Спектр притягательности: 10 отличных ролей Патриши Аркетт
На Apple TV+ стартовал второй сезон «Разделения», хитовой антиутопии Бена Стиллера про кризис личности, обусловленный извращенной корпоративной этикой. Вспоминаем 10 ролей Патриши Аркетт, сыгравшей в фантастическом проекте таинственную злодейку-начальницу.
Алабама (Патриша Аркетт) и Кларенс (Кристиан Слейтер) знакомятся в темноте кинозала, пока на экране крутится фильм про кунг-фу. Он — беззаботный фанат Элвиса Пресли, она — жизнелюбивая красотка, угодившая в лапы отмороженного сутенера Дрексла (Гари Олдман). Искра интереса, высеченная первым разговором, разжигает огонь любви после первой проведенной вместе ночи. На следующий день они женятся. Затем Кларенс идет в бордель, где ошивается босс Алабамы, и хладнокровно его убивает. Он также забирает, как ему кажется, сумку с вещами Алабамы, но вместо одежды молодожены находят в ней кокаин. Теперь у них на хвосте члены мафии, на которую работал Дрексл.
«Настоящая любовь» — ранний сценарий Квентина Тарантино, проданный Тони Скотту ради бюджета для «Бешеных псов». Почивший ныне ценитель драйва, кислотных цветов и рваного монтажа виртуозно распорядился текстом молодого ревизиониста, от себя добавив совершенно уместный хэппи-энд. Скотт собрал феноменальный актерский состав: на вторых ролях блистали Гари Олдман, Брэд Питт, Деннис Хоппер, Вэл Килмер, Кристофер Уокен, Сэмюэл Л. Джексон и начинающий Джеймс Гандольфини. Однако Аркетт, источающая потоки живой и сексуальной энергии, едва ли не затмевает весь мужской состав, диктуя темп и тональность всего фильма.
У Лайлы (Аркетт) редкое гормональное расстройство — ее тело полностью покрыто волосами. Эта особенность ставит перед ней ряд экзистенциальных вопросов, а за ответами она отправляется в лес, чтобы вести отшельническую жизнь вдали от цивилизации. Однако вскоре Лайла все-таки возвращается к людям, избавляется от волосяного покрова и становится писательницей. Нейтан (Тим Роббинс) — ученый, одержимый концепциями социальной нормы. Он ставит эксперименты на мышах, чтобы обучить их манерам поведения. Паф (Рис Иванс) — человек природы, выросший в диких условиях и подчиняющийся инстинктам. Жизни трех неординарных личностей переплетаются в странный узел.
«Звериная натура» — полнометражный дебют Мишеля Гондри по сценарию Чарли Кауфмана. Эксцентричная социальная сатира, пропитанная меланхолией и скрытой тревогой, стала для французского автора хорошим стартом в большом кино. До этого он очень успешно занимался клипмейкерством, снимая музыкальные клипы для Daft Punk, Massive Attack и Björk. К слову, для некоторых лесных сцен из фильма режиссер позаимствовал свои же визуальные находки из клипа на песню исландской исполнительницы. Аркетт, сыгравшая Лайлу, немало времени провела на съемочной площадке обнаженной, сначала ожидая, когда к ее телу приклеят нужное количество волос, а затем бегая по лесам, обжигаясь ядовитым плющом и смущая проходящих мимо зевак.
Лора (Аркетт) переживает тяжелую депрессию после гибели мужа и сына. Сестра уговаривает ее отправиться в джунгли Бирмы в надежде, что столь резкая смена обстановки поможет пережить трагедию. В Рангуне, блуждая по ночным улицам, она попадает в эпицентр антиправительственных протестов и впервые соприкасается с местной политической реальностью. Позже у нее крадут паспорт, так что Лора не может покинуть страну. Девушка встречает местных диссидентов, которые показывают ей настоящую Бирму. Через новые знакомства Лора постепенно погружается в суровый оппозиционный быт, в котором она наконец-то заново обретает смысл жизни.
