Утомленные апокалипсисом: 10 фильмов-катастроф 2022
22 февраля в Okko выйдет отечественный зрелищный фильм-катастрофа «Мира». Собрали 10 свежих фильмов разрушительного жанра для людей с крепкими нервами. А они пригодятся в любом случае: если фильм хорош – то пугает, если плох – то злит. За редким исключением, картины 2022 года отлично иллюстрируют кризис, в котором находится жанр сейчас.
Всё взрывается, бежит, падает, горит, летит ко всем чертям, а герои пытаются удержать равновесие в этом безумном мире. С конца 1990-х и в начале XXI века, особенно с появлением компьютерных спецэффектов, жанр фильмов-катастроф получил небывалое развитие. Но спокойно наслаждаться картинами разрушения можно, только если чувствуешь себя в безопасности. С 2020 года жанр сильно просел, и причина отчасти в настроениях публики: жизнь с ощущением катастрофичности мира не способствует желанию наблюдать свои страхи, воплощенные на экране.
Дано: некоторое довольно близкое будущее. Школьница Лера живет с семьей во Владивостоке и, как многие подростки, всем недовольна. Временами девушку одолевают приступы паники — результат детской травмы, оставившей шрамы на руке. Арабов, отец Леры, работает на космической станции «Мира», оснащенной системой искусственного интеллекта. Эта программа очень ловко собирает и анализирует данные, а также проникает во все возможные и невозможные гаджеты, поэтому время от времени Арабов прибегает к ее помощи, чтобы проведать, как дела у дочери. За это он периодически получает разнос от начальства, но, когда на город обрушится разрушительный метеоритный дождь, «Мира» очень поможет космонавту в поисках Леры в полуразрушенном городе.
Масштабную картину о метеоритном дожде и загаданных желаниях снял режиссер Дмитрий Киселев, на счету которого несколько очень уж разных проектов. В 2009-м он создал супергеройский экшен «Черная молния», он же через год снял первые «Елки», он же подпортил себе репутацию комедией «Джентльмены, удачи!», и ему мы должны сказать спасибо за «Время первых». «Мира» не только по теме, но и по качеству исполнения ближе все-таки ко «Времени первых». Она отлично сделана и может похвастаться интересными визуальными и монтажными решениями, хотя периодически хромает в драматической части.
Молодожены Лариса и Владимир провели медовый месяц в походах по диким краям и теперь возвращаются к цивилизованным семейным будням. Однако до дома они не долетают: над тайгой их самолет сталкивается с пролетавшим мимо военным самолетом, и в крушении погибают все, кроме Ларисы. Очнувшись в тайге, она осознаёт, что может и не выбраться к людям. Из ноги торчит обломок, вокруг ни души, единственная надежда — на спасателей. А спасатели не торопятся. Во-первых, уверены, что выживших в такой катастрофе быть не может, во-вторых, больше заняты тем, чтобы скрыть от общественности сам факт падения самолета.
«Одна» была поставлена по воспоминаниям Ларисы Савицкой, которая пережила эти события в 1981 году. Она же была консультантом на съемочной площадке, помогая исполнительнице главной роли Надежде Калегановой. Кстати, в фильме показали лайтовую версию травм героини, в реальности у нее обнаружили сотрясение мозга, переломы руки и ребер, травмы позвоночника, и, кроме того, во время падения она лишилась всех зубов. Не очень кинематографично, но тем поразительнее сила духа, с которой женщина в течение двух дней заботилась сама о себе в глухой тайге.
Отец Алисы — важный чиновник, который вот-вот подпишет крупный контракт на строительство АЭС. Он еще не знает, что именно его электростанция вызовет страшную экологическую катастрофу, в результате которой большая часть человечества превратится в зомби, а выжившие будут ютиться на обломках цивилизации. Чтобы предотвратить апокалипсис, из будущего прибывает похожий на бездомного человек. Он переносит Алису и ее отца на годы вперед, чтобы показать, к чему приведет строительство станции. Хронопутешественнику противостоит могущественная организация «Хранители времени», которая должна уберечь историю от вмешательств, даже если это приведет к концу света.
