Слэшер, свадьба и коррупция: 10 лучших казахских комедий
В 2010-х кинематографисты Казахстана обратились к народным комедиям — и не прогадали. Излюбленные мотивы — кризис семьи, социальный разрыв между аулом и столицей, судьба келинок (невесток) — стали благодатной почвой для режиссеров (многие из которых — бывшие кавээнщики), а также залогом кассового успеха. В этой подборке вы найдете казахские комедии на любой вкус: от беззубых свадебных историй до злободневных комедий о коррупции.
Также предлагаем вам обратить внимание на 10 достойных казахских сериалов.
«Жаным, ты не поверишь!» начинается как «Шрек 2». Беременная жена и подступающий страх отцовства — словом, хочется бросить всё и отправиться с друзьями, как в старые добрые, на рыбалку. Поначалу беззаботное мальчишеское приключение оборачивается для Дастана и его товарищей — неудавшегося бизнесмена и участкового полицейского — резней с отлетающими головами, брызжущей во все стороны кровью и маньяком-убийцей.
Экшен-хоррор, семейная комедия, казахский колорит и даже цитаты из Ким Ки Дука формируют вселенную картины Ернара Нургалиева, вышедшей в 2019 году. По словам создателей, «Жаным, ты не поверишь!» — в первую очередь эффектный коммерческий проект. Однако, к удивлению режиссера и всей команды, картину ждала удачная фестивальная история: фильм открывал киносмотр в Сиднее, а в Торонто лента завоевала три награды.
«Келинка Сабина» — бодрый дебют режиссера и актера Нуртаса Адамбая. Молодая столичная девица Сабина мечтала уехать на Jumeirah Beach с «шейхом» Джонни. Только в реальности Джонни оказался пастухом Джанибеком, а Jumeirah Beach — поселком Жугеры.
Кинематографическая судьба Сабины похожа на историю комедийных персонажей британского комика Саши Барона Коэна: родившись в коротких «видеодневниках» на YouTube, спустя два года героиня перекочевала на больше экраны. Только, в отличие от Коэна, органично перевоплощающегося в британских рэперов и казахских журналистов, Адамбай работает с комедией иначе. Его Сабине будто бы не обязательно верить: комичными становятся сами ситуации, в которые попадает героиня, а также тот факт, что в женском образе предстает мужчина. К слову, Коэна в Казахстане жутко невзлюбили, виной всему оскорбительная репрезентация страны в «Борате».
Азамат — молодой аферист, работающий днем и ночью для того, чтобы обеспечить себе роскошную жизнь в столице. И всё бы хорошо, только Азамат решил надурить не тех людей и перешел дорогу местным мафиози. Теперь герою придется вернуться в Алматы и за считанные дни найти крупную сумму денег. В это же время близкий друг Азамата, успешный бизнесмен Тимур, собирается жениться на любимой. Однако череда неожиданных и порой комичных обстоятельств, а также прошлое Азамата ставят торжество под угрозу.
Режиссером «Свадьбы на троих» выступил Аскар Бисембин — бывший кавээнщик и сценарист российских и казахских сериалов («Папины дочки», «Бажалар»). Заручившись поддержкой талантливых артистов, а также собственным чувством юмора, Бисембин дебютировал с первым полнометражным фильмом. «Свадьба на троих» была положительно встречена зрителями и за первую неделю проката собрала более 470 тысяч долларов.
Мем «ожидание/реальность» вышел из-под контроля. Молодой чиновник и по совместительству мажор Азамат идет на повышение: впереди Нур-Султан и престижная должность. Родители, невеста и сам Азамат на седьмом небе от счастья. Только вот руководство сменилось, и вместо столицы героя отправляют в поселок Таза-Булак. Связи отца, туфли Gucci, образование в Массачусетском университете, которому бы позавидовали в любой части света, теряют значение в глухом ауле. Герою предстоит самостоятельно наладить контакт с местными, выучить казахский язык и пересмотреть собственные ценности, что в конечном итоге окажется самым важным во всей комедии.
«Аким» — триумф Нуртаса Адамбая, ставшего не только режиссером фильма, но и сценаристом, продюсером, а также исполнителем главной роли. Съемки в селе Саты заняли всего 17 дней. По словам режиссера, съемочная команда замечательно провела время и была встречена местными жителями с особым гостеприимством.
Студент Кайрат подрабатывает официантом, но мечтает стать настоящим предпринимателем. Денег нет, опыта тоже — только большое желание. Встреча с местным «рокфеллером» и его сыном-зумером, не знающим ни собственного языка, ни традиций, наводит героя на неожиданную идею. А что будет, если создать детский этнолагерь? Аул, национальная кухня, песни на родном языке — минимум вложений, максимум пользы. Однако оказалось, что городские подростки с айфонами в руках и Скриптонитом в ушах не настроены на возвращение к «истокам».
«Каникулы off-line» — во всех смыслах летнее кино. Забавная троица в исполнении Мейргата Амангелдина, Бекзата Елеусизова, Еламана Есентаева и очаровательные дети, каждый со своим характером и историей, на фоне живописных степей. Это и первая влюбленность, и попытка сепарации от родителей, и подростковая грубость — неумелым вожатым придется проявить особенную чуткость и повзрослеть вместе с детьми. Комедийный фильм Руслана Акуна был успешен в прокате и получил два сиквела.
