Удар! Еще удар! 10 фильмов и сериалов про дворовый и любительский футбол
В этом году Okko эксклюзивно показывает все матчи Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций. Но не стоит забывать, что футбол — это не всегда большие стадионы, стотысячные армии фанатов и битва за золотые кубки. Специально к началу сезона мы вспомнили фильмы и сериалы про непрофессиональных игроков: от классических комедий вроде «Костолома» и «Убойного футбола» до неочевидных советских картин, мотивирующих корейских драм и документального кино.
Капитан английской сборной Дэнни Михэн по прозвищу Костолом (Винни Джонс) стремительно превращается из любимца публики во врага номер один: его обвиняют в сдаче матча, а после этого он садится пьяным за руль и оказывает сопротивление при задержании. В результате мужчина получает внушительный тюремный срок. Но директор учреждения предлагает Костолому второй шанс: он просит его собрать команду из заключенных и сразиться с надзирателями на поле. Вот только никто из сокамерников не умеет играть.
Классическая комедия 2000-х с Винни Джонсом, которую постоянно показывали по телевизору, не особо погружает в нюансы любительского футбола. Зато использует популярный вид спорта как фундамент для уморительной абсурдистской комедии: вратарь по кличке Монах (Джейсон Стэйтем) здесь отбивается от атак соперников не с помощью ловкости рук, но благодаря знанию единоборств, а правила выживания в тюрьме оказываются гораздо важнее спортивных регламентов. Зато, как и многие другие фильмы про футбол, «Костолом» доказывает: быть аутсайдером — это круто.
Когда-то Фэн Золотая Нога (Ман Тат Нг) был восходящей звездой футбола, но завистники сломали спортсмену ногу, и с тех пор он оставил мечты о трофеях и титулах. Неожиданно герой встречает мастера шаолиньского кунг-фу Сина (Стивен Чоу): у того неожиданно обнаруживается талант к игре с мячом. Фэн предлагает парню создать команду футболистов и знатоков единоборств. Коллектив стартует с самых низов и играет в любительских лигах, но необычный подход тренера и способности игроков стремительно несут их к олимпу.
«Убойный футбол» — тоже история аутсайдеров, которые преодолевают путь от любителей до звезд. Вот только в спортивный сюжет добавили элементы восточных боевиков. Поэтому на поле игроки превращают мяч в огненный шар, разрывают сетку ворот мощными суперударами и ловкими движениями ног вызывают на газоне торнадо. Так футбольный турнир превращается в эффектный файтинг: игроки буквально умирают на поле и наносят фатальные удары своим соперникам.
Молодые парни Костя (Сергей Романович), Мел (Сергей Подольный), Танцор (Георгий Соскин) и Серж (Александр Мельников) целыми днями играют в футбол в коробке во дворе. Но неожиданно из-за конфликта с кавказскими ребятами герои рискуют потерять любимую площадку. Игроки-любители выдвигают простые условия: они сразятся в нескольких матчах, а проигравший навсегда покинет поле. Неожиданно пари привлекает внимание соседей со всего района: местечковая ссора приобретает масштабы национального и расового конфликта.
«Коробка» отлично передает дух любительского футбола. Масштаб здесь пусть и маленький, но игроки всё так же опасно стелятся в подкатах, наносят травмы соперникам, а иногда и вовсе бросаются на тех с кулаками — нередко ради голов, которые вообще ничего не значат. Образ России в этом фильме сжимается до уровня одного района. Люди здесь делят друг друга на чужих и своих, а спорт невольно смешивается с политикой. Вся наша страна — одна большая коробка, которая разваливается от противоречий и предрассудков.
Много лет назад чиновник из маленького румынского города получил травму во время игры в любительский футбол. Противники пытались отобрать мяч у парня и сломали ему ногу. С тех пор экс-игрок решил перепридумать популярный вид спорта и сделать его гораздо безопаснее. На поле нет углов, а футболисты стоят в строго ограниченных зонах и почти не взаимодействуют между собой. Идею не поддерживает никто, в том числе тренеры и члены федерации. Но герою всё же дают шанс испробовать свою концепцию на практике.
Сложно поверить, но «Бесконечный футбол» — документальное кино. Румынский режиссер Корнелиу Порумбою нашел авантюриста-изобретателя и снял трогательный фильм о его мытарствах. Абсурдный сюжет быстро перетекает в чувственную драму обо всём на свете. О травмах, которые преследуют нас до конца жизни. О желании человека всё упорядочить и расставить по полочкам, избежав неприятных инцидентов. А еще о том, что спорт — такой же способ самовыражения, как и искусство.
Бывший футболист Антон Ковалёв (Никита Волков) выходит из тюрьмы спустя два года после драки в кафе. Его не берут тренером в детскую академию, поэтому он принимает необычное приглашение: ему нужно будет готовить трудных подростков из специализированного центра к играм. Правда, в новой работе Антона педагогики не меньше, чем футбола. Герою нужно найти общий язык с проблемными тинейджерами, заслужить их доверие и попытаться повлиять на сбившихся с пути детей. Ведь многие из них уже попали в криминальные круги или элементарно не знают, что делать со своей жизнью.
