Смотрим и не отвлекаемся: Захватывающие российские сериалы
Раньше российское телевидение предлагало сериалы, которые не отличались разнообразием и сложностью сюжетов. С появлением стримингов истории, создаваемые отечественными шоураннерами, стало не стыдно обсуждать в дружеской компании, а порой от них просто невозможно оторваться. Предлагаем подборку самых интересных российских сериалов с захватывающим сюжетом.
Если наши советы сработали и вы стали поклонником отечественного контента, то предлагаем посмотреть еще и лучшие российские сериалы-триллеры.
Изо дня в день журналист московской желтой газеты «Секретная правда» Кирилл Андреев (Александр Петров) пишет заметки об инопланетянах, чупакабрах и вампирах. Автор сам не верит в эту чушь и мечтает когда-нибудь издать серьезную книгу. Однажды коллега, который вернулся с Алтая, дарит ему сувенир, который оказывается не простой безделушкой. Древний амулет в одно мгновенье переносит Кирилла в глубину Алтайских гор, где ему предстоит сражаться с нечистой силой, найти волшебный цветок папоротника и закрыть врата в параллельный мир Умбры.
Российский малый экран заполнен до краев детективами и психологическими триллерами, а вот фэнтезийные истории — редкость. В 2012 году «Пока цветет папоротник» оказался одним из первых представителей жанра. Евгений Бедарев, который, кстати, сам родом с Алтая, создал нетипичную историю, соединив фольклорные мотивы, мистику, элементы комедии и захватывающие приключения на фоне потрясающих пейзажей. Съемки проходили непосредственно в Республике Алтай, так что, даже если вы не поклонник сказок для взрослых, советуем посмотреть на красоту этого фантастического региона России.
На экстремальное реалити-шоу отобрали максимально непохожих друг на друга людей: от участника боев без правил до помощника важного политика. 16 человек увозят в неизвестном направлении и оставляют в глуши, где нет ни связи, ни электричества, ни единого населенного пункта в радиусе на сотни километров. По правилам игры участники должны сами добывать еду и воду, а также выполнять задания на силу и смекалку. Кто продержится дольше всех, тот получит миллион евро. В любой момент с шоу можно уйти, позвонив в гонг. В первый день всё проходит весело, ведущий подбадривает и хохмит, везде камеры, суетится персонал. А на следующее утро участники просыпаются и обнаруживают, что вся съемочная бригада пропала, а они одни посреди красивой, но очень недружелюбной тайги — и гонг уже не поможет.
По аналогии с американским «Остаться в живых» российский сериал тоже постепенно раскрывает прошлое всех участников робинзонады, но в сюжетном плане «Игра на выживание» далека от американского предшественника. Тайга более сурова, чем тропические острова Океании, и оказывается не такой уж и необитаемой. События меняются так резко, что вы точно не сможете оторваться и побоитесь отойти от экрана, чтобы не пропустить ничего важного. Съемки проходили в Абхазии, и сеттинг у истории потрясающий. Интересно, что в камео в сериале даже появляются Александра Бортич и Алексей Чадов.
Секс-работницы, годами трудящиеся у шашлычной «Колизей» в небольшом городке на юге России, восторженно встречают экс-коллегу Жанну (Ирина Горбачёва). Она эффектно возвращается домой на красном MINI Cooper спустя несколько лет жизни в столице и ошарашивает подруг идеей: надо открыть фитнес-центр. Героини подумали-подумали и ушли от сутенера Валеры. Но всё оказалось не так просто, как расписывала Жанна, — бандиты, Валера, полицейские, родные мешают делу. Словно сама жизнь против таких кардинальных изменений.
Начинаясь как яркая эксцентричная комедия, сериал постепенно трансформируется то в драму, то в трагедию, то в криминальный триллер. Эдуард Оганесян, который выступил и сценаристом, и режиссером, создал невероятно честную и душевную историю о женщинах, причем не о мажорных столичных дивах, а об истинно провинциальных, которые, не считая Жанны, журавлей с небес не ловили, но синицу в руках держат крепко. Больных тем в истории открывается много, так что готовьтесь к катарсисам — их будет немало.
На юге России ищут «ростовского потрошителя», а в это же время на Рублевском шоссе находят тела жестоко убитых подростков. Расследовать преступление назначены молодая следовательница Наталья Добровольская (Александра Бортич) и оперативник Евгений Боков (Иван Янковский), больше доверяющий кулакам, чем словам. На помощь им из Москвы направлен представитель Генпрокуратуры Валерий Козырев (Александр Яценко). Слаженной работы у троицы никак не получается, улик и рабочих гипотез нет, а единственный свидетель — школьник Игорь (Станислав Соломатин), родители которого против дачи показаний, да и сам мальчик путает фантазии с реальностью.