Злые языки говорят, что женской дружбы не бывает. Однако многодетная мать Асель, телеведущая Дамира, полисвумен Аружан и банкирша Аля дружат с детства и каждый месяц скрепляют близкие и доверительные отношения посиделками в любимом кафе. Героиням уже давно перевалило за 30, жизнь стала сплошной рутиной, а мужья, скажем прямо, жутко достали. Тогда девушки решают уйти в барный отрыв и разорвать оковы домашнего хозяйства, работы и ответственности, возложенные на них патриархальным обществом. Только героини даже не подозревают, что наутро проснутся в пятизвездочном турецком отеле, — и это только начало большого приключения.
Фильм Самал Смагаловой «Достучаться до мужчин» прогремел в прокате и стал «первым казахским фильмом, снятым женщинами и о женщинах». Сценаристка и исполнительница одной из главных ролей Мира Добрынина говорит, что особенность картины в том, что в героинях можно узнать и себя, и подругу, и коллегу, и даже соседку. Такое коллективное узнавание придает фильму по-настоящему революционный задел, по крайней мере в рамках казахских комедий. Пока Нуртас Адамбай строит комическое на карикатуре на женщин («Келинка Сабина»), на экране рождается казахский систерхуд.
«Вакцина от коррупции» Тимура Дулатова — злободневная комедия, снятая по горячим следам COVID-19 и уликам паразитирующей в Казахстане коррупции. После обнаружения опасного «Коррупцевируса 22» ученые изобретают вакцину. Как уничтожить хитрого паразита, когда его распространение лишь набирает обороты? Времени проверять на крысах нет. Ученые решают как можно скорее найти двух подопытных. Богач и бедняк, коррупционер и честный человек, прокурор и директор дома престарелых. Что окажется сильнее: вирус или воля человека?
Комедийный жанр всегда был пространством для критики и препарирования социальных проблем. Вспомним хотя бы недавние хиты «Треугольник печали» Рубена Эстлунда или «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса. Эти фильмы объединяет зубастая, но вместе с тем заигрывающая со зрителем интонация, с помощью которой режиссеры говорят на важные темы. Несмотря на небольшие бюджеты и незатейливую по сравнению с каннскими лауреатами режиссуру, казахские авторы не отказываются от критического задела, будь то о коррупции, положении женщин или разрыве между аулом и столицей.
В центре комедийного фильма — история 60-летнего отца семейства Манарбека и его четверых детей, которые друг за другом покидают семейное гнездо. И всё бы хорошо, только сын женился на армянке, первая дочь вышла замуж за русского, а вторая — за корейца. Манарбек, скрепя сердце, принял выбор детей, однако в душе надеялся, что младшая, красавица Булбул, найдет себе спутника среди казахов. Однако и она подведет консервативного отца: получив европейское образование, девушка возвращается домой с возлюбленным-иностранцем.
В основе картины Алена Ниязбекова лежит французская комедия «Безумная свадьба» об отце, зятьями которого стали араб, еврей, китаец и ивуариец. Ситуация анекдотичная, однако метко указывающая на проблемную точку Франции — сосуществование мультикультурного общества и ксенофобии. Взяв французский сюжет и казахстанский контекст, Ниязбеков сделал яркое высказывание о важности толерантности и принятия близких.
Оскар оказался в серьезной экономической западне. Для того чтобы решить проблемы, он построил финансовую пирамиду и разом заработал внушительную сумму. Однако сладкая и беззаботная жизнь продлилась недолго: местные мафиози во главе с устрашающим Продюсером начинают охоту на Оскара, а его лучший друг Макс проигрывает все полученные деньги в казино. Удастся ли героям выпутаться из долгов и сохранить при этом жизнь?
«Должник» — лихой дебют режиссера и сценариста Расула Шарафеддинова. По словам автора, идея картины родилась еще в 2010 году, однако съемки постоянно откладывались, а сценарий переписывался. Итоговый вариант «Должника» вышел на экраны в 2022 году и получил положительные отзывы зрителей: смесь криминала и комедии, а также простой, но ясный посыл — «не стоит влезать в долги, а уж если так случилось, то нужно как можно скорее всё вернуть» — сделали свое дело.
Свадьба — всегда большой праздник. При условии, что счастливы все, включая родителей молодоженов. Отец и мать невесты — жители столицы, мечтавшие для дочери об обеспеченном и образованном муже. Подошел бы, например, отпрыск чиновника. Родители жениха — провинциалы, надеющиеся, что сын найдет скромную девушку, знающую все местные традиции. Однако, как это часто бывает, жизнь сложилась с точностью до наоборот: получившая заграничное образование Диана влюбляется в фермера из аула Данияра. Ради детей мамам и папам придется найти общий язык.
В центре ленты «Кудалар» вновь поистине «сентиментальный» конфликт: город ополчился против деревни, а природа не ужилась с разумом. Режиссером комедийного фильма выступил Нуртас Адамбай, который также исполнил одну из главных ролей, перевоплотившись в Жанет — эксцентричную владелицу финансовой корпорации и строгую мать невесты. Производством фильма занималась студия Nurtas production, известная благодаря комедийным работам «Побег из аула. Операция Махаббат», «Я — жених» и другим казахским хитам проката.