Опубликовано 24 февраля 2024, 12:03
8 мин.

Советский авангард, Новый Голливуд и польский артхаус: Любимые фильмы Тодда Филда

Поделиться:
Советский авангард, Новый Голливуд и польский артхаус: Любимые фильмы Тодда Филда

© Rebecca Sapp/Contributor/Getty Images

24 февраля талантливому актеру и режиссеру Тодду Филду исполняется 60 лет. В 2022 году он триумфально вернулся на большой экран после 16 лет молчания, поставив псевдобайопик «Тар» с Кейт Бланшетт в главной роли. В честь юбилея одного из самых самобытных режиссеров XXI века собрали его любимые фильмы. Список был специально составлен Филдом для подкаста The Movies That Made Me, так что при помощи картин из подборки можно не только узнать корни его уникального стиля, но и разобраться в личности автора.

Любимые фильмы Тодда Филда

Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега

Рейтинг: 8IMDb: 8.4
1981, Боевики, Приключения, Комедии, 110 мин
США, 12+
Режиссер: Стивен СпилбергГлавные роли: Харрисон Форд, Карен Аллен, Пол Фримен, Рональд Лейси, Джон Рис-Дэвис, Денхолм Эллиотт

1936 год. Известный археолог и специалист по оккультным наукам доктор Джонс (Харрисон Форд) отправляется на опасное задание от правительства США. Герой должен найти древнюю реликвию — Ковчег Завета. Причем сделать это раньше нацистов, готовых пойти на всё ради получения сил, хранящихся внутри. Джонс решает начать поиски с крошечной деревушки в горах Непала, где некогда жил его наставник Абнер Рэйвунд. У последнего есть артефакт, способный указать путь до Ковчега.

Любовь к кино, по меркам Голливуда, у Филда проснулась достаточно поздно — в 16 лет, когда он работал механиком в дисконт-кинотеатре, где некоторые фильмы крутили по полгода. Как признавался режиссер, за время работы он успел спроецировать и посмотреть первого «Индиану Джонса» минимум 350 раз, после чего навсегда влюбился в искусство больших экранов. Фильм вдохновил Филда бросить учебу на музыканта в Эшленде и поехать в Нью-Йорк, чтобы попробовать себя в качестве актера.

Топ любимых фильмов Тодда Филда

Человек с киноаппаратом

Рейтинг: 8.33IMDb: 8.4
1929, Советское, 67 мин
СССР, 0+
Режиссер: Дзига ВертовГлавные роли: Михаил Кауфман

Лента про жизнь во всех ее проявлениях. Камера заменяет собой главного героя и показывает зрителю мир со всех сторон. Киноглаз, наблюдающий за людской жизнью, фиксирует всё до малейших нюансов, не следуя какому-либо сценарию.

Классику авангардного кинематографа Филд шутя называет «операторским хулиганством». Режиссера в ленте прежде всего привлек тот факт, что Дзиге Вертову удалось при помощи минимальных средств создать уникальный международный язык, основанный исключительно на визуальных решениях и движении камеры. «Человек с киноаппаратом» выглядит увлекательно даже спустя век. Филд отмечает, что Вертов так умело и остроумно на протяжении всего фильма жонглирует мультиэкспозицией, стоп-моушен-анимацией, джамп-катами и множеством других приемов монтажа, что фильм и сегодня смотрится невероятно динамично.

Кадр из фильма «Большой парад»

Большой парад

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.9
1925, Драмы, Мелодрамы, Военное, 119 мин
США, 16+
Режиссер: Кинг Видор, Джордж У. ХиллГлавные роли: Джон Гилберт, Рене Адоре, Хобарт Босворт, Клер Макдауэлл, Клер Адамс, Роберт Обер

История трех американских солдат, отправившихся на фронт Первой мировой. Герои, хоть изначально и являются выходцами из трех разных социальных групп, быстро сближаются во время боев. Только вот двое из них не доживут до конца войны, а третий потеряет ногу. Вернувшись домой, он разочаровывается в своих идеалах и мечтах и вскоре вновь отправляется в Европу, но теперь для того, чтобы найти настоящую любовь и новых друзей.

