Семнадцать мгновений тепла: 10 весенних фильмов
Зимние холода наконец подходят к концу, и весна вот-вот распахнет свои объятия. Кинематографисты не раз запечатлевали на экране смену сезонов, подчеркивая, что именно это время стимулирует пробуждение нежных чувств. 1 марта собрали 10 картин, которые лучше всего погружают в весеннее настроение.
На дворе весна, на фоне песня о Заречной улице, в центре повествования — молодая выпускница педагогического вуза. Таня (Нина Иванова) приезжает в город металлургов, чтобы учить русскому языку и литературе взрослых. Вместо привычных школьников перед ней сидят мужчины и женщины, которые работают на местном комбинате. За девушкой тотчас начинает ухаживать настырный Саша (Николай Рыбников), но попытки весельчака добиться внимания не впечатляют учительницу. Вскоре молодой человек понимает, что всерьез влюбился, а Таня, в свою очередь, постепенно узнает своего ученика с новой стороны.
Картины Марлена Хуциева отражают новую советскую эпоху и открывают следующую главу отечественного кинематографа. Как и другие работы мастера, лента фиксирует перемену в воздухе: прошло время сталинских фильмов, в кино пришло свежее дыхание. Герои теперь плывут по течению повседневности и рефлексируют по поводу постоянно меняющегося мира вокруг. Ведь с оттепелью в обществе наступает весна и в кино: с экранов бьется жизнь, и свежий ветер распахивает окна для невозможных прежде историй.
Девушка с короткой стрижкой идет вприпрыжку по улицам Парижа. Амели (Одри Тоту) — жительница Монмартра, официантка в кофейне и главная мечтательница в округе. Чудачка не прочь вмешиваться в чужие дела и менять ход событий, но сама, увы, боится выйти из безопасного мира фантазий и открыться миру. Всё меняется, когда барышня обменивается взглядами с парнем (Матьё Кассовиц) в метро и подбирает его таинственный альбом с фотографиями.
Волшебство пронизывает фильм так же, как в первые весенние дни: сутки становятся длиннее, лучи солнца теплее, а люди вокруг улыбчивее. Чудачка-героиня мисс Пулен заставляет зрителя взглянуть на мир под другим ракурсом. Мнения о классике Жан-Пьера Жёне сильно разнятся: для одних «Амели» — незатейливая романтическая комедия, для других — великий фильм и бесценная возможность сбежать от повседневности в настоящую французскую сказку.
В французский город прибывает Виенн (Жюльет Бинош) — молодая женщина с шестилетней дочерью и тайным рецептом самых вкусных шоколадных конфет. По приезде героиня открывает собственную лавку, куда местные жители начинают ежедневно наведываться. Всех манят волшебный вкус сладостей и утешительные слова Виенн — новоприбывшая, как никто другой, слушает посетителей и раздает ценные советы. Однажды в двери мадемуазель стучится любовь: мужчина Ру (Джонни Депп) околдовывает кондитерку с такой же силой, с какой запах шоколада пленит горожан.
Пусть действие начинается в спокойный зимний день, с приездом яркой Виенн в жизни местных наступает символическая весна. Своими яркими одеяниями героиня привносит цвет в серую рутину, сладостями помогает забыть повседневные тяготы, а душевной добротой вселяет в посетителей ощущение спокойствия. Неудивительно, что история замыкается на Пасхе — главном празднике сезона, способном примирить и собрать горожан вместе.
Любой намек на страсть исчез из брака Кей (Мэрил Стрип) и Арнольда (Томми Ли Джонс). Супруги вместе уже более 30 лет, но их отношения напоминают совместное проживание двух соседей. Кей отчаянно желает вернуть прежнюю искру и находит специалиста по проблемам семейных союзов. После долгих уговоров муж все-таки соглашается на терапию. Вместе героям предстоит довериться специалисту, заново влюбиться друг в друга и дать второй шанс семье.
«Весенние надежды» — нежная картина о том, что увядшие чувства еще имеют шанс на возрождение. На первый взгляд кажется, что фильм Дэвида Фрэнкела предназначен исключительно для тех, кому за 40. Но не спешите сбрасывать ленту со счетов: с реалиями, которые она подсвечивает, может столкнуться каждый, вне зависимости от возраста. Фильм вселяет надежду, что холода (за окном или в отношениях) обязательно закончатся и непременно наступят теплые весенние дни.
В городе ангелов встретились два мечтателя: Миа (Эмма Стоун) — бариста с грезами о Голливуде и Себастьян (Райан Гослинг) — ярый поклонник джаза. Молодые люди влюбляются, съезжаются, идут рука об руку к успеху. Любовь подпитывает каждого творца до тех пор, пока не приходится сделать самый сложный выбор в жизни.
Музыкальную шкатулку Дэмьена Шазелла хочется открывать каждый раз, когда ощущаешь дефицит романтики. Два путника сливаются в танце, и каждое их движение наполнено жизнью, но ведет к неизбежному финалу — и фильма, и любви. Отношения Миа и Себастьяна развиваются на протяжении всех четырех сезонов. Весенняя цветовая гамма знаменует начало отношений героев: от легкой неприязни до поцелуя в обсерватории — всё это происходит в теплую пору. Обратите внимание, как весной в фильме преобладают желтые, фиолетовые и зеленые оттенки — цвета перемен и гармонии. Именно это ощущали Миа и Себастьян в первые дни романа, именно это чувствует каждый с окончанием зимы.