Тру-крайм советской эпохи явно популярен у российского зрителя, а реальных криминальных дел для сценариев в прошлом нашего государства, к сожалению, хватает с избытком. В основе «Фишера» — история маньяка Сергея Головкина, убившего как минимум 11 подростков. Более года сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина изучали материалы дела, видео и фото и даже общались с реальными участниками событий. Однако реализм — не главное достоинство детективного сериала, «Фишер» в центр ставит не убийцу и его злодеяния, а общество, которое породило маньяка и потворствует его преступлениям. Высшие чиновники никак не пытаются остановить серийного убийцу, им важнее избежать ответственности.
В феврале 1959 года на Урал для расследования загадочной смерти группы студентов в лыжном походе прилетает майор КГБ Олег Костин (Пётр Фёдоров). Возле горы Холатчахль на севере Свердловской области обнаружены восемь тел туристов и их руководителя Игоря Дятлова, тоже молодого человека. Причины гибели неизвестны. Все туристы были полураздеты, искалечены и находились на разных расстояниях от палатки, которую разбили для ночлега. Версий много, но ни одна из них не может объяснить все странности, которые обнаруживает Костин.
Сериал отличает неординарная структура: нечетные эпизоды, стилизованные под нуар, рассказывают о расследовании, которое ведет Костин; четные, напоминающие черно-белую хронику, представляют историю самого похода. Шоураннеры смогли получить доступ к закрытым материалам дела, но сериал ушел от простого документального перечисления фактов. «Перевал Дятлова» переосмысляет произошедшее, реконструирует самые невероятные версии, не ищет конкретную причину смерти студентов, а представляет несколько вариантов развития событий. Флешбэки раскрывают прошлое основных персонажей, которое наполнено мистикой. Сериал смотрится на одном дыхании: от сбора группы до страшной концовки.
Начинается странная эпидемия: если человек спит больше трех часов, то впадает в летаргический сон. Как его разбудить — неизвестно. Сонная болезнь накрывает провинциальный город, и вскоре немногочисленные выжившие оказываются без электричества, воды и связи. Мародеры и грабители объединяются в группировки и держат жителей в страхе. Бывший пациент психбольницы Саша Морозов (Алексей Филимонов) знакомится с Настей (Дарья Савельева), ее дочкой Лизой (Виталия Корниенко) и учительницей девочки Олей (Валентина Лукащук). Они планируют выбраться из города и найти Институт, в котором, по слухам, смогли создать лекарство от вируса.
Оригинальность сериала заключается даже не в самом необычном вирусе, а в его социальных последствиях — при таких условиях люди не могут жить в одиночку (на будильники надежда слабая), но при этом все озлоблены и ненавидят друг друга. Болезнь становится катализатором обсуждения многих важных общечеловеческих проблем. Шоураннеры тщательно раскрывают не только новый постапокалиптический мир, но и историю жизни персонажей, которых в сериале немало. Успешный проект получил продолжение на второй сезон и целую коллекцию спин-оффов в виде веб-сериалов о новых персонажах и их жизни в мире, где нельзя спать.
Силовые структуры обеспокоены ростом количества преступлений по незаконному обороту наркотиков: дилеры уходят в сеть, распространяя запрещенные вещества через интернет, а представителям власти не хватает технологий. Неожиданную помощь полиция получает от некоего Анонимуса. Он угрожает пользователям скрытого приложении для смартфонов BeHappy, через которое идет активная торговля наркотиками, а потенциальные жертвы обращаются к стражам порядка. За расследование берутся капитан полиции Елена Листьева (Полина Максимова) и майор ФСБ Андрей Никонов (Денис Шведов), а помогает им в технических вопросах Александр Белов (Никита Ефремов) — талантливый IT-специалист. Острота ситуации заключается в том, что этот скромный программист в очках и есть разработчик гениального приложения BeHappy.
Истории с очаровательным злодеем нетипичны для российского зрителя, привыкшего к четкому разделению на плохих и хороших. Антигерой помогает полиции искать самого себя, тем самым уводя расследование в другую сторону и заодно пытаясь решить проблему с Анонимусом. С каждой серией краски сгущаются, а жизнь Белова разваливается с поразительной скоростью. Из детективного сериала «Оффлайн» становится психологическим триллером, который больше нацелен на изучение причин, толкающих обычных людей на преступления. Даже визуально история меняется: во втором сезоне кадры темнее, оттенки холоднее, а камера всматривается в лица и предметы.
Как еще Олега (Пётр Фёдоров) держат на работе и как с ним живет жена — непонятно. Риэлтор, который ничего не продает, а внесенный клиентом аванс теряет. Дома не появляется, доводя богобоязненную жену до отчаяния постоянными просрочками по ипотеке. Всё это объясняется просто: Олег — наркоман, который крадет на работе и ходит налево к молодой студентке. Когда жена срочно уезжает из города, Олег планирует запастись наркотиками и зависнуть у любовницы. За дозой он отправляется с сыном, но, пока рыщет в поисках закладки, мальчик пропадает.
