гэбриела Шермана, который освещал выборы президента США в 2016-м, должна была появиться в российских кинотеатрах 14 ноября, но так и не получила прокатного удостоверения (возможно, из-за сцен, подчеркивающих гомосексуальность Кона). Интересно, что Джереми Стронг, исполнивший роль Кона, известен по участию в сериале «Наследники», где сыгранный им Кендалл Рой, как и Трамп в «Ученике», пытается превзойти своего отца.
В 1975-м, пока юный Дон Трамп шел к успеху, в сердце Манхэттена, в здании Рокфеллер-плаза, группа комиков работала над первым эпизодом «Шоу субботним вечером», Saturday Night Live, которое с тех самых пор бессменно выходит на канале NBC. За почти 50 лет существования оно не только стало одним из главных скетч-шоу в истории американского телевидения, но и серьезно повлияло на кинематограф. В разные годы членами трупы SNL были Джон Белуши, Гаррет Моррис, Дэн Эйкройд, Чеви Чейз, Эдди Мёрфи, Майк Майерс, Крис Рок, Адам Сэндлер, Уилл Феррелл, Энди Сэмберг, Билл Мюррей и даже Роберт Дауни — младший!
Юный продюсер нового шоу Лорн Майклз (Гэбриел ЛаБелль) — образ, который, к слову, Майк Майерс использовал, создавая доктора Зло, — мечется по съемочной площадке, туша десятки пожаров и самовозгораний. Эгоистичные и эксцентричные комики то затевают ссоры, как Чеви Чейз (Кори Майкл Смит) и Милтон Берл (Джей Кей Симмонс), то, как Джон Белуши (Мэтт Вуд), вовсе грозятся покинуть проект. Авторы еле справляются с грузом ответственности и борются с телецензорами. Представители руководства Дик Эберсол (Купер Хоффман) и Дэвид Тэбет (Уиллем Дефо) не верят в успех передачи и грозят не выпустить ее в эфир. Приглашенная звезда Джордж Карлин (Мэттью Риз) искренне считает идею идиотизмом. Легенда комедии Джонни Карсон желает шоу провалиться. Каким-то чудом Майклзу удается со всем справиться и превратить шоу в телехит.
1968 год, США. Движение за гражданские права в самом разгаре, и феминизм второй волны готов накрыть Капитолийский холм. По всей стране веет ветер исторических перемен, который добирается даже до затхлых залов Вашингтона, где вот уже несколько столетий заседают в основном белые мужчины почтенного возраста. В Конгресс впервые избирается темнокожая женщина — Ширли Чисхолм, выпукло сыгранная Реджиной Кинг (актрисой с королевскими именем и фамилией). Чисхолм, привыкшая к снисходительным взглядам и шовинистским ремаркам, на первом успехе не останавливается и баллотируется в президенты США.
«Ширли» — традиционный, почти типовой байопик от Netflix о видной политической фигуре родом из 1960-х, возможно, важнейшего десятилетия для самоопределения американцев с леволиберальной политической ориентацией. В прошлом году стриминг представил «Растина» — биографическую картину о Баярде Растине, политическом активисте, участвовавшем в знаменитом марше на Вашингтон в 1963 году.
О судьбе другого конгрессмена рассказывает байопик бразильца Вальтера Саллеса, поставленный по мемуарам Марсело Рубенса Пайвы, чьи родители также в центре этой реальной истории. Саллес был знаком с семейством Пайва и в юности проводил время в их доме. Семейным стал и каст — сыгравшие одну и ту же героиню Юнис Пайву в разные годы Фернанда Монтенегро и Фернанда Торрес приходятся друг другу матерью и дочерью. Показанная на Венецианском кинофестивале драма удостоилась приза за лучший сценарий.
1971 год. В Бразилии уже семь лет военная диктатура. Впрочем, в праздный жаркий день ее почти не различить. Особенно если не обращать внимание на военный вертолет, загораживающий солнце, и на тревожные сообщения по радио об очередном исчезновении оппозиционера. Семья Пайва — конгрессмен с левыми взглядами Рубенс (Селтон Мелу), его жена Юнис (Фернанда Торрес и Фернанда Монтенегро) и пятеро их детей — отмахнуться от известий не могут. Однажды ночью Пайву схватывают и увозят, объявив через несколько дней пропавшим без вести. А Юнис после нескольких дней допросов о связях с подпольем, о котором она ничего не знала, отпускают. Ей предстоят десятилетия тихой и упорной борьбы не только за благополучие детей, но и за правду о судьбе мужа.
