Опубликовано 26 января 2024, 09:27
6 мин.

Ты не один: Экранизации произведений Харуки Мураками

Поделиться:
Ты не один: Экранизации произведений Харуки Мураками

© Ole Jensen/Contributor/Getty Images

Недавно классик современной литературы Харуки Мураками отметил день рождения. Автору исполнилось 75 лет. Вот уже почти полвека его книги, переведенные на десятки языков и ставшие бестселлерами в разных странах, помогают людям по всему миру понять, что одиночество — не приговор. Надежда, вдохновение, мягкая блюзовая тоска — прозу Мураками не спутаешь ни с чем. Мы решили разобраться, удается ли передать эти гипнотические ощущения в экранизациях и собрали фильмы, основанные на произведениях японского писателя. Также предлагаем посмотреть подборку популярных фильмов, снятых по книгам.

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»

Сядь за руль моей машины

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.6
Жанр: Драмы
2021, 172 мин
Япония, 18+
Режиссер: Рюсукэ ХамагутиГлавные роли: Хидэтоси Нисидзима, Токо Миура, Масаки Окада, Рэйка Кирисима, Пак Ю-рим, Чин Дэ-ён

Театрального режиссера Юсукэ (Хидэтоси Нисидзима) приглашают поставить в Хиросиме «Дядю Ваню». Готовя спектакль и общаясь с водительницей, которая возит его на работу и домой, постановщик всё глубже утопает в травмирующем прошлом. Просвета не видать, одиночество сжирает — постановка становится испытанием необратимой судьбы. Чеховскую неспособность слышать друг друга Юсукэ усиливает мультилингвистикой: актеры его будущего спектакля говорят на разных языках. Но, как известно, для выражения боли слова не нужны.

Экранизация 40-страничного «Сядь за руль моей машины» из сборника рассказов Харуки Мураками «Мужчины без женщин» впервые была представлена на Каннском кинофестивале, где получила приз за лучший сценарий. Постановщик Рюсукэ Хамагути сумел превратить короткий рассказ в трехчасовой фильм. Автор рассуждает о том, можно ли любить того, кто причинил боль, и как при этом обрести надежду. Оскаровский комитет также отметил «Сядь за руль моей машины», присудив ему награду в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из фильма «Пылающий»

Пылающий

Рейтинг: 6.9IMDb: 7.6
Жанры: Детективы, Триллеры, Драмы
2018, 147 мин
Корея Южная, 18+
Режиссер: Ли Чхан-донГлавные роли: Ю А-ин, Чон Джон-со, Стивен Ян, Ким Су-гён, Чхве Сын-хо, Мун Сон-гын

После окончания университета начинающий писатель не может найти себе места. Одинокий, тоскующий и даже слишком свободный, однажды он встречает подругу детства. Между ними возникают теплые отношения, но внезапно девушка уезжает в Африку, откуда возвращается с состоятельным молодым человеком по имени Бен (Стивен Ян). Тот проболтался новому знакомому о тайном хобби, и вскоре главный герой лишается покоя, ощущая нечто ужасное впереди.

Один из лучших современных корейских режиссеров Ли Чхан-дон и по совместительству бывший министр культуры Южной Кореи очень точно передает в «Пылающем» тягучую мистическую атмосферу произведений Мураками. Один из самых впечатляющих рассказов писателя «Сжечь сарай» пропитан необъяснимой тревогой, так же выглядит и его экранизация: Ли будто испытывает зрителя на прочность, рассказывая историю молодых людей, существующих на границе реального и воображаемого. Настоящий гипноз.

Список лучших экранизаций романов Харуки Мураками

Тони Такитани

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.2
Жанр: Драмы
2004, 76 мин
Япония, 12+
Режиссер: Дзюн ИтикаваГлавные роли: Иссэй Огата, Риэ Миядзава, Синохара Такахуми, Хидэтоси Нисидзима, Юми Эндо, Михо Фудзима

Художник-иллюстратор Тони Такитани (Иссэй Огата) привык к одиночеству с детства. Жить с холодной головой, не выражать эмоций, просчитывать наперед — такова реальность мужчины. Всё меняется, когда он женится на своей клиентке, одержимой высокой модой. Маниакальная зависимость супруги от дизайнерской одежды пугает Тони: он не понимает, как вещи могут вызывать такую страсть. Неприятие приводит к трагичным последствиям, и жизнь героя возвращается на круги своя.

