Уличные войны: 10 лучших фильмов и сериалов про хулиганов
Хулиганы — гроза и ужас приличного общества. При их виде случайные прохожие пытаются быстрее перебежать на другую сторону улицы. Но экранное насилие нас всё равно притягивает, а потому представляем вам подборку из 10 ярких проектов про хулиганов. Одни из них дерутся ради родного двора, другие — ради любимой команды, а кто-то и вовсе из любви к «искусству».
Кому захочется еще повысить адреналин в крови, предлагаем познакомиться с сериалами, похожими на «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Казань, конец 1980-х годов. Подростки сбиваются в уличные банды и проливают кровь за свой двор. Главный герой, 14-летний Андрей, живет с мамой и сестрой, хорошо учится и ходит в музыкальную школу. Взрослые видят в нём тихого домашнего мальчика, а пацаны — потенциальную жертву для поборов и издевательств. Андрею удается завязать знакомство с Маратом — участником одной из группировок. Тот помогает главному герою вступить в банду. Так Андрей получает прозвище «Пальто» и погружается в мир уличного насилия и криминала.
Сериал Жоры Крыжовникова стал настоящим культурным феноменом не только в России, но и на всём постсоветском пространстве. Пока миллионы зрителей ждали новых серий, армия хейтеров, в первую очередь среди чиновников, требовала его запретить — проект не оставил равнодушным никого. «Слово пацана» изначально отталкивалось от одноименной книги Роберта Гараева, задокументировавшего жизнь казанских молодежных группировок позднего СССР, но сценаристы ввели множество линий и сюжетов, которых не было в литературном произведении. Авторы сериала убедительно передали дух времени, а натуралистическую фактуру превратили в лихо закрученную историю с узнаваемыми и в чём-то даже симпатичными героями.
В фильме описываются три десятилетия жизни одной из фавел Рио-де-Жанейро под названием «Город Бога», куда боится лишний раз заходить даже полиция. Мы видим становление двух героев. Парень по прозвищу Ракета хочет стать фотографом, а его приятель детства Малыш Фишка превращается в самого жестокого бандита округи. Судьбы героев и их друзей переплетаются во время разборок преступных кланов.
Первый полнометражный фильм бразильского режиссера Фернанду Мейреллиша стал мировой сенсацией. Выразительными средствами кино ему удалось сделать мощное социальное высказывание о мире, где беспросветная бедность из поколения в поколение порождает насилие и жестокость. Выбраться из этого порочного круга, подобно герою фильма Ракете, удается единичным счастливчикам. В «Городе Бога» сыграли непрофессиональные актеры, в том числе юные жители фавел. Как признавался в одном из интервью Мейреллиш, если бы он знал, что съемки в трущобах Рио будут такими опасными, то отказался бы от идеи фильма.
В фильме показана жизнь хулиганов одной из фанатских группировок лондонского «Челси». По будням они убивают время на нелюбимой работе, а на выходных дерутся с ультрас команды-соперника. Главный герой, Томми Джонс, во время одного из загулов разбивает голову главарю группировки «Миллуола», злейших врагов фанатов «Челси». После этого случая Томми начинает мучить страх возможной расправы с ним. Герой задумывается, а не пора ли ему остепениться. Как назло, «Челси» в ближайшее время предстоит игра с «Миллуолом».
«Фанаты» — вольная экранизация романа Джона Кинга «Фабрика футбола». Значительно переработав сюжет, авторы тем не менее смогли передать брутальный дух оригинала. Картина Ника Лава рассказывает о феномене футбольного хулиганства изнутри, создавая мощный эффект погружения. Насилие, которого на экране полно, для героев способ сбежать от обывательской скуки. При этом ироничная тональность повествования не дает картине скатиться в излишнюю серьезность и морализаторство. «Фабрика» наряду с «Хулиганами» возродила интерес к фанатской субкультуре, когда казалось, что британские власти окончательно победили насилие на стадионах.