Французский комедийный фильм-катастрофа Франсуа Декрака начинался с веб-сериала, сделанного на коленке. Коротенькие серии на протяжении четырех сезонов привлекали всё больше и больше внимания, и в конце концов нашлись инвесторы для большого фильма. История просто нашпигована веселыми отсылками к прекрасным представителям жанров фантастики и апокалиптики. Вот просто всё, что сможете вспомнить, найдете в «Пришельце из будущего». И это отлично работает на атмосферу абсурдной суеты, царящей на экране.
София — сотрудница лаборатории, которая разрабатывает подводного робота, годного для разведки и спасательных работ. Для Норвегии это особенно актуально, поскольку серьезную долю экономики составляет добыча нефти, ведущаяся на буровых платформах в суровом Северном море. Однажды Софию и ее коллегу вызывают на место аварии: одна из буровых платформ ни с того ни с сего ушла под воду. При помощи робота на станции необходимо найти тех, кому удалось выжить, чтобы спасатели могли быстро добраться до них. Однако София обнаруживает не только выжившего, но и кое-что пугающее: по дну моря, утыканному действующими буровыми установками, расползается гигантская трещина. А на одной из платформ как раз заступил на вахту ее возлюбленный Стиан.
Режиссер Йон Андреас Андерсен не новичок в жанре: в 2018 году он выпустил впечатляющий фильм «Разлом», в котором герои спасаются от землетрясения. Его новая картина фантастична лишь в том, что показанные в ней события еще никогда не происходили, выглядят же они весьма убедительно. А, например, подводный робот, использовавшийся в фильме, действительно существует и разработан реальной компанией. К тому же лента, снятая в суровом и лаконичном скандинавском стиле, только выигрывает от правдоподобной сдержанности, сближая нас и возможное неприятное будущее.
Жуткое будущее: планета мало-помалу замерзает, и Швеция как северная страна — в числе первых. Здесь уже пять лет идет какая-то война, страна в руинах, люди в лохмотьях, и единственные, кто выглядит более-менее прилично, — солдаты. Бывшая чемпионка по конькобежному спорту Каролина Эд вынужденно воюет на одной из сторон, которая близка к поражению. Осознавая это, руководство отправляет особую миссию к отдаленному острову. Каролина в составе команды из шести человек должна идти в поход на коньках в страшную тьму по скованному непрочным льдом морю и доставить в секретную лабораторию особый груз.
Пугающе реалистичную фантастическую картину снял шведский режиссер Адам Берг, ничем особенным российской публике не известный. Зато исполнительницу главной роли Нуми Рапас так или иначе вы могли встретить: если цените высоколобое фестивальное кино – то в главной роли в фильме «Агнец», а если предпочитаете классическую блокбастерную фантастику – то в триллере «Прометей» в роли Элизабет Шоу. А впервые актриса громко заявила о себе ролью в шведской версии «Девушки с татуировкой дракона». В «Черном крабе» у актрисы мощный образ слегка потерянной, но упертой женщины, которая из любви к ребенку пойдет на край света. Отдельный плюс фильма — необычные условия, в которых разворачивается действие.
После катастрофы на острове динозавров эти животные распространились по всему свету. Теперь они обитают среди людей и, честно говоря, довольно сильно мешают им спокойно жить. Палеоботаника Элли Сэттер вызывают на ранчо с тревожными новостями о том, что на полях появилась особо крупная саранча, уничтожающая посевы. При этом поля, засеянные культурами BioSyn Genetics, насекомые не трогают. Элли, разумеется, подозревает ученых корпорации в коварном замысле и в компании Алана Гранта спешит в логово врага, чтобы найти доказательства. А тем временем у Оуэна и Клэр тоже не всё гладко.
Удалой блокбастер-сиквел «Мира Юрского периода» с головокружительными спецэффектами и эпичными сценами долго не мог выйти на экраны, поскольку снимать его начали незадолго до эпидемии коронавируса. Съемки были приостановлены почти на четыре месяца, так что картина была готова только к весне 2022 года. Она не побила рекорды первых двух частей, но на фоне потрепанного эпидемией кинопроката выступила очень неплохо и даже заняла 3-е место в списке самых кассовых фильмов года после картин «Аватар: Путь воды» и «Топ Ган: Мэверик».