Не обошел Филд стороной и классику немого кино. «Большой парад» — одна из самых влиятельных картин, посвященных теме Первой мировой, ее отголоски можно увидеть и в «На Западном фронте без перемен», и даже в «Лоуренсе Аравийском». Филду же лента приглянулась за счет размаха батальных сцен и того, как передан дух окопной войны.

11 лучших фильмов по мнению Тодда Филда

Слуга

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.8
1963, Драмы, 115 мин
Великобритания, 16+
Режиссер: Джозеф ЛоузиГлавные роли: Дирк Богард, Джеймс Фокс, Сара Майлз, Венди Крэйг, Катрин Лэйси, Ричард Вернон

Молодой богатый британец Тони (Джеймс Фокс) нанимает нового слугу — Хьюго Барретта (Дирк Богард). Поначалу дела в доме идут хорошо: Барретт отлично справляется с ролью помощника, и у них с Тони складываются достаточно теплые отношения. Однако всё быстро меняется, когда в доме появляется Сьюзан (Венди Крэйг), девушка Тони, которая начинает относиться к слуге с явной неприязнью и подозрением.

«Слуга» — самый напряженный фильм из всех, что собраны в сегодняшней подборке. Это размеренное и интригующее кино, которое держит зрителя в напряжении за счет первоклассного саспенса. Филда в ленте больше всего впечатляет то, как Джозеф Лоузи показывает разговоры между персонажами. Фильм как бы играет со зрителем, заставляя угадывать мотивы героев, поощряя за внимательное отношение к деталям. «Слуга» — пожалуй, один из тех фильмов, влияние которых на режиссера можно отчетливо проследить. Филд старается строить диалоговое кино так, чтобы зритель не заскучал и каждый разговор позволял зрителю дополнить портрет персонажа.

Кадр из фильма «Я — Куба»

Я — Куба

Рейтинг: 8IMDb: 8.2
1964, Драмы, 141 мин
Куба, СССР, 0+
Режиссер: Михаил КалатозовГлавные роли: Серхио Коррьери, Сальвадор Вуд, Хосе Галлардо, Рауль Гарсия, Луз Мария Коллазо, Жан Буиз

Советско-кубинский фильм, состоящий из четырех новелл, рассказывающих о судьбах разных людей накануне кубинской революции. Режиссером ленты выступил Михаил Калатозов, а сценарий для ленты совместно написали Евгений Евтушенко и кубинский писатель Энрике Пинеда Барнет.

«Я — Куба» — фильм-ровесник Филда, впервые вышедший на экраны в 1964 году. Изначально лента не снискала популярности ни у советской, ни у кубинской публики. Картина была воспринята как пафосная пропаганда, полная излишнего формализма. Однако неожиданно интерес к фильму воскрес в 1990-х, когда с фильмом ознакомились Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. Они смогли разглядеть за пропагандистскими клише множество неординарных решений и интересных операторских приемов, использованных Сергеем Урусевским. Впоследствии режиссеры даже проспонсировали реставрацию картины. Филда познакомил с фильмом Альфонсо Куарон, рассказавший на тот момент начинающему режиссеру о том, как много для мирового кинематографа значит тот факт, что Коппола со Скорсезе смогли отреставрировать ленту. После знакомства с «Я — Куба» Филд присоединился к этой точке зрения. Постановщика очень впечатлило, что лента, снятая практически в кустарных условиях, ничем не уступает голливудским проектам того времени по визуальному разнообразию.

