Страшней Кощея и Бармалея: 10 российских фильмов в жанре фэнтези
Сказочные миры, колдовство, волшебные артефакты, герои мифов и легенд многочисленных народов России и персонажи фэнтези-книг, перенесенные на большой экран, — завораживающее зрелище и отличное развлечение как для взрослых, так и для всей семьи. Ведь реализация магии в кино — это вечные истории, современные спецэффекты, потрясающая работа гримеров, художников и реквизиторов! Собрали для вас 10 современных отечественных фильмов в жанре фэнтези.
Жил да был в Москве Иван Найденов (Виктор Хориняк). Парень, выросший в детдоме, оказался не лишен смекалки и нашел свое место в «прикладной магии»: под именем белый маг Светозар участвовал в телешоу и вел частный прием богатых клиенток в Москва-Сити. Но однажды на него напали люди разъяренного супруга дамы, которая пополняла бюджет Ивана внушительными суммами за «снятие порчи» и прочие услуги успешного шарлатана. Спасаясь бегством, Ванюша прыгнул в трубу аквапарка. Она-то и вынесла парня не в бассейн, а в удивительный мир Белогорья, населенный жителями русских сказок. Оказалось, что Ваня — сын богатыря Ильи Муромца, спрятанный в современности у «маглов» от козней врагов. Чтобы вернуться домой, Ивану нужен меч-кладенец. В его поисках юноша находит захватывающие приключения и сталкивается с настоящим волшебством. Вслед за «Последним богатырем» в прокат вышли продолжения «Последний богатырь: Корень зла» и «Последний богатырь: Посланник тьмы».
Вся трилогия, снятая при участии компании Disney по мотивам русских сказок, уверенно держится в топ-10 кассовых фильмов России, любима зрителями всех возрастов и надолго вошла в списки самых просматриваемых картин онлайн-кинотеатров. Зрители отмечают харизматичных актеров, сыгравших колоритных персонажей, обилие хороших шуток, понятных и детям, и взрослым, и высокий уровень спецэффектов, на которые не поскупились создатели.
Молодой судебный писарь Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) страдает от припадков, которые мучают его на работе. Когда он находится возле жертв убийств, его посещают странные видения, а руки пишут на бумаге какую-то бессмыслицу. Знаменитый следователь Яков Гуро (Олег Меньшиков) замечает, что и записанные слова, и видения Николая становятся ключами к расследованиям. А потому берет чиновника с собой в Полтавскую губернию, где должен изучить серию загадочных убийств близ села Диканьки. Прибыв на место, Гуро и Гоголь начинают искать убийцу, которого местные настороженные жители называют Темным всадником. Селяне напуганы, но помогать следствию не хотят. На помощь столичным гостям приходит местная нечисть.
Киносериал, состоящий из трех частей, «Начало», «Вий» и «Страшная месть», основан на мире из ранних романтических произведений Гоголя. Создатели постарались воспроизвести атмосферу рассказов и повестей писателя. Как и книги, фильмы населены чертями, русалками, ведьмами и прочими обитателями потустороннего мира. Трилогия также фантазирует о тайне рождения и происхождении самого Николая Васильевича, а Хому Брута превращает в полноценного странствующего экзорциста.
XV век. На севере, недалеко от Уральских гор, которые местные называют попросту «Камень», воюют местные языческие племена, поклоняющиеся Золотой бабе, и русские православные князья: сначала Ермолай, а затем его сын Михаил (Александр Кузнецов). Еще в детстве княжич Михаил встретился с юной дочерью кана Тиче, умеющей обращаться в рысь. Это недолгое знакомство предопределило и их жизни, и судьбу Перми Великой.