Историю о маленьком человеке Мураками включил в сборник «Призраки Лексингтона», а перенес рассказ на экраны Дзюн Итикава — друг и духовный последователь писателя. Итикава известен мастерской передачей ощущения одиночества в большом городе: с особой чуткостью он фиксирует отчужденность людей друг от друга и изолированность жителей Токио в бездушных небоскребах, за что его называют «певцом городских пространств». Уловить настроение книги постановщику удалось с точностью, экранизация понравилась даже самому Мураками.

Кадр из фильма «Слушай песню ветра»

Слушай песню ветра

Рейтинг: 7IMDb: 6.7
Жанр: Драмы
1982, 98 мин
Япония, 18+
Режиссер: Кадзуки ОмориГлавные роли: Каору Кобаяси, Кимиэ Сингёдзи, Каи Ато, Масато Фуруоя, Тэссё Гэнда, Масасукэ Хиросэ

Студент (Каору Кобаяси) приезжает на летние каникулы в родной город и при избытке времени размышляет обо всем на свете. Вместе с другом он коротает вечера в местном джаз-баре: потягивает пиво, болтает о жизненных неурядицах, рассуждает о глобальных процессах, думает о вечном… Иногда беседу прерывает бармен или симпатичная девушка, но атмосфера особой грусти остается неизменной. Вот так и проходит молодость — тихо, плавно, буднично.

Темпоритм фильма, в котором отсутствуют взлеты и падения, максимально схож с литературным источником — дебютным романом Мураками «Слушай песню ветра», первым из серии «Трилогия Крысы». И хотя киноадаптация получилась предельно близкой к оригиналу (она чуть ли не дословно следует тексту книги), Мураками остался недоволен картиной. Фильм Кадзуки Омори так не понравился писателю, что он принял решение не соглашаться на экранизации своих произведений. К счастью, потом передумал.

Топ самых известных экранизаций произведений Харуки Мураками

Норвежский лес

Рейтинг: 6.1IMDb: 6.3
Жанр: Драмы
2010, 133 мин
Япония, 16+
Режиссер: Чан Ань ХунгГлавные роли: Кэнъити Мацуяма, Ринко Кикути, Кико Мидзухара, Кэнго Кора, Рэйка Кирисима, Эрико Хацунэ

В гамбургском аэропорту Тору Ватанабэ (Кэнъити Мацуяма) слышит знакомую мелодию — Norwegian Wood группы The Beatles. Песня заставляет его мысленно перенестись в 1960-е, в годы студенчества, когда юный герой учился в Токийском университете и переживал утрату лучшего друга. В тот момент Тору не мог разобраться ни в себе, ни в окружающих его девушках. Выбирая между бывшей возлюбленной погибшего друга и однокурсницей, он тонет в воспоминаниях, невыраженных чувствах и невысказанных словах.

Прежде чем обзавестись экранизацией, один из самых популярных романов Харуки Мураками «Норвежский лес» прошел тщательную подготовку к киноадаптации. Режиссер Чан Ань Хунг получил зеленый свет на съемки, только когда писатель одобрил все диалоги в сценарии. В итоге фильм изобилует цитатами и всеми основными деталями из меланхоличной книги. Премьера картины прошла в основном конкурсе Венецианского фестиваля.