Ирландия, 1985 год. Маленький городок Нью-Росс готовится к празднованию Рождества. Продавец угля Билл Ферлонг (Киллиан Мёрфи) не может уснуть, воспоминания о детстве тревожат его. Мама воспитывала его одна, отвергнутая семьей и сумевшая найти работу только благодаря доброте миссис Уилсон (Мишель Фэйрли). Билл приезжает по работе в католический приют Магдалины, где монахини помогают «падшим девушкам». В сарае для угля он обнаруживает запертую девочку-подростка Сару (Зара Дэвлин), которая оказывается беременна. Настоятельница приюта сестра Мэри (Эмили Уотсон) пытается убедить его, что это просто недоразумение, — должно быть, другие девушки в шутку заперли Сару — и оставляет угольщику слишком щедрые чаевые. Билл отправляется домой, к жене и дочерям, но мыслями постоянно возвращается к Саре.
«Мелочи жизни» поставлены по одноименному роману Клэр Киган 2021 года, отмеченному Призом Оруэлла и попавшему в шорт-лист Букеровской премии. Премьера фильма прошла на Берлинале, где Эмили Уотсон была награждена «Серебряным медведем» за лучшую роль второго плана.
В городке Сант-Иньяцио в пригороде Венеции существовал женский приют. От повседневных забот и обязательных молитв живущих в нём сироток отвлекала музыка. Был и свой небольшой оркестр с хором, который расцвечивал блеклые службы отца Перлины (Паоло Росси) — директора приюта. Прибытие в Сант-Иньяцио Папы Римского будоражит приют. Обделенный способностями, но тщеславный Перлина берется написать музыку специально к событию, однако успеха не добивается. Только герой этой истории вовсе не он, а служанка Тереза (Галатея Беллуджи), разлученная с ребенком, и сиротка Лучия (Карлотта Гамба), которые находят друг в друге покой и отраду, тайно упражняясь в игре на фортепиано. Лучия тоже пишет по случаю визита Папы музыку, которую Перлина ожидаемо высмеивает. Лишь объединившись, девушки могут сделать так, чтобы их голоса и музыку наконец услышали.
«Глория» стала режиссерским дебютом итальянской певицы и актрисы Маргериты Викарио, дочери продюсера и актера Марко Викарио и актрисы Россаны Подеста. Премьера фильма прошла в основном конкурсе Берлинского фестиваля.
Новая экранизация приключенческого романа Александра Дюма. Красивый и благородный Эдмон Дантес обручен с прекрасной и знатной Мерседес (Анаис Демустье), а также быстро продвигается по службе. Молодой человек получает капитана за спасение тонущей, причем из звания разжалован Данглар (Патрик Милле), выступавший против рискованного шага. Эдмон и Мерседес готовятся к свадьбе, но над ними уже сгущаются тучи. Мстительный Данглар вступает в союз с Фернаном де Морсером (Бастьен Буйон), другом детства Эдмона, тайно влюбленным в Мерседес. Их козни приводят Эдмона к аресту и заключению в мрачном замке Иф. После долгих лет в камере-колодце Дантес встречает товарища по несчастью, аббата Фариа (Пьерфранческо Фавино) — ученого, несмотря на годы в заключении не потерявшего присутствие духа. Фариа учит Эдмона языкам и наукам а также рассказывает о скрытых на крошечном острове Монтекристо сокровищах. У Дантеса появляется цель — выбраться из заключения и, завладев сокровищами, отомстить людям, лишившим его всего.
Историческая драма режиссерского дуэта Матьё Делапорта и Александра де Ла Пательера (к слову, сына знаменитого послевоенного режиссера Дени де Ла Пательера) продолжила наметившийся во французском кино в последние несколько лет тренд на высокобюджетные по европейским меркам экранизации классики — так, в 2023-м вышла дилогия Мартина Бурбулона, экранизировавшего другой роман Дюма «Три мушкетера».
