Слуга закона: 10 фильмов о полицейских
Миф о честном и неподкупном страже порядка уже давно разрушен: какой закон, такие и копы. Но несмотря на то, что разницы между полицией и мафией осталось не так много, в каждом полицейском участке на экране найдется свой не такой уж плохой парень. Вспоминаем 10 полицейских фильмов, которые поддерживают в нас неискоренимую веру в торжество закона или, по крайней мере, справедливости.
Гарри Каллахан (Клинт Иствуд) — гроза преступного мира Сан-Франциско, которого не останавливают такие мелочи, как дух или буква закона. Он одновременно и судья, и экзекутор с шестизарядным «Магнумом» 44-го калибра, выслеживающий по всему городу маньяка Скорпиона, который похитил четырнадцатилетнюю Энн Мари. Когда пойманного им Скорпиона отпускают из-за «нарушений при производстве задержания», Гарри становится по-настоящему «грязным». Впрочем, и это важно, грязным по меркам стерильных в вопросе репрезентации полицейских 70-х. В конце концов, кодекс Хейса отменили не так давно — в 1968 году. Однако, в свое время фильм породил массу споров, публика и критика разделилась на два лагеря — горячих сторонников и пламенных противников.
«Гарри» был успешен в том числе и потому, что впитал в себя пресловутый дух времени и знаковых для него событий, определивших эпоху — Уотергейт, Вьетнам, студенческие забастовки, разложение изначально мирных идей хиппи, их жестокие столкновения с полицией и, наконец, серийный убийца Зодиак, в фильме переименованный в Скорпиона. Не такой уж и грязный по современным меркам Каллахан стал своего рода дедушкой для всех последующих неоднозначных героев со значком — первым среди равных.
Детектив Мерта (Дэнни Гловер) мечтает только о том, чтобы спокойно дослужить несколько месяцев, оставшихся до пенсии. Риггс в исполнении Мэла Гибсона с его безумными глазами — его новый напарник, на которого покой влияет как тряпка на разъяренного быка (впрочем, так на Риггса влияет почти всё). Черный и белый, «слишком старый для этого дерьма» (любимое выражение Мерта) и достаточно молодой для него, семейный и одинокий, лед и пламень — одним словом, два самых непохожих копа во всем Лос-Анджелесе объединяются, чтобы раскрыть смерть юной Аманды Хансакер, которое выведет их на след наркомафии.
Эталонный комедийный бадди-муви о двух копах, приключения которых растянулись аж на 4 полнометражных фильма. Интересно, что автору сценария, Шейну Блэку, написавшему и поставившему впоследствии третьего «Железного человека» и «Хороших парней», на момент выхода фильма было всего 23 года и это был его первый профессиональный сценарий.
Еще один фильм про двух напарников-полицейских в центре сюжета, запустивший франшизу, а заодно и карьеру будущего постановщика «Трансформеров»Майкла Бэя. Маркус Бернетт (Мартин Лоуренс) и Майк Лоури (Уилл Смит) при всей своей непохожести (первый — женобоязненный семьянин, второй — образцовый и холеный холостяк из богатой семьи) составляют отличную команду детективов из отдела по борьбе с наркотиками в Майами. Когда со склада улик в полицейском участке исчезают несколько килограммов героина, комично нервный капитан Говард (Джо Пантолиано) поручает парочке расследовать их пропажу. Поиски приводят их к единственной свидетельнице Джули (Теа Леони) и заставляют ненадолго поменяться местами.
Незатейливый и очень «полицейский» сюжет Майкл Бэй всячески прятал за бесконечными комичными перепалками героев, неоновыми улицами Майами и множеством слоу-мо планов, на которые ввел моду на долгие годы. Всё это изрядно сдобрено поп-хитами 90-х и страшно кинематографично. Недаром «Плохие парни» стали мощным стартом и для образцовой полицейской франшизы и для ее постановщика.
