Супергерои, монстры и черепахи: 10 фильмов про мутантов
Мутанты бывают разными: супергероями, злобными чудовищами и даже травмированными подростками, которые ужасаются трансформациям своего тела. Рассказываем о 10 фильмах про мутантов на любой вкус: от блокбастеров до меланхоличных драм.
1975 год. Профессор Ксавьер (Джеймс МакЭвой) и его напарник Магнето (Майкл Фассбендер) берут под свое крыло девочку Джин Грей. Сверхспособности Джин привели к смерти ее матери, так что малышка особенно нуждается в присмотре взрослых. Проходят годы, и героиня становится одной из самых выдающихся мутантов в кругу Людей Икс. Однако ее темная сущность норовит выйти наружу — и тогда всему миру грозит большая опасность.
Вселенная Людей Икс завершилась далеко не на мажорной ноте. Финальную часть франшизы о Темном Фениксе приняли, мягко говоря, без восторгов (чего не скажешь о фильмах «Люди Икс: Первый класс» и «Люди Икс: Дни минувшего будущего») — и всё же последний эпизод серии заслуживает особого внимания. Во-первых, это эталонный студийный блокбастер с десятками героев и эпической драмой: Джин Грей предстоит выбирать между добром и злом, так что в фильме полно размышлений о природе морали и судьбы. Во-вторых, даже самые неудачные части «Людей Икс» всегда удивляли фантазией авторов: вот и «Темный Феникс» здорово выделяется своими разношерстными персонажами и их уникальными способностями даже на фоне последних фильмов Marvel. Ультимативное кино о комиксовых мутантах — не иначе.
Репортерша Эйприл (Меган Фокс) идет по следам преступного клана Фут, который уже давно терроризирует улицы Нью-Йорка. Однако во время своего независимого расследования девушка неожиданно натыкается на гигантских черепах-мутантов — вдумчивого лидера Леонардо, вспыльчивого Рафаэля, шутника Микеланджело и гения Донателло. Когда-то давно рептилий нашла крыса по имени Сплинтер: она воспитала детей и научила их основам восточных единоборств. А теперь выросшие супергерои защищают город.
Хотя легендарный экшен-постановщик Майкл Бэй выступил не режиссером, а лишь продюсером «Черепашек-ниндзя», в фильме можно легко найти его фирменные приемы. Невротичный монтаж боевых сцен, во время которых сложно уследить за происходящим на экране, циничный юмор и Меган Фокс в одной из главных ролей. А еще много эффектных взрывов! Фанаты первоисточника и старого телевизионного сериала остались довольны не всем, но поклонники Майкла Бэя получили фильм мечты.
Наемник Уэйд Уилсон (Райан Рейнольдс) умирал от неизлечимой болезни и согласился принять участие в опасном эксперименте. В результате лицо мужчины было изуродовано до неузнаваемости, а сам он стал бессмертным: пули его не убивают, а оторванные конечности вновь вырастают на старом месте. Теперь он должен спасти мальчика-мутанта Рассела, на которого почему-то охотится путешественник во времени по имени Кейбл (Джош Бролин).
«Дэдпул 2» многократно приумножил все достоинства первой части. Юмор стал еще циничнее, а драма — сложнее. Теперь Уэйд Уилсон не только ломает четвертую стену и напрямую обращается к зрителям, но и размышляет о семье и дружбе. К тому же на экране появляется целый отряд мутантов: кроме самого Дэдпула и паренька Рассела зритель встречает везучую Домино (Зази Битц), титанического Колосса (Стефан Капичич), смехотворного Цайтгайста (Билл Скарсгард) и многих других персонажей со сверхспособностями.
Семь лет назад люди взорвали гигантский астероид, который летел к Земле. В результате многие существа на планете превратились в кровожадных мутантов. Парнишка Джоэл (Дилан О’Брайен) потерял родителей еще в начале апокалипсиса, а теперь скучает в подземном бункере со своими сверстниками. У большинства из них уже есть вторые половинки, но самому герою жутко не везет: любовь всей его жизни находится в другой колонии. Джоэл выбирается на улицу и отправляется в опасное путешествие. Правда, ни опыта, ни умений для борьбы с мутантами у него нет.
Обаятельная подростковая фантастика Майкла Мэтьюза мастерски скрещивает историю взросления и первых романтических чувств с залихватским приключением в духе «Детей шпионов». Кумир тинейджеров Дилан О’Брайен («Оборотень») играет неуверенного и зажатого паренька, в котором себя увидят, кажется, все юные зрители. К тому же в «Любви и монстрах» хватает очаровательных чудовищ: на экране появляются гигантские плотоядные жабы, многометровые насекомые и другие когда-то безобидные существа, которых раньше нельзя было представить хищниками.
Ученый Сет Брандл (Джефф Голдблюм) проводит эксперименты по телепортации. Он начинает с неодушевленных предметов, но вскоре повышает ставки и берется за живых существ. А на финальном этапе исследования доктор самоотверженно залезает в портал и пытается переместить себя на несколько метров вперед. Однако во время запуска машины к нему в камеру залетает муха. Тело Брандла мутирует, и с каждым днем он всё больше напоминает жуткого мутанта.
«Муха» объединила в себе два самых главных общественных страха конца XX века: фобии перед новыми технологиями и неограниченными возможностями человеческого тела. Режиссер Дэвид Кроненберг, который посвятил этим темам всю свою фильмографию («Видеодром», «Экзистенция»), в «Мухе» увековечил законы нового жанра — боди-хоррора (телесного фильма ужасов). В картине зрителей пугали не мрачной атмосферой и скримерами, а натуралистичным гримом: у главного героя выпадали ногти, разваливалось на куски лицо и вырастали крылья.
