Страшнее, чем вчерашний круассан: 10 французских фильмов ужасов
Что сразу приходит в голову при словах «французское кино»? У многих оно ассоциируется с добрыми комедиями с Пьером Ришаром и Жераром Депардье или «Жандармом из Сен-Тропе» с Луи де Фюнесом. Более продвинутые зрители вспомнят Жан-Люка Годара, его коллег по «новой волне» и порхающую по Монмартру Амели. И только настоящие синефилы знают, что самые жестокие, кровавые и бескомпромиссные страшилки в мире — именно французские. Собрали для вас 10 интересных хорроров из этой страны.
Легендарный французский постановщик Люк Бессон, автор «Пятого элемента», «Такси» и «Леона», в нулевые написал серию романов о приключениях мальчика Артура в стране крошечных волшебных существ. Во Франции эти книги стали примерно такими же известными, как у нас приключения Незнайки. В 2006 году режиссер самостоятельно поставил «Артура и минипутов» — неплохой семейный фильм, породивший два сиквела. И вот теперь Бессон занялся хоррор-деконструкцией собственной вселенной, написал сценарий, взял дочь на одну из ролей, а режиссерский пост доверил молодому протеже Бартелеми Гроссманну. И получилось как минимум интересно с точки зрения того, как детскую сказку с легкой руки сценариста можно превратить в фильм ужасов.
Алекс с детства фанатеет по фэнтези-саге об Артуре и минипутах. На восемнадцатилетие друзья преподносят ему необычный подарок — поход в заброшенный дом, где снимали его любимую франшизу. Но подростки даже не представляют, какие опасности таит безобидное на вид здание.
Французский хоррормейкер Паскаль Ложье прославился как сильный и смелый автор, когда в 2008 году снял «Мучениц» — брутальный и провокационный фильм ужасов, который можно идеально описать выражением «пыточное порно». Вместе с «Кровавой жатвой» Александра Ажа, «Границей» Ксавье Жанса и «Необратимостью» Гаспара Ноэ «Мучениц» причисляют к волне нового французского экстрима, или просто New French Extremity — так с легкой руки критика Джеймса Кванта назвали ряд картин из начала нулевых, объединенных темами жестокости, насилия и секса. Уровень жести в «Мученицах» и правда экстремальный: его часто можно встретить во всевозможных списках самых страшных и кровавых фильмов всех времен.
Когда Люси была маленькой, ее похитили — девочку держали взаперти и мучили, пока ей не удалось сбежать. Спустя годы взрослая героиня находит семью, которая издевалась над ней, и всех убивает, но на этом ее кошмар не заканчивается. Во всем оказывается виновато секретное общество, одержимое раскрытием тайны загробной жизни: его члены считают, что только садистские мучения могут привести к просветлению.
Здесь есть всё, что нужно отличному фильму ужасов: гнетущая атмосфера, армия наводящих ужас кукол и очень яркая героиня в исполнении рыжеволосой французской певицы Милен Фармер (вот только петь в фильме, к сожалению, ей не пришлось). Неудивительно, ведь снимал «Страну призраков» заслуженный хоррормейкер Паскаль Ложье. Правда, кино получилось не таким кровожадным, как «Мученицы», зато радует непредсказуемыми поворотами сюжета. На месте остался и любимый мотив постановщика — вторжение в дом.
Мать-одиночка Полин с двумя дочерьми-подростками — застенчивой фантазеркой Бет и оторвой Верой — переезжает в дом в отдаленной сельской местности, который им завещала родственница. В первую же ночь на семью нападают двое маньяков-садистов, но Полин удается отбить дочерей. После этой кошмарной ночи Вера не может оправиться и потихоньку сходит с ума в подвале. Бет же становится известной сочинительницей в жанре хоррор. Однажды она возвращается домой, чтобы помочь матери, и там ее начинают мучить таинственные видения.
Еще один образец нового французского экстрима, снятый режиссером Александром Ажа. «Кровавая жатва» начинается как типичные американские слэшеры вроде «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» или «Техасской резни бензопилой», а заканчивается поворотом в духе «Шестого чувства». Прекрасная игра актеров, особенно Сесиль Де Франс, бескомпромиссная брутальность, нарушающая все возможные табу, — неудивительно, что после просмотра Уэс Крэйвен предложил Ажа заняться ремейком его собственного фильма 1977 года «У холмов есть глаза».
Две студентки, Мари и Алекс, едут в загородный дом родителей одной из них, чтобы подготовиться к экзаменам. Их планы перечеркивает маньяк-психопат на старом грузовике. Злодей сначала нападает и убивает всю семью Алекс, а затем ее саму берет в заложники. Тем временем Мари, которой удалось спастись, поскольку головорез не подозревал о ее присутствии в доме, горит желанием спасти подругу.
В основу сюжета легли убийства, совершенные реально существовавшим загадочным монстром — Жеводанским зверем. Эта история наряду с легендой о Железной Маске считается одной из самых известных загадок Франции. Историческую канву режиссер Кристоф Ган толково разбавил мистическим триллером и навороченной интригой. Визуально получилось очень похоже на «Сонную Лощину» Тима Бёртона, но при этом еще более страшно и кроваво.
Франция, середина XVIII века. Плейбой и естествоиспытатель Грегуар де Фронсак по поручению короля прибывает вместе с другом, индейцем Мани, в провинцию Жеводан. Там творится что-то ужасное: десятками пропадают люди, прежде всего женщины и дети. Ходят слухи, что за убийствами стоит гигантский волк. Поначалу де Фронсак не принимает болтовню о звере всерьез, но вскоре становится ясно, что крестьяне не нафантазировали и монстр существует в реальности.