Преподавательница философии Жанна (Анн Тейседр) остается без крыши над головой. Вместо того чтобы ночевать в неубранной квартире уехавшего из города жениха, героиня отправляется в собственное жилье. Увы, и здесь нет возможности перекантоваться — в студии временно живет кузина Жанны. Девушка оказывается на вечеринке, где знакомится с Наташей (Флоранс Дарель), готовой предоставить новой знакомой комнату в своей квартире. Так начинается теплая дружба. Но вскоре Жанна узнает, что подруга желает свести ее с отцом, поскольку не одобряет его нынешнюю девушку.
«Весенняя сказка» — первый фильм из цикла Эрика Ромера «Сказки четырех времен года». Каждая часть связана с определенным сезоном, который задает тон истории. Весна здесь — метафора обновления и перемен. Декорации холодных парижских квартир почти сразу сменяются теплотой загородного дома, где разворачиваются важные эпизоды. Вишневые деревья в цвету, свежая зелень под ногами, согревающее дуновение ветра — природа в картине Ромера не меньше долгих разговоров помогает передать настроение и внутренние переживания героев.
Поэтическое полотно о мальчике и мудром старике — пожалуй, самая известная работа корейского гения. Ким Ки Дук напоминает зрителям, что точно так же, как один сезон сменяет другой, всё в мире повторяется и однажды возвращается на круги своя. «Весна, лето…» — кино терапевтическое и проникающее под кожу, а окружающая красота в нем куда важнее содержания.
Дом-пагода посреди озера. Здесь проживают монах и мальчик, который учится у наставника понимать природу и буддийскую философию. Однажды идиллия героев рушится — в монастырь приезжает девушка, которая тотчас очаровывает юношу. Предупреждения старика об опасности страсти не останавливают героя. Времена года идут одно за другим, всё понемногу меняется и вновь возвращается к началу. Никто из нас не в силах остановить круговорот жизни.
Весна — пора любви, а значит, подходящее настроение нужно искать в фильмографии Ричарда Кёртиса — одного из главных романтиков Голливуда. Если «Реальную любовь» традиционно включают в декабрьские холода, то «Ноттинг Хилл» определенно создан для просмотра весной. Дело не только в распускающихся, как цветы, чувствах героев, но и палитре фильма: благодаря гардеробу Джулии Робертс и архитектуре района в картине преобладают нежные и теплые цвета.
Жизнь владельца книжного магазина (Хью Грант) переворачивается с ног на голову, когда порог здания переступает известная актриса (Джулия Робертс). Скуке и серым будням приходит конец, роман с кинозвездой привносит необходимые краски и толпу папарацци. Но сумеют ли два человека из совершенно разных миров сохранить хрупкое счастье?
Снятый по мотивам романа Дэниела Уоллеса «Большая рыба: Роман о мифических пропорциях», фильм погружает зрителей в сказочное повествование. Эд Блум (Альберт Финни и Юэн МакГрегор) всегда рассказывал невероятные истории о ведьмах, великанах и прочих причудливых созданиях. Его сын Уилл (Билли Крудап) видит в отце лишь обычного выдумщика. Когда Эд начинает умирать, молодой парень решает воссоздать прошлое отца с помощью фантастических сюжетов и разобраться наконец, где заканчивается правда и начинается поток небылиц.
Фильм Тима Бёртона пронизан мягким светом, который неизбежно рождает мысли о весенней поре. Весна словно бы запечатана в картину главного сказочника Голливуда, как в бутылку. Стоит только открыть сосуд, и зритель в миг переносится в сезон звонких трелей и капелей. «Крупная рыба» предстает не только коллекцией удивительных легенд и оживших фантазий человека, но и собранием живописных пейзажей — чего стоит только поле цветущих желтых нарциссов. Продолжая традицию Амели Пулен, Эд Блум учит людей простой магии — находить волшебство в мелочах и ни в коем случае не переставать мечтать.
Зак (Зак Готтзаген) — парень с синдромом Дауна, пациент лечебницы. Юноша сбегает из больницы, чтобы исполнить мечту и стать профессиональным рестлером. На другом конце города находится Тайлер (Шайа ЛаБаф) — рыбак и аферист в одном лице, который прячется от недоброжелателей и держит путь во Флориду. Эти два совершенно разных человека становятся одной командой и отправляются в большое путешествие.
Как и большинство фильмов списка, «Арахисовый сокол» источает добро и жизнелюбие. Герои дружат, попадают в передряги, ищут себя. Подобное приключение может случиться в любое время года как в кино, так и в жизни. Но дебют Тайлера Нилсона и Майка Шварца напоминает о поздней весне: в воздухе витают нотки предстоящего безделья, в груди зарождаются новые чувства, а впереди маячит что-то по-настоящему светлое.