Ты у него на мушке: Фильмы о снайперах
Образ снайпера, решающего судьбу человека одним выстрелом, прочно вошел в современную культуру и ассоциируется как с военным наследием прошлого и нынешнего века, так и с криминальной составляющей многих популярных сюжетов. Прицельно разбираем 10 фильмов, рассказывающих о стрелках.
В самый разгар Сталинградской битвы, когда немецкие войска уже дошли до города и могут в любую минуту переломить ход войны, в район боевых действий направляют Василия Зайцева (Джуд Лоу) — простого пастуха с Урала, который очень умело обращается с винтовкой. Так умело, что несколькими нажатиями курка расстреливает из укрытия небольшой отряд нацистских офицеров. Успехи Зайцева замечают и советское руководство, и сослуживцы, и немецкое командование. Из Берлина в Сталинград направляют опытного снайпера майора Кёнига (Джозеф Файнс), единственная задача которого — уничтожить советского героя, уж слишком воодушевляющего вражескую армию. Тогда между Зайцевым и Кёнигом завязывается изматывающий поединок длиной в несколько недель.
В основу сюжета фильма Жан-Жака Анно легла книга Уильяма Крейга «Враг у ворот. Битва за Сталинград», а она базируется на истории жизни реального Василия Зайцева, известного стрелка 62-й армии. Удивительно, что мемуары самого исторического лица во многом противоречат книге Крейга, — что, впрочем, не отменяет того факта, что атмосфера войны, интерпретированная через точку зрения конкретного человека, передана скрупулезно и реалистично.
Ранним утром пятеро прохожих падают замертво на набережной в Питтсбурге: каждого из них настигли пули снайпера, расположившегося на значительном расстоянии от них через реку. Подозреваемого находят быстро: все улики указывают на бывшего военного, снайпера Джеймса Барра (Джозеф Сикора): и забытая в гараже напротив набережной гильза, и шальная шестая пуля, угодившая в баллон с фруктовым соком. Барр в преступлении не признается и лишь просит привести к нему некоего Джека Ричера (Том Круз). Долго ждать не приходится: Ричер сам находит стрелка и пытается разобраться, на чьих руках кровь невинных прохожих. Чем больше он погружается в обстоятельства произошедшего, тем больше склонен считать, что Барр тут ни при чем.
Детективный триллер о Джеке Ричере режиссер Кристофер МакКуорри снимал по роману Ли Чайлда «Один выстрел» (всего литературная серия насчитывает два десятка томов), причем работать над сценарием он начал почти сразу после выхода книги. Постановщик со всей ответственностью подошел не только к реалистичности боевых сцен, но и к детальности места преступления, так что запутанные обстоятельства снайперской загадки выглядят по-настоящему фактурно.
Назвать Стю Шепарда (Колин Фаррелл) хорошим парнем язык не повернется. Он циничен, нахален, лжив да к тому же изменяет жене (Рада Митчелл). Едва он заканчивает разговор с любовницей из нью-йоркской телефонной будки, как раздается звонок, — по ту сторону провода неизвестный человек рассказывает Шепарду о всех его грехах, а затем грозится застрелить его из снайперской винтовки, если тот не будет следовать указаниям. План у преступника-моралиста такой: если Стю не признается жене в том, что обманывал ее, и не сделает выбор между ней и любовницей, герой умрет. Он, к слову, не первый, кто попал под нравственный прицел маньяка.
«Телефонная будка» Джоэла Шумахера — триллер герметичный и вполне простой по устройству: все сцены сняты точно в таком порядке, что и в фильме, а длится он ровно столько, сколько по времени занимают экранные события. Несмотря на кажущуюся простоту, картине удается довести напряжение до максимального уровня, чему как раз-таки во многом способствует единство места и времени. Да и фанатам «Пилы» фильм должен понравиться.
В основу фильма Клинта Иствуда легли мемуары Криса Кайла — снайпера из взвода «морских котиков», принимавшего участие в войне в Ираке, на счету которого 255 убитых (более половины из них подтверждены официально). Кайл (Брэдли Купер) — простой техасец, после теракта 11 сентября 2001 года он решил пойти на службу в армию и попал в спецназ. За курсом боевой подготовки и получением доблестного статуса «морского котика» последовали курсы для снайперов, а вскоре — после свадьбы — солдат отправился в Ирак.
За роль Криса Кайла Брэдли Купер получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль». Специально для проекта актер следовал особой программе тренировок и изучал искусство стрельбы из винтовки с бывшим «морским котиком», который служил с самим Кайлом. Так что все, что вы видите на экране в исполнении Купера, максимально приближено к реальности. В картине угадывается уже ставший классическим честный и слегка прямолинейный стиль Клинта Иствуда.
В основу биографической военной драмы Сергея Мокрицкого легла реальная история женщины-снайпера Людмилы Павлюченко. По сюжету незадолго до начала Великой Отечественной войны девушка (Юлия Пересильд) открывает в себе талант к стрельбе и позже отправляется на фронт добровольцем. После эвакуации из Севастополя Людмила оказывается в составе советской делегации в США и в ходе пресс-турне произносит знаменитые слова: «Мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Именно эта фраза во многом помогла открыть Второй фронт в Европе.