Завязка бросает зрителя в пот, сюжет затягивает, как бэд-трип Олега. Измененное восприятие героя передано визуально. Проект завораживает с первых же кадров. Ручная камера сменяется панорамными съемками, а спецэффекты толпятся на экране, как жители густонаселенного Мурино, в котором Олег продает квартиры. Но этот «человек из метро», как назвал своего героя создатель сериала Пётр Фёдоров, неожиданно оказывается брутальным и напористым персонажем, который стреляет из гвоздомета, а сковородку использует не для приготовления яичницы.
На приеме у психотерапевта Бориса (Филипп Янковский) студентка Оля (Мария Мацель) только и говорит о том, как ненавидит всех вокруг. Ее раздражает преподавательница по прозвищу Красная Шапочка, помешанная на мужчинах подруга Алина (Ангелина Пахомова), бойфренд Лёша (Павел Чернышёв), не говоря уже о родителях — маме-блогерше (Виктория Толстоганова) и отце (Юрий Колокольников), который внезапно появился в жизни дочери. Неожиданно все, кому Оля желала смерти на сеансе у Бориса, начинают умирать при странных обстоятельствах. Следователи Юрий (Алексей Розин) и Оксана (Марьяна Спивак) пытаются найти тайного «доброжелателя», помогающего разгневанной девушке.
Режиссерский проект Карена Оганесяна не просто погружает в мир главной героини, но и искусно манипулирует симпатиями зрителя. Постепенно наблюдающий за историей понимает, что жалобы Оли — не просто капризы студентки, а этих людей действительно есть за что ненавидеть. Детективная интрига захватывает: подозреваемых много, и они все подходят на роль убийцы. Добавляет беспокойства и мистическая составляющая: а вдруг и вправду черное облако, которое «выпускает» Оля по совету психотерапевта, убивает людей? Всё это действие приправлено снами, воспоминаниями и альтернативными вариантами развития событий — оторваться невозможно.
Один несчастный случай кардинально изменил жизнь Мршавко Штапича (Иван Янковский). Однажды неизвестные напали на него, ударили по голове и ограбили. Наряду с полицией последние сутки его искали и члены поисково-спасательного отряда во главе с Жор Санычем (Шамиль Хаматов). Познакомившись с ними, Мршавко, или просто Миша, решает присоединиться к команде волонтеров. К своим 25 годам, разочаровавшись в карьере и любви, он ищет что-то вдохновляющее, и помощь людям кажется ему хорошей идеей. Совсем скоро Миша принимает участие в первой операции — поисках семилетнего мальчика, который ушел из школы и пропал. На улице минусовая температура, и волонтерам надо действовать максимально быстро. Штапич скоро становится звездой отряда.
В основу сценария легла автобиографическая книга Артёма Ляшенко (это он скрывается за именем Мршавко Штапич), ставшая лауреатом премии «Национальный бестселлер — 2021». И экранизация, кстати, тоже не осталась без призов различных сериальных фестивалей. Впервые на российском (да и на зарубежном тоже) экране так внимательно и детально показали работу волонтеров спасательных отрядов. Эмоционально и физически напряженная работа поисковиков, которые вынуждены жертвовать комфортом и личной жизнью ради спасения людей, выматывает до последней капли. Не стоит забывать и о том, что волонтеры — не супергерои и у них куча собственных проблем. Среди них встречаются и несчастные люди, которые через бескорыстную помощь другим пытаются помочь себе или уйти от себя. Герои они или неудачники — решать вам, но именно благодаря им у каждого потерявшегося есть надежда быть найденным.
Сюжет сериала такой же грозный, как и начало 1990-х в России. 14-летний Санька Рябинин (Егор Губарев) угоняет автомобиль криминального авторитета. Это кардинально меняет жизнь не только подростка, но и его интеллигентной семьи, друзей и первой девушки. Владелец утверждает, что из угнанной тачки исчезла крупная сумма, и требует вернуть долг. Родители пытаются найти защиту у беспомощной милиции, но только дядя Алик (Юра Борисов), ветеран Афганской войны, возглавляющий небольшую банду, встает на защиту Саньки. Хулиганская шалость подростка становится причиной войны преступных группировок.
Криминальный сериал захватывает в первую очередь эстетикой начала 1990-х — ностальгия обеспечена кассетными магнитофонами, вещевыми рынками и новостями про финансовые пирамиды. Принцип узнавания срабатывает и в самом сюжете: благодаря рэкетирам, афганцам, дефолту и другим знаковым сюрпризам того времени. Как утверждают сценаристы, истории взяты из личного опыта. Колорита добавляет и саундтрек — звучат хиты популярных в то время групп «Кино», «Агата Кристи» и «Сектор Газа». Сериал выходит уже три сезона и атмосферно «взрослеет» вместе с главным героем: если первые серии были ярко-цветными и развлекательными с минимальным количеством саспенса, то с каждым новым сезоном шоу становилось всё более мрачным и вдумчивым.