Убийство в закрытом здании: 10 советских детективных фильмов
Советская постановка классических детективных сюжетов справедливо считается эталонной. В них есть всё, чего зритель ждет от жанра, — запутанная история, фактурные детективы и первоклассный актерский состав. Также в подборке представлены картины, снятые на стыке детектива и политического триллера, — местами еще более атмосферные и напряженные, чем сюжеты в духе Агаты Кристи. Перед вами 10 фильмов про лучших советских сыщиков.
Тем, кто больше любит классические детективы из разных стран, предлагаем также посмотреть подборку лучших детективных фильмов всех времен.
Двухсерийный фильм «Десять негритят» снят Станиславом Говорухиным по одноименному произведению Агаты Кристи, входящему в список «100 лучших детективных романов всех времен». В главных ролях звезды советского экрана — Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Кайдановский и Людмила Максакова. Фильм получил огромную популярность в прокате и до сих пор считается одной из самых удачных экранизаций романа.
Восемь незнакомцев приезжают в дом на безлюдном острове по письменному приглашению загадочного человека. Однако хозяина нет — их встречают кухарка и дворецкий, которые оказались в этом месте по той же причине. Очень скоро все они понимают, что на них объявлена охота, а единственный шанс выбраться — понять, кто и по какой причине позвал их в это мрачное место.
Фильм Вадима Дербенёва, снятый по мотивам романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи». В главных ролях снялись Ита Эвер, Владимир Седов, Всеволод Санаев и другие. Уличные сцены Лондона из-за отсутствия официального разрешения снимались тайно на ручную видеокамеру, а большая часть ключевых локаций фильма отснята в Эстонской ССР.
Джордж Фортескью (Всеволод Санаев), бизнесмен с большим состоянием, был отравлен в своем доме. Расследовать убийство берется инспектор Нил (Владимир Седов), но ни прямых свидетелей, ни важных улик найти не удается. А убийцей может оказаться любой — магнат был человеком скользким, поэтому мотив есть у всех членов семьи. Когда следующей жертвой становится горничная Фортескью, дело становится еще запутаннее, поэтому в него вмешивается детектив-любитель мисс Марпл (Ита Эвер).
Третий эпизод мини-сериала из пяти частей о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона, снятых под режиссурой Игоря Масленникова по серии рассказов английского писателя Артура Конан Дойля. Фильмы получили культовый статус в СССР и остаются одной из самых хорошо узнаваемых интерпретаций классического детективного дуэта. В главных ролях снялись Василий Ливанов и Виталий Соломин.
Шерлок Холмс (Василий Ливанов) и доктор Ватсон (Виталий Соломин) берутся за новое дело: возможно, слухи об адской гончей, которая преследует род Баскервилей, правдивы. Во всяком случае доктор Мортимер (Евгений Стеблов) видел следы огромной собаки на месте смерти сэра Чарльза Баскервиля. И следующей жертвой может стать его племянник, недавно вернувшийся из Канады, — Генри Баскервиль (Никита Михалков). Опытный сыщик и его верный помощник снова втянуты в запутанную и местами мистическую историю.
«Дело Румянцева» Иосифа Хейфица 1955 года — одна из первых картин детективного жанра в советском кино. Главную роль в фильме исполнил Алексей Баталов, на втором плане снялись Нелли Подгорная и Сергей Лукьянов. Работа режиссера удостоилась «Премии борьбы за нового человека» кинофестиваля в Карловых Варах 1956 года.
Саша Румянцев (Алексей Баталов) — честный человек, работающий шофером на автобазе. Но беда приходит неожиданно — по пути к возлюбленной Клавдии (Нелли Подгорная) его задерживает ОБХСС и обвиняет в расхищении социалистического имущества. Теперь ему предстоить выяснить, кто его подставил, чтобы обелить имя и не лишиться будущего.
Предпоследняя режиссерская работа заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР Александра Файнциммера. Фильм снят по одноименному произведению Николая Леонова — советского писателя, известного по шпионским и детективным романам. «Трактир» современники оценили по достоинству — это один из лидеров проката 1978 года в Советском Союзе.
