Сливки индустрии: 20 лучших российских сериалов с высоким рейтингом
Стриминговый бум, начавшийся в конце 2010-х годов, изменил отношение к российским сериалам, упоминание которых прежде могло вызвать усмешку или снисходительную улыбку. Сражаясь за новых зрителей, платформы стали чаще рисковать — браться за прежде неизведанные или хорошо позабытые темы. Впрочем, эксперименты касаются не только содержания, но и формы. Из десятков или даже сотен сериалов отобрали 20 оригинальных российских проектов последних лет, о качестве которых красноречиво говорит их зрительский рейтинг.
Также предлагаем вам посмотреть лучшие российские сериалы 2023 года.
Маленькую коммуну вампиров Смоленска возглавляет Станислав Вернидубович (Юрий Стоянов), престарелый кровопийца, заключивший с орденом Хранителей, защищающим людей, договор. В соответствии с ним, упыри не будут кусаться, добывая кровь другими методами, а за это могут спокойно жить и работать в городе. Однако в XXI веке миру между видами угрожает опасность. В лесу находят обескровленные тела. Глава Хранителей Ирина Витальевна (Татьяна Догилева) требует у Станислава Вернидубовича найти виновного, так что вампиру и членам его семьи — капитану полиции Анне (Екатерина Кузнецова), врачу Жану (Артем Ткаченко) и новообращенному Женьку (Глеб Калюжный) — приходится взяться за собственное расследование.
Создатели «Вампиров средней полосы» написали роль Станислава Вернидубовича специально для Юрия Стоянова, который благодаря ей в 2018 году на фестивале «Пилот» получил приз за лучшую мужскую роль.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Казань, 1988-й год. Город поделен между подростковыми бандами. У членов группировок — пацанов — весьма прихотливый кодекс поведения, который, впрочем, действует только в отношении равных. С прочими же, так называемыми «чушпанами», можно делать что угодно. Розовощекий примерный Андрей Васильев (Леон Кемстач) — как раз один из таких чушпанов. Учительница просит его подтянуть по английскому Марата (Рузиль Минекаев) из банды «Универсам». Сблизившись с Маратом, Андрей «пришивается» к группировке и проникается духом улицы. Вскоре из Афганистана возвращается Вова «Адидас» (Иван Янковский) — старший брат Марата, пользующийся уважением за свою принципиальность. За два года «улица» сильно изменилась, но Вова намерен навести на ней порядок.
Работая над сюжетом сериала, режиссер Жора Крыжовников и сценарист Андрей Золотарев опирались на документальную книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Ее автор Роберт Гараев сам состоял в банде. Линия главного героя сериала Андрея во многом напоминает историю Гараева. Оба были далеки от порядков улиц: Андрей учился в музыкальной школе, Гараев — в художественной. Оба вступили в банды, чтобы получить защиту. Однако художественный сериал существенно дополняет реальные воспоминания.
Один из самых оригинальных российских сериалов породила история культовой панк-рок-группы «Король и Шут». Повествование разделено на две рифмующиеся друг с другом линии. Первая прослеживает путь группы с момента, когда студенты ленинградского реставрационного училища Андрей Князев (Влад Коноплёв) и Михаил Горшенев (Константин Плотников) познакомились в 1989-м году, до смерти последнего в 2013-м. Вторая же рассказывает об альтернативных версиях Князя и Горшка, действующих в причудливо-сказочном мире песен «Короля и Шута», где они предстают в образе музыкантов, отправляющихся по воле местного монарха спасать принцессу.
«Король и Шут», вышедший на «Кинопоиске», побил рекорд сервиса, став самым просматриваемым сериалом в день премьеры. Все «сказочные» сцены вышли в форме отдельного эпизода — «Король и Шут: Сказка о Горшке и Князе».
Андрей Павлов (Андрей Бурковский) — расчетливый манипулятор. Днем герой помогает полиции в роли переговорщика. Вечером он перевоплощается в хладнокровного медиатора, использующего навыки убеждения в не столь благовидных целях. Однако расследование серии подростковых самоубийств, к которому его привлекла Маша Русанова (Юлия Пересильд) из отдела по борьбе с терроризмом, сталкивает Андрея с новым опасным соперником, использующим близких медиатору людей в своей игре.