Фильмы, которые нравятся Тодду Филду

Тени забытых предков

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.8
1964, Драмы, Мелодрамы, Музыкальное, 92 мин
СССР, 16+
Режиссер: Сергей ПараджановГлавные роли: Иван Миколайчук, Лариса Кадочникова, Татьяна Бестаева, Спартак Багашвили, Николай Гринько, Леонид Енгибаров

Два гуцульских рода враждуют многие годы. Разумеется, по всем законам жанра в пылу этого конфликта зарождается чистая и светлая любовь. Иван (Иван Миколайчук) и Маричка (Лариса Кадочникова) — представители враждующих родов — влюбляются друг в друга. Только гуцульским Ромео и Джульетте не суждено умереть в один день. Однажды Иван уходит на заработки, и в этот же день Маричка тонет в бурной реке. Теперь парень вынужден как-то строить свою жизнь дальше без возлюбленной.

Впервые режиссера с фильмом Сергея Параджанова познакомила его подруга из Польши. Камерная трагичная история покорила Филда своим минимализмом в постановке, где эмоциональный накал достигается за счет простых, но удивительно действенных приемов. Филд даже успел обзавестись русскоязычной версией картины, пока снимался в русско-американской копродукции «Второй фронт». Не меньше самого фильма впечатляет Филда и история жизни Параджанова, дружившего с мировыми знаменитостями и сидевшего в советской тюрьме.

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»

Буч Кэссиди и Сандэнс Кид

Рейтинг: 7.7IMDb: 8.1
1969, Вестерны, Драмы, Приключения, 105 мин
США, 12+
Режиссер: Джордж Рой ХиллГлавные роли: Пол Ньюман, Роберт Редфорд, Кэтрин Росс, Стразер Мартин, Генри Джонс, Джефф Кори

Самый кассовый вестерн в истории Голливуда. Имена Буча Кэссиди (Пол Ньюман) и Сандэнса Кида (Роберт Редфорд) известны всему Дикому Западу. Вместе они — банда «Дыра в стене». Буч разрабатывает планы и стратегию, а Сандэнс способствует их претворению в жизнь при помощи меткой стрельбы. Они способны два раза подряд ограбить один и тот же поезд, перевозящий деньги. Однако дерзость налетчикам не сходит с рук, за ними организовывают погоню, которой руководит опытный следопыт Балтимор. С трудом оторвавшись от преследования, приятели укрываются в доме подружки Сандэнса. Понимая, что теперь в Америке им места нет, они решаются на отчаянный шаг — переехать в Боливию и продолжить свои преступные дела там.

Главное бадди-муви в истории Голливуда, по мнению Тодда Филда. Фильм невероятно очарователен и обаятелен за счет своей простоты. Режиссер даже шутит, что может пересказать фильм практически покадрово. Однако для самого Филда в фильме важен не столько сюжет, сколько отличный саундтрек от Берта Бакарака, за который тот в свое время получил «Оскар».

Кадр из фильма «Шум в сердце»

Шум в сердце

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.5
1971, Драмы, Комедии, 118 мин
Франция, Италия, 12+
Режиссер: Луи МальГлавные роли: Леа Массари, Бенуа Феррё, Даниэль Желен, Микаэль Лонсдаль, Аве Нинки, Гила фон Вайтерсхаузен

14-летний Лоран Шевалье (Бенуа Ферре) — вполне обычный подросток, которому разве что слегка не повезло со здоровьем: у него врожденный порок сердца. В остальном он мало чем отличается от сверстников. Герой недолюбливает отца. Стараясь казаться взрослее, проводит как можно больше времени со старшими братьями. И, конечно же, мечтает скорее лишиться девственности.

С фильмом Филда впервые познакомила жена, пока тот еще учился в университете. Режиссера зацепило то, как Луи Маль работает с жанром подросткового кино о взрослении, радикально меняя настроение в последние несколько минут, превращая ленту при помощи спорной темы в нечто куда более сложное и провокационное, чем просто рассказ о парне, который учится общаться с девчонками. Сам Филд опробовал нечто подобное в дебютном фильме «В спальне», где неожиданный твист в середине полностью переворачивает историю, начатую как типичная мелодрама.