Лучшие экранизации книг Харуки Мураками

Залив Ханалей

Рейтинг: 6IMDb: 6
Жанр: Драмы
2018, 97 мин
Япония, 18+
Режиссер: Даиси МацунагаГлавные роли: Ё Ёсида, Рэо Сано, Нидзиро Мураками, Гай Сато, Майк Гайри, Луис Курихара

Владелица бара Сати (Ё Ёсида) получается ужасную новость: на ее 18-летнего сына Такаси (Рэо Сано) напала акула. Молодой человек лишился ноги и вскоре скончался от полученной травмы. Трагедия произошла в заливе Ханалей на Гавайях, где парень занимался серфингом, — там Сати отныне встречает каждую годовщину смерти сына. Из года в год ничего не происходит, убитая горем мать просто смотрит на океан, но спустя десять лет она знакомится с японскими серферами, которые делятся историей о парне с одной ногой по имени Такаси.

Попытаться не возненавидеть мир, природу, стихию, себя — вот что важно, когда сталкиваешься с горем. Эта идея лежит в основе рассказа Харуки Мураками «Бухта Ханалей» из книги «Токийские легенды», которую перенес на экран Даиси Мацунага. Японский постановщик бережно адаптировал произведение, деликатно обыграв тему потери: его трогательное киновысказывание вселяет надежду, что человеку под силу справиться с любым несчастьем, даже когда кажется, что впереди пропасть.

Топ фильмов по книгам Мураками

Все дети Бога могут танцевать

Рейтинг: 5.9IMDb: 5.1
Жанр: Драмы
2008, 85 мин
США, 18+
Режиссер: Роберт ЛогеваллГлавные роли: Джоан Чэнь, Джейсон Лью, Соня Кински, Ма Ци, Джон Флек, Дарлен Кардон

Кенго (Джейсон Лью) с детства внушали, что он — сын Бога. Но молодой человек знает, что это не так, и потому во всех своих неудачах винит не Господа, а подлинного отца, которого никогда не знал. Встретив однажды одноухого мужчину, Кенго решает, что это и есть его родитель, и бросает прежнюю жизнь, в том числе девушку и бизнес, чтобы последовать за новоявленным отцом в неизвестность. Там Кенго ощутил такую легкость, такое удовлетворение, что ему стало неважно, кто же этот таинственный незнакомец — самозванец, отец или сам Бог.

«Все дети Бога могут танцевать» — главный рассказ из одноименного сборника Мураками, лейтмотивом которого служит землетрясение в Кобе. Крупнейшая катастрофа в Японии выступила символом разрушения привычной жизни, предвестником перемен и нового начала. Неслучайна и предрасположенность главного героя к танцам: он никогда не чувствует твердой почвы под ногами. Соавтором сценария фильма Роберта Логевалла выступил сам Мураками, чтобы погружение вышло таким, каким он его задумывал.

Кадр из фильма «Слепая ива, спящая женщина»

Слепая ива, спящая женщина

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.1
Жанры: Мультфильмы, Фантастика, Драмы
2022, 108 мин
Франция, Люксембург, 18+
Режиссер: Пьер ФёльдешГлавные роли: Амори де Крэенкур, Арно Мейяр, Бруно Павио, Федор Аткин, Пьер Фёльдеш, Теофиль Баке

Банкир, доставляющий загадочную посылку после пропажи жены, безумный бухгалтер, спасающий город от землетрясения, а еще гигантская говорящая лягушка и странный кот. Герои шести фантасмагорических историй, оформленных в анимационную антологию, существуют в Токио во время катаклизмов, и каждый из них занят своим делом — большим или маленьким. В итоге получилось руководство по тому, как вести себя в моменты, когда растерян не только ты сам, но и все вокруг.

Дебютант Пьер Фёльдеш стал первым режиссером, кто превратил произведения Харуки Мураками в анимационный фильм. Француз взял за основу шесть рассказов из разных сборников, включая «Призраки Лексингтона», «Дружище Квак спасает Токио», «Токийские легенды», «После землетрясения», и представил свое видение работ японского автора на фестивале в Анси. Это престижнейший фестиваль анимационного кино в мире. Там он получил специальный приз жюри и лестное высказывание о том, что «это лучший стиль выражения современной литературы».

Новое в подписке

Лучшее в подписке