Линия, посвященная расследованию самоубийств подростков и их связи с «группами смерти» в социальных сетях, отсылает к «Синему киту», городской легенде о якобы существующей игре, финальным заданием которой является суицид. Режиссер «Медиатора» Артём Аксёненко при работе вдохновлялся такими разными авторами, как Алексей Герман — старший, Кристофер Нолан и Дэвид Линч.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Аркадий Аникеев (Павел Деревянко) воплощает народный образ мэра. Он отчаянный взяточник и большой любитель женщин, которому нет дела ни до политики, ни до благополучия городка Синеозёрска. Герой «вдруг» попадается на взятке и оказывается под домашним арестом по месту прописки. Это знакомая ему с детства старая коммуналка, где до сих пор живет его давний мучитель Иван Самсонов (Александр Робак) со своей семьей. В старом враге изворотливый Аникеев неожиданно находит возможного спасителя. На выборах нового мэра он продвигает Самсонова в обмен на обещание амнистии.
В свое время сериал «Домашний арест» наделал много шума, воскресив политическую телесатиру, преданную забвению еще в начале 2000-х. Шоу в этом смысле наследует классике вроде Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова. Сценарист Семён Слепаков в союзе с режиссером Пётром Бусловым, который появляется в сериале в уютном камео, рисует панораму маленького российского городка, в которой угадываются схемы, двигающие всё современное общество. Внимания удостаивается и «простой люд», и силовики, курирующие перевыборы, и даже провинциальная интеллигенция (Марина Александрова замечательна в роли Марины Былинкиной, идейного доцента-историка).
Лёха Попов (Николай Наумов) переживает не лучшие времена. Заработанное на службе снайпером посттравматическое расстройство, которое он пытался залить алкоголем, приводит к увольнению из полиции. Однажды его сестра Катя (Мария Ахметзянова) заболевает и поручает Лёхе заботы о своей дочери Василисе (Ева Смирнова). Попов берет себя в руки и возвращается на службу. Причем в весьма особое подразделение — Отдел по Борьбе со Сказочными Преступлениями. Лёхе предстоит раскрыть козни Бабы-яги (Татьяна Догилева), Змея Горыныча (Павел Деревянко), Снежной Королевы (Ольга Медынич) и величайшего злодея русских сказок Кощея Бессмертного, а заодно тайну своего происхождения.
Небольшие роли в «Волшебном участке», входящем, к слову, в линейку оригинальных сериалов «Окко», сыграли комик Илья Соболев (гном-матершинник) и блогер Ида Галич (веб-версия Бабы-яги). Музыкальная группа The Hatters написала песню «Сказочная» специально для сериала.
В маленький российский приморский городок для съемок рекламы ресторана приезжает профессиональная киногруппа, запуская цепь трагических событий. Режиссер Роман (Артём Ткаченко) соблазняет Анжелу (Анастасия Красовская), которую выбрал на главную роль. Влюбленный в нее с детства мечтательный и романтический Антон Меленин (Глеб Калюжный) по прозвищу Мел решает отомстить. Очень кстати его друг Гена (Никита Кологривый) вспоминает о двух старинных дуэльных пистолетах, которые его папа умыкнул из музея. Мел вызывает Романа на поединок и кладет тем самым начало «Черной весне» — дуэльному клубу, в котором каждый может отстоять свою честь.
Сериал написали и поставили Любовь Львова и Сергей Тарамаев — творческий дуэт, наиболее известный по двум работам: «Зимнему пути» и «Метаморфозису». Как и в «Черной весне», их героями были чувствительные дети или подростки, протестующие против лживой действительности. Такими же получились Мел и его друзья: Киса (Артём Кошман) и Хэнк (Валентин Анциферов) — классические бунтари, у которых, впрочем, причин для неповиновения предостаточно.
Михаил Штапич (Иван Янковский) — человек, который будто потерялся в жизни, не дойдя даже до половины. Жена Алиса (Кристина Тихонова), с которой он начал встречаться еще в школе, ушла. Шестилетнего сына Васю герой видит только по выходным. По натуре пессимистичный Штапич не находит ничего лучшего, чем крепко напиваться. После очередной ссоры с Алисой он приходит в себя утром недалеко от железнодорожных путей. Дома он узнает, что его поисками занимался целый поисковый отряд. Штапич присоединяется к ним и, став волонтером, кажется, наконец обретает покой.
Сценарий «Плейлиста волонтера» по мотивам собственной книги написал журналист Артём Ляшенко, который сам прошел путь от волонтера до координатора группы отряда «Лиза Алерт». На фестивале российских сериалов Original+ «Плейлист волонтера» выиграл сразу в четырех номинациях: «Лучший оригинальный актер» (Иван Янковский), «Главный приз жюри СМИ», «Лучшая оригинальная музыка» и «Специальный приз от Гильдии кастинг-директоров России».