Фильм Джона Кассаветиса «Премьера»

Премьера

Рейтинг: 7.9IMDb: 7.9
1977, Драмы, 144 мин
США, 16+
Режиссер: Джон КассаветисГлавные роли: Джина Роулендс, Джон Кассаветис, Бен Газзара, Джоан Блонделл, Пол Стюарт, Зора Ламперт

Бродвейская звезда Миртл Гордон впадает в глубочайшую депрессию, став свидетельницей гибели своей поклонницы. Женщину начинает повсюду преследовать образ погибшей, вскоре она погружается в пучину алкоголизма. Ее карьера висит на волоске, так как странное поведение Миртл может сорвать премьеру нового спектакля.

Любимый фильм-андердог Филда. «Премьера» вышла в 1977 году и с треском провалилась в американском прокате. Фильм Джона Кассаветиса шел в полупустых залах и был практически полностью проигнорирован прессой. Картину тепло приняли разве что в Европе: исполнительница главной роли Джина Роулендс получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале, однако это никак не сказалось на сборах. Критики ссылались на плохую структуру и проблемы с сюжетом, однако Филда фильм зацепил. Тодда всегда привлекало кино о кризисе среднего возраста, так что «Премьера» в полной мере отвечала запросу режиссера. Отголоски ленты даже можно заметить в «Тар», только вот если Миртл Гордон работа скорее спасла, то Лидию Тар — едва ли.

Кадр из фильма «Свидание с Анной»

Свидание с Анной

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.3
1978, Драмы, 128 мин
Франция, Бельгия, 18+
Режиссер: Шанталь АкерманГлавные роли: Аврора Клеман, Хельмут Грим, Магали Ноэль, Ханнс Цишлер, Леа Массари, Жан-Пьер Кассель

Женщина-режиссер (Аврора Клеман) отправляется в промотур, посвященный своей новой картине. Путешествуя по Германии, Бельгии и Франции через вокзалы, кинотеатры и гостиничные номера, она встречает друзей, любовников, родственников и незнакомцев.

Сам Филд сравнивает этот фильм с шедевральной музыкальной миниатюрой, у которой очень простая партитура. В картине нет ничего, кроме диалогов и нарочито отрешенной игры актеров, но этот аскетизм идет ей только на пользу. Кино, скупое на детали, но не на эмоции.

Кадр из фильма «Без конца»

Без конца

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.4
1984, Драмы, Мелодрамы, 107 мин
Польша, 18+
Режиссер: Кшиштоф КесьлёвскийГлавные роли: Гражина Шаполовская, Мария Пакульнис, Александр Бардини, Ежи Радзивилович, Артур Барчиш, Михал Байор

От сердечного приступа умирает Антек Зыро (Ежи Радзивилович) — адвокат от бога. Его жена Ульяна (Гражина Шаполовская) очень тяжело переносит утрату и теряет всякое желание жить. Работа переводчиком и воспитание сына кажутся ей невыносимыми. В попытке вернуть себе вкус к жизни она берется помочь Иоанне (Мария Пакульнис) — женщине, мужа которой защищал Антек, когда того обвинили в организации забастовки. Ульяна обращается за помощью к юристу Лабрадору (Александр Бардини), который перед уходом на пенсию, вопреки принципам, всё же берется за политическое дело.

Первый совместный фильм Кшиштофа Кесьлёвского и Кшиштофа Песевича. Впоследствии они вместе напишут трилогию «Три цвета». Филд высоко ценит творчество режиссера и считает, что именно «Без конца» лучше всего подходит для первого знакомства с его работами. С этой картины, по мнению Тодда, начинается лучшая эра в творчестве Кесьлёвского, и поэтому его однозначно не стоит пропускать.

Новое в подписке

Лучшее в подписке