Один из самых реалистичных фильмов о полицейских рассказывает о так называемом тренировочном дне новичка-бойскаута отдела по борьбе с наркотиками Джейка Хойта (Итан Хоук) под руководством опытного Алонзо Харриса (Дэнзел Вашингтон). Действие происходит в том самом Южном Централе Лос-Анджелеса, которому, как в этом вскоре убедится Джейк, грозить действительно не стоит — опасность здесь таят в себе не только вооруженные бандиты, но и свои братья по оружию. У Алонзо, излучающего моральный релятивизм не меньше, чем уайльдовский лорд Генри, свои планы на новичка, которому придется сделать непростой выбор: предать идеалы или выжить.
Напряженная атмосфера выделяет «Тренировочный день» из ряда других фильмов о полицейских, приближая его к границам триллера. Достоверность угрюмой и жестокой реальности была достигнута благодаря тесной работе режиссера Антуана Фукуа с действующими полицейскими и наркоторговцами. Сценаристом картины стал автор первого «Форсажа»Дэвид Эйр, который и сам не понаслышке знал о жизни в Южном Централе. Для Фукуа и для Эйра жанр полицейской драмы станет родным, и их имена еще не раз встретятся в этом списке.
Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) и Колин Салливан (Мэтт Деймон) — обычные ирландские парнишки из Южного Бостона, одного из самых криминальных районов города, и курсанты полицейской академии. Салливан служит местному преступному боссу Фрэнку Костелло (Джек Николсон), который его вырастил и заменил отца, а Костиган намеревается честно служить закону, несмотря на криминальное прошлое, которое позволяет ему внедриться в банду Костелло и собирать информацию для полиции. Так начинается история борьбы двух информаторов — полиции и мафии, «своего среди чужих» и «чужого среди своих».
«Отступники» вошли в историю кино как первый фильм, за который Мартин Скорсезе, наконец, получил долгожданный «Оскар» за режиссуру. Кроме того, приза американской киноакадемии удостоился Уильям Монахэн («Телохранитель»), перенесший действие в колоритный Бостон и адаптировавший для Голливуда гонконгскую «Двойную рокировку» — историю, которая лежит в основе «Отступников».
Потомственный полицейский Теренс Макдона (Николас Кейдж) из Нового Орлеана — гордость своего ведомства. Как-то раз после печально известного урагана «Катрин» он спас из-под воды заключенного, получив в награду повышение, благодарность граждан и хронические боли в спине, которые способны заглушить только тяжелые наркотики. Ради них Теренс готов практически на всё — припугнуть целующуюся на парковке парочку или украсть кокаин из хранилища улик. Помимо этого, Теренс решает проблемы своей девушки-проститутки Фрэнки (Ева Мендес) и иногда расследует убийства. Одно из них сводит его с наркоторговцем Биг Фейтом, который странным образом помогает ему решить все проблемы разом.
Увидеть в списке полицейских фильмов имя признанного нонконформиста Вернера Херцога так же странно, как и услышать поющую игуану или задуматься над тем, снятся ли рыбам сны. Однако, всё это случается в «Плохом лейтенанте», превращающимся в определенный момент в нагретое бледным солнцем Луизианы марево, в котором реальность по-змеиному переплетается с больной фантазией Макдоны. В высшей степени атмосферный фильм совсем не похожий на «Плохого лейтенанта» другого большого автора Абеля Феррары, за ремейк которого его иногда по ошибке принимают.
История трех копов из Бруклина — Сэла Просиды (Итан Хоук), грабящего преступников, чтобы купить новый дом для своей большой семьи; Кларенса Батлера (Дон Чидл), работающего много лет под прикрытием и вынужденного ради долгожданного повышения и возвращения к скучной бумажной работе сдать своего друга Каза (Уэсли Снайпс), и, наконец, Эдди Дугана (Ричард Гир), готовящегося к выходу на пенсию копа в глубокой депрессии.