Избранный по ошибке мэром Малой Пышмы Евгений Александрович Тихомиров (Ян Цапник) — самый незадачливый чиновник во всей России. Он умудрился затопить свой город и четыре последующих года горевал в отставке, пока из плена позора его не вызволил Алексей Геннадиевич Плотников (Фёдор Лавров). Чиновник из Администрации президента решил использовать Тихомирова как козла отпущения в политических играх с Правительством. Теперь экс-мэр возглавляет Министерство перспективного планирования и социально-экономического развития — самое бессмысленное из всех министерств. Однако, к удивлению многих, наивный до комизма Тихомиров берется за невыполнимую миссию — изменить жизнь россиян в лучшую сторону.
Режиссером и соавтором сценария «Последнего министра» выступил Роман Волобуев. Известный в нулевых как кинокритик, в 2010-х он перешел от теории к практике кино. В 2015-м поставил пилотный эпизод политической драмы «Завтра» — истории об оппозиционной партии, победившей на выборах так же неожиданно, как и Тихомиров, оказавшийся в самом центре аппаратных игр.
В удивительном сериале Петербург предстает волшебным пространством, в котором оживают городские легенды. Упрямо расчерченные прямые улиц рассекают двое полицейских — классический для жанра бадди-муви дуэт. Опечаленный многолетним опытом капитан Гоша Колпаков (Гоша Куценко), постоянно находящийся на грани нервного срыва субъект, тревожно переслушивающий хиты Татьяны Булановой в своей старой машине. И еще совсем зеленый Вадик Радченко (Кузьма Сапрыкин), только что перебравшийся в Петербург из Москвы к невесте Маше (Софья Лебедева) с импозантным багажом — отцом, занимающим высокое положение в органах, и мечтами о стендапе. Вместе им предстоит раскрывать чудные преступления, которые составляют городу печальную славу.
Премьера российского сериала, нашпигованного поп-культурными, литературными и киноотсылками, состоялась на фестивале стримингового контента Original+. Там же «1703» победил в двух номинациях: «Оригинальный сериал» и «Оригинальная музыка». В 2022 году режиссер сериала Сергей Сенцов выпустил короткометражку «Питерский вайб» — еще одно признание в любви Петербургу.
Стриминговый бум привлек внимание российских кинематографистов к героям с необычными — по телевизионным меркам — профессиями. Так опостылевшую галерею полицейских и бандитов пополнили медиаторы и психологи. Об одном из них, Артёме Стрелецком (Максим Матвеев), рассказывает «Триггер» — проект продюсерской компании «Среда», подарившей нам другой российский сериал «Метод». К слову, между героями этих двух шоу есть нечто общее. Они используют нетрадиционные подходы, в духе времени эмоционально холодны, язвительны и потрясающе эффективны.
Стрелецкий, не считаясь с этическими нормами, прямо указывает пациентам, что им следует делать, вмешивается в их жизнь и частенько ставит не в гипотетическую, а реальную стрессовую ситуацию. Особо опасный метод приводит к трагедии: пациент Стрелецкого Леонид (Леонид Бичевин) падает с крыши, после чего психолога признают виновным в доведении до самоубийства. Отбыв четырехлетний срок в колонии, Артём пытается вернуться к прежней жизни.
Не слишком успешный композитор из небольшого российского провинциального городка Ростислав (Дмитрий Лысенков), человек ужасно рассудительный, недавно расстался с женой. Его будущее туманно, как и карьерные перспективы. Флегматичная Арина (Евгения Борзых) преподает в музыкальной школе и отбивается от настойчивых вопросов насчет личной жизни от суетливой маменьки Анны Петровны (Людмила Артемьева), готовой в любой момент умереть от очередного фантомного сердечного приступа. Сводит эту странную парочку вместе игра — Арина выдает «Ростика» за любовь всей своей жизни при полном его попустительстве. Вся эта история оказывается сценарием, который срочно должна написать пара бывших возлюбленных.