Режиссерский дуэт Александра Бустильо и Жюльена Мори в ответе за один из самых заметных фильмов «экстремальной французской волны» — «Месть нерожденному». Тандем не перестает удивлять — например, в 2021 году они выпустили нетипичный ужастик «Дом на глубине», где всё действие разворачивается в воде. В «Мертвенно-бледном» Бустильо и Мори поначалу отправляют зрителя по ложному следу привычных американских ужастиков. С одной стороны, здесь есть подростки, проникающие в страшный дом на Хэллоуин, беготня с фонариками и скримеры. Но потом в ход идут традиционные элементы европейского хоррора: готическая обстановка и сюрреализм (жуткие игрушки и мертвые балерины прилагаются).
Люси Кавел, жительница небольшого портового французского городка, устраивается сиделкой для пожилых людей. Ее наставницей становится опытная Кэтрин Уилсон. В первый же рабочий день девушка посещает отдаленный старинный особняк, принадлежащий лежащей в коме старушке. Случайно героиня узнает от начальницы, будто в доме пожилой женщины припрятаны сокровища. Вместе с друзьями они проникают в дом, но тот, как выяснилось, таит в себе жуткие секреты.
Франко-американский ремейк одноименного классического трэш-фильма 1980 года. Заслуженный мясник Александр Ажа выступил тут как соавтор сценария и продюсер, а Элайджа Вуд сыграл главную роль (кстати, бывший хоббит не в первый раз примеряет маску маньяка — достаточно вспомнить Кевина из «Города грехов»). У режиссера Франка Халфуна вышло абсолютно синефильское кино, напичканное приветами Альфреду Хичкоку, Роберту Вине и Николасу Виндингу Рефну. Много в нем и отсылок к итальянскому джалло — локальному жанру, популярному с середины 1960‑х по первую половину 1980‑х и совмещающему кровавый хоррор с эротикой.
Скромный парень Фрэнк Зито знакомится с девушками в интернете, а затем жестоко их убивает. На досуге он реставрирует антикварные манекены, которые любит украшать скальпами своих жертв. Но всё меняется, когда в его жизни появляется француженка Анна Д’Антони — с ней Фрэнк не испытывает тяги к садизму, которая проявляется в отношении к другим женщинам. Герой понимает, что влюбился, но на пути к цели есть препятствие — бойфренд Анны.
По концепции «Выжившие» вызывают ассоциации с «Тихим местом». Снова в недалеком будущем человечество почти уничтожили слепые, но при этом чутко слышащие монстры. Но на деле дебютная работа молодого французского режиссера и сценариста Матьё Тури напоминает «Красотку» в декорациях «Безумного Макса». Если у Красински на первом месте всё же был саспенс, то французы, конечно же, сфокусировались на романтике. Скромный бюджет фильма сполна компенсирует игра актеров. Так, преследующего главную героиню монстра исполнил Хавьер Ботет (европейская версия Дага Джонса, специализирующегося на изображении разных причудливых монстров). А в конце зрителей ожидает мощный сюжетный поворот.
Джульетт одна путешествует по пустыне в поисках еды для группы выживших после апокалипсиса. В какой-то момент девушка попадает в аварию и всю ночь вынуждена дожидаться помощи, будучи запертой в автомобиле со сломанной ногой и револьвером в руке. Параллельно Джульетт вспоминает, как когда-то познакомилась с харизматичным владельцем галереи Джеком и как развивались их непростые отношения. Ситуация становится совсем опасной, когда к перевернутому внедорожнику Джульетт начинает подбираться назойливое мутировавшее существо.
Комик, мигрировавший в жанр ужасов, — достаточно необычное явление. Но часто именно такие режиссеры (например, американец Джордан Пил, покоривший критиков дебютным «Прочь») умудряются снимать самые новаторские и при этом умные хорроры. Бельгийский кинематографист Патрик Ридремон больше всего прославился у себя на родине как актер, но еще он пишет сценарии и ставит по ним фильмы. Не спешите судить о «Календаре дьявола» по странной задумке, вызывающей улыбку, — это отличное кино, которое понравится и любителям мрачных историй о проклятиях, и фанатам остросоциальных страшилок.
Бывшая танцовщица Ева после автомобильной аварии навсегда прикована к инвалидному креслу. Однажды подруга дарит ей на Рождество старинный адвент-календарь, украденный на барахолке в Германии. За каждой его дверцей, которые нужно открывать строго в соответствующее число месяца, спрятано по конфете, да не простой, а исполняющей желания. Но всё имеет свою цену: вскоре из безделушки вырывается злобная сущность, готовая умертвить сладкоежку.
В оригинале лента Доминика Роше называется до мурашек поэтично — «Ночь, поглотившая мир», а сам фильм, возможно, реалистичнее всего показывает, как обычные люди поведут себя при нашествии живых мертвецов. Ведь вместо того чтобы искать лекарство от зомби-вируса или раскидывать врагов во все стороны, большинство, как главный герой Сэм, просто запрутся дома — и в чем они не правы?
Парижанин Сэм приходит забрать свои аудиокассеты из квартиры бывшей девушки и там попадает на шумную вечеринку. Юноша засыпает в дальней комнате, а проснувшись, обнаруживает, что в доме почти никого не осталось, а по улицам снуют толпы голодных мертвецов. Герой постепенно зачищает здание от зомби, чтобы там можно было безопасно находиться, но от одиночества ему никуда не деться.