Экранизация одноименного бестселлера Алексея Иванова, поставленная Антоном Мегердичевым, — зрелищная драма, основанная на реальных исторических событиях и легендах Урала. Этот фильм напоминает зрителям, насколько многонациональна Россия и как разнообразна культура людей, которые ее населяют: герои «наших» сказок — это не только колобки, хитрые лисицы, богатыри, премудрые красавицы и русалки, но и ведьмы-ламии, Сорни Най, языческие боги, одухотворенные горы, деревья и диковинные для центральной части страны животные.
Накануне Нового года Андрей (Максим Матвеев) потерял телефон. Из салона сотовой связи, куда он зашел за новым девайсом, он вышел не только с телефоном, но и с подарком: симпатичным конвертом с надписью «тариф „Новогодний“». 31 декабря Андрей по традиции отмечал праздник на Красной площади. Парень позвонил на случайный номер, чтобы поздравить незнакомца с наступающим, и трубку взяла печальная Алена (Валерия Ланская). Молодые люди быстро нашли общий язык и договорились встретиться. Но вскоре они поняли, что Андрей живет в 2009 году, а Алена — в 2008-м. Пытаясь найти девушку в своем времени, Андрей узнал, что она погибла. Тогда парень решил вмешаться в прошлое и изменить события, которые привели к смерти Алены. Но возможно ли это?
Сюжет праздничной мелодрамы Евгения Бедарева оригинально подходит к теме путешествий во времени и связывает двух людей, живущих на расстоянии всего одного года друг от друга. Этот же прием вы могли видеть в фильмах «Дом у озера» с Киану Ривзом и Сандрой Буллок или «Радиоволна» с Деннисом Куэйдом и Джеймсом Кэвизелом.
Неплохой парень Антон Городецкий (Константин Хабенский) переживает черную полосу: от него ушла жена. Пытаясь вернуть любимую, он обращается к колдунье, которая сообщает ему, что супруга беременна. Приворот вернет ее, но убьет еще не рожденного ребенка. Взвесив за и против, Антон соглашается на колдовство, однако обряд прерывают некие люди. Оказалось, что это Ночной дозор, контролирующий силы тьмы, которые живут в Москве. К великому удивлению дозорных, Антон видит их, потому что он — довольно сильный Иной, только пока не знающий о своих силах. Главный герой примыкает к Ночному дозору, и спустя двенадцать лет история с колдуньей принимает неожиданный оборот.
Экранизация одноименной книги Сергея Лукьяненко, поставленная Тимуром Бекмамбетовым в 2004 году, показала российским зрителям, что у нас тоже могут снимать зрелищные и захватывающие блокбастеры, а продолжение фильма — «Дневной дозор» — посмотрели 7,4 миллиона зрителей, практически столько же, сколько каждую часть «Последнего богатыря».
Любящий отец Иван Грозный (Евгений Гришковец) нечаянно смертельно ранит своего сына. Чтобы спасти его, он прибегает к услугам ведьмы, которую давно держит в темнице. Хитрая старуха предлагает ему отправиться в недалекое прошлое и предотвратить трагическое событие, но, завладев волшебной книгой, отправляет царя сквозь века в наши дни. Первыми людьми, которых встретил Иван Васильевич в 2022 году, по счастливому совпадению оказались Полина и Ромка Осиповы — дети историка Никиты Осипова, специализирующегося как раз на Иване Грозном и артефактах периода его правления. Отцу зависимых от гаджетов подростков очень нужна библиотека Грозного, а расстроенному царю необходим магический гримуар из нее. Соответственно, представители двух эпох договариваются о взаимовыгодном сотрудничестве.
Второе путешествие царя, бравшего Казань и Астрахань, в современный мир получилось милым и веселым, как и положено фильму, который можно посмотреть даже с дошкольниками. Оно богато шутками, загадками и опасными ловушками, которые герои, конечно, преодолевают. Режиссеры Карен Оганесян и Юрий Коробейников сделали доброе кино, которое подспудно обращает зрителей к ценностям семейного общения.