Фильм повествует о лидерах спартаковской группировки хулиганов Skullhead Crew: университетском преподавателе Тичере, автослесаре Яром, бизнесмене Мажоре и диджее Бритве. Несмотря на разный социальный статус, они бок о бок дерутся с вражескими «фирмами». Место и время драк засекречено, но на последних нескольких «стрелках» внезапно появляется ОМОН. Ребята полагают, что среди них завелся предатель, сливающий информацию полиции. А тут еще в Тичера влюбляется невеста Мажора. Дружба и единство в команде под угрозой.
В основу первого русского фильма про футбольных хулиганов, как утверждают авторы, положена реальная история самой известной спартаковской «фирмы» Flint’s Crew. Некоторые ее участники принимали участие в написании сценария, а ряд реальных бойцов-фанатов сыграли в картине второстепенные роли. Противостояние российских ультрас и правда выглядит в фильме аутентично. Куда больше вопросов вызывает невесть зачем втиснутый в сюжет любовный треугольник. По мнению ряда критиков, в картине педалируется национальная тема, кто-то даже упрекнул авторов в шовинизме.
В центре сюжета — немолодой фанат клуба «Наполи» Сандро по прозвищу Могиканин. Драки с чужими фанатами давно позади, теперь он вынужден регулярно отмечаться в полиции, а вход на стадион ему давно запрещен. Сандро нашел подругу и хочет остепениться. Параллельно он опекает юного болельщика неаполитанцев Анджело, чей старший брат погиб в одной из потасовок. Впрочем, Могиканин всё еще остается влиятельной фигурой в фанатской группировке «Апачи». Среди товарищей-апачей намечается раскол между горячим молодняком, жаждущим крови врагов, и взывающими к благоразумию старичками. Уйти на покой Могиканину так просто не дадут.
Вышедшая на Netflix драма про вымышленную группировку ультрас «Наполи» стала полнометражным дебютом итальянского клипмейкера Франческо Леттьери. Для фильмов про футбольных хулиганов лента получилась на удивление тягучая и вместе с тем очень красивая по картинке. Завораживающие виды обшарпанного, но полного кипучей жизни Неаполя делают город одним из героев «Ультрас». Отдельно стоит отметить исполнителя главной роли Аньелло Арену. Он невероятно органичен в образе искупающего грехи прошлого головореза, что неудивительно для человека с такой биографией. Бывший участник Каморры, он отсидел в тюрьме почти 20 лет за тройное убийство. За решеткой стал играть в местной театральной труппе, а после выхода на свободу Маттео Гарроне позвал его в свой криминальный фильм «Гоморра». Сейчас Арена — один из самых востребованных итальянских актеров.
Действие происходит в конце 1970-х в пригороде Ливерпуля. Переживающий смерть матери 19-летний Пол Карти всеми силами пытается вступить в группировку футбольных фанатов клуба «Транмир Роверс». Команда звезд с неба не хватает, но их хулиганы считаются одними из самых злобных во всей Англии. У них модные челки, стильный прикид, а в карманах спрятаны ножи. Помогает Полу попасть в банду новый друг — загадочный молодой человек Элвис. Не все хулиганы принимают новичка, однако он добивается признания от их лидера Годдена (Стивен Грэм).
Экранизация одноименного романа Кевина Сэмпсона. Наивный, но на удивление местами трогательный и лиричный фильм. Разборки фанатов тут скорее служат кровавым фоном для драматичной истории дружбы двух главных героев — Пола и Элвиса, ранимых романтиков, бросающихся с кулаками на враждебный мир. Настроение фильму задают The Cure, Joy Division и другие мрачные группы эпохи, воспевшие беспокойную молодость.
Юный хулиган Алекс ДеЛардж (Малкольм МакДауэлл) больше всего на свете обожает музыку Бетховена и ультранасилие. Во время одной из вылазок он вместе со своей бандой проникает в дом писателя: хозяина избивают, а его жену насилуют. До поры до времени всё Алексу сходит с рук, но члены банды недовольны главарем. Они подставляют его во время ограбления богатой старушки. Алекс попадает в тюрьму, где ему в обмен на досрочное освобождение предлагают пройти экспериментальную терапию по избавлению от склонности к насилию. На воле «исправленный» злодей сам становится жертвой.