Юлия Пересильд уже вошла в историю новейшего российского кино, отправившись с Климом Шипенко на земную орбиту для съемок фильма «Вызов», так что изображение волевого характера на экране — задача, которая актрисе точно по силам. Тем более что фактура для роли — история легендарной женщины, вошедшей в мировую историю, — буквально располагает к выдающемуся перформансу. Подтверждают это и многочисленные актерские награды. В российском прокате военный блокбастер собрал почти 9 миллионов долларов.
Однажды к бывшему морпеху Ли Суэггеру (Марк Уолберг), давно повесившему снайперскую винтовку на гвоздь, заявляется сослуживец (Дэнни Гловер) и просит о помощи. По информации разведки, некий снайпер готовит на президента США, который должен скоро выступить в четырех городах, покушение. Военный просит Суэггера вычислить самую вероятную точку стрельбы и предотвратить убийство, на что тот соглашается. В Филадельфии действительно убивают высокопоставленное лицо — но не президента, а Патриарха Эфиопского. Суэггер же таким образом оказывается под подозрением, ведь он ради безопасности первого лица в это время был в предполагаемой точке стрельбы.
«Стрелка» Антуан Фукуа, поставивший до этого «Тренировочный день» и «Короля Артура», снимал по книге кинокритика и писателя Стивена Хантера. Как и в случае со «Снайпером»Иствуда, картина может гарантировать вполне правдоподобное изображение снайперского быта, в частности — специфических привычек и последовательности действий стрелков: для роли Уолберг консультировался с действующими профессионалами дела.
22 июля 2011 года правый экстремист Андерс Брейвик сначала подорвал в Осло автомобиль, а затем отправился на остров Утойя, где в то время проходил молодежный сбор. За 72 минуты Брейвик застрелил 77 человек и оставил ранеными более сотни. Фильм Эрика Поппе, участвовавший в конкурсе Берлинале, — реконструкция событий на норвежском острове, снятая одним кадром. Камера следует за 19-летней девушкой, которая приехала на сбор вместе с младшей сестрой и оказалась в центре трагедии, потрясшей мир.
Поппе поставил перед собой задачу максимально точно описать события того дня — как в память о жертвах Брейвика, так и в качестве напоминания о важности гуманистических ценностей в эпоху расколотого конфликтами мира. Для этого режиссер консультировался со свидетелями событий, а на первый план поставил фигуру не террориста, а простого человека. Передать ужас происходящего помогает и выдающаяся операторская работа — за нее Мартин Оттербек удостоился приза Европейской киноакадемии.
Бывший наемный убийца Джон Уик (Киану Ривз) уже давно отошел от дел и покончил с кровавым прошлым. В подарок от почившей супруги незадолго до ее смерти герой получил щенка Дейзи — очаровательное создание, к которому Уик сразу же привязался. Как-то на автозаправке экс-киллер встречает троицу незнакомцев во главе с сыном главы местного преступного синдиката, который просит Уика продать ему автомобиль. Тот отказывает — и ночью парень крадет у Джона машину, а вдобавок убивает Дейзи. Теперь Уику остается лишь мстить.
Киану Ривз — культовый актер современности, знакомый зрителям по ролям Нео из «Матрицы», экзорциста и медиума Джона Константина и Скотта из «Моего личного штата Айдахо». «Джон Уик», снятый Чадом Стахелски и Дэвидом Литчем, запустил масштабную медиафраншизу и стал визитной карточкой актера в 2010-е годы (не говоря уже о том, что фильм породил множество мемов о никогда не промахивающемся стрелке, слишком любившем своего щенка).
Уэсли (Джеймс МакЭвой) влачит безрадостную жизнь офисного клерка: начальница унижает, денег постоянно не хватает, а девушка изменяет с его же лучшим другом. Все меняется, когда таинственная незнакомка (Анджелина Джоли) предлагает Уэсу стать первоклассным убийцей. Так клерк попадает в «Братство ткачей» — секретное общество, воспитывающее профессиональных киллеров и вершащее судьбы людей с помощью «Станка судьбы». Пройдя обучение и получив все навыки безжалостного сверхубийцы, Уэсли должен занять свое место в «Братстве», где тем временем расцветает диверсия.
«Особо опасен», вольно снятый по комиксу Марка Миллара, стал для Тимура Бекмамбетова первым англоязычным проектом. Особое место в фильме занимают CGI-сцены с летящими по точно выверенным траекториям пулями — так судьба и настигает человека, имя которого выплюнул «Станок». К слову, совсем недавно боевик вошел в десятку наиболее просматриваемых лент в США на Netflix.
Очередное задание профессионального киллера Джека (Джордж Клуни) оборачивается провалом и смертью его возлюбленной, из-за чего наемнику приходится скрыться под видом фотографа сначала в Риме, а потом в городке Кастель-дель-Монте. Завязывая отношения с местной проституткой (Виоланте Плачидо), Джек планирует закончить карьеру и берется за последнее задание. Киллеру не нужно никого убивать — необходимо лишь собрать специальную снайперскую винтовку с особым глушителем и передать ее заказчице (Текла Рютен). Тут киллер и теряет бдительность.
Режиссером фильма по книге Мартина Бута выступил Антон Корбайн — именитый клипмейкер, снявший «Контроль» и «Лайф», так что картина пестрит живописными итальянскими видами, диссонирующими с кровавой природой ремесла главного героя. Примечательно, что сюжетный акцент в «Американце» стоит не на пуле, как привыкли поклонники криминальных боевиков, а на оружии, которое эту пулю должно выпустить.