«За пределами Рангуна» — отчасти исторический триллер Джона Бурмена, автора «Избавления» и «Экскалибура». Фильм посвящен «Восстанию 8888», серии акций гражданского неповиновения в Бирме (нынешняя Мьянма). Закономерно, что картина в большей степени оказала политическое и социальное влияние, нежели эстетическое: демократический лидер Аун Сан Су Чжи, которую военная хунта поместила под домашний арест, благодарила режиссера за внимание общественности, обращенное к трагедии Юго-Восточной страны.
Мел Коплин (Бен Стиллер) не знал биологических родителей. Он отправляется в путешествие по Америке, чтобы найти свои корни. С ним едут жена Нэнси (Аркетт) и их младенец. Дело в том, что пара вот уже несколько месяцев не может назвать ребенка: Мел решает, что имя придет на ум само, как только он разберется с происхождением. Чтобы добраться до правды, паре предстоит пройти через огонь, воду и кризис в отношениях. Но, возможно, это именно та правда, которую лучше не знать никому.
«Не будите спящую собаку» — второй полнометражный фильм Дэвида О. Расселла, ныне обласканного любителя комического хаоса и персонажей со странностями. После «Раскрепощения», своего дебюта, Расселл раскрепостился и сам: без труда совладал со звездным актерским составом и удержал творящуюся на экране анархию в рамках заданных им самим правил игры, при этом не забывая о всевозможных драматургических панчах.
Угрюмый саксофонист Фред Мэдисон (Билл Пуллман) подозревает жену Рене (Аркетт) в неверности. Его паранойя доходит до катастрофических масштабов, когда под дверь их дома начинают подкидывать кассеты с записями из спальни и гостиной. На одной из них он видит расчлененную Рене и себя рядом с ней, перепачканного в крови. Фреда приговаривают к смертной казни, которую он ожидает в одиночной камере. Во время одного из обходов надзиратели обнаруживают, что их подсудимый пропал, а вместо него там находится другой человек.
Мрачнейший психопатологический триллер одного из главных режиссеров в истории кино, недавно покинувшего нас Дэвида Линча. Он впустил зло в пространство своего фильма и позволил ему обустроиться в каждом темном коридоре, в каждом покрытом цифровым шумом кассетном стоп-кадре, в каждом особняке, в каждом квадратном метре пустыни и в каждом человеке. Более того, Линч сделал его сексуально притягательным и оттого еще более опасным и страшным. Важную лепту в это также внесла Аркетт, которая зарядила эротическим напряжением этот запутанный и мрачный экранный пазл, уверенно заняв свое место в пантеоне линчевских героинь.
12 лет из жизни Мейсона (Эллар Колтрейн) охватывают период с младшей школы до поступления в университет. Взросление в Техасе с разведенными родителями, или путь становления одного американского отрока: постижение себя, поиск интересов, налаживание отношений с мамой и папой, первые любовные переживания, принятие ответственности, мальчишеские сплетни и тусовки. Эпический и импрессионистский портрет, протянутый сквозь реальные годы.
На производство магнум опуса Ричарда Линклейтера ушло 12 лет. Большой эксперимент, призванный запечатлеть рост и развитие как вымышленного героя, так и сыгравшего его актера. Самый обласканный критиками фильм XXI века, триумфатор фестивалей и мгновенный суперхит в жанре классического американского инди — «Отрочество» сияло ослепительно, но в итоге шум вокруг него, как это нередко бывает, затмил сам фильм. За роль матери Мейсона Аркетт получила уже давно заслуженный «Оскар».
Фрэнк Пирс (Николас Кейдж) — нью-йоркский парамедик, жизнь которого превратилась в непрерывную черную полосу, петляющую от одной смерти к другой вдоль ночных огней города. Он страдает от депрессии и бессонницы, из-за чего Фрэнку иногда видятся призраки людей, которых не удалось спасти. Однажды герой знакомится с Мэри (Аркетт), бывшей наркоманкой, чей отец находится при смерти. Чтобы вырваться из вязкого кошмара, вызванного жизнью на пределе психических возможностей, заблудший воскреситель должен спасти обоих.