Астронавт Брайан Харпер уволен с позором из NASA после трагического инцидента на орбите. Брайан уверен в том, что видел неизвестную сущность, напавшую на станцию и действовавшую вполне осознанно. Спустя 10 лет вдруг выясняется, что Луна изменила орбиту и теперь ее ждет столкновение с Землей. Человечество стоит на краю гибели, и только любитель конспирологических теорий Кей Си Хаусман догадывается о причинах происходящего. Он пытается добраться до руководства NASA, но его не принимают, пока в критический момент на пост главы агентства не приходит Джо Фаулер, бывшая коллега астронавта Брайана Харпера. Такая вот команда мечты постарается остановить падение Луны.
Мастер катастрофического кино Роланд Эммерих, известный своими хитами «Послезавтра» и «2012», снова взялся за конец света. Это такая старая добрая страшилка, которая никого не пугает, зато эффектно смотрится на большом экране. Не то что эти чересчур реалистичные фильмы-катастрофы, от которых хочется спрятаться под кровать и не дышать. Правда, во время проката оказалось, что такое кино больше не котируется: при бюджете в 140 млн долларов картина собрала всего 59 миллионов и удостоилась низких оценок как критиков, так и зрителей. А ведь у Эммериха были идеи на целых два сиквела.
Будущее. Землю захватили гигантские растения-мутанты, которые охотятся и за людьми, и за животными. Шах и мат, вегетарианцы! Среди немногих спасшихся — папа и дочка. На счастье людей, хищные деревья боятся любого света. Так что, например, с фонариком в руках вы можете сражаться с ними почти на равных. Однажды папа и дочка встречают военный отряд, который направляется на выполнение ответственной миссии по спасению мира. Во всяком случае, ученые дали солдатам особый чемоданчик и сказали, куда его нести. Отец, обладающий инженерными навыками, нехотя соглашается присоединиться к группе спасателей планеты.
Забористое китайское произведение может порадовать масштабами бедствия, хищными растениями, напоминающими мифологических драконов, и угловатым солдатским юмором. В таких условиях простота сюжета только на руку, потому что мозг и без того занят перевариванием увиденных чудес. В целом картину лучше смотреть как комедию, тогда всё встанет на свои места. Если творение Линь Чжэньчжао вам понравится, можно попробовать и другие его фантастические боевики, например «Змеи», «Змеи 2» или даже «Крысы в подъезде».
В недалеком будущем Земля пережила глобальную катастрофу: пораженные вирусом растения начали погибать, и из-за этого уровень кислорода в атмосфере стал несовместимым с жизнью людей и животных. Однако у людей появился шанс на спасение, потому что палеонтологи обнаружили загадочную сферу, предположительно, оставленную на нашей планете неизвестными разумными существами. Благодаря этой сфере ученые сумели разработать варп-двигатели (те самые, как в «Стартреке») и отправить небольшую команду землян в далекий космос на поиски новой планеты, подходящей для терраформирования. Правда, примерно сразу всё пошло не по плану.
Любопытный гибрид «Чужого» и «Интерстеллара» снял российский режиссер Алекс Гурьев. Его герои носят американские имена, летают на чём-то похожем на американский шаттл и старательно делают вид, что это малоизвестный иностранный фильм категории В. «Звездный разум» отлично подойдет, если вы настолько любите кино про космические приключения и катастрофы, что готовы впитывать всё подряд на эту тему.
Семья Сувоно живет в раздолбанной социальной многоэтажке на побережье. Молодая женщина по имени Рини отказывается ехать на учебу, потому что чувствует ответственность за своих братьев, которым она заменяет маму. Один из ее братьев увлечен симпатичной, но неприветливой соседкой, а второй вечно бегает с местными мальчишками и сует свой нос куда попало. Вроде бы жизнь идет своим чередом, но потом случается страшное: старый лифт падает в шахту вместе с пассажирами. Несколько семей дома в трауре и готовятся к похоронам, но ночью разражается ужасный ливень, из-за которого затапливает первые этажи, а во всём доме вырубается электричество. И без того неуютное здание становится еще более зловещим.
Индонезийский хоррор с элементами фильма-катастрофы — продолжение ужастика «Слуги Сатаны» 2017 года. Масштабы бедствия в новой части крупнее: в первой картине проблемы касались только одной семьи, а в продолжении — целого дома. Очевидно, если дилогия превратится в трилогию, то это будет уже полномасштабный фильм-катастрофа. Сейчас это все-таки в первую очередь фильм ужасов, причем из разряда тех, которые доказывают, что жанр всё еще способен на интересные находки.