Сценаристы одного из самых необычных российских сериалов современности скрестили спортивный жанр с социальной драмой. Спорт здесь — лишь повод поговорить о подростковой преступности, проблемах тинейджеров и одиночестве современных зумеров. С каждым сезоном результаты на поле становятся всё менее важными: куда интереснее, смогут ли покалеченные и уставшие дети с потерянным тренером стать коллективом, где все друг друга поддерживают и ценят. «Трудные подростки» доказывают, что непрофессиональный футбол — это не про результаты, а про семью.
Когда-то маленький официант Амадео сразился с задирой в настольный футбол и победил. Спустя годы обидчик возвращается, чтобы отомстить, только на этот раз он богаче, сильнее и злее. Злодей собирается разрушить всё, что дорого герою, и снести его родной город. Единственная надежда — победа в реальном матче, шансы на которую крайне низки. В порыве отчаяния Амадео плачет, и его слеза попадает на фигурки из настольного футбола. Неожиданно деревянные игроки оживают. Они хотят помочь официанту и сделают всё, чтобы он одолел противника.
Аргентинскую мультипликационную сказку снял необычный режиссер. До этого, в 2009 году, Хуан Хосе Кампанелья выпустил оскароносный и мрачный детектив «Тайна в его глазах». Но в новой работе ни следа от авторского почерка: это красочная, оптимистичная и слабо связанная с реальностью история про то, как важно оставаться ребенком в душе и никогда не сдаваться. Поединки на поле тут выполнены с особым вкусом: маленькие человечки направляют команду Амадео, словно крыса Реми из «Рататуя».
18-летняя Джесс Барма (Парминдер К. Награ) живет в Лондоне, но родилась в семье выходцев из Индии. Родители пытаются воспитывать девушку в согласии со своей родной культурой, но героиня не очень-то горит консервативным воспитанием и мечтает стать футболисткой на уровне Дэвида Бекхэма. Планы девушки рушит приближающаяся свадьба: родители запрещают Джесс заниматься спортом. Неожиданно Барму замечает футболистка Джулс (Кира Найтли). Она приглашает ее в любительскую женскую команду.
«Играй как Бекхэм» предлагает необычный взгляд на историю о любительском футболе. Это милое драмеди про противостояние культур, консерватизм и независимость женщин. Джесс восстает против традиций и просто хочет заниматься любимым делом. Так что ее игра на поле — не просто хобби, но способ доказать всему миру, что она чего-то стоит. Движущая сила картины — дуэт Киры Найтли и Парминдер К. Нагры.
Пещерный человек Даг пытается спасти целое племя доисторических людей, которые до сих пор живут в каменном веке. На их земли вторгается лорд Гнус: он и его люди уже давно перешли в бронзовый век, а значит, гораздо сильнее и обладают более совершенными инструментами. Чтобы победить соперника, Дагу придется сразиться с ним на самом неожиданном месте — на футбольном поле.
Студия Aardman Animations, которая славится мультфильмами про Уоллеса и Громита, выпустила еще несколько пластилиновых шедевров. «Дикие предки» — среди них. Абсурдный сюжет про доисторический футбол и знакомая милая анимация здесь соседствуют с вполне себе недетскими темами. Авторы размышляют над проблемой колонизаторства, технического прогресса и спорта, который неразрывно связан с политикой.
Футболист Хон Дэ (Пак Со-джун) получает дисциплинарный испытательный срок и во время дисквалификации его назначают тренером специальной национальной команды. Она состоит из бездомных, многие из которых впервые видят мяч. Вместе с ними он должен победить на мировом чемпионате. Поначалу мужчина ведет себя очень капризно и эгоистично, но вскоре лучше узнает подопечных и понимает, что искренне хочет привести состав к вершинам.
Кубок мира среди бездомных — не выдумка. Турнир действительно существует, и основали его аж в 1999 году. Оттого вдвойне интереснее погружаться в контекст этого необычного чемпионата: мы с самого начала наблюдаем, как непрофессиональные футболисты вливаются в спорт и начинают раскрывать свои таланты под руководством настоящего игрока. А еще «Мечта» — это драма про исправление. Хон Дэ, который привык делать всё ради себя и напоказ, наконец-то понимает, что нет ничего лучше искреннего и доброго дела.
Юные пионеры во главе с мальчиком Борей (Костя Евгеньев) целыми днями играют в футбол на улице. Чему не очень-то рады жители соседних домов. Решение находится быстро: взрослые решают построить стадион для детей. Кроме того, молодых героев ждет важный показательный матч.
В отличие от «Мечты» или «Играй как Бекхэм», советская картина «Команда с нашей улицы» не стремится переосмыслить феномен любительского футбола. Это скорее уютное старомодное кино о том, как молодое и старое поколение вместе строят дорогу в светлое будущее. А еще это поучительная история о том, что есть вещи поважнее спорта, например сделанные домашние задания и учеба.