«Воскрешая мертвецов» — наверное, самый недооцененный фильм Мартина Скорсезе. Симфония ночного города, наполненная болью, мрачным юмором и разного рода отклонениями, основана на одноименном романе Джо Коннелли. Перепады тона, удушающая атмосфера, галлюцинаторный эффект — в эту сложную тональную игру Кейдж и Аркетт вписались идеально. Из интересных фактов: на момент съемок они были женаты.
Несколько сюжетных линий, связанных с производством, дистрибуцией и потреблением фастфуда в Америке. Менеджер сети ресторанов быстрого питания берется за расследование слухов о том, что в используемом мясе содержатся фекалии животных. Мексиканские нелегалы, работающие на мясокомбинате, страдают от эксплуатации. Школьница Эмбер (Эшли Джонсон), подрабатывающая в закусочной, начинает размышлять о пагубном влиянии индустрии фастфуда на общество и вскоре сближается с группой активистов.
Второй фильм Ричарда Линклейтера в нашем списке. В отличие от «Отрочества», «Нация фастфуда» не вызвала бурных восторгов ни у зрителей, ни у критиков. Однако злая сатира, снятая по книге Эрика Шлоссера, не лишена интересных моментов — все-таки это детище очень хорошего режиссера. Аркетт, сыгравшая мать Эмбер, как обычно, по-особенному выделяется среди местной полифонии актерских лиц.
Одна мегакорпорация воплотила изощренный NDA-сценарий: в головы работников помещается специальный чип, который «разделяет» их воспоминания на два вида, личные и рабочие. Причем обладать одновременно и тем и другим нельзя. Как только человек ступает на территорию особого этажа компании, всё, что находится за пределами этого пространства, перестает существовать. И наоборот: стоит только покинуть этаж, как воспоминания о работе уступают место жизненным заботам. Разумеется, за подобными практиками скрываются мрачные корпоративные тайны, не имеющие ничего общего с гуманизмом.
Второй сезон хита трехгодичной давности от режиссера Бена Стиллера и Apple TV+ наконец-то вышел. «Разделение» покорило многих своей остросюжетностью, соседствующей с повсеместной меланхолией, разлитой по экранному пространству. Конечно, это заслуга и умного сценария (в который, впрочем, все-таки затесалась пара грубых промашек), и актерского ансамбля с лидирующим Адамом Скоттом. Аркетт досталась роль манипулятивной руководительницы отдела Хармони Кобел — холод и угрозу, исходящую от этой героини, актриса отыгрывает с технической безупречностью.
Ричард Мэтт (Бенисио Дель Торо) и Дэвид Суэт (Пол Дано) отбывают наказание в тюрьме строгого режима, оба за убийство. Первый — матерый и харизматичный лидер, второй — его молодой последователь. У них завязываются сексуальные отношения с замужней работницей тюрьмы Тилли Митчелл (Аркетт), которая делает им поблажки и снабжает нужными инструментами. Пара зэков использует ее помощь, чтобы осуществить дерзкий план побега.
Еще один сериал от Бена Стиллера, снятый им за несколько лет до «Разделения». Сюжет основан на реальной истории, которая произошла в 2015 году в тюрьме Клинтон. Стиллер строит повествование на тонких психологических нюансах, довольно минималистично изображая напряженный патологический сюжет об отношениях жертвы и хищников. Сотрудничество с Аркетт на съемочной площадке комедии Дэвида О. Расселла, видимо, настолько впечатлило Стиллера, что с тех пор он с удовольствием приглашает ее в свои последующие проекты, прекрасно работая с особенностями ее актерского существования. И если в «Разделении» ее героиня была полноценной хищницей, то здесь, несмотря на статус условной начальницы, перед нами предстает сломленная жертва — Аркетт блистает в обеих ролях.