Конец учебного года, тринадцатилетний Артем только недавно переехал с семьей из Барнаула в Москву, и сегодня у него первый день в новой школе. Всё пошло не по плану, когда одноклассники быстро узнали, что почти всё, рассказанное о себе Артемом, — ложь. Исследуя коридоры учебного заведения, он находит коробок спичек. Вскоре юноша понимает, что спички исполняют любые желания: хоть в буквальном смысле смыть в унитаз самого мерзкого хулигана, хоть наколдовать настоящего слона. Волшебный коробок открывает ему мир новых возможностей, но Артем еще не знает, что за всё приходится так или иначе платить.
Главную роль в фэнтези-фильме Рената Давлетьярова («Моя безумная семья», «Стальная бабочка», «Летчик») сыграл Яков Трескунов — младший брат Семена Трескунова, хорошо известного российским зрителям по семейному кино последних лет. Для Якова это появление на экране — первое, но, надеемся, не последнее.
Водитель автобуса, везущего санкт-петербургских школьников на экскурсию в краеведческий музей в Гатчину, свернул с маршрута и показал детям археологический раскоп. Здесь как раз нашли большую каменную плиту с древними письменами. Своенравный Глеб, рядом с которым в это время стояли мечтательный Юра и ответственная Лена, накорябал на артефакте сегодняшнюю дату, получил от друзей по шапке, а потом все уехали и продолжили свою обычную жизнь. Вот только Глеб, Юра и Лена вскоре поняли, что их время развернулось в обратную сторону: среда перетекла в уже прошедший вторник, вторник — в понедельник и так далее. Жить подобным образом весьма неудобно, и одноклассники хотят вернуться к обычному ходу времени. Вот только получится ли у них?
Семейное фэнтези Виктории Фанасютиной основано на одноименном бестселлере Виктории Ледерман и будет интересно и детям, и взрослым. А посмотреть эту высокорейтинговую ленту можно даже с дошкольниками, которых история научит гибкости, взаимовыручке и важности дружбы.
Альтернативное настоящее: сотрудник музея, увлеченный книгами советских фантастов, находит в своей квартире странный самопополняемый клад с предметами из разных эпох, а потом получает возможность вмешаться в прошлое и изменить настоящее. Настоящее: бизнесмен пытается дозвониться до подруги, но телефон раз за разом соединяет его с голодающей девочкой-подростком из 1942 года. Всё, о чем она мечтает, — чтобы кончилась война. Москва, 1948 год: мальчик Петя и его мама живут в комнате в коммуналке и с трудом переносят тяготы послевоенного быта. Но у них есть сосед, который подкармливает мальчика неизвестно откуда взявшейся свежей рыбой.
Три истории альманаха сняты по мотивам рассказов советского фантаста Кира Булычева, написавшего книги о приключениях Алисы Селезневой и другие хиты жанра. Философский и красиво сделанный триптих Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова практически полностью лишен какого-либо экшена, зато поднимает извечные вопросы историй о путешествиях во времени, вынесенные в слоган фильма: «Будущее нельзя изменить? В прошлое нельзя вмешиваться? А где оно, настоящее?»
Амбициозный летчик и талантливый инженер-конструктор Юрий Гордеев (Федор Бондарчук) должен был представить новый самолет на авиасалоне и совершить прорыв в российской авиации. Увы, он попал в автокатастрофу и погиб. Однако не понял этого обстоятельства и продолжил существовать как незаметный для всех призрак. Конкурент Гордеева без проблем закрыл его фирму, помочь Юре закончить дело всей его жизни теперь может только тихий мальчик Ваня Кузнецов, который почему-то единственный видит погибшего летчика.
Фильм Александра Войтинского вышел на большие экраны в 2015 году и получил теплый прием как от зрителей, так и от кинокритиков. Высоко оценили и хорошую актерскую игру Семена Трескунова, и спецэффекты, при помощи которых, например, создали несуществующий самолет ЮГ-1.