Самый скандальный шедевр Стэнли Кубрика. Сразу же после выхода картины СМИ и общественность стали обвинять режиссера в дурном влиянии на молодежь, ему стали приходить письма с анонимными угрозами. В итоге Кубрик решил изъять фильм из обращения. Запрет на показ «Заводного апельсина» действовал в Англии до самой смерти режиссера. Недоволен был картиной и автор оригинального произведения Энтони Бёрджесс. В экранизации Кубрика есть одно принципиальное отличие от книги: в фильме нет дидактической финальной главки, где Алекс понимает, что вырос, и решает исправиться.
Исключенный из школы подросток Дэнни мечтает стать частью фанатской «фирмы». Юношу берет под крыло опытный хулиган Декстер. Он только что вышел из тюрьмы и жаждет отомстить за гибель сына Барону, вожаку одной из сильнейших хулиганских группировок. Декстер при помощи Дэнни собирает старых боевых товарищей. Вернувшиеся в дело хулиганы намерены показать недругам, кто в Англии номер один по части мордобоя.
Название фильма отсылает к «Фабрике футбола», актеры из который появились в камео. Черная комедия режиссера и актера Ника Неверна пародирует не только культовую картину, но и десятки других расплодившихся в «нулевые» книг и фильмов про футбольных хулиганов. В одном из эпизодов «коллеги по цеху» пеняют Декстеру, что он человек уважаемый, а так и не написал автобиографию про боевую молодость. Став элементом британской поп-культуры, образ сурового фаната уже не шокировал обывателей. Зрители «в теме» наверняка оценят пародию, остальным придется сильно постараться, чтобы хотя бы пару раз улыбнуться.
Трудный подросток Джим Старк (Джеймс Дин), в очередной раз сменивший вместе с родителями место жительства, попадает в полицейский участок за то, что пьяным уснул на улице. Юноша не может найти общий язык ни с деспотичной матерью, ни с рохлей отцом. В полиции Джим знакомится с другими юными нарушителями — сбежавшими из дома Джуди (Натали Вуд) и Джоном. Все трое учатся в одной школе. Джиму нравится Джуди, но поначалу она отвергает его ухаживания. За внимание девушки ему предстоит бороться с лидером местной молодежной банды Баззом. Новичок принимает вызов. Их противостояние становится смертельно опасным.
«Бунтарь без причин» Николаса Рея вышел на экраны, когда Голливуд впервые обратил внимание на подростков и их проблемы. За основу фильма взята научная работа психолога Роберта Линдера, посвященная проблемам малолетних преступников. Главная звезда фильма, 24-летний Джеймс Дин, погиб в автокатастрофе за месяц до выхода картины. Трагическая ранняя смерть актера вкупе с ярким образом непонятого взрослыми тинейджера сделали его символом юношеского максимализма 1950-х.
Студента Гарварда Мэтта (Элайджа Вуд) после подставы соседа по комнате отчисляют из университета. После этого главный герой решает поехать к сестре в Англию. Там он знакомится с младшим братом ее мужа — лидером фанатской группировки лондонского «Вест Хэма» Питом. Мэтт неожиданно для себя втягивается в хулиганские разборки. Но не все из «фирмы» готовы принять в свою команду подозрительного американца.
«Хулиганы» — первая попытка Голливуда познакомить американцев с жестокими развлечениями английских футбольных болельщиков. Проводником зрителей в этом доселе малознакомом мире стал звездный Элайджа Вуд. По ходу фильма робкий «хоббит» превратится в отважного драчуна с непременным фингалом под глазом. Картину сняла Лекси Александер, которая в подростковом возрасте была единственной девушкой в фанатской группировке немецкого клуба «Вальдхоф». А помогал ей написать сценарий Дуги Бримсон, также в прошлом футбольный хулиган и автор известных книг про фанатов. Потому противостояние «фирм» показано с большим знанием дела.