Лос-Анджелес середины 1980-х. После резни на маленькой техасской ферме прошло шесть лет. Единственная выжившая в ней Максин Минкс (Миа Гот) за это время успела стать звездой порно и о кровавых событиях вспоминает только в редко являющихся кошмарах. Пока в городе орудует маньяк по прозвищу Ночной Сталкер, практикующий ритуальные убийства, она пытается пробиться в мир мейнстримного кино. Максин получает главную роль в хорроре «Пуританка II». Детективы Уильямс (Мишель Монахэн) и Торрес (Бобби Каннавале), расследующие убийства, не осознают, что жертвы так или иначе связаны с новой королевой крика. Триумф, кажется, уже близко, но прошлое стучится в давно закрытую Максин дверь.
«Максин XXX» завершает историческую трилогию Тая Уэста, начатую «Х» и продолженную приквелом «Пэрл». С характерными для своих фильмов отсылками к хоррорам 1980-х Уэст создает уютное для синефилов пространство, в котором иронии оказывается не меньше, чем собственно ужаса.
В многофигурном эпичном вестерне, по размаху напоминающем «Как был завоеван Запад», Кевин Костнер широкими мазками рисует картину жизни обитателей фронтира во время Гражданской войны. Индейцы, переселенцы, военные, игроки, фермеры, авантюристы, работницы борделя, торговцы лошадьми, домохозяйки, пасторы, немцы, китайцы, англичане, ирландцы — все они сходятся на небольшом участке земли, в новом городке Горизонт, вокруг которого Костнер строит миф об Америке.
Идея этого opus magnum у Костнера, выступившего в качестве режиссера, продюсера, соавтора сценария и исполнителя одной из главных ролей, появилась еще в 1988 году и за 30 с лишним лет успела пройти через все круги производственного ада. Костнер задумал четырехчастную сагу, из которой в прокат с разницей в несколько месяцев вышли уже два фильма с общим бюджетом в 100 миллионов долларов (38 из них внес сам Костнер). Отзывы и сборы говорят в пользу того, что «Горизонты» едва ли повторят самый громкий режиссерский успех в карьере Костнера — вестерн «Танцующий с волками», отмеченный семью «Оскарами». Несмотря на это Костнер готовится к съемкам продолжения — его, как и героев фильма, опасности, кажется, только раззадоривают.
Еще Дэвид Линч говорил о другой стороне безукоризненно зеленых лужаек — влажной земле, копошащихся в ней червях. Фильм оператора Бенуа Деломма, успевшего поработать с Антоном Корбейном, Джулианом Шнабелем, Джоном Хиллкоутом и Жан-Жаком Бенексом, берется проделать тот же трюк, но без погружения в метафизические глубины, столь присущие Дэвиду Линчу. Француз, дебютирующий в «Материнском инстинкте» в качестве режиссера, пересадил на почву американского кино одноименный бельгийский оригинал, снятый в 2018 году Оливье Массе-Депассом, который, в свою очередь, поставил его по роману «За ненавистью» Барбары Абель.
Сюжет картины возвращает нас в историческую эпоху 1960-х годов, когда экономическая рецессия еще не наступила, дети цветов не разбрелись по сектам, небо было безукоризненно голубым, а лужайки соседей не уступали в своей «зелености» вашей. В прилизанном пригороде в одинаково аккуратных двухэтажных домиках по соседству обитают две семьи. Живут они удивительно дружно, вместе празднуют дни рождения, устраивают вечеринки-сюрпризы и всё в этом духе. Мужья — Дэмиан (Джош Чарльз) и Саймон (Андерс Даниельсен Ли) — примерно немногословны, надежны и положительны. Жены — Селин (Энн Хэтэуэй) и Элис (Джессика Честейн) — очаровательны, добры и обожают друг друга. Даже их дети Тео и Макс ходят в одну школу и неразлучны. Несчастный случай разрушает эту идиллию. Макс погибает при нелепейших обстоятельствах. Смерть сына уничтожает хрупкую Селин. Она ведет себя странно и проявляет навязчивую нежность к Тео. Одновременно с близкими Элис одно за другим происходят несчастья.