Удивительные превращения: 11 фильмов с Сэмом Рокуэллом
Как Сэм Рокуэлл дарит нам надежду и как его герои проходят невероятный путь преображения. От археолога к пройдохе, от романтика к прагматику, от пьяницы к честному малому.
Звездная роль Рокуэлла, которая принесла ему заслуженные «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана и стала своеобразной визитной карточкой актера. В драме Мартина МакДона он сыграл персонажа отрицательного и даже отвратительного — провинциального полицейского, сынка матери-алкоголички, истеричного дурня, не способного ни на какое осмысленное действие и покрывающего любую преступность, просто по собственной глупости. В том числе из-за него невозможно расследовать и убийство дочери главной героини. Но актер смог своего далеко не самого приятного персонажа изменить до неузнаваемости, построить роль как преображение и перерождение из пьяного чудища в сознательного, ясного, рефлексирующего героя. Причем сыграл он это превращение так достоверно, как этого не смог бы сделать никто другой.
Одна из первых больших ролей Рокуэлла, мгновенно доказавшая миру, что симпатичный и эксцентричный актер второго плана способен на очень и очень многое. В режиссерском дебюте Джорджа Клуни Рокуэллу досталась главная роль, легендарного телепродюсера Чака Бэрриса, создателя множества популярных передач и в особенности игр и викторин. Однако была у него еще одна жизнь, скрытая от посторонних глаз. Бэррис был агентом спецслужб, причем выполнял самые сложные и опасные задания, связанные с риском и необходимостью убивать. Рокуэлл парадоксального героя сделал живым, органичным и достоверным, смог совместить в одном лице беззаботного светского льва и жестокого суперагента. С этого момента и сложилась его репутация мастера сложных и противоречивых образов.
В культовом фильме о тюрьме для осужденных на смертную казнь Рокуэллу досталась роль единственного стопроцентно отрицательного заключенного. Всех местных убийц и негодяев можно понять, все они на пороге смерти очищаются и вызывают сострадание, кроме Дикого Билла, убийцы и насильника, симулирующего сумасшествие и кидающегося на каждого, кто подходит близко к его камере. Задача, казалось бы, невыполнимая, но Рокуэлл и это свирепое чудовище смог сделать живым, наделить характером и биографией. И показал таким образом экстра-класс актерской работы над отрицательным персонажем.
Патриарх мирового кино Клинт Иствуд подарил Рокуэллу едва ли не самую серьезную и необычную роль в карьере актера. В основанной на реальных событиях истории об охраннике, обвиненном в совершении теракта (случился он летом 1996 года во время Олимпийских игр в Атланте (штат Джорджия)), ему достался образ второго по важности персонажа, адвоката главного героя. И здесь снова Рокуэлл разворачивает перед зрителями вполне самостоятельную драматургию роли: перерождение от мрачного скептика, вовсе не уверенного в невиновности клиента, к пылкому публицисту и общественному активисту.
Еще одно пылкое гражданское высказывание от Рокуэлла — лента 2019 года, основанная на реальных событиях. Актер снова здесь проделывает свой фирменный трюк по преображению героя из отталкивающего чудища в честного малого. Его герой — провинциальный ку-клукс-клановец, которого приглашают в местный совет решить вопрос об интеграции цветных детей в городские школы. А для этого ему придется найти общий язык с темнокожей активисткой и сделать непростой выбор: поступить так, как велит идеология (то есть послать цветных куда подальше), или действовать по велению сердца.
Одна из лучших и самых сложных работ Рокуэлла — в драме, где ему отведена, с одной стороны, важная роль. С другой же, на экране актер появляется совсем не так часто. Его герой — несправедливо осужденный за убийство мужчина, который приговорен к пожизненному заключению. Актер здесь демонстрирует сложнейшую гамму чувств и эмоций: отчаяние, простодушие, наивность, обретение веры, долгожданное освобождение. Тем более ярко выглядит эта работа на фоне контрастной экранной партнерши — Хилари Суэнк, которая играет сестру героя Рокуэлла. Она годами добивается его освобождения.
Один из лучших дуэтов не только в карьере Рокуэлла, но и вообще в кинематографе последних десятилетий. В этой авантюрной ленте актер играет в паре с Николасом Кейджем — выдающимся перфекционистом, вечно сочиняющим для своих героев самые фантастические обстоятельства и черты характера. Он выдающийся мошенник, которому всё равно нужен достойный помощник. Рокуэллу досталась роль напарника главного героя, проходимца и хитреца, который находит возможность обдурить кого угодно — хоть домохозяйку, хоть криминального гения, страдающего обсессивно-компульсивным синдромом.
В политическом моралите Рона Ховарда о противостоянии президента-обманщика и журналиста-нарцисса Рокуэллу досталась небольшая, но яркая роль одного из членов команды интервьюера Дэвида Фроста. Его герой здесь выступает как квинтэссенция американских 60-х. Свободный, расслабленный патлатый парень и замшевой куртке, эмоциональный и всегда готовый дать отпор любому представителю истеблишмента. Ему Фрост поручает изучать документы, связанные с Уотергейтом, и готовить часть интервью, посвященную скандалу. И именно он помогает центральному персонажу победить в беседе отставного главу государства, выдавить из него первое в жизни проявление живой эмоции.
Одна из первых ролей Рокуэлла, во многом сформировавшая его амплуа. В ленте о дружбе маленькой девочки и газонокосильщика ему пришлось создавать образ почти фантастический. Его герой — то ли хиппи, то ли романтик, то ли просто большой ребенок, добродушный и наивный, способный любить и заботиться. Пожалуй, любой другой актер сыграл бы его слишком лакированным и чистым, у Рокуэлла же получилось оживить этот идеал, наградить его страхами, морщинами, болью, нюансами и деталями. В итоге получился изящный шедевр, который и спустя годы занимает в фильмографии актера достойное место.
Еще одна совместная работа Рокуэлла с классиком современной драматургии Мартином МакДона. Во второй полнометражной ленте режиссера ему досталась образцовая роль на грани абсурда. Билли Бикл — авантюрист, который зарабатывает на жизнь тем, что крадет домашних питомцев, а потом, дождавшись, когда хозяева подадут объявление о розыске, возвращает их под видом доброго обывателя. За вознаграждение, конечно. Но однажды Билли имеет неосторожность разворошить целое гнездо мафиози и психопатов — так что ему придется спасать собственную шкуру.
Очередной образ яркого и харизматичного проходимца Рокуэлл воплотил в криминальной комедии братьев Руссо, будущих авторов «Мстителей». Его герой, серб Пепе, соглашается принять участие в чужой авантюре: отсидеть пару лет за вознаграждение в тюрьме, пока другой осужденный погуляет на свободе и реализует задуманный в заключении план идеального ограбления. Но Пепе оказывается хитрее и изворотливее, чем предполагалось: попав за решетку, он сам выведывает у заказчика его план, после чего счастливо покидает исправительное учреждение. В некотором смысле эта роль может служить еще одной визитной карточкой актера: Рокуэлл действительно зарекомендовал себя как один из лучших актеров для ролей плутов.