Молодая мутантка Дани (Блю Хант) попадает в жуткое закрытое учреждение, где держат неконтролируемых подростков со сверхспособностями. Сэм (Чарли Хитон) случайно завалил собственного отца в шахте, Роберто (Генри Зага) спалил девушку огнем, Ульяна (Аня Тейлор-Джой) владеет волшебством, а Рейн (Мэйси Уильямс) управляет чужим сознанием. Прежде чем покинуть больницу, героям придется сразиться с внутренними демонами — травматичным прошлым, страхами и собственными инфернальными силами.
Супергероика всё чаще отходит от привычного шаблона: фильмы становятся мрачнее и серьезнее, а сценаристы не боятся затрагивать вопросы подростковых травм и депрессии. «Новые мутанты» стали одним из первых экспериментов в этом направлении. Хотя студия постоянно вмешивалась в съемочный процесс и сгладила много углов, у фильма Джоша Буна («Виноваты звезды») остался подростковый шарм. Свою работу режиссер описывал как демонический «Клуб „Завтрак»» — эдакую подростковую терапевтическую драму о взрослении с элементами комиксов и хоррора.
Гениальный изобретатель Рид Ричардс (Майлз Теллер) и его лучший друг Бен Гримм (Джейми Белл) знакомятся с двумя молодыми исследователями — Джонни (Майкл Дж. Фокс) и Сью (Кейт Мара). Вместе с коллегой Виктором Фон Думом (Тоби Кеббелл) они запускают телепорт и попадают в новую реальность. Однако их экспедиция идет не по плану, и герои мутируют: кто-то превращается в гигантское каменное существо, кто-то получает способность аномально растягивать свое тело, а кто-то становится невидимым.
Режиссер Джош Транк, снявший триллер «Хроника» о злых подростках со сверхспособностями, всегда смотрел на супергероев глазами скептика. В «Фантастической четверке» сцена с получением способностей выглядит не по-голливудски мрачно: когда персонажи узнают, что их тела пережили ужасающие трансформации, фильм больше напоминает пубертатный хоррор о половом созревании. Увы, студия не разделила видения автора и избавилась от многих жутких сцен на монтаже. Однако даже в финальной версии «Фантастической четверки» видно, что перед нами мог быть — без преувеличения — революционный кинокомикс.
2029 год. Из Людей Икс в живых остались лишь Калибан (Стивен Мерчант), выслеживающий мутантов, больной профессор Икс (Патрик Стюарт) и ухаживающий за стариком апатичный Росомаха (Хью Джекман). Втроем они спрятались на мексиканской границе — подальше от людских глаз. Однажды на пороге их укрытия появляется девочка Лора (Дафни Кин), которая обладает необычными способностями. По ее следам идет зловещая корпорация Transigen — и только троица героев может дать бой шайке головорезов.
«Логан» стал своеобразным прощанием Хью Джекмана с ролью Росомахи. Актер в последний раз воплотил образ харизматичного и грубого мутанта с невероятной регенерацией и адамантиваемыми когтями. Хотя фильм основан на каноничном комиксе во вселенной Людей Икс, он куда больше напоминает не супергеройские блокбастеры, а драму с элементами вестерна. Перестрелки, жестокие убийства и печальные размышления о взрослении под балладу Джонни Кэша Hurt — многобюджетные гиковские проекты Fox никогда не были настолько взрослыми и меланхоличными.
Ученые Брюс Бэннер (Эдвард Нортон) и Бетти Росс (Лив Тайлер) работали над экспериментами по влиянию радиации на человеческое тело, но что-то пошло не так. В результате Брюс превращается в гигантского зеленого монстра, который не контролирует гнев. На него открывает охоту целая армия военных — однако они не знают, что вскоре на улицах появится существо еще страшнее и кровожаднее, чем Халк.
Фильм Луи Летерье — стильный привет из 2000-х; жутко старомодное, но обаятельное супергеройское кино, существующее вне франшиз и комиксовых фаз. Тот факт, что «Невероятный Халк» почти не связан с другими фильмами Marvel, делает его по-хорошему особенным: чтобы понять сюжет, необязательно быть в курсе событий из десятка других картин. Пускай двадцать лет назад сюжет был более наивным, а спецэффекты — слишком мультяшные, харизма Эдварда Нортона и экшен-ремесло Луи Летерье сохраняются вне зависимости от того, какой год на дворе.
После укуса паука Питер Паркер (Тоби Магуайр) стал супергероем и ежедневно патрулирует улицы Нью-Йорка. Однако у мстителя в костюме намечается личностный кризис: он не может сохранить баланс между личной жизнью и призванием, а силы стали исчезать в самый неподходящий момент. Именно тогда судьба «награждает» Питера еще одной головной болью: его коллега доктор Октавиус сходит с ума из-за влияния железных клешней, прикрепленных к телу. Теперь в Нью-Йорке становится на одного злодея больше.
Если первая часть «Человека-паука» учила справляться с навалившейся ответственностью, то вторая показывает, как сложно примирять долг с чувствами. На примере Питера Паркера, который разрывается между отношениями с Мэри Джейн и спасением Нью-Йорка, Сэм Рэйми показал проблему любого, кто отчаянно следует за мечтой. Вместо выгорания — потеря суперсил, вместо рабочих проектов — борьба со злом. На самом деле старая трилогия о Человеке-пауке — это история, знакомая каждому трудоголику.