Большевики недавно пришли к власти, а Гражданская война только утихла, породив огромное количество криминальных организаций по всей стране. Одна из преступных банд орудует прямо в столице, организовав общак в трактире на Пятницкой. Московский уголовный розыск уже отреагировал и заслал в бандитскую группировку прикомандированного из Ленинграда сотрудника уголовного розыска — Николая Панина (Виктор Перевалов). Но у грабителей тоже есть информатор в органах, из-за которого вся операция и жизнь агента под прикрытием могут оказаться под угрозой.
Комедийный детектив, снятый известным комедиографом Алексеем Кореневым. Сценарий картины адаптирован режиссером и основан на одноименной пьесе французского писателя Робера Тома. Уровень юмора и драматургии в «Ловушке для одинокого мужчины», конечно, не дотягивает до «Профессионала» Жоржа Лотнера, но тем, кто любит легкость классических французских комедий, придется по душе.
Только Даниэль Корбан (Николай Караченцов) женился, как его супруга исчезла загадочным образом. Молодой человек навестил комиссара полиции (Юрий Яковлев) и уже заявил тому о ее пропаже. Спустя пару суток супруга вернулась домой, вот только Даниэль убежден, что это не его возлюбленная, а аферистка. Осталось понять, как это доказать, ведь на венчании гостей не было совсем.
Двухсерийный фильм («С открытыми картами», «Западный шлейф») и вторая часть тетралогии о советском шпионе Михаиле Тульеве, срежиссированный Вениамином Дорманом. На создание всех частей режиссер потратил 18 лет, стараясь добиться максимально связного повествования. Ко всем картинам, кроме первой, музыку писал Микаэл Таривердиев, получивший известность благодаря фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Резидент западной разведки Тульев-Зароков (Георгий Жжёнов) арестован. К удивлению, его не ведут на расстрел — у КГБ совершенно другие планы: офицер службы контрразведки Синицын (Михаил Ножкин) хочет использовать шпиона в качестве двойного агента, переманив на свою сторону. Но такая игра немногим безопаснее, чем смертный приговор.
Криминальная картина режиссера Бориса Григорьева, сценарий для которой адаптирован с одноименной повести Юлиана Семёнова, писателя и пионера в жанре журналистского расследования. Пускай этому фильму и не хватает экшена, но глубокая атмосфера, хорошая работа с костюмами и актерская игра это компенсируют. Название фильма — отсылка к адресу Московского уголовного розыска — улица Петровка, 38.
Три сотрудника милиции — полковник Садчиков (Георгий Юматов), майор Костенко (Василий Лановой) и старший лейтенант Росляков (Евгений Герасимов) — ведут охоту на банду преступников в черных очках. Случай выводит их на след грабителей, но последние готовы дать жесткий отпор, чтобы не попасть за решетку.
Первый из двух полнометражных фильмов Валерия Родченко, поставленный на «Ленфильме». Размеренный детектив в антураже русского Севера, который пару раз удивит сюжетными поворотами даже искушенного зрителя. Замкнутое пространство небольшого теплохода с убийцей на борту — дань классическим детективным произведениям Агаты Кристи.
На бескрайних просторах Сибири с большой суммой денег потерпел крушение инкассаторский Ан-4. Инкассатор погиб, а деньги забрал неизвестный. Примерно в тот же момент посреди реки Яногда на якорь встал небольшой теплоход «Анадырь», на котором произошло убийство. Капитан корабля Фёдор Калашников (Николай Гринько) берет ситуацию в свои руки, пытаясь найти преступника и понять, откуда появились грязные деньги.
Режиссер Савва Кулиш снял первый фильм, рассказывающий про советскую разведку во время холодной войны. Консультантом во время съемок и прототипом главного героя выступил Конон Молодый — советский разведчик-нелегал, действовавший под прозвищем Гордон Лонсдейл, а сценарий к фильму был написан на основе рассекреченных документов КГБ. «Мертвый сезон» — один из наиболее культовых фильмов про советскую разведку, где важную роль играет не столько острый сюжет, сколько его полноценное художественное раскрытие.
Доктор Хасс (Владимир Эренберг) — немецкий военный преступник, который добился успеха в разработке химического оружия. Его новый проект, психохимический газ, подавляющий волю и интеллект человека, вот-вот попадет в руки кураторам из Западной Германии и ЦРУ. Но счастливая случайность наводит КГБ на его след. Теперь в игру вступает Константин Ладейников (Донатас Банионис), его задача — поймать доктора и помешать передаче оружия.