Эти три одиночества в одном фильме свел наш старый знакомый Антуан Фукуа. В «Бруклинских полицейских» мастер темного, напряженного повествования, возможно, не столь блестящ, как в «Тренировочном дне», но отличные актерские работы Чидла, Хоука и Гира делают фильм не менее притягательным.
И снова Дэвид Эйр. До выхода «Патруля» он успел поставить несколько полицейских фильмов: драму «Крутые времена» (2005), к которой еще и написал сценарий, и «Королей улиц» (2008). В них Эйер подтвердил свою преданность реалистическому повествованию с множеством весьма неоднозначных персонажей. «Патруль» в этом отношении видится вершиной его творчества, ведь Эйр отказывается в нем от классического полицейского сюжета как основы повествования. Формально у главных героев, рядовых офицеров полиции Лос-Анджелеса Брайана Тейлора (Джейк Джилленхол) и Майка Завалы (Майкл Пенья), есть история: во время очередного патрулирования они привлекают внимание могущественного картеля, который заказывает их уличным бандам. Но сердце ее лежит в событиях как будто бы необязательных — в разговорах по душам, дурацких шутках, записанных на служебную камеру, семейных сборищах и барбекю.
Прямую как натянутая тетива драматургию Эйр поддерживает живой камерой и настолько полным эффектом присутствия, что некоторые сцены буквально впечатываются в память, включая и финальную схватку, успевшую стать классикой жанра. Кстати, снял фильм российский оператор Роман Васьянов.
Агент ФБР Кейт Мейсер (Эмили Блант) из отдела по поиску пропавших людей во время операции находит нечто ужасающее — в стенах дома оказываются замурованы разлагающиеся тела. Дом принадлежит мексиканскому предпринимателю Мануэлю Диасу, возглавляющему наркокартель Сонора в США. Вскоре с Кейт связывается Мэтт Грейвер (Джош Бролин), предлагающий ей поучаствовать в спецоперации ЦРУ в Мексике, целью которой является перевозка Гильермо Диаса, брата Мануэля. В группу также входит таинственный Алехандро (Бенисио дель Торо), о роли которого Кейт только предстоит узнать.
Холодная и мрачная кинопоэма канадского режиссера Дени Вильнева («Пожары», «Пленницы») всё глубже и глубже погружает зрителя вслед за Кейт в особенности национальной американской наркоохоты на мексиканские картели, похожей на бесконечную кроличью нору. Премьера картины состоялась в основном конкурсе Канн, что весьма необычно для жанрового кино. С другой стороны, снята она великим Роджером Дикинсом совершенно невероятно, а саундтрек Йохана Йоханнссона едва ли можно забыть, услышав его хотя бы раз.
Рон Сталворт (Джон Дэвид Вашингтон) с детства мечтал стать полицейским и после окончания колледжа поступил на службу в департамент полиции Колорадо-Спрингс, став первым в истории города правоохранителем-афроамериканцем. Правда, чтобы заслужить доверие (поначалу ему доверили только заполнение бумажек в архиве), ему пришлось проявить инициативу — внедриться в молодежное движение активистов за гражданские права. А после перевода в отдел расследований Сталворт решился позвонить по объявлению и подать заявку на членство в местное отделение «Ку-Клукс-Клана», не учтя только один нюанс — они, мягко говоря, неохотно принимают темнокожих ребят. Тогда Рон обращается к своему коллеге — белому, как январский снег, Филиппу Циммерману (Адам Драйвер). Вместе они объявляют войну расизму.
Спайк Ли после своего последнего появления в Каннах в 1989 году с фильмом «Делай как надо» — тогда он проиграл ленте Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео» и сыпал угрозами Виму Вендерсу, возглавлявшему жюри, — вернулся на побережье Франции с триумфом, забрав гран-при фестиваля. Легкий, несмотря на заявленную тему, ловко сконструированный, ироничный и полный черного юмора — таким получился «Черный клановец». Кажется заслуженной и награда за лучший адаптированный сценарий на «Оскаре».