Автор обаятельных киноисторий Виктор Шамиров в «Большей секунде» выступил не только как актер, но еще и как режиссер и соавтор сценария, над которым он работал с Ольгой Мотиной-Супоневой, исполнительницей роли Киры. Идея сериала, построенного по принципу мизанабима, то есть повествования в повествовании, принадлежит продюсеру Алексею Троцюку. Идеально сочетающая две реальности (прозаическую и поэтическую) и две тональности (комическую и трагическую), «Большая секунда», несмотря на высокий рейтинг и поразительную тонкость выделки, по-прежнему остается незаслуженно малоизвестной.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
«Оттепель» на пару с «Методом» стала провозвестником новой эпохи в истории российских сериалов, наступившей после появления стримингов. Создатель сериала Валерий Тодоровский равнялся на «Безумцев» — одно из главных шоу на американском телевидении нулевых. Его шоураннер Мэтью Вайнер, хороший знакомый Тодоровского, при работе над проектом о жизни рекламного агентства с Мэдисон-авеню вдохновлялся воспоминаниями детства, связанными с отцом. Тодоровский, сын знаменитого советского режиссера, пошел по тому же пути, создав прихотливый слепок эпохи советской «оттепели», заработавший высокие рейтинги, а заодно статус одного из лучших российских сериалов.
Главные герои — непокорные, свободомыслящие шестидесятники, так или иначе связанные с киноиндустрией. Пылкий, патетичный и вместе с тем робкий молодой режиссер Егор Мячин (Александр Яценко); вялый и циничный во всём, кроме работы, оператор и любимец женщин Виктор Хрусталёв (Евгений Цыганов); их общий любовный интерес Марьяна Пичугина (Анна Чиповская) — студентка МГУ, выбранная на одну из главных ролей в постановке комедии в духе соцреализма. Впрочем, объединяет Мячина и Хрусталёва еще кое-что — обещание их погибшему другу Косте Паршину (Фёдор Лавров) непременно поставить его последний сценарий.
В душный южный городок на красном «Мини Купере» прибывает Жанна (Ирина Горбачёва). После нескольких лет обитания в Москве она решает открыть здесь фитнес-клуб. О чём и сообщает своим старым подругам и бывшим коллегам — трудящимся по ночам на трассе чикам Свете (Ирина Носова), Люде (Варвара Шмыкова) и Марине (Алёна Михайлова). Те, устав от тупой и однообразной жизни, просятся в долю. Так начинается путь четырех девушек к лучшей доле, на котором им будут противостоять половые предрассудки, провинциальная косность, бывший сутенер Валера (Виталий Кищенко) и его племянник — бравый казак Данила (Сергей Гилев).
Созданные Эдуардом Оганесяном «Чики» стали одним из самых просматриваемых сериалов платформы more.tv. Примечательно, что в нём приняли участие сразу два актера, получивших широкую известность благодаря видеоблогу. Речь, разумеется, об Ирине Горбачёвой и Антоне Лапенко, сыгравшем мягкого полицейского Юру.
Крыша Дворца спорта в Петербурге рушится, погребая под собой несколько десятков людей. Вести расследование о нарушениях поручают Сергею Градову (Александр Робак) — скалоподобному следователю, известному своей неподкупностью и профессионализмом. Главного подозреваемого Крюкова (Геннадий Смирнов), главу строительной компании и кандидата в мэры города, привлечь к ответственности не удается. Одновременно Градов узнает о болезни любимой женщины Марины (Анна Михалкова), которой срочно требуется операция по пересадке печени и последующее лечение. Страх потерять ее заставляет следователя начать опасную многошаговую игру. Ради спасения жизни Марины он готов пойти на вымогательство, подлог и даже убийство.
Оправдывающий название амплитудной драматургией «Шторм» родился в творческом союзе режиссера Бориса Хлебникова и сценаристки Натальи Мещаниновой, подарившем нам «Аритмию». Сериал, приятно удививший неоднозначностью главного героя, победил в пяти номинациях премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (в том числе за лучшую режиссуру и лучший сценарий).
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Гоша (Макар Хлебников) — обычный московский подросток из необычной семьи. Его маменька (Александра Урсуляк) активно усыновляет детей при не слишком активном согласии флегматичного мужа (Алексей Агранович). На очереди в семью Виталик — мальчик, склонный к немотивированной агрессии. Впрочем, его «трудность» вызывает у матери семейства только прилив энергии, которой на Гошу совсем не остается. Привыкший сублимировать агрессию в шутки, парень неожиданно находит спасение в стендапе. Делиться грустью с незнакомцами оказывается легче, чем поговорить с собственной мамой.
Еще один сериал, созданный при участии Натальи Мещаниновой, которая на этот раз выступила в качестве не только соавтора сценария, но и режиссера всех эпизодов. Для Макара Хлебникова, сына режиссера Бориса Хлебникова, сыгравшего в сериале Гошу, эта роль стала первой главной в карьере. Готовясь к роли, он выступал на открытых микрофонах. Шутки для Гоши написал комик Женя Сидоров, появляющийся в нескольких эпизодах наравне с Сашей Малым и Михаилом Кострецовым.
Еще одна — после «Триггера» — удачная и отмеченная высокими оценками критиков вылазка кино на территорию психотерапии, предпринятая режиссером Фёдором Бондарчуком, для которого «Псих» стал первым сериалом, созданным совместно с актрисой Паулиной Андреевой, написавшей к нему сценарий.
Протагонист, психотерапевт Олег (Константин Богомолов), в духе времени сам не в ладах с головой. Не склонный к эмпатии, раздражительный и циничный, он всё с большим трудом контролирует себя во время сеансов. Галерея лиц пациентов — сплошь представителей высшего класса — бесконечно утомляет Олега. Его неврозы обострились после того, как год назад таинственно исчезла его жена Марина (Евгения Громова). Полиция и родственники подозревают Олега в убийстве, а сам он терзается чувством вины и видит жену во снах. Кажется, ему самому нужна скорая психологическая помощь.
«Ласт квест» знаменовал еще один большой сериальный дебют. Пётр Фёдоров, прежде известный главным образом как актер, написал, поставил, смонтировал целый сериал, родившийся из его же короткого метра, и даже написал к нему музыку. Работа над проектом заняла несколько лет, в течение которых Фёдоров практически не снимался. В отличие от оригинального короткого метра, где главную роль сыграл Александр Яценко, в сериале образ протагониста — серого эвримена, раскрашивающего унылую повседневность наркотической зависимостью — воплотил сам Федоров.
«Особенность» героя проявляется в монтаже — то параллельном, то конфликтном, то степенном. Олег занимается сделками с недвижимостью, нетерпеливо выслушивает отповеди религиозно настроенной жены Лены (Александра Серзина) и лишь изредка вспоминает о сыне Егоре (Максим Матузный). Всё это лишь короткие остановки на пути к главной цели — наркотическому полусну, в котором он закрывается от мира. Однажды Олег отправляется с сыном на машине за очередной закладкой, а вернувшись из леса, обнаруживает, что Егор исчез.
Годы проходят, сменяются поколения, а овеянные мифами 1990-е продолжают оставаться точкой притяжения для российского кино и сериалов. «Лада Голд» тренд поддерживает, но делает это по-особому, связывая с событиями ушедшей эпохи настоящий момент и превращая повествование в сказочный нарратив.
Та самая «Лада Голд» — на вид ничем не примечательна. Но под ней скрывается чистое золото! Машину по заказу Мидаса (Павел Прилучный), криминального авторитета с нарочито говорящим псевдонимом, выковали где-то в глубинах АвтоВАЗа. Мидас оказался в тюрьме благодаря работе капитана милиции Огурцова (Иван Фоминов), а теперь он умер. Причем почти одновременно с Огурцовым, который когда-то умыкнул у Мидаса машину и перекрасил ее. С этим непростым наследием приходится разбираться внукам: Артуру (Роман Евдокимов), только вернувшемуся из Европы, и Паше (Эльдар Калимулин). Они сбегают из города на старенькой «Ладе», преследуемые коллегами Мидаса со всей России.
Жора Крыжовников оставил заметный след на российском телевидении еще до выхода «Слова пацана», выпустив в 2018-м драмедийный сериал «Звоните ДиКаприо!». Тогда режиссер удивил если не всех, то многих, ожидавших увидеть, вероятно, нечто в духе его предыдущих хитов — дилогии «Горько» и «караоке-комедии» «Самый лучший день». Вместо этого Крыжовников в слегка изменившемся стиле впервые в истории русских сериалов всерьез говорит о ВИЧ.
Рассказывая историю падения популярного актера Егора Румянцева, сыгранного Александром Петровым, имя которого уже стало к моменту выхода сериала нарицательным, Крыжовников еще и едко иронизирует над миром кино. Румянцев чванлив, тщеславен и нахален. Он неизменно груб с режиссерами, коллегами и собственным братом Львом (Андрей Бурковский), безуспешным актером, подрабатывающим ведущим на кабельном канале. Ощущение всемогущества покидает Егора после того, как он узнает, что болен ВИЧ-инфекцией. Впереди герой видит только пустоту, в которую с радостью окунается. А у Льва неожиданно появляется возможность заменить брата в роли врача